Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 6 страница. 3.7. Эвристические методы экономического анализа




3.7. Эвристические методы экономического анализа

В экономическом анализе наряду с экономико-математическими и математико-статистическими методами находят свое применение и эвристические методы, основанные на результатах опыта и интуиции. В переводе с греческого (heurisko – нахожу) это означает "искусство нахождения истины".

Эвристические методы, применяемые в экономическом анализе, представляют собой неформализованные способы "нахождения истины", решения аналитических задач, связанных со сложившейся хозяйственной ситуацией, на основе интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и т.д. К эвристическим приемам, применяемым в экономическом анализе для количественного измерения текущих хозяйственных событий и для прогнозирования, относятся:

- градиентные методы,

- методы адаптационной оптимизации и адаптационного контроля,

- метод группового учета аргументов,

- методы экспертных оценок,

- методы имитации, обучения, распознавания образов и др.

Более подробно эти методы изучаются в курсе «Прогнозирование развития отрасли», поэтому остановимся на наиболее распространенных из всех перечисленных - экспертных оценках. Они применяются в тех случаях, когда нет достаточной информации для изучения того или иного хозяйственного явления и для установления факторов, вызвавших те или иные отклонения обобщающих показателей. Объективные заключения по изучаемым вопросам формулируются на основе индивидуальных оценок специалистов-экспертов, имеющих опыт и знания по анализируемым проблемам.

Чаще всего экспертный метод используется для получения оценок тех параметров, по которым нет достаточно достоверной информации. К ним прибегают, когда проблема детально не исследована и нет четко обозначенных связей прогнозируемого явления с главными факторами его развития в перспективе, когда сведения об этих факторах приблизительны. В такой ситуации исключена возможность подхода к разработке прогноза на основе использования формальных методов прогнозирования, так как адекватно описать исследуемый процесс затруднительно.

Экспертные методы могут быть основаны на получении мнений как отдельных лиц (индивидуальные оценки экспертов), так и коллектива компетентных специалистов. При индивидуальных экспертных оценках широко используются ранжированные, балльные оценки, парные сравнения и др. Наибольшее распространение получила коллективная форма экспертного опроса, так как это позволяет выявить наиболее устойчивые и поэтому близкие к истине точки зрения или решить проблему поиска квалифицированного эксперта, одинаково хорошо знающего все тонкости какой-то, пусть даже узкой, научной проблемы. Оперирование коллективным мнением позволяет избежать ведомственного субъективизма и более независимо оценить явление или процесс.

Экспертные опросы могут проводиться методом открытого обсуждения выдвинутых проблем или опросом каждого эксперта, заполняющего анонимную анкету. Соблюдение взаимной анонимности экспертов является непременным условием метода Дельфи (или дельфийской техники) - анонимный опрос экспертов в несколько туров и их ознакомление с итоговыми результатами экспертизы после каждого тура опроса. Такой порядок работы обеспечивает возможность эксперту подтвердить высказанную им ранее точку зрения или отказаться от нее и присоединиться к мнению большинства специалистов. Закрытый характер опросов исключает прямые контакты экспертов, а также дискуссии между ними и организаторами опросов. Таким образом, уменьшается влияние на принятие окончательного решения эксперта некоторых психологических факторов, таких как авторитет коллег, служебное положение отдельных экспертов, боязнь высказать парадоксальную идею и оказаться белой вороной, нежелание в присутствии именитой аудитории отказаться от прежнего мнения и др.

Важной представляется роль экспертного метода при выявлении поведения потребителей на рынке услуг, их отношения к тем или иным каналам обслуживания. На базе таких сведений можно обосновать, каким путем в перспективе будут реализовываться потребности населения в приобретении разнообразного имущества.

Вопросы для проверки

1. Какие виды методов сравнения применяются в экономическом анализе? Какие цели при этом достигаются?

2. Перечислите этапы многомерного сравнительного анализа.

3. В чем отличие текущих, прогнозных и дефлированных цен?

4. Какие инфляционные индексы используются для приведения цен к сопоставимому виду?

5. Как привести показатели к сопоставимому виду?

6. Перечислите основные правила составления аналитических таблиц.

7. Какие виды графиков и диаграмм бывают, для чего используются?

8. Для чего используется метод группировки?

9. Для чего используется балансовый метод анализа?

10. Как выглядит товарный баланс?

11. Что составляет содержание аналитического отчета?

12. Дайте характеристику основным методам эвристического анализа

Тема 4. Методологические основы факторного анализа

4.1. Понятие, типы и задачи факторного анализа.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Факторный анализ может производиться разными способами:

- прямой факторный анализ - исследование ведется дедуктивным способом — от общего к частному.

- обратный факторный анализ - исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции— от частных, отдельных факторов к обобщающим.

Факторный анализ также может быть:

- одноступенчатым - для исследования факторов только одного уровня подчинения без детализации на составные части.

- многоступенчатым - проводится детализация факторов на составные элементы с целью их дальнейшего изучения и оценки влияния факторов второго и последующих уровней на общий результат.

В зависимости от времени влияния факторов выделяют:

- статический - применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату.

- динамический - методика исследования причинно-следственных связей в динамике, с учетом того времени реакции.

Последовательность проведения факторного анализа:

1. Отбор факторов для анализа исследуемых результативных показателей (на основе теоретических и практических знаний, приобретенных в этой отрасли). Чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа, но если комплекс факторов рассматривается без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то вы­воды могут быть ошибочными

2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию влияния на результаты хозяйственной деятельности.

3. Определение формы зависимости и моделирование взаимосвязей между факторными и результативными показателями.

4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

5. Работа с факторной моделью - практическое ее использование для управления экономическими процессами (для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении производственной ситуации).

При изучении связи между факторами и результатами их взаимодействия принято выделять две схемы связи: детерминированную (определенную) и стохастическую (вероятностную). Суть детерминированной системы (латинское determinare -"детерминировать" означает "определять") состоит в том, что выходы из нее (результаты действия, конечные состояния и т.д.) однозначно определяются оказанными на нее управляющими воздействиями. Такие системы могут быть простыми и сложными.

Детерминированной системе противопоставляется вероятностная система, выходы из которой не однозначно, а лишь случайным образом зависят от входов. Применительно к нашему исследованию, вероятностная система со стохастическим моделированием (греческое stochasticos - "умеющий отгадывать" - переводится обычно как "случайный, вероятностный").

В основе стохастического моделирования факторов, имеющих вероятностный характер, лежит учет всего комплекса реальных взаимосвязей факторов (как прямых, так и обратных) и отражение в обобщенном виде ожидаемого изменения результата при изменении каждого отдельного фактора в общей их совокупности. Стохастическое моделирование осуществляется с использованием приемов корреляционного и регрессионного анализа, основанных на выборочном наблюдении. При корреляционных связях между факторами и результатом их взаимодействия, между причиной и следствием нет строгого соответствия, а наблюдается лишь соотношение, проявляющееся в среднем.

4.2. Моделирование факторных систем

В анализе экономического состояния и предприятия применяется расчленение проблемы или ситуации на более мелкие вопросы. Это позволяет применить к исследованию логическую процедуру, которая представляет собой моделирование.

Моделирование –способ теоретического анализа и практических действий, направленный на разработку и использование моделей. Модель - образ реального объекта в материальной или идеальной форме, отражающей существенные свойства моделируемого объекта и заменяющий его в ходе исследования и управления. Важно, чтобы модель была адекватной, т.е. соответствовала моделируемому объекту или процессу по тем свойствам, которые считаются существенными для исследования.

Общая схема процесса моделирования состоит из 4 этапов:

1. Конструирование другого объекта – модели исходного объекта оригинала (любая модель замещает оригинал в строго-ограниченном смысле)

2. Модель выступает как самостоятельный объект исследования - конечным результатом этапа является совокупность знаний о модели в отношении существенных сторон объекта–оригинала, которые отражены в данной модели

3. Перенос знаний с модели на оригинал

4. Проверка полученных с помощью модели знаний и их использование как для построения общей теории реального объекта, так и для его целенаправленного преобразования.

В экономическом анализе используются главным образом математические модели изучаемых явлений или процессов. Математическое моделирование экономических явлений и процессов является важным инструментом экономического анализа. Оно позволяет получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи.

При экономико-математическом моделировании часто возникает ситуация, когда изучаемая экономическая система имеет слишком сложную структуру, еще не разработаны такие математические методы, схемы, которые охватывали бы все основные особенности и связи подобной системы, например такой, как экономика предприятия в целом, в ее динамике и развитии. Возникает необходимость упрощения изучаемого объекта, исключения и анализа некоторых его второстепенных особенностей с тем, чтобы подвести эту упрощенную систему под класс уже известных структур, поддающихся математическому описанию и анализу. При этом степень упрощения должна быть такой, чтобы все существенные для данного экономического объекта черты в соответствии с целью исследования были включены в модель.

Важным моментом первого этапа моделирования является четкая формулировка конечной цели построения модели, а также определение критерия, по которому будут сравниваться различные варианты решения. В экономическом анализе такими критериями могут быть: наибольшая прибыль, наименьшие издержки производства, максимальная загрузка оборудования, производительность труда и др. В задачах математического программирования такой критерий отражается целевой функцией. В задачах факторного моделирования - результирующим показателем модели.

При постановке задач математического программирования обычно предполагается ограниченность ресурсов, которые необходимо распределить на производство продукции. Поэтому очень важно определить, какие ресурсы являются решающими для изучаемого процесса и в то же время лимитирующими, и включить их в модель в виде параметров.

Не для всякой экономической задачи нужна собственная модель. Некоторые процессы с математической точки зрения однотипны и могут описываться одинаковыми моделями. Например, в линейном программировании, теории массового обслуживания и других существуют типовые модели, к которым приводится множество конкретных задач.

Вторым этапом моделирования экономических процессов является выбор наиболее рационального математического метода для решения задачи. Например, для решения задач линейного программирования известно много методов: симплексный, потенциалов и др. Лучшей моделью является не самая сложная и самая похожая на реальное явление или процесс, а та, которая позволяет получить самое рациональное решение и наиболее точные экономические оценки. Излишняя детализация затрудняет построение модели, часто не дает каких-либо преимуществ в анализе экономических взаимосвязей и не обогащает выводов. Излишнее укрупнение модели приводит к потере существенной экономической информации и иногда даже к неадекватному отражению реальных условий.

Третьим этапом моделирования является всесторонний анализ результата, полученного при изучении экономического явления или процесса. Окончательным критерием достоверности и качества модели являются: практика, соответствие полученных результатов и выводов реальным условиям производства, экономическая содержательность полученных оценок. Если полученные результаты не соответствуют реальным производственным условиям, то необходим анализ причин несоответствия. Такими причинами могут быть: недостаточная достоверность информации, а также несоответствие используемых математических средств и схем особенностям и сущности изучаемого экономического объекта. После того, как причина определена, в модель должны быть внесены соответствующие коррективы, и решение задачи повторяется.

Построение, или моделирование, конечной факторной системы для анализируемого экономического показателя хозяйственной деятельности можно осуществить как формальным, так и эвристическим путем на основе качественного анализа сущности экономического явления, отражаемого через данный результативный показатель.

При моделировании необходимо выполнять ряд требований:

- показатели, включаемые в модель, должны иметь определенный выраженный характер, реально существовать, а не быть абстрактными образами.

- факторы должны находить в причинно-следственной связи с результатом, а не быть простым математическим соотношением

- все показатели должны быть количественно измеримы и обеспечиваться возможностями учета

- факторная модель должна обеспечивать возможность измерения влияния отдельных факторов

Основным методом, используемым для моделирования является систематизация, т.е. взаимосвязанное изучение факторов с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и соподчиненности. Одним из способов систематизации факторов является создание детерминированных факторных систем. Создать факторную систему — значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находящихся с ним в функциональной зависимости (Рисунок 6). Развитие детерминированной факторной системы достигается, как правило, за счет детализации комплексных факторов. Элементные (в примере — количество рабочих, количество отработанных дней, продолжительность рабочего дня) не раскладываются на сомножители, так как по своему содержанию они однородны.

Рисунок 6 - Детализация факторов в детерминированном факторном анализе

Обычно детерминированные системы охватывают наиболее общие факторы. Между тем исследование более конкретных факторов в АХД имеет существенно большее значение, чем общих. Конкретные факторы находятся, как правило, в стохастической зависимости с результативными показателями.

Большое значение в исследовании стохастических взаимосвязей имеет структурно-логический анализ связи между изучаемыми показателями. Он позволяет установить наличие или отсутствие причинно-следственных связей между исследуемыми показателями, изучить направление связи, форму зависимости и т.д., что очень важно при определении степени их влияния на изучаемое явление и при обобщении результатов анализа.

Степень механизации производства
Производительность труда
Себестоимость единицы продукции
Выпуск продукции
Расход материальных ресурсов
Заработная плата
Анализ структуры связи изучаемых показателей в АХД осуществляется с помощью построения структурно-логической блок-схемы, которая позволяет установить наличие и направление связи не только между изучаемыми факторами и результативным показателем, но и между самими факторами

 

Рисунок 7 - Блок-схема факторной системы себестоимости продукции

Нельзя путать фактор и следствие. Например, неверным является утверждение, что производительность труда, исходя из формулы ее расчета, находится в прямой зависимости от объема производства и в обратной - от количества затраченного труда. В данном случае следует, наоборот, объем производства рассматривать как результат, факторами получения и изменения которого являются: количество затраченного труда и его производительность.

После формирования блок-схем необходимо сформулировать математические выражения, описывающие взаимосвязи между результатами и факторами. Методы формирования математической модели могут отличаться в зависимости от ее типа и будут подробно рассмотрены далее

4.3. Методика проведения анализа детерминированных факторных систем




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.