КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Позитивизм: периоды развития
Позитивизм Позитивизм (лат. pozitivus — положительный) — возник в 30–40-х гг. XIX века во Франции. Основателем этого философского течения являлся Огюст Конт (1798–1857). Его идеи развивали в Англии Герберт Спенсер (1820–1903) и Джон Милль (1806–1873), в России — Петр Лаврович Лавров (1823–1900), Николай Константинович Михайловский (1842–1904). Позитивизм понимает свое предназначение как критику ненаучного знания, основное острие этой критики направлено против метафизического подхода. В данном случае под словом «метафизика» понимается традиционный философский подход в аристотелевском смысле. Выделяют две исторические разновидности позитивизма — первый и второй позитивизм.
Позитивизм исходит из признания существования некоей реальности, которая со всей очевидностью непосредственно дана человеку. Понятия «позитивное» и «данное» в понимании позитивистов тождественны. Данное — это то, что поддается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами. Эта проверка должна носить общезначимый характер. Важнейшим требованием позитивизма является отказ от любого рода не подкрепленных фактами умозрительных идей, отказ от обсуждения онтологической проблематики, отказ от постановки вопроса о сущности культуры, общества.
К основным философским принципам позитивизма, по схеме Е.Н. Ярковой, можно отнести следующие: 1. Принцип эмпиризма — принцип опоры на опытное знание. Наблюдение квалифицируется позитивизмом как универсальный метод получения знаний, способ освобождения от догматических напластований, удержания на твердой почве фактов. 2. Принцип индуктивизма — принцип отказа от дедуктивных построений и абсолютизации обобщения как единственного подлинно-научного метода исследования. Важную роль играют также статистика и сравнение, которые восполняют в гуманитарных и социальных науках анализ и эксперимент. Основные процедуры позитивистского метода можно представить в виде исследовательской цепочки: наблюдение — описание — обобщение — закономерность. 3. Принцип антикаузализма — убеждение, что нет причин и следствий, лишь повторяющиеся последовательности, регулярности явлений. Отсюда вытекает необходимость заменить слово «почему» словом «как». 4. Принцип номинализма — признание первичности вещей и вторичности идей, представление об общих понятиях как мыслительных конструкциях, образованных в результате отвлечения от конкретных представлений о предметах важных существенных признаков. Всеобщие законы, таким образом, выявляются при помощи суммирования регулярностей и установления последовательностей. Детерминизм не конструируется метафизически, но принимается как практическая очевидность. 5. Идея единства научного знания — нивелирование специфики социальных, гуманитарных наук, утверждение в качестве идеала научного знания естественно-научное знание. 6. Принцип сциентизма — квалификация науки как главенствующей формы культуры, призванной подчинить себе иные ее формы. 7. Идея прогрессизма — уверенность в неизменности научного прогресса, понятого как продукт человеческой изобретательности, вера в бесконечный рост науки[151].
Основоположником позитивизма считается О. Конт (1798–1857), который и ввел этот термин. Он провозгласил целью науки накопление и систематизацию позитивного знания — научных фактов, т.е. данных наблюдений и экспериментов. Только на базе этих фактов возможна реконструкция законов природы. Фиксируя в истории науки постоянный рост совокупности научных фактов, Конт указал на принципиальную неполноту и ограниченность, а значит, и относительность, наших знаний о мире на любой стадии развития науки. Конт стал основоположником социологии(социальной физики) — науки об Обществе, которая должна строиться на базе «научных фактов». Представления о позитивной науке Конт черпал из своей «теории трех стадий». Согласно данной теории, общество в своем развитии проходит три стадии: теологическую, где все происходящее в мире объясняется волей Бога; метафизическую, где явления природы объясняются через абстрактные философские категории; и позитивная, где собственно и возникает истинная наука, которая основана на экспериментальных данных. Именно позитивная стадия является, по мнению Конта, высшей точкой развития общества. Позитивная философия, в видении Конта, — это здоровая философия, которая изгоняет все неразрешимые метафизические вопросы и концентрирует внимание на проблемах методологии науки. Философия, таким образом, превращается в логику отдельных наук, призванную выполнять функцию систематизации, упорядочивания, кодификации научных выводов. Философские системы О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Милля носили характер энциклопедических классификаций имеющегося научного знания. Эти системы создавали научную картину мира, опирающуюся на принцип механистического истолкования действительности. Но прогресс естествознания во второй половине XIX века, особенно создание электромагнитной теории и формирование квантовой механики в начале XX века, поставил под сомнение механистическую методологию, основанную на принципах ньютоновской физики, и разрушил прежнюю картину мира. Вместе с этим, под вопросом оказалась и эмпирическая методология научного познания, поскольку в ходе исследований выявилась зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. В это время происходит интенсивное развитие психологии, которая позволяет связать науки, изучающие человека и окружающий мир. В этих условиях философия, опирающаяся на принципы позитивизма, переживает серьезный кризис. Философия вынуждена поставить в центр своего внимания такие вопросы, которые приверженцы контовского учения считали сугубо метафизическими: о природе познания, об отношении субъекта и объекта, о взаимоотношении психического и физического, о характере и истоках «опыта».
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |