Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иррационализм. Вторая стадия в развитии позитивизма — эмпириокритицизм (критика опыта) Эрнста Маха (1838–1916) и Рихарда Авенариуса (1843–1896)




Второй позитивизм

Вторая стадия в развитии позитивизма — эмпириокритицизм (критика опыта) Эрнста Маха ( 1838–1916) и Рихарда Авенариуса (1843–1896). Эмпириокритицизм сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители предлагали исключить из науки такие «метафизические» понятия, как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеальное». Принципиальное отличие данной стадии развития позитивизма от предшествующей состоит в том, что основную задачу философии ее представители видели не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания.

К примеру, махизм как методологическая концепция, базируется на двух основных принципах — принципе «экономии мышления» и принципе «описательной науки». Принцип экономии мыш­ления вырастает из общего представления о науке как форме приспособле­ния человека к окружающей среде. В целях экономии мышления не следу­ет тратить силы на объяснения, достаточно описания. Описание вытесняет объяснение, понимаемое как паразитический элемент науки. Таким образом, основная задача науки, в видении Маха, заключается в том, чтобы описывать факты чувственного восприятия, т.е. ощущения, к которым приспосабливается мысль. При этом исследовать законы связи между ощущениями должна психология; открывать законы связи между ощущениями — физика; разъяснять законы связи между ощущениями и представлениями — пси­хофизика.

 

В 30–40-е гг. XIX в. произошли важные события в европейской философии. Казавшаяся многим вершиной философской мысли логизированная гегелевская школа распалась. И хотя установки рационализма продолжают оказывать свое влияние на развитие философского процесса и поныне, к середине XIX в. в развитии западноевропейской философии происходит серьезный сдвиг. На передний план выступают иррационалистические концепции.

Утверждение философского иррационализма происходило по мере разочарования широких масс людей в тех идеалах, которыми оперировал философский рационализм. Люди перестали видеть в мировом историческом процессе проявление и осуществление высшего разума. В философии, литературе, искусстве того времени утверждается мысль о беспочвенности и тщетности всех упований человека на то, что познание его закономерностей может дать человеку надежную ориентацию в действительности. Истолкование человека как средства для "мирового духа", абсолютизация всеобще-абстрактного в ущерб индивидуальности вызвали в европейской философии прямо противоположную тенденцию — поворот к проблемам "живого", "конкретного", человеческого существования. Неверие в конструктивно — сознательные силы человека, исторический и социальный пессимизм, скептицизм — таковы основные черты умонастроения второй половины XIX–XX вв., которые легли в основу иррационализма как философского направления современной западноевропейской философии.

Понятие: иррационализм (лат. irrationalis — неразумный). Философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления, признающего основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.

Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, воле.

Шеллинг называет иррациональным непостижимый в вещах базис реальности, то, что, не поддаваясь решению с помощью величайших усилий рассудка, тем не менее, вечно остается в основе.

Из этого внерассудочного родился рассудок в собственном смысле. В зависимости от того, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой субъекта, и какая интерпретация этому началу, в философской литературе возникают различные системы и школы иррационализма: философия воли", "философия жизни", экзистенциализм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.