Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Античная философия: основные проблемы и идеи




Вопросы для обсуждения:

1. Особенности и периодизация античной философии.

2. Досократовский период. Проблема первоначала и натурфилософские идеи.

3. Демокрит и философия атомизма.

4. Софисты, их позитивная и негативная роль в развитии философского знания.

5. Этическое учение и философский метод Сократа.

6. Философская система идеализма Платона.

7. Философская и научная картина мира Аристотеля.

8. Проблема поисков счастья: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм.

 

Термины:

Первоначало (архэ), эпос, теогония, мистерии, орфизм, политеизм, эллинизм, субстрат, апейрон, космос, логос, апория, майевтика, эйдос, демиург, Единое, анамнезис, метемпсихоз, метафизика, энтелехия, материя и форма, гедонизм, эвтюмия, кинизм, пифагореизм, эпикуреизм, стоицизм, гностицизм, неоплатонизм, эманация.

 

Задания для проверки уровня компетенций:

1.

"Один только путь остается,

"Есть" гласящий; на нем — примет очень много различных,

Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,

Целым, единородным, бездорожным и совершенным.

И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу

"Есть" одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.

Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю

Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила

Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?

Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.

Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать ничему…

Как может "быть потом" то, что есть,

Как могло бы "быть в прошлом"?

"Было" — значит не есть, не есть, если "некогда будет…

И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…[256]

 

а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.

б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно "было" или "будет"?

в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.

2. Исходя из диалектических идей Гераклита, объясните следующие его высказывания:

а) "Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнить с родом человеческим"[257].

б) "Морская вода и чистейшая и грязнейшая одновременно: рыбам она питьё и спасение — людям же гибель и отрава»[258].

3. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади».

Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения?

4. В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «… когда мы говорим, что удовольствие — это конечная цель, то, что мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые… но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения женщинами, не наслаждения всякими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение».

В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)?

5. Древнегреческому философу Эмпедоклу (ок. 490–430 гг. до н.э.) принадлежат слова о том, то мир попеременно возникает и уничтожается и, возникши, опять разрушается… что поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, разрушает мир Вражды, Вражда же снова разделяет элементы.

Зачатки каких диалектических идей можно обнаружить в этих словах?

6. Сравните идеи о наилучшем устройстве общества Платона и Аристотеля. Оцените их:

- реальны они либо утопичны?

- есть ли в них черты исторической ограниченности либо наоборот, предвещания будущего?

- гуманны они либо антигуманны?

- есть ли идеи, которые можно было бы учесть современным политикам?

7."Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее…

Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, говорил он, существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей"[259].

"Лучше все-таки рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…"[260]

а) Чем отличается "общее" Платона от "общего" Сократа?

б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)?

в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости?

 

Темы эссе:

1. «Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель).

2. «Многознание уму не научает» (Гераклит).

3. «Чтобы не случилось с тобой — оно предопределено тебе от века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием» (Марк Аврелий).

4. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор).

5. «Уча других мы учимся сами» (Сократ).

 

Темы рефератов:

1. Формирование научных знаний в древнем Египте.

2. Мифология и космогония Древнего Египта. «Книга мертвых».

3. Философия Анаксагора.

4. Древняя стоя: поиски человеческого счастья.

5. Критика образа жизни и общественных устоев в кинизме.

6. Стихийная диалектика и учение о космосе Гераклита Эфесского.

7. Пифагорейский союз. Учение о числе и гармонии.

8. Философская школа элеатов. Проблема бытия. Апории Зенона.

9. Этика как учение о счастье в философии Эпикура. Его натурфилософские искания.

10. Философия стоицизма в Древнем Риме.

11. Философия неоплатонизма.

 

Основная литература из фондов библиотеки ЮУрГУ:

1. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь // В.А. Бачинин. — М., 2005.

2. Гриненко Г.В. История философии: Учебник // Г.В. Гриненко. — М., 2006.

3. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учебное пособие // В.Т. Звиревич. — М., 2004.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов // В.А. Канке. — М., 2006.

5. Костецкий В.В. Вводный курс философии // В.В. Костецкий. — Тюмень, 2000.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов //А.Г. Спиркин. — М.,.2006.

7. Философия: Учебное пособие // под ред. Кохановского В.П. — М., 2007.

8. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учебное пособие: в 3ч. — М., 2001.

9. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов // Чанышев А.Н. — М., 2003.

Первоисточники:

1. Аристотель. Метафизика//Сочинения. В 4-х т. T.I. M., 1975.

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1993.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях, и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

4. Платон. Государство // Сочинения. В 4-х т. Т.З. М., 1994.

5. Платон. Ион. Гиппий Больший//Сочинения. В 4-х т. Т. 1. М., 1994.

6. Платон. Пир. Федр // Сочинения. В 4-х т. Т. 2. М., 1993.

7. Платон. Федон. Пир. Федр. СПб., 1997.

8. Цицерон. Трактаты. М., 1987.

 

Дополнительная литература:

1. Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.

2. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель. М., 1992.

3. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х т. Т. 1. М., 1991.

4. Мыслители Древнего Рима. СПб., 1997.

5. Мыслители Древней Греции. СПб., 1997.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 3-х книгах. Кн. 1. СПб., 1994.

7. Таранов П.С. Мудрость трех тысячелетий. М., 1997.

8. Трубецкой К.С. Курс истории древней философии. М.. 1997.

9. Фрагменты ранних греческих философов. Т. 1. М., 1990.

10. Хрестоматия по истории философии. От Лао-Цзы до Фейербаха. В 3 ч. Ч. 1. М., 1997.

11. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1987.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте религиозно-мифологическое мировоззрение в древнегреческом эпосе.

2. Каковы социально-исторические условия формирования философии в Древней Греции: мир и культура полиса.

3. «Все течет и ничто не пребывает», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…». Кто автор этих суждений и в чем их философский смысл?

4. «Я знаю только то, что ничего не знаю». На какой философский метод опирается автор данного суждения?

5. «Человек есть мера всех вещей…», — какую философскую концепцию обозначает это высказывание.

6. Раскройте смысл учения о государстве Платона. Объясните с позиций учения об идеях понятие «платоническая любовь»

7. Понятие метафизики по Аристотелю. Вклад Аристотеля в развитии формальной логики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.