Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межбюджетные трансферты 2 страница




,

где К2 — уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается 100%.

Утвержденные суммы финансовой помощи из ФФПР ежемесячно перечисляются в бюджеты субъектов Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью с учетом возникающих сезонных потребностей в процессе исполнения региональных бюджетов.

Так, основная доля денежных средств в 2002—2004 гг. — 92—94% была направлена в виде дотаций для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Распределение средств Фонда в 2006 г. по федеральным округам: наиболее значительные среднедушевые расходы федерального бюджета наблюдаются в Дальневосточном, Южном и Сибирском федеральных округах — там показатели превышают средне российские.

На 2007—2008 гг. суммарный объем Фонда планируется индексировать исходя из прогнозного роста потребительских цен к предыдущему году в размере 6 и 4% соответственно.

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов (ФФССР) образуется в составе федерального бюджета. Цель — предоставление субъектам Федерации субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных региональных бюджетов.

Порядок предоставления и расходования средств указанного Фонда определяется ежегодно Правительством РФ. Минфина России вправе частично перераспределять размеры указанных субсидий между субъектами Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Структура расходов Фонда за период 2002—2006 гг. следующая:

1) Повышение тарифной ставки работникам бюджетной сферы;

2) Субсидии населению на жилье и коммунальные услуги;

3) Поддержка реабилитированных лиц;

4) Поддержка ветеранов труда и тружеников тыла;

5) Пособия на детей.

Объем Фонда на 2006—2008 гг. сформирован с учетом доведения уровня софинансирования из федерального бюджета расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг до 15% от расчетных расходов бюджетов регионов. На 2006 г. общий объем Фонда составит 26 180 млн. руб. Распределение средств Фонда по оказанию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и выплат детских пособий производится исходя из численности соответствующих категорий граждан с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Федерации после распределения средств ФФПР.

Фона Реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРФ) является правопреемником действовавшего в 2002-2004 гг. Фонда реформирования региональных финансов.

Субсидии из этого Фонда предоставляются субъектам Федерации, отобранным на конкурсной основе, и направляются ими на реформирование и оздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктура повышение эффективности бюджетных расходов, поддержку экономических реформ.

В 2002—2004 гг. субсидирование проводилось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2002 г. № 301 «Об утверждении Положения о предоставлении и расходовании субсидий из Фонда реформирования региональных финансов» и соглашениями о займе с МБРР, так как в 2002—2004 гг. источником образования ФРРФ являлись займы Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Начиная с 2005 г. правила субсидирования определены в Положении о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 2005 г. № 2). При этом для комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Федерации и муниципальных образований Минфином России разработана Методика субсидирования (утв. приказом Минфина России от 2 августа 2004 г. № 223).

В ее основе лежит система индикаторов, отражающих факторы финансового положения или качества управления финансами. В качестве исходных данных для проведения оценки используются статистические данные и финансовая отчетность субъектов Федерации и муниципальных образований. Методика позволяет проводить оценку в случае недостаточности информации, предоставленной регионом и муниципальным образованием.

Финансовое положение и качество управления финансами измеряются в баллах. Наилучшее определяется в 30 баллов. Оценка в 10 баллов отражает оптимальное качество управления. Для каждого индикатора устанавливают одно или два критических значения. В случае если значение индикатора (V) находится за пределами наихудшего качества управления финансами, то оценка по индикатору (М) равна 0. Соответственно, если значение индикатора находится за пределами оптимального качества управления финансами, то оценка по индикатору равна 1.

Если значение индикатора лежит в интервале между этими двумя критическими значениями, то по данному индикатору присваивается оценка в пределах от 0 до 1, рассчитывается она по формуле:

,

где Mi – оценка по индикатору i;

Vi – фактическое значение индикатора i;

Vmin – критическое значение индикатора i, соответствующее низкому качеству управления финансами;

Vmax – критическое значение индикатора i, соответствующее высокому качеству управления финансами.

В случае если индикатор имеет только одно критическое значение, оценке по данному индикатору присваивается либо наивысшее значение, равное 1, либо наихудшее значение, равное 0. Для индикаторов установлены различные веса относительной значимости. Различия в величинах весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых индикаторами факторов на общий уровень финансового положения и качество управления финансами.

Итоговая оценка финансового положения определяется суммой произведений оценок по всем индикаторам на соответствующие им веса относительной значимости индикаторов (W) по следующей формуле:

,

где Р — комплексная оценка финансового положения;

Mi — оценка по индикатору i;

Wi — удельный вес i-го индикатора.

Индикаторы оценки финансового положения и качества управления бюджетами отражают ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов, уровень методологического и нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, результаты внедрения передовых практик управления финансами, доступность и объективность информации о финансово-экономическом состоянии территории.

Индикаторы сгруппированы по направлениям, отражающим отдельные элементы финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации, и представлены в таблице.

Таблица – Индикаторы оценки финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации

Наименование индикатора Удельный вес индикатора
  Экономика  
Р1 Обеспеченность расходов населения доходами 0,350
Р2 Динамика реальных денежных доходов населения 0,350
  Финансовая гибкость  
Р6 Зависимость бюджета от финансовой помощи 1,000
Р8 Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений 1,000
  Долговая нагрузка  
Р14 Отношение внешнего долга к доходам бюджета 0,250
Р15 Отношение объема выданных гарантий к доходам бюджета 0,250
Р16 Отсутствие просроченных долговых обязательств 0,500
  Выполнение требований федерального законодательства  
Р17 Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета 0,500
Р18 Соблюдение ограничения дефицита бюджета 0,500
Р19 Соблюдение ограничения на объем государственного долга 0,500
Р20 Соблюдение ограничения расходов на обслуживание долга 0,500
  Финансовая политика  
Р21 Отношение дефицита к доходам бюджета 0,500
Р24 Отношение прироста недоимки по налоговым платежам 1,000
Р25 Соблюдение уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги 0,750
  Управление расходами  
Р28 Численность занятых в бюджетной сфере 0,500
Р29 Исполнение бюджета по расходам 0,500
Р31 Ограничение предоставления бюджетных кредитов и субсидий предприятиям 0,500
  Межбюджетные отношения  
Р35 Закрепление нормативов отчислений по доходам на долгосрочной основе 1,000
Р37 Закрепление распределения безвозмездной финансовой помощи на долгосрочной основе 1,500
Р39 Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований 0,750
  Учет, отчетность и прозрачность  
Р42 Включение в годовую финансовую отчетность информации о контролируемых коммерческих организациях 0,125
Р43 Оценка потерь бюджета от предоставления региональных налоговых льгот 0,750
Р49 Применение открытых конкурсных процедур для заполнения вакансий финансовых органов 0,250

 

Оценка качества управления включает оценку качества управления финансами по каждому индикатору, блоку индикаторов, итоговую суммарную оценку качества управления финансами по всем блокам индикаторов. Комплексная оценка финансового положения и качества управления финансами должна осуществляться в обязательном порядке при подаче заявки на получение средств из Фонда реформирования региональных финансов.

Оценка финансового положения и качества управления финансами муниципальных образований проводится только для муниципальных образований — столиц субъектов Российской Федерации, либо: муниципальных образований с численностью населения не менее: 200 000 человек. На основе данных Минфина России можно оценить выполнение требований БК РФ субъектами Федерации.

БК1 – предельный объем государственного долга;

БК2 – предельный размер дефицита бюджета;

БК3 – текущие расходы бюджета;

БК4 – предельный объем расходов на обслуживание государственного долга;

БК5 – размеры оплаты труда государственных служащих субъекта Федерации.

Норматив БК1 < 1 означает, что объем государственного долга субъекта Федерации не должен превышать объем доходов бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Норматив БК2 < 0,15 ограничивает предельный размер дефицита бюджета региона до 15% от объема доходов бюджета без учета федеральной финансовой помощи.

По нормативу БК3 < 1 текущие расходы бюджета не могут превышать объем доходов бюджета.

Норматив БК4 < 0,15 определяет предельный объем расходов на обслуживание государственного долга от объема расходов регионального бюджета.

Норматив БК5 означает, что субъект Федерации не имеет права устанавливать размеры оплаты труда государственных служащих региона, превышающие размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных служащих.

Стоит также отметить, что Минфином России в 2005 г. стали анализироваться показатели качества управления бюджетами в субъектах Федерации.

КУ1 – исполнение бюджета по доходам без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов;

КУ2 – кредиторская задолженность по выплате заработной платы;

КУ4 – кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями;

КУ6 – фактический уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг;

КУ7 – доля расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги в доходах семьи;

КУ11 – просроченная задолженность по долговым обязательствам субъекта Федерации.

Норматив КУ1 > 0,95 означает, что бюджет субъекта Федерации должен исполняться по доходам не менее чем на 95% от плановых показателей.

Норматив КУ2 < 1 означает, что задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетных организаций должна быть не более чем один месяц — т.е. заработная плата за январь обязательно выплачивается в течение февраля.

Норматив КУ4 < 1 обязывает бюджетные организации оплачивать текущие коммунальные услуги не позднее следующего месяца.

Норматив КУ6 > 0,85 обязывает власти субъектов Федерации планировать, чтобы фактические расходы населения на жилищно-коммунальные услуги применительно к каждой семье составляли не менее 85% от реальных значений.

Норматив КУ7 > 0,21 ограничивает расходы граждан относительно доходов семьи на жилищно-коммунальные услуги границей в 21%.

Норматив КУ11 определяет, что в регионах не должно быть просроченной задолженности по своим долговым обязательствам.

Федеральный фонд регионального развития (ФРР) предназначен для финансирования федеральных целевых программ развития регионов в форме субсидий и субвенций:

Статьи расходов:

1) Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг.);

2) Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 г.;

3) Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 г.;

4) Юг России до 2006 г.;

5) Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья (1996-2005 гг.);

6) Развитие особой экономической зоны в Калининградской области (1998-2005 гг.);

7) Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 гг.).

Порядок предоставления и расходования средств Фонда определяется ежегодно Правительством РФ. Минфин России вправе в пределах выделенных средств перераспределять размеры субсидий между регионами. Не допускается направление средств ФРР на финансирование строек и объектов федеральной собственности, акционерных обществ, а также объектов, включенных в ежегодные федеральные адресные инвестиционные программы.

При расчете средств Фонда на 2007—2008 гг. будет использован прогнозируемый уровень роста потребительских цен.

Федеральный фонд компенсаций (ФФК) (ст. 133 БК РФ) образуется в составе федерального бюджета в целях предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов Федерации или муниципальных образований, финансовое обеспечение которых в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» или Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Субвенции из Федерального фонда компенсаций распределяются между субъектами Федерации в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ.

Общий объем Фонда и его распределение по видам расходных обязательств, а также распределение субвенций между субъектами Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете при рассмотрении его в третьем чтении.

Субвенции из Фонда, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Федерации, зачисляются в его бюджет и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Местным бюджетам субвенции из Фонда предоставляются через образуемые в составе бюджетов субъектов Федерации региональные фонды компенсаций в порядке, предусмотренном БК РФ.

Эти субвенции распределяются между всеми регионами по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения, потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, другим показателям с учетом объективных условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг в субъектах Федерации.

Методика распределения субвенций из Фонда представляется Правительством РФ в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Минфин России до 1 августа текущего года направляет исполнительным органам государственной власти субъектов Федерации методику распределения субвенций из ФФК, а также исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций Фонда на очередной финансовый год, и до 1 октября текущего года проводит сверку указанных исходных данных с исполнительными органами государственной власти регионов. Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций из ФФК на очередной финансовый год после 1 октября текущего финансового года не допускается.

Проект распределения субвенций из Федерального фонда компенсаций, а также исходные данные и расчет указанных субвенций представляются Правительством РФ в Государственную Думу в составе поправок к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.

Внесение изменений в проект распределения субвенций из ФФК при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год без внесения соответствующих изменений и дополнений в методику распределения указанных субвенций или изменения общего объема ФФК и его распределения по видам субвенций не допускается.

Порядок перечисления субвенций из Фонда в бюджеты субъектов Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства РФ.

Расходование субвенций, предоставляемых из ФФК, осуществляется через счета исполнительных органов государственной власти регионов и (или) местных администраций, открытые в органах Федерального казначейства.

Статьи распределения средств Федерального фонда компенсаций в 2002-2006 гг.:

1) Субсидии инвалидам;

2) Субвенции на детские пособия;

3) Субсидии жертвам политических репрессий;

4) Субсидии Героям Социалистического Труда;

5) Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг;

6) Субсидии на реализацию федеральной жилищной политики;

7) Субвенции донорам;

8) Субвенции по федеральным полномочиям для регистрации актов гражданского состояния;

9) Субвенции на реализацию политики занятости населения;

10) Субвенции для федеральных судов;

11) Субвенции на лесное хозяйство;

12) Субвенции на милицию общественной безопасности;

13) Субвенции на противопожарную службу;

14) Субвенции на первичный воинский учет;

15) Субвенции на охрану животного мира;

16) Прочие субвенции.

На 2007—2008 гг. объем средств Фонда будет определен исходя из прогнозного уровня роста цен в размере 6 и 4% соответственно.

Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) образуется (ст. 138 БК РФ) в составе бюджета субъекта Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Порядок образования фонда и методика распределения дотаций, в том числе порядок расчета и утверждения части дотаций дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждаются законом субъекта Федерации.

Объем фонда утверждается законом субъекта Федерации о бюджете. Дотации предоставляются муниципальным районам (городским округам), уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Определение уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований производится по единой методике, обеспечивающей сопоставимость налоговых доходов муниципальных образований, а также стоимости бюджетных услуг в расчете на одного жителя.

Финансовая помощь из бюджета муниципального района бюджетам поселений может предоставляться в форме дотаций. Порядок образования районных фондов и распределение дотаций устанавливается законом субъекта Федерации. Объем районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете. Дотации из районного фонда финансовой поддержки поселений предоставляются поселениям, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений данного муниципального района. Распределение дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений между поселениями утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района.

Поселения, входящие в состав муниципального района, обязаны перечислять в бюджет муниципального района субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Порядок расчета и использования субвенций устанавливается уставом муниципального района. Размер субвенций утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджетах по единому для всех поселений нормативу в расчете на одного жителя.

Итак, приоритетная цель бюджетного регулирования — выравнивание способностей различных регионов к бюджетному самообеспечению и саморазвитию на базе эффективного использования собственных ресурсов. Разумеется, полного соответствия налогового потенциала региональным потребностям пока не наблюдается, поэтому вышестоящие бюджеты оказывают финансовую поддержку региональным и муниципальным бюджетам. Чтобы оценить масштабы такой поддержки, необходимо определить положение субъекта Федерации в финансовой области и его способность управлять собственными ресурсами.

 

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.