Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональное назначение федеральных бюджетных расходов




СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти не могут использовать иные формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы (без учета межбюджетных трансфертов между ними и за исключением бюджетов государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Начиная с 2005 г. в федеральный бюджет поступают налоговые доходы в соответствии со ст. 50 БК РФ. В таблице отражены доли некоторых налогов.

Таблица – Доля поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет, %

Налоговый доход Доля
Налог на прибыль организаций (в части федерального бюджета)  
Налог на прибыль организаций (доходы в виде дивидендов)  
Налог на прибыль организаций (соглашения о разделе продукции)  
Налог на добавленную стоимость  
Акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья  
Акцизы на спирт этиловый из непищевого сырья  
Акцизы на спиртосодержащую продукцию  
Акцизы на табачную продукцию  
Акцизы на автомобильный бензин  
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы  
Акцизы на импортные товары и продукцию  
Налог на добычу полезных ископаемых (горючий газ)  
Налог на добычу полезных ископаемых (углеводородное сырье)  
Налог на добычу полезных ископаемых (кроме горючего газа и углеводородного сырья)  
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов  
Сбор за пользование внутренними водными объектами  
Водный налог  
Единый социальный налог (в части федерального бюджета)  
Государственная пошлина (в части федерального бюджета)  

 

Нормативы поступлений в бюджеты различных уровней определены БК РФ на долгосрочной основе, что позволит лучше планировать бюджет и обеспечить их сбалансированность.

Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения изменений в налоговое законодательство, что регламентирует НК РФ. По состоянию на 1 января 2006 г. налоги делятся на три вида: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также государственная пошлина. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Местные налоги — это земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги установлены НК РФ и законами субъектов Российской федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Федерации.

При их установлении законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Местными налогами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Кроме того, НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, определяются порядок установления ряда федеральных налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов, которые могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Всего существуют четыре вида специальных налоговых режимов:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2. упрощенная система налогообложения;

3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Неналоговые доходы федерального бюджета указаны в ст. 51 БК РФ. Примерами являются следующие виды платежей:

Таблица – Доля поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет, %

Неналоговый доход Доля
Использование государственного имущества и платные услуги бюджетных учреждений  
Часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерации Устанавливается Правительством РФ
Лицензионный сбор на производство и оборот спиртосодержащей продукции  
Таможенные пошлины  
Платежи за пользование лесным фондом  
Плата за перевод лесных земель в нелесные и в земли иных категорий  
Плата за пользование водными объектами  
Плата за негативное воздействие на окружающую среду  
Консульские сборы  
Патентные пошлины  
Платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним  

 

Установление новых видов неналоговых доходов производится федеральными органами законодательной власти после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в БК РФ.

Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального бюджета. Внесение изменений в федеральное налоговое законодательство, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае соответствующего изменения и дополнения федерального бюджета на текущий финансовый год.

В 2005 г. структура доходов и расходов определяется по новой бюджетной классификации, а для составления бюджетов всех уровней начиная с 2006 г. Минфин России приказом от 21 декабря 2005 г. № 152н утвердил новые Указания.

В этой связи целесообразно уже по новой бюджетной классификации сравнить приведенные выше данные с динамикой плановых видов доходов федерального бюджета и их структурой в 2005—2006 гг.

Следует отметить, что в 2005 г. поступление налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в основном — на 92% (393 847 млн. руб.) обеспечивает Федеральная таможенная служба, остальные 8% (33 927 млн. руб.) — Федеральная налоговая служба.

Поступления в Стабилизационный фонд за счет налога на добычу полезных ископаемых и вывозных таможенных пошлин планируются в сумме примерно 697 564 млн. руб., что составляет примерно 14% всех доходов федерального бюджета.

В 2005 г. после утверждения годовой финансовой отчетности Совет директоров Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) перечисляет в федеральный бюджет 80% фактически полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов.

В 2006 г. планировалось увеличение поступления единого социального налога в бюджет примерно на 14%, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций — на 5%. Примерно на 2% снизить поступления от вывозных таможенных пошлин, а поступления от ввозных пошлин — увеличить на 17%. Доходы от оказания платных услуг государства должны возрасти на 40%.

Плановые доходные показатели федерального бюджета:

1) налог на прибыль организаций;

2) единый социальный налог в федеральный бюджет;

3) налог на добавленную стоимость (территория РФ);

4) акцизы (территория РФ);

5) налог на добавленную стоимость (ввоз на территорию РФ);

6) акцизы (ввоз на территорию РФ);

7) налог на добычу полезных ископаемых платных услуг государства;

8) ввозные таможенные пошлины;

9) вывозные таможенные пошлины;

10) доходы от использования государственного имущества;

11) доходы от оказания платных услуг государства;

12) безвозмездные поступления;

13) целевые отчисления от государственных лотерей.

Доходные поступления в федеральный бюджет контролируют главные распорядители бюджетных средств — администраторы доходов. Трехзначный код соответствует коду администратора доходов по новой бюджетной классификации с января 2005 г. Всего в 2006 г. количество администраторов налоговых поступлений составляет 49 различных ведомств. Определенные виды обязательных платежей закреплены за следующими федеральными службами.

Федеральная налоговая служба (код 182):

1. налог на прибыль организаций (в части федерального бюджета);

2. единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет;

3. налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации;

4. акцизы по товарам, производимым на территории Российской Федерации;

5. налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ;

6. акцизы по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации;

7. налог на добычу полезных ископаемых (в части федерального бюджета);

8. водный налог;

9. сборы за пользование объектами животного мира (в части федерального бюджета);

10. государственная пошлина по делам в арбитражных судах;

11. государственная пошлина по делам Конституционного Суда РФ;

12. государственная пошлина по делам Верховного Суда РФ;

13. плата за информацию по Единому государственному реестру налогоплательщиков;

14. сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот спиртосодержащей и алкогольной продукции (в части федерального бюджета);

15. денежные взыскания за нарушение валютного законодательства.

Федеральная таможенная служба (код 152):

1. налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

2. акцизы но товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации;

3. таможенные пошлины;

4. таможенные сборы.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (код 166):

1. дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящемся в федеральной собственности;

2. арендная плата за земли, находящиеся в федеральной собственности;

3. доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов федеральных государственных унитарных предприятий.

Управление делами Президента Российской Федерации (код 303):

1. доходы от использования федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации.

Министерство иностранных дел Российской Федерации (код 310):

1. доходы от использования федерального имущества, расположенного за пределами территории Российской Федерации;

2. консульские сборы;

3. доходы от оказания информационно-консультационных и иных видов услуг.

Министерство финансов Российской Федерации (код 092):

1. доходы от размещения средств Стабилизационного фонда;

2. проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета;

3. проценты по государственным кредитам;

4. доходы от перечисления части прибыли Банка России;

5. плата за услуги, оказываемые Гохраном России.

Федеральное казначейство (код 100):

1. невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (код 151):

1. денежные штрафы за нарушение бюджетного законодательства (в части федерального бюджета);

2. денежные штрафы за нарушение валютного законодательства и законодательства в области экспортного контроля.

Итак, доходы федерального бюджета в 2006 г. формировались за счет:

1. федеральных налогов, сборов и неналоговых доходов — по нормативам БК РФ;

2. иных неналоговых доходов — по нормативам Федерального закона о федеральном бюджете;

3. федеральных налогов и сборов (в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным или отмененным видам налогов) — по нормативам закона о федеральном бюджете.

Правительство РФ в 2006 г. управляло доходами в следующих секторах:

1) операции на рынке с государственными ценными бумагами (Федеральным законом о бюджете установлен предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2007 г. в сумме 1 149 млрд. руб. При этом Правительство РФ вправе устанавливать объемы выпуска государственных ценных бумаг и осуществлять их размещение в объеме, не приводящем к превышению предела государственного внутреннего долга Российской Федерации);

2) продажа федерального имущества и земельных участков регламентирована Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». (Вопросами приватизации занимается Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое входит в структуру Министерства экономического развития и торговли РФ. Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные отделения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления);

3) реализация государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней (их отпуск из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ осуществляется в 2006 г. в установленном порядке на сумму до 15 680 млн. руб. - суммовой предел установлен Федеральным законом о федеральном бюджете);

4) внешние государственные заимствования. Федеральным законом о федеральном бюджете на 2006 г. установлены следующие ограничения на 1 января 2007 г.:

ü государственный внешний долг России - до 79,2 млрд. дол. США (или 64,4 млрд. евро),

ü государственный внешний долг иностранных государств (за исключением государств — участников СНГ) перед Российской Федерацией — до 68,8 млрд. дол. США,

ü государственный внешний долг государств — участников Содружества Независимых Государств перед Российской Федерацией — до 3,2 млрд. дол. США,

ü гарантии третьим лицам на привлечение внешних заимствований — до 2,9 млрд. дол. США;

5) Стабилизационный фонд Российской Федерации (его доходы образуются за счет превышения цены на нефть над базовой, управляются и используются в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой). Средства Стабилизационного фонда сверх накопленной суммы 500 млрд. руб. могут быть использованы на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и на погашение государственного внешнего долга. В 2005 г. Россия досрочно выплатила внешние долги перед МВФ на сумму 3,3 млрд. дол. США и 15,3 млрд. дол. США кредиторам Парижского клуба. По мнению экспертов МВФ, Россия может досрочно погасить остаток долга Парижскому клубу на сумму примерно 28 млрд. дол. США уже в 2006—2007 гг. Оставшаяся часть денежных средств Фонда должна работать на российскую экономику. Динамика изменения объема накопленных средств Стабилизационного фонда такова: на 1 января 2006 г. он составил 1384,8 млрд. руб., а к 1 января 2007 г. должен достичь 2242,3 млрд. руб.

Доходы в федеральный бюджет в виде безвозмездных перечислений от других частей бюджетной системы, кроме государственных внебюджетных фондов, направляются Правительством РФ в 2006 г. и последующие годы на увеличение расходов федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» (кроме расходов по подразделу «Трансферты внебюджетным фондам»).

Цена на нефть определяется в порядке, предусмотренном дли установления ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». Под базовой ценой на нефть понимается иена на нефть сырую марки «Юралс», эквивалентная 197,1 дол. США за одну тонну (27 дол. США за 1 баррель).

 

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы России осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, которые законодательно разграничены между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Исполнение расходных обязательств происходит за счет соответствующих бюджетов.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

К капитальным расходам бюджетов относятся:

1. инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица;

2. бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам;

3. расходы на проведение капитального ремонта;

4. иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

5. расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

К текущим расходам бюджетов относятся:

1. текущее функционирование органов государственной власти;

2. текущее финансирование бюджетных учреждений;

3. оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование;

4. другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Расходы федерального бюджета могут осуществляться в следующих формах (ст. 69 БК РФ):

1. ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

2. оплата товаров, работ и услуг по государственным контрактам;

3. трансферты населению;

4. ассигнования на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

5. компенсация дополнительных бюджетных расходов;

6. инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

7. межбюджетные трансферты;

8. кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

9. кредиты иностранным государствам;

10. средства на обслуживание долговых обязательств.

Рассмотрим некоторые формы бюджетных расходов подробнее.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) осуществляются исключительно на основе государственных контрактов. При этом бюджетные учреждения, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг на сумму не более 2000 МРОТ за один контракт, ведут реестры закупок, в которых должны быть указаны следующие сведения:

1. краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

2. наименование и местонахождение поставщиков и исполнителей услуг;

3. цена и дата закупки.

В Федеральном законе о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов.

Государственный контракт — договор, заключенный на конкурсной основе бюджетным учреждением с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд. Отношения, связанные с государственными контрактами, регулируются федеральным законодательством.

Федеральные государственные нужды — это потребности России в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ. Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.

Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в Федеральном законе о федеральном бюджете. Отношения, возникающие в связи с закупками и поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регулируются специальным законом.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются федеральным бюджетом при включении их в федеральную целевую программу.

Объекты государственной собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.

Порядок исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование объектов государственной собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы, определяется ст. 85 БК РФ.

Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы более 200 000 МРОТ, подлежат утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ. Перечень отдельных федеральных программ приведен в таблице.

 

 

Таблица – Перечень отдельных федеральных целевых программ

Наименование целевой программы Период, гг.
Модернизация транспортной системы России 2002-2010
Культура России 2001-2010
Жилище 2002-2010
Дети России 2003-2010
Программа развития образования 2005-2010
Космическая программа России 2001-2015
Развитие гражданской авиационной техники России 2002-2010
Электронная Россия 2002-2010

 

Можно отметить, что наиболее значительное финансирование направлено на модернизацию транспортной системы — примерно 3% расходов федерального бюджета, на жилищную программу — 0,7% расходов, на исследование космического пространства — 0,5% расходов. Доля других целевых программ в денежном выражении незначительна.

Для организации работы но выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти.

Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размешаются на предприятиях, в организациях и учреждениях посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов. Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых Правительством Российской Федерации.

Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении контракта. Контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению контракта и оказание консультативной помощи поставщику.

Государственные заказчики обеспечивают исходя из интересов государства размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов.

Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1. федеральные государственные служащие;

2. военнослужащие;

3. участники Великой Отечественной войны;

4. граждане, пострадавшие в радиационных или техногенных катастрофах;

5. нетрудоспособные граждане.

В соответствии с Законом назначаются следующие виды пенсий:

1. за выслугу лет (федеральным государственным служащим и военнослужащим);

2. по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф);

3. по инвалидности (военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф);

4. социальная (нетрудоспособным гражданам).

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета.

Стипендии, являясь денежной выплатой, назначаемой студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и научных организациях, подразделяются на стипендии Президента Российской Федерации и Правительства РФ; государственные стипендии для аспирантов и докторантов; государственные академические стипендии; государственные социальные стипендии; именные стипендии.

Порядок выплат стипендий определяет «Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» (утв. постановлением Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487). Для негосударственных образовательных учреждений указанное «Типовое положение» является примерным.

Стипендии Президента и Правительства РФ назначаются студентам и аспирантам, обучающимся в образовательных учреждениях и научных организациях, достигшим выдающихся успехов в учебной и научной деятельности, в соответствии с положениями, утвержденными Президентом и Правительством Российской Федерации.

Государственные стипендии назначаются аспирантам и докторантам, обучающимся в образовательных учреждениях и научных организациях, за счет средств федерального бюджета.

Государственные академические и социальные стипендии назначаются студентам, обучающимся в образовательных учреждениях, за счет средств федерального бюджета.

Государственные академические стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности.

Государственные социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи.

Именные стипендии учреждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами и назначаются студентам, аспирантам и докторантам.

Студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в расходах федерального бюджета.

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений БК РФ, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Способами обеспечения исполнения обязательств по его возврату могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом. При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе. Нормативная база по бюджетному кредитованию юридических лиц в основном связана с вопросами реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно - восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается органами исполнительной власти. Информация о расходах резервного фонда должна ежеквартально поступать в органы законодательной власти.

Непредвиденные бюджетные расходы должны обеспечиваться источниками финансирования, при этом исключается увеличение дефицитов бюджетов. Финансирование новых видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон или решение о бюджете.

Следует отметить, что в федеральном бюджете на 2005 и 2006 тт. в разделе межбюджетных трансфертов отдельно не выделяются бюджетные ссуды и кредиты.

Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета, а также могут исполняться за счет средств государственных внебюджетных фондов. Разграничение полномочий между различными уровнями бюджетов в первую очередь определяется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации».

Расходные обязательства Российской Федерации по предоставлению субвенций исполняются за счет Федерального фонда компенсаций (ст. 133 БК РФ). Субвенции распределяются между субъектами Федерации по методике Правительства РФ и утверждаются Федеральным законом о бюджете в третьем чтении. Субвенции из Федерального фонда компенсаций предоставляются местным бюджетам через образуемые в составе региональных бюджетов региональные фонды компенсаций (ст. 140 БК РФ).

Федеральные органы государственной власти обязаны вести реестры расходных обязательств, чтобы учитывать и определять объем средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которые необходимы для осуществления расходов.

Реестр расходных обязательств Российской Федерации — это свод реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также прилагаемые к нему сводные данные, характеризующие объем и структуру расходных обязательств Российской Федерации.

Порядок ведения реестра устанавливает Правительство РФ. Внесенные в него данные используются при формировании перспективного финансового плана, разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также при определении в плановом периоде объема бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств.

Реестр расходных обязательств субъекта бюджетного планирования — это перечень нормативных правовых актов и договоров, предусматривающих возникновение расходных обязательств Российской Федерации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат исполнению за счет средств бюджета субъекта бюджетного планирования.

Реестр расходных обязательств государственного внебюджетного фонда Российской Федерации — это перечень нормативных правовых актов и договоров, предусматривающих возникновение расходных обязательств Российской Федерации, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат исполнению за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.

В этой связи с января 2006 г. Министерство финансов Российской Федерации ежегодно составляет:

1. предварительный реестр (до 15 марта текущего года);

2. плановый реестр (до 12 августа текущего года);

3. уточненный реестр (до 15 дней после принятия Закона о федеральном бюджете).

Расходные обязательства Российской Федерации, не включенные в реестр, не подлежат учету в составе бюджета действующих обязательств при формировании перспективного финансового плана и разработке проекта федерального бюджета. Министерство финансов Российской Федерации устанавливает следующие сроки для предоставления реестров субъектами бюджетного планирования:

1) предварительного реестра — не позднее 15 февраля текущего года;

2) планового реестра — не позднее 1 июля текущего года;

3) уточненного реестра — не позднее пяти дней после принятия федерального закона о бюджете в третьем чтении.

Реестры расходных обязательств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации до их представления в Министерство финансов Российской Федерации подлежат согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Реестр расходных обязательств субъекта бюджетного планирования и реестр расходных обязательств государственного внебюджетного фонда РФ составляются по утвержденной Минфином России форме. Плановый и учтенный реестры расходных обязательств Российской Федерации размещаются (за исключением конфиденциальной информации и информации, отнесенной к государственной тайне) в сети Интернет в составе информационных ресурсов Министерства финансов РФ.

Анализ бюджетных расходов можно проводить в целом, по отраслевому признаку, по статьям затрат.

Виды расходов:

1. Государственное управление;

2. Международная деятельность;

3. Национальная оборона;

4. Правоохранительная деятельность;

5. Фундаментальные исследования;

6. Промышленность, энергетика, строительство;

7. Сельское хозяйство;

8. Образование;

9. Здравоохранение и физическая культура;

10. Социальная политика;

11. Обслуживание государственного долга;

12. Дорожное хозяйство;

13. Финансовая помощь бюджетам.

Опережающими темпами увеличивались расходы на оборону, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования, образование, здравоохранение, финансовую помощь бюджетам других уровней. Расходы на обслуживание государственного долга выросли всего на 7%, уменьшилось финансирование из федерального бюджета на промышленность и социальную политику.

За период 2002—2004 гг. расходы на национальную оборону составляли примерно 15% всей суммы расходов, расходы на правоохранительную деятельность — примерно 10% суммы федеральных расходов. Снижалась доля расходов по обслуживанию государственного долга — с 11% в 2002 г. до 9% в 2004 г. Финансовая помощь бюджетам других уровней напротив существенно выросла — с 15% в 2002 г. до 32% в 2004 г.

Так как с 2005 г. структура расходов определяется по новой бюджетной классификации, а для составления бюджетов всех уровней, начиная с 2006 г. Министерство финансов Российской Федерации утвердило новые Указания, то в этой связи целесообразно сравнить динамику плановых и проектируемых видов расходов федерального бюджета, их структуру.

В 2006 г. на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ планировалась сумма 3 319 млрд. руб., из нее долевой взнос в бюджет союзного государства в сумме до 1 760 млрд. руб. При этом средства, поступившие в федеральный бюджет в виде остатка неиспользованного долевого взноса России в бюджет СНГ прошлых лет, учитываются в доходах федерального бюджета.

Относительно государственного оборонного заказа Правительство РФ утверждает объем финансирования исходя из его основных показателей согласно секретному приложению к Федеральному закону о бюджете на очередной год.

Бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются из федерального бюджета на срок, не выходящий за пределы 2006 г., на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении региональных бюджетов, и расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Плата за пользование бюджетными кредитами устанавливается в размере 1/4 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день заключения соглашения, а при покрытии расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, по ставке 0%. Предоставление, использование и возврат субъектами Федерации бюджетных кредитов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, предоставленных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа на получателя бюджетного кредита в размере двойной ставки рефинансирования Банка России, действующей на период использования указанных бюджетных кредитов не по целевому назначению. При этом периодом нецелевого использования признается срок со дня отвлечения средств на цели, не предусмотренные условиями предоставления бюджетного кредита, до дня их возврата в федеральный бюджет или направления для использования по целевому назначению.

В социальной сфере в 2006 г. Законом о бюджете установлен раз­мер накопительного взноса на одного участника накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в сумме 40 600 руб.

Размер индексации ежегодной денежной выплаты гражданам, на­гражденным знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России», составляет в 2006 г. значение 1,07.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2007 г. по долговым обязательствам определен в сумме 1 148 744, 7 млн. руб. Объемы выпуска государственных ценных бумаг устанавливает Правительство РФ, которое также может списать внутренние долги, по которым истекли сроки исковой давности. Неиспользованные объемы финансирования федерального бюджета на 2006 г. прекращают свое действие 31 декабря 2006 г.

По разделу 01 «Общегосударственные вопросы» основными статьями расходов являются обеспечение финансовых и надзорных органов, судебной системы, фундаментальные исследования, обслуживание государственного долга.

В разделе 02 «Национальная оборона» основные затраты — это содержание вооруженных сил страны и прикладные научные исследования в оборонной сфере.

По разделу 03 «Национальная безопасность» финансируются в основном органы внутренних дел, система исполнения наказаний, органы безопасности и пограничной службы.

Раздел 04 «Национальная экономика» — основные расходы на транспорт и прикладные исследования.

Раздел 07 «Образование» — основные расходы на среднее и высшее профессиональное образование.

В разделе 11 «Трансферты внебюджетным фондам» основная доля финансирования предназначена для Пенсионного фонда РФ — 92% расходов, для Фонда социального страхования РФ — около 2% расходов, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования получает немного более 6% суммы расходов.

Кроме того, в целях повышения эффективности расходов федерального бюджета, подготовки и проведения реструктуризации бюджетного сектора приказом Министерства финансов РФ от 19 декабря 2003 г. № 399 утвержден «Порядок проведения мониторинга бюджетного сектора».

Мониторинг бюджетного сектора проводится в соответствии с установленными формами мониторинга главными распорядителями средств федерального бюджета, распространяется на всех распорядителей и получателей средств федерального бюджета, исключая получателей субсидий и субвенций из федерального бюджета и поставщиков товаров, работ и услуг, не относящихся к основным видам деятельности главных распорядителей.

Предусмотрено восемь форм отчетности по мониторингу.

Форма 1 «Организационно-правовая форма конечных получателей бюджетных средств» характеризует количество и объемы финансирования конечных получателей бюджетных средств, с выделением их основных организационно-правовых форм:

1. бюджетные учреждения;

2. государственные унитарные (включая казенные) предприятия;

3. организации иных организационно-правовых форм;

4. обособленные подразделения.

Форма 2 «Структура управления средствами главного распорядителя средств федерального бюджета по уровням управления» характеризует количество уровней управления средствами федерального бюджета по данному главному распорядителю — от второго до шестого и более уровня.

Форма 3 «Состав реестра распорядителей средств федерального бюджета по количеству подотчетных распорядителей бюджетных средств и конечных получателей бюджетных средств» характеризует состав распорядителей по количеству подотчетных следующего уровня и конечных получателей:

1. менее 6;

2. от 6 до 15;

3. от 15 до 30;

4. более 30.

Форма 4 «Структура управления средствами главного распорядителя средств федерального бюджета по подведомственности распорядителей и конечных получателей средств федерального бюджета» характеризует количество и объемы финансирования распорядителей и получателей бюджетных средств, не подведомственных главным распорядителям.

Форма 5 «Численность работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам в бюджетных учреждениях, подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета» характеризует распределение бюджетных учреждений по численности работников:

1. менее 10 человек;

2. от 10 до 20 человек;

3. от 20 до 50 человек;

4. от 50 до 100 человек;

5. более 100 человек.

Форма 6 «Отдельные виды государственных учреждений, подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета» характеризует количество непрофильных бюджетных учреждений, подведомственных главному распорядителю, а также численность работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам и объемы финансирования этих учреждений.

К непрофильным бюджетным учреждениям должны быть отнесены:

1) по признаку ведомственной принадлежности — учреждения, не относящиеся к основному направлению деятельности главного распорядителя;

2) по признаку собственности — учреждения, не имеющие федерального значения и подлежащие передаче в ведение субъектов Федерации или муниципальных образований.

Форма 7 «Объемы бюджетных и внебюджетных средств по бюджетным учреждениям, доля внебюджетных средств которых в отчетном периоде превышала 25% от суммы средств федерального бюджета», характеризует распорядителей и бюджетные учреждения по соотношению объемов бюджетных и внебюджетных средств. В форме приводятся данные только по тем бюджетным учреждениям, для которых доля внебюджетных доходов в отчетном периоде (2003—2005 гг.) превышает 25% от суммы финансирования из федерального бюджета.

В форме 8 «Значения контрольных индикаторов мониторинга» приводятся значения контрольных индикаторов в отчетном периоде; эта же форма служит основанием для принятия мер по оптимизации бюджетного сектора. План таких мер разрабатывается главным распорядителем ежегодно и утверждается его руководителем.

Затем план представляется в соответствующие департаменты Министерства финансов РФ одновременно с данными мониторинга и каждый раз в случае его переутверждения. План должен содержать:

1. контрольные значения показателей форм мониторинга;

2. обоснование и сроки реализации мероприятий, обеспечивающих достижение каждого из контрольных значений показателей;

3. группировку подведомственных главному распорядителю бюджетных учреждений и предприятий но следующим позициям:

1) учреждения, сохраняющиеся в нынешнем статусе,

2) учреждения, подлежащие передаче в ведение другим главным распорядителям,

3) учреждения, подлежащие передаче субъектам Федерации или органам местного самоуправления,

4) учреждения, подлежащие преобразованию в некоммерческие организации,

5) учреждения, подлежащие приватизации,

6) учреждения, подлежащие присоединению к другим учреждениям,

7) учреждения, подлежащие ликвидации;

4. обоснование экономии средств федерального бюджета (в расчете на год) в результате оптимизации бюджетного сектора, а также предложений об использовании указанной экономии в последующие годы.

В заключение нужно отметить, что за период 2005—2006 гг. структура федеральных расходов практически не изменилась по сравнению с периодом 2002-2004 гг.

 

ГЛАВА 4. БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.202 сек.