Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. Беседа – разговор, обмен мнениями /117, 39/; сообщение на какую-либо тему, в форме обмена мнениями, обсуждение вопросов (обычно с корреспондентом




 

Беседа – разговор, обмен мнениями /117, 39/; сообщение на какую-либо тему, в форме обмена мнениями, обсуждение вопросов (обычно с корреспондентом, слушателями) /27, 72/.

Взаимодействие – причинно обусловленная субъект – субъектная (или объект – субъектная) связь, выражающая совместную деятельность и общение, в процессе чего возникает непосредственное или опосредованное взаимовлияние; каждая из сторон этой связи является причиной другой и одновременно следствием обратного влияния, что обусловливает развитие обеих /79, 283/; согласованная ценностная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи; один из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации человека /115, 17/; взаимодействия разделяются на два противоположных вида: кооперацию и конкуренцию /148, 146/.

Взаимоотношения (межличностные) – субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах; это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей /132, 45/.

Воздействие – действие, влияние, оказываемое кем-, чем-либо на кого-, что-либо /27, 143/; (в психологии) – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому, воздействие может быть непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения (прикосновения или удара), и опосредованным (дистатным), когда информация и закодированный в ней импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов /133, 58/.

Восприятие – отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств; традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа – зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное; в качестве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предметность, целостность, осмысленность, избирательность /148, 279-280/.

Гармония – созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом; выделяется предустановленная гармония (по Лейбницу) – это установленное Богом отношение всех вещей во Вселенной, и, в частности, соотношение человеческого тела и души, между которыми нет причинно-следственной связи, но которые устроены так, что в обоих происходят гармонические, хотя только параллельные события /76, 87/.

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе чего возникает и воплощается в объекте психический образ и реализуются опосредованные им отношения субъекта в предметной деятельности; категория деятельности используется в качестве объяснительного принципа при изучении познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций личности, внутригрупповых процессов и пр. /79, 286/; активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры; всякая деятельность состоит из ряда актов – действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель /167, 171/; фундаментальный способ бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире /148, 369/; посредством деятельности человек включается в систему общественных связей и отношений /148, 63/.

Диалог – это не простой обмен репликами и не «обмен информацией», а сложное явление –«разговор», когда двое (или более) людей производят, на основе собственных знаний, позиций, некий общий «третий смысл», «третью ценность», не ту, которая раскрывает первый и второй, а совершенно особую, непредсказуемую до диалога смысловую сущность, решительно влияющую на индивидуальную траекторию последующего существования и развития каждого из участников разговора (по М.М. Бахтину, В.С. Библеру, Г.Г. Гадамеру, Э. Фрому и др.) /79, 169/; это не просто эвристический прием усвоения монологического по своему содержанию знания, но и определение самой сути и смысла знания; понятие диалогично по своей логической и психологической природе /17, 51/; форма развития поэтического замысла, форма обучения – тогда истина предполагается известной до разговора, разыскивается способ её разъяснения; форма философского исследования и религиозного откровения; иногда все эти аспекты совпадают /127, 62/; различают следующие типы диалога: фактический, информационный, дискуссионный, исповедальный, диалог культур; столкновение разных умов, разных истин, несходных позиций, составляющих единый ум, единую истину и общую культуру (Л.М. Баткин); обладает двумя формами информационной активности: широкими возможностями импровизации, прямой направленности на слушателя, для которого осуществляется общение /64, 152, 154-155/.

Диалог (внутренний) – «изначальная неделимая форма мышления», представляющая собой со-бытие (см. глоссарий), происходящее внутри самого человека, речь, при которой «человек слышит себя», «смысл внутренней речи – изменение меня самого как культурного субъекта деятельности»; «действие, превращенное в речь, во внутреннее звучание, оказывается деятельностью, замкнутой на меня», которая «внутри меня подвергается обработке» (по В.С. Библеру) /20, 242-244/.

Диалог (культур) – это взаимопроникновение и взаимообогащение культур, конечным моментом которых должна стать новая общечеловеческая синтетическая культура, основанная на гармоническом сочетании различных социально-исторических и культурных традиций (см. глоссарий) (по В.С. Соловьеву, Е.Н. Трубецкому, П.А. Флоренскому, Л.П. Красавину и др.) /3, 81/; форма одновременного бытия и общения людей различных прошлых, настоящих и будущих культур и их взаимопорождение /21, 38/; общение культур между собой в средоточии основных («последних», по формулировке М.М. Бахтина) вопросов бытия /17, 51/; взаимоотношения разных культур, позволяющие видеть в иной позиции, в другой системе ценностей, в чужой культуре не то, что враждебно моей собственной позиции, а то, что может помочь мне в решении проблем, которые являются не только моими собственными, но и проблемами других людей и других культур, других ценностных и интеллектуальных систем отсчета; в этом диалоге не только отдельные люди, но и культуры меняют свою идентичность /88/.

Духовность – не тождественна духовной жизни общества, она выступает как способ самостроительства личности, как выход к высшим ценностным инстанциям, как призыв к свершению того, что не свершается естественным путем и конструируется в виде призвания её носителя, она связана с выбором собственного образа, своей судьбы и роли; это принцип самостроительства человека; способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себетождественность человека, его свободы (см. глоссарий) (выделено нами – Л. А.) от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями /78, 24/; в культурно-антропологическом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде (по Л.П. Буевой) /49, 7/; родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования; с христианской точки зрения духовность – это либо сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом, либо с демоническими силами; не бывает духовности «вообще» /148, 369-370/.

 

Идентификация – буквально означает уподобление другому, способ понимания другого человека /148,148/; отождествление с кем-либо; опознание; процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть отнесена к какому-либо типу, классу, группе или же на основании которого она может быть признана целостной и идентичной самой себе; механизм постановки себя на место другого /79, 287/.

Идентичность – субъективное вдохновенное ощущение собственного тождества и целостности; идентичность человека для усиления чувства защищенности и снижения тревожности может быть им соотнесена с идентичностью группы, клана, нации; процесс укрепления идентичности локализован в «ядре» индивидуальности, но также и в общественной культуре; это большей частью бессознательный процесс; бывает как позитивная, так и негативная идентичность, например, преступная, если у человека мало возможностей для выстраивания позитивной идентичности (по Э. Эриксону); единство поведения и самосознания индивида /79, 287/.

Индивид – человек как единичный представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных свойств; отдельный представитель человеческой общности; это характеристика человека в аспекте его отдельности и обособленности; наиболее общие характеристики индивидов: целостность психофизической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, активность /79, 287/.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности, проявляется в самоопределении (см. глоссарий) (выделено нами – Л. А.), самостоянии, самосовершенствовании /148, 370/.

Интеракция (в общении) (интерактивная функция общения) – одна из сторон общения; условный термин, обозначающий характеристику компонентов, связанных с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности (по Г.М. Андреевой); совокупность коммуникативных, перцептивных, операциональных межиндивидуальных связей, определяющихся конкретной, актуализированной в данный момент задачей деятельности /7, 16/; определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками в единый процесс деятельности /148, 147/; это такой ряд актов, в котором участвуют по крайней мере две стороны и в котором после определенного поведения одной стороны наступает такое поведение другой, которое можно считать ответом /37, 48/.

Интериоризация - переход, в результате которого внешние по своей форме процессы взаимодействия с внешними же, вещественными предметами, преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний «план сознания», это процесс, в котором этот внутренний план и формируется /93, 95-98/.

Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь /117, 205/; обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и прспособления к нему наших чувств (Н. Винер); вся совокупность данных, фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний – результат познавательной деятельности человека, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях /80, 240/.

 

Коммуникация – как сторона общения включает в себя передачу и обмен информацией с учетом характера человеческих взаимоотношений, установок, целей; применительно к человеку коммуникация означает не только тот или иной объем информации, но и интуицию, ощущения, эмоции; (в узком смысле) в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, (в широком смысле) в процессе общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается, т.е. осуществляется процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность /148, 140-141/; смысл любого сообщения может быть передан как с участием речи (вербальная коммуникация), так и без нее (с помощью визуальных, акустических, тактильных, ольфакторных средств (невербальная коммуникация), разделяющаяся на внешнюю, ориентированную на других, и внутреннюю, предназначенную для самого себя.

Коммуникативная компетентность – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения /50, 46/.

Коммуникативные умения - адекватное использование всех средств общения в соответствии с целями, условиями, адресатом общения /50, 46/.

Креативность – личностное качество, представляющее собой способность к творчеству (см. глоссарий) (выделено нами – Л. А.) в разных сферах жизнедеятельности, а также оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям /79, 288/.

Кризис (общения) – эпидемически распространившееся чувство одиночества, «заброшенности» индивида в мир, ощущение бессмысленности его кратковременного и никому не нужного существования (ние использовать выразительные средства языка /27; 480/.

Личность – субъект социальных отношений; системное качество индивида, образующееся в совместной деятельности и общении; «смыслообразующееся ядро» человека; природные свойства выступают в ней одновременно как социально обусловленные и как продукты ее самодетерминации, саморазвития /79, 289/; понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического, личность не врождена, но возникает в результате культурного и социального развития /34, 315/; человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы, он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность /140, 676-679/; интегральная характеристика человека, способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний; личность – это всегда определенная позиция /148, 12/; реальная, существующая, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индивидуальных (Г. Олпорт) /148, 66/; это целостное образование особого рода, личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью становятся…, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека (по А.Н. Леонтьеву) /148, 209/.

 

Направленность (личности) – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций; характеризуется её интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека /77, 199/.

Некоммуникабельность – крайняя форма взаимного отчуждения индивидов, распад всех социальных связей /64, 31/.

Модальность – 1. Категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания /27, 550/; отношение содержания предложения к действительности в плане реальности (осуществляемости или осуществленности) и ирреальности (неосуществленности); эта функция модальности грамматикализирована и выражается противопоставлением форм синтаксического изъявительного наклонения формам синтаксических ирреальных наклонений: сослагательного и повелительного /142, 145/; 2. Вид и способ бытия или события; категориями модальности являются: возможность, действительность, необходимость /163, 273/.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; предмет, ради которого она осуществляется; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности /79, 289/.

Общение – реализация субъект-субъектных отношений, осуществляемая при совместном обсуждении ситуации, совместной направленности на разрешение проблем, что способствует порождению в участниках индивидуальных смыслов, которые пересекаются в ходе взаимодействия и создают общее смысловое поле, позволяющее всем участникам выступать как ценности друг для друга /115, 29/; процесс установления контактов людей, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя взаимообогащение информацией, выработку совокупной позиции и единой стратегии взаимодействия, а также целью значимого изменения в состоянии, поведении и личностных смыслах партнеров по общению; общение выполняет функции: коммуникативную, перцептивную и интерактивную (по Г.М. Андреевой), или информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффектно-коммуникативную (по Б.Ф. Ломову), или инструментальную, синдикативную, трансляционную, самовыражения (по А.А. Бударному); опыт общения складывается у человека с раннего детства при гуманистическом воспитании; коррекция общения осуществляется специальными занятиями, тренингами, играми /79, 291/; процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывает более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга /167, 195/.

Общение (глубинное) – сугубо онтологический объективный процесс – со-бытие, при котором происходит взаимное определение устремлений «всех через каждого и каждого через всех» /13/; встреча людей глубинно сопричастных друг другу в данный момент здесь и теперь, рождающая взаимопонимание, доверие, взаимоподдержку, готовность к творческому взаимодействию, что раскрывает душу человека к добру и подлинным ценностям /115, 23/.

 

Перцепция (перцептивная функция общения) – взаимопонимание, имеющее две формы: 1) понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию; 2) не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, установок партнера по взаимопониманию, что позволяет не только согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения близости, привязанности людей (по Г.М. Андреевой, А.А. Бодалеву, Н.П. Ерастову, И.С. Кону, В.И. Слободчикову и др.); восприятие человека человеком, предполагающее особые процессы: идентификацию и рефлексию.

Познание – усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины /163, 349/.

Потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида /148, 132 – 133/.

Предикат – в учении о членах предложения – то же, что сказуемое; в теории актуального членения предложения предикат психологический (устар.) – то же что рема; в синтаксической семантике – признак, приписываемый субъекту в определенном временном и модельном плане, то есть то, что высказывается (утверждается или отрицается) о предмете мысли /142, 225/.

Рефлексия – в социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению; родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности /148, 372/; процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; это форма осознания действующим индивидуальным или совокупным субъектом (человеком или общностью) того, как он действительно воспринимается и оценивается другими субъектами; рефлексия имеет такие виды: рефлексия интеллектуальная, деятельностная, интерактивная (направленная на себя) и межличностная (направленная на «другого» и на взаимодействие с ним) /79, 292/.

 

Самоактуализация – процесс выявления и развития человеком своих личностных возможностей; выступает мотивом деятельности и поведения и одновременно одним из условий их эффективности; наиболее продуктивна при наличии благоприятных социально-исторических условий; опыт её осуществления развивается с детства в условиях гуманистического воспитания /79, 293/.

Самоопределение - волевое, осознанное выявление и упрочение своей позиции в проблемных ситуациях; существует коллективистское самоопределение, профессиональное самоопределение /79, 293/; сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях /77, 313/.

Самопознание – пожизненный процесс самоизучения, самопостижения личности, выявления своих актуальных и потенциальных возможностей; связан с соотнесением Я-концепции (см. глоссарий) (выделено нами – Л. А.) и реальных личностных проявлений; протекает как практически непрерывное чередование актов самоанализа и самооценивания; условие, средство, источник мотивов личностного саморазвития и одновременно его производное /79, 293/.

Саморазвитие – целенаправленное многоаспектное самоизменение личности, служащее цели её максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения и саморазвёртывания; самостоятельное выстраивание себя для продуктивной самореализации в изменчивых условиях и успешного осуществления своего социального предназначения /79, 294/.

Самореализация – осуществление себя, обнаружение и, вследствие этого, развитие своих возможностей: предъявление и обогащение смыслов деятельности и поведения, осуществление спектра потребностей, раскрытие и усиление «ветвления» способностей, углубление вкусов и пр.; усиление свободы индивидуального развития и творчества; компонент процесса саморазвития личности; опыт осуществления закладывается с раннего детства в условиях гуманной воспитательной среды; используется в гуманистической психологии как синоним термина «самоактуализация» (см. глоссарий) (выделено нами – Л. А.) /79, 294/.

Самосовершенствование – процесс обогащения своих личностных качеств, в том числе и характерологических, который зрелая личность, имеющая предшествующий опыт самовоспитания, способна вести в течение всей жизни сообразно изменяющимся ценностным ориентациям, смыслам, притязаниям, социальным условиям и углубляющемуся пониманию своего социального предназначения; часто используется как синоним понятия «самовоспитание»; является компонентом процесса саморазвития личности /79, 294/.

Самосознание –осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям; выражается и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков /132, 332/.

Свобода – возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных побуждений, интересов и целей; активность личности на основе изъявления своей воли, ограничения которой принимаются каждым индивидом на основе этических принципов и категоричного императива (по И. Канту) /115, 83-84/; состояние человека, способного делать и поступать на основе выбора во всех важных делах (по Дж. Кэмбеллу); это есть то, что обеспечивает реализацию и раскрытие личных задатков, и это происходит только в условиях многообразной и множественной взаимосвязи с другими (по Дьюи) /81,123/.

Синтагма – сочетание или тесное слияние двух (или более) языковых единиц, расположенных в определенной последовательности, то есть выстраивающихся одна за другой в потоке речи; ритмико – интонационная единица речи, речевой такт (например, Но вот вы собрались / в отъезжее поле, / в степь) /142, 288/.

Со-бытие – объект и источник развития субъективной реальности; исторически меняющаяся форма непосредственного рядового бытия человека; живая общность людей в своем бытийном единстве и различной самобытности каждого, входящего в эту общность /148, 372/.

Сопереживание – уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы); при этом в индивидуальном сознании субъекта отражается отношение другого человека (или социальной группы) к происходящим с ним (или с нею ) событиям /77, 330/.

Субъект – (философское) существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной объект; человек как носитель каких – либо свойств /27, 1286/, познающий и преобразующий окружающий мир; обозначение психолого – теоретико – познавательного Я, противопоставляемого чему-то другому – не – Я, предмету, объекту, или как обозначение объективизированного Я, то есть индивида, которому противостоит, противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, - в этом отношении он выступает как «субъект познания», «субъект действия» /163, 441/; человек как носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями /148, 372/.

Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей /117, 645/; «творчество – тайна… тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы – бездонна и неизъяснима, она бездна. Так же бездонна и неизъяснима тайна творчества» (по И. Бердяеву) /1, 91/.

Толерантность – социально – психологическое качество личности, означающее терпимость, снисходительность к другому, даже если он не оправдывает чьи-то ожидания; характеристика социально зрелой личности /79, 296/; безразличие, при котором существование различных взглядов и практик считается неважным перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество; невозможность взаимопонимания, при котором люди и разные культуры предстают при таком понимании вроде лейбницевских монад, не имеющих окон и не могущих поэтому взаимодействовать друг с другом; снисхождение к слабостям других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним; расширение собственного опыта за счет опыта других людей и систем /88, 15/.

Традиция – передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традиции основана культурная жизнь; это то, что передают; в то же время всё, что на традиции основано, называют традиционным /76, 459/.

Ценность – отражение всего того, что осознается и переживается личностью как актуальная значимость, как смысл, как идеал; сущностные характеристики сознания и поведения индивида; целевые конструкты социальной деятельности; смысловые универсалии, составляющие три основные класса, позволяющие сделать жизнь осмысленной: это ЦЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА (в том числе труда), ЦЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ (прежде всего любви) и ЦЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ, источником которых являются – мир «десяти тысяч уникальных ситуаций» и совесть человека как «смысловой орган», способный отыскать уникальный смысл в каждой из ситуаций (по В. Франку) /115, 110/; форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом, характеризующаяся целым рядом признаков, свойственных так или иначе всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность /66, 7/.

Ценностные ориентации – предпочтения (или отвержения) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения, формирующиеся на базе соотнесения субъектного опыта с бытующими в данном социуме моральными и культурными образцами, выражают конкретное понимание целей человеческого существования, жизненные притязания и престижные предпочтения, представления о должном и эстетический вкус; система устремлений личности, а также характер этой устремленности, высший уровень представлений об идеалах, о смыслах жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности каждого человека и составляют внутренний источник его самоактивности; содержание социального уровня направленности личности, взаимосвязанный со значимыми для неё оценками действительности /115, 108/.

Экзистенция – жизненная сущность человека, проявляющаяся в системе его потребностей, желаний, устремлений, в сопутствующих его жизни проблемах /79, 297/.

Экстериоризация – (от лат. Exterior – внешний, наружный) – вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте /132, 409/.

Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия /148, 59/; непосредственная ответная эмоция как прямой, неосмысляющий отклик на основе эмоционального заражения; вчувствование в сложный мир другого человека, располагающее к оказанию ему поддержки /79, 297/; способность «сочувственной идентификации с другой персоной /175, 271/; отождествление личности одного человека с личностью другого и проникновение его в чувства другого лица; часто используется в сфере человеческих отношений и характеризует то состояние, когда приходится ставить себя в положение другого» (Дж. Диксон) /64, 260/.

Я-концепция – система представлений индивида о себе, относительно устойчивая, в разной мере осознаваемая, переживаемая как уникальная, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе; интегральный механизм саморегуляции поведения личности, который формируется в процессе взаимодействия её с окружающей средой; соответствие опыта личности её Я-концепции обеспечивается непрерывным изменением, совершенствованием человеческого Я; поддерживается развитием у личности «внутреннего локуса оценки»; это целостный, хотя и вмещающий внутренние противоречия, образ собственного Я, выступающий в качестве установки личности по отношению к самой себе; включает в качестве компонентов когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости,то есть самосознание), эмоциональный (самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.), оценочно-волевой (стремление повысить самооценку, завоевать признание и пр.) /79, 297/.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.