Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Ответственный редактор




Парамонова С.П.

Пермь- 2013

Ответственный редактор

Вузов

С О Ц И О Л О Г И Я

Парамонова С.П.

Учебное пособие для студентов

декан гуманитарного факультета ПНИПУ

академик АСН проф. В.Н. Стегний


УДК

ББК

П 10

 

П 10 Социология. Учебно-методическое пособие / С.П. Парамонова,

–Пермь: изд-во ПНИПУ, 2013. – 277 с.

 

 

Рецензенты:

Антипьев А.Г. – доктор социологических наук, профессор;

Коротков Н.З. – доктор философских наук, профессор.

 

 

ISBN -

Учебно-методическое пособие содержит:

− Раздел «история социологии», опирающийся на монографии, учебники и словари, с целью широкой ориентации студентов вузов в классических и современных социологических парадигмах мировой науки, их осмысления учеными ведущих вузов страны и Российской АН.

− Раздел методологии, методики и техники исследования и составляет краткое изложение методов качественного и количественного анализа, что позволяет студентам педагогических и других вузов вести пилотажные, а в последствие основные исследования.

− Раздел теории «среднего уровня»,

− В конце изложения каждой темы – проверочные вопросы.

 

Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса социологии для высших учебных заведений.

 

Печатается по постановлению Совета по гуманитарному образованию

ПНИПУ.

 

УДК

ББК

ISBN –

@ Парамонова С.П.

@ Изд-во ПНИПУ, 2013

 

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………...……………………………………………………………………………………....3

 

ТЕМА 1.

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.. 4

ТЕМА 2.

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ………………………………………………………………………………………...34

Становление и развитие социологии………………………………………………………………………..14

Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули и Г. Блумера……………………………………..28

Теории социального обмена………………………………………………………………………………...41.

Макросоциологические теории во второй половине XX века……………………………………………46.

Структурный функционализм………………………………………………………………………………47.

Теория социального конфликта…………………………………………………………………………….58.

Микросоциологические теории. Теории социального обмена…………………………………………...64.

Синергетика и постструктурализм…………………………………………………………………………69.

Постмодернистские теории…………………………………………………………………………………74.

Новейшие рационализационные парадигмы модерна и постмодерна…………………………………...80

ТЕМА 3.

3.1. МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………….…89

ТЕМА 4…………………………………………………………………………………………………………………

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.. 104

ТЕМА 5.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.. 125

Тема 6

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОСЕЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ,

Тема 7

ЭТНОСЫ И НАЦИИ………………………………………………………………………………………………134

Тема 8

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.. 114

Тема 9

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА.. 142

Тема 10

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………………………………

ТЕМА 11

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ.. 165

ТЕМА 12

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.. 171

ТЕМА 13

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ... 189

ТЕМА 14

МИРОВОЙ ПРОЦЕСС. РОССИЯ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ. 220

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….245

 

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………….…………………………………………...…246

СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ………………………...……………………………………261

 

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для ориентации студентов вузов в широком поле современной социологической науки. Безусловно, все направления социологии невозможно дать в одной разработке. Одни, приведенные нами авторы, отражают современные мировые и российские реалии. Другие, создатели учебников, излагают социологию, как диалог парадигм и целых направлений в раскрытии концепций классической и современной социологии. Третьи, кратко охарактеризовав классические и современные новейшие течения в социологии, широко разворачивают методы социологического исследования и институциональную природу общества. Наша задача − отразить социальный реальный мир, как со стороны теории, так и со стороны практики и, по возможности, показать методы и результаты исследования, в частности, на примере исследований социологии труда, ценностных ориентаций школьников.

Значительное место в Учебно-методическом пособии занимает раздел «история социологии». Здесь ведется изложение основных теорий западноевропейской, отечественной и американской социологической мысли, показывается возможность их применения в качестве методологического инструментария изучения социума в конкретных пространственно-временных координатах. В данном разделе Учебного пособия идет обращение к академическим изданиям, в частности, «Социология. Основы общей теории» отв. ред.
Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. Дано развернутое изложение разделов монографии в форме учебника С.А. Кравченко МГИМО(У): «Социология: парадигмы через призму социологического воображения». Привлечены материалы Большого толкового социологического словаря (Collins) в 2 т. Д. Джери и Дж. Джери, а также «Справочного пособия по истории немарсксистской западной социологии» под ред. Ю.Н. Давыдова и Г.В. Осипова, «Социологические теории деятельности и практической рациональности» И.Ф. Девятко и других.

Мерность текстов не одинакова, есть разделы, содержащие внутри себя несколько подразделов, однако это обусловлено содержанием самого курса. Меняет свой предмет современная социология труда. Целесообразным явилось рассмотрение самосохраняющей и саморазвивающей функции труда.

Студентам предлагается обратиться к использованию к Интернет-ресурсам, а также монографиям отечественных, европейских и американских социологов. Там, где есть достаточно распространенные разработки тем: семья, гендер, этносы и нации, мировая система, место России в мир-системе. Все это круг вопросов, которые должный войти в поле внимания студентов педагогических вузов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.