Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О самоубийстве




Аномия

Любое общество в зависимости от состояния функционирования своих структур может находиться в нормальном или патологическом состоянии. Основная причина патологии – анормальное разделения труда, которое
в свою очередь ведет к аномии.

Аномия – рассогласованность ценностного мира, расшатывание базовых ценностей, нравственных норм и идеалов, смешение законного и незаконного в обществе. Аномия проявляет себя в функциональной рассогласованности элементов социальной структуры, в конфликтах между поколениями и социальными группами, в девиантном поведении, утрате воли к жизни, стремлении убежать от реальности. В политике аномия проявляет себя в смуте, в политиканстве, диффузии власти, появлении множества «спасителей» Отечества. Дюркгейм прямо указывал на прямую связь аномии и анархии.

Одним их проявлений аномии является самоубийство. Дюркгейм считал, что самоубийство зависит от внешних причин – определенных социальных фактов. Используя данные официальной статистики, Дюркгейм выявил ряд следующих тенденций: процент самоубийств среди мужчин выше, чем среди женщин, среди военных выше, чем среди гражданских лиц, среди одиноких чаще, чем среди семейных, среди протестантов чаще, чем среди католиков. Социальные переменные напрямую связаны с изоляцией. Большая интеграция – препятствие самоубийству. Дюркгейм выделил четыре типа самоубийств: аномические, альтруистические и эгоистические, фаталистические. Уровень счастья страны можно измерять уровнем самоубийств.

Применение принципа «социологизма» к исследованию права: кросскультурный анализ. Право, по Дюркгейму, является материальным социальным фактом, который представлен конкретными социальными структурами, их функциями и определенными образцами взаимодействия людей. Анализируя характер права, можно тем самым изучить мораль и коллективные представления людей – духовные социальные факты.

В обществах с механической солидарностью реже нарушение правовых ограничений, но больше нарушений табу, которые сами по себе не вредны для общества. В обществах с органической солидарностью господствует рестутивное право. Для него характерна качественно-количественная развитость правовых структур. Их функциональность направлена на обеспечение социального контроля в условиях, когда отсутствуют обязательная для всех мораль, идеология, общие коллективные представления. Рестутивное право, в отличие от репрессивного, основывается на защите интересов человека
и, прежде всего, прав собственности.

Для репрессивного права, функционирующего на основе силы, характерна карательная направленность, что выражается в пренебрежении личностью человека в жестокости наказания. Характерной чертой репрессивного права является его функциональная диффузность. Закон дифференцированно применяется в отношении людей с разными социальными статусами
[69, с. 87-112].

«Понимающая» социология М. Вебера

Макс Вебер (18641920) – один из самых влиятельных теоретиков социологии. Труды Вебера характеризует смелость обобщения: сплав исторических изыска­ний и социологической рефлексии. Теория идеальных типов, сопоставимые социальные феномены – теоретически (логически) сконструированная реальность. Понятие «идеального типа» не статическое, а динамическое представление реальности. Вебер использует термин «понимание», разработанный герменевтикой, для раскрытия сущности всей социальной реальности, всей человеческой истории.

Основа социологии Макса Вебера – теория социального действия. Мир движется по нарастанию рациональности. Вебер разделял четыре типа социального действия: аффективное, по традиционное, ценностно-рациональное и целерациональное. Основной труд М. Вебера, где он дал «политэкономию религии» – «Протестантская этика и дух капитализма». Наращиванием рациональности Вебер объясняет и развитие бюрократии в капиталистическом обществе, в отличие от личного, пристрастного управления в традиционном обществе.

Современная американская социология сформировалась в значительной степени благодаря развитию веберовской концепции свободы от ценностных суждений. Однако сам Вебер полностью не отрицал значения оценок. Он лишь считал, что в процедуре исследования ценности должны фигурировать в начале и в конце. Процесс же сбора данных, точное наблюдение и систематическое сравнение данных должны быть беспристрастны. Веберовское понятие «отнесение к ценности» означает, что исследователь производит отбор материала на основе современной ему системы ценностей общества [127. С. 34-35].

Социология Макса Вебера относится к числу интерпретативных парадигм. Сторонники концепции Вебера, хотя и могут признавать, что общество состоит из определенных структур, тем не менее, полагают, что последние есть производное от социальных действий индивидов. Для социологов данного направления главное – изучение и интерпретация образцов типичного социального поведения людей, в процессе которого создается социальная реальность. Своими корнями интерпретативные теории уходят в герменевтику – искусство и теорию толкования древних текстов и памятников. Социологи полагают, что герменевтические методы могут быть использованы и для интерпретации социальной реальности, прежде всего поведения людей и выявления их мотивов и значений. При этом они исходят из того, что для успешной интерпретации человеческих действий необходим учет социально-культурного, экономического, политического, языкового и иного контекстов, в которых реализуются данные действия. Иными словами, действия индивидов могут быть адекватно поняты, если будет сохранено их субъективное значение в конкретном социальном и культурном контексте. Теорема Томаса гласит: «Если люди определяют некоторые ситуации как реальные, эти ситуации реальны в своих последствиях». Это следует понимать таким образом: в результате социальных действий индивидов конструируется некая социальная реальность определенного характера.

Предметом интерпретативных парадигм как раз являются представления людей и соответствующие им социальные действия. Социологи этого направления смысл своей деятельности видят не в выявлении закономерных связей функционирования общественных структур, а в изучении способов,
с помощью которых люди познают и конструируют реальность
в том или ином обществе. Для социологов-веберианцев особый интерес представляет «заглянуть за» поверхностные значения представления людей о жизненном мире, за очевидно видимые проявления их поведения и тем самым дать уникальную интерпретацию их сути, делая их понятными для окружающих.

Отличие естественных от социальных наук состоит, по Веберу, в том, что они по-разному трактуют причинность. Причинность в социальных науках означает вероятность, поскольку общество – это не историческая неизбежность, а результат «множества возможностей». В религиозном воззрении (протестантской этике) Вебер видел один из факторов возникновения духа современного капитализма, но считал «глупостью» утверждение
о том, что это единственный социальный фактор. Чтобы отграничить причинность в естественных науках от причинности в науках социальных, он вводит понятие «адекватной причинности» применительно к социальным наукам. Отсюда социология может иметь дело с вероятностными утверждениями о взаимосвязях между социальными явлениями. Цель социологии – установить степень того, что при событии «X» имеется определенная степень вероятности наступления события «Y». Как видно, понятия и само знание
в социальных науках имеют иное содержание, чем знание в естественных науках.

Понимание социальных явлений связано с отношением действия
к мысли, рациональности. Физические тела и свойства собственной рациональностью не обладают. Социальные науки обладают общими качествами. Социология позволяет осуществлять типизацию поведения людей и систематизацию фактов.

Социальные факты и ценности. Как объективная наука, социология должна стремиться быть «свободной от оценочных суждений». Это, разумеется, не предполагает отказа ученого от собственных пристрастий, но они
не должны влиять на научные разработки. Тем более это не означает отказа от анализа ценностей вообще. Напротив, предметом социологии является изучение действий людей с учетом детерминации общезначимых ценностей – истины, справедливости, красоты.

По мнению М. Вебера, социология как научная дисциплина обретает характер «понимающей» социальной науки, поскольку ориентирована на интерпретацию социальных действий людей, которые надсубъективны, общезначимы, но не вообще, а в рамках определенной исторической эпохи.
Ю. Хабермас считал, что у М. Вебера присутствуют два принципа: позитивистски-сциентический и антипозитивистски-герменевтический. Самому Веберу не удалось избежать ценностного подхода, его называли «буржуазным Марксом». Он считал движущими классами капиталистов, бюрократов
и средний класс. Вебера ценят за новаторские принципы основания социологического знания.

Понимание социальных действий. Микроуровень – это рациональное понимание социальных действий социальных субъектов, а через них возможно изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Как видно, Вебер был сторонником социального номинализма. Номинализм – теоретическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов и их действий,
в конечном счете, определяет суть общества.

Как считает Вебер, анализ и типизация социальных действий людей является предметом социологии. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:
1) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл; 2) ориентация на поведение других людей. Действие, о котором человек не задумывается, не является социальным действием. Действие, в котором человек не видит реальной цели, не является социальным действием (крик от боли, непреднамеренное падение человека и т.п.). Не является социальным и чисто подражательное действие, раскрытие зонтов от дождя, или реактивное поведение на стимул, например: «опасность».

Типизация социальных действий: аффективное, традиционное, ценностно-рациональное и целерациональное. По Веберу, мир движется в сторону нарастания рациональности.

Основные методы понимания социальных действий. Первый тип: понимание через прямое наблюдение. Второй тип: объяснительное понимание Оно предполагает выяснение мотивов конкретного социального действия. Необходимо поставить себя на место этого индивида, по Веберу. Третий тип: причинное объяснение. Оно предполагает выяснить, что инициировало сами мотивы, которые привели к соответствующим социальным действиям. Здесь социолог обязан обнаружить связи между целой серией действий или событий. В этом случае необходимы конкретные социологические исследования. Вебер сам выявил связи между религиозными принципами и поведением индивидов, особенно их экономической и политической деятельностью.

Идеально-типические конструкции. На индивида воздействует множество социальных сил: давление идеологий, требования семьи и психологическое давление окружения. Рассматривая подобные проблемы, М. Вебер предложил оригинальный метод – конструирование идеально-типической модели социального действия индивида. По его мнению, социолог должен соотнести имеющийся в его распоряжении материал с религиозными, мировоззренческими, эстетическими, моральными ориентирами, исходя из того, что служило реальными ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Поэтому идеальный тип М. Вебер назвал «интересом эпохи».

Непредвиденные последствия. Латентным фактором становления экономической эффективности государств с протестантской этикой явилось,
по Веберу, появление трудовой этики: только через постоянный, аккуратный и честный труд, неутомимую деятельность во имя приумножения славы Божьей на земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в рай. Мотивированные действия множества индивидов привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе, его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той или иной стране [69, c. 160-171].

Вильфредо Парето (1848 – 1923). Социологическая система, по его за­мыслу, должна положить конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об обществе. Принципы построения теории социологии – достоверность, надежность и обоснованность. Метод всеобщих принципов устройства, функционирования и изменения общества он назвал логико-экспериментальным. Этические и вообще ценностные элементы в теории, по мнению Парето, всегда ведут к искажению, фальсификации фактов и поэтому подлежат устранению. Принцип причинности он предлагал заменить отношениями взаимности или взаимодействия, а причинную связь заменить функциональной. Поскольку каждое социальное явление – функция многих переменных, постольку социальная теория должна принимать во внимание все факторы, действующие в обществе, и устанавливать между ними отношения постоянных зависимостей.

Лестер Уорд (1841 – 1913) – представитель психологического эволюцио­низма, первый президент Американской социологической ассоциации. В ос­новном труде «Динамическая социология» (1883), в «Психических факторах цивилизации» (1893), в «Очерках социологии» (1986) Уорд рассматривал отличие социальной жизни от природных процессов в целеполагающем её характере, осознанном стремлении к прогрессу. Уорд выделяет два принципа целеполага­ния. Первой социальной движущей силой являются желания, выражающие природные импульсы. Это, прежде всего, удовлетворение чувства голода, жажды, стремление к продолжению рода, на базе которых формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности, стремление к реализации которых и обусловливает целенаправленное поступательное развитие, реализуемое в творческой деятельности человека.

Албион Смолл (1854 – 1926) – один из основателей американской социо­логии,взгляды которого формировались под влиянием социального дарвинизма и психологизма Л. Уорда. Основной единицей социологического анализа Смол считал категорию интереса, рассматривая социальную жизнь как результат взаимодействия шести классов интересов, ориентированных на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость. Социология должна иметь практический выход на «социальные технологии», призванные совершенствовать социальные институты [127, c. 31-39].

Франклин Гиддингс (1855 – 1931) – американский социолог, профессор Колумбийского университета, президент Американского социологического общества (1908). В ранний период научной деятельности примыкал к психологическому эволюционизму. Гиддингс стремился сочетать органицизм Спенсера с психологической интерпретацией общественной жизни. Общество, по мнению Гиддингса, есть физико-психический организм, это особого рода организация, «представляющая отчасти продукт бессознательной эволюции, отчасти результат сознательного плана» («Основания социологии», 1898). Поэтому социологический анализ общественных процессов должен сочетать в себе изучение объективно-природных и субъективно-психологических факторов.

В трактовке психологических оснований общественной жизни сказалось влияние Г. Тарда. Термины «сознание рода», «социальный разум» Гиддингс использует для обозначения коллективного сознания, обеспечивающего взаимопонимание и коммуникацию людей. В анализе общественных явлений, в концепции социальной структуры он выделяет три класса социальных явлений«жизненные», «классы личностей» и «социальные классы». А развитие общества рассматривает от «зоогенетической ассоциации» до современной «демогенетической ассоциации» (131, c. 76-77). По степени развития «сознания рода» Гиддингс различает в обществе четыре класса социального сознания: «социальный» – люди, защищающие существующий социальный строй; «несоциальный» – те, кто равнодушен к делам общества; «псевдосоциальный» – те, кто стремятся жить за счет общества; «антисоциальный» – те, кто ненавидят общество. Особое значение он придавал применению в социологии статистических методов.

Социальная эволюция, по Уильяму Самнеру (1840 – 1910), имеет неук­лонный характер, а естественный отбор и борьба за существование – универсальны. Соцальное неравенство – это естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации.

Самнера интересовало скорее то, что люди делают, а не то, как они относятся друг к другу. Общество есть творческий процесс, в котором контроль над окружающей средой достигается изучением и изменением общих ценностей. Индивид отождествляется с группой благодаря своему участию
в деятельности группы и принятию её норм. Наибольшую известность приобрели понятия Самнера «мы-группа» и «они-группа». Отношения «мы-группа» характеризуются солидарностью, отношения с «они-группой» – враждебностью. Последняя связана с этноцентризмом – взглядом, согласно которому собственная группа представляется человеку центром, а все остальные оцениваются по отношению к ней. Конформизм в обществе обеспечивают обычаи, нравы и законы. Обычаи порождаются интересами и мотивами. Среди мотивов главные – голод, сексуальная страсть, честолюбие
и страх.

Эдвард Росс (1866 – 1951) интересовался природой социального порядка и солидарностью. Солидарность рассматривалась им в контексте социального контроля, процесса, посредством которого индивиды и группы составляют единую организацию. Согласно Россу, ключ к контролю следует искать в явлении повиновения. В процессе развития общества возникают два контекста повиновения: лично-неофициальный и безлично-официальный.
В первом порядок достигается путем согласия, основанного на единокровии и общих ценностях, на втором – путем контроля. Механизмы последнего распадаются на два типа – внутренний, основанный на развитых чувствах,
и внешний, использующий силу и авторитет. Первый является этическим контролем, он формирует цели, второй является контролем политическим, он занят поиском средств их достижения (образование, законодательство
и т. д.) [127, c. 23-48].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.