Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия в мировом пространстве 3 страница




Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 912 с.

128. Социология молодежи: Учебник для студ. вузов / ред. В.Н. Кузнецов. –

М.: Гардарики, 2005. – 335 с.

129. Социология семьи: Учебник /Ред. А.И. Антонов. – 2-е изд., перераб.

и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.

130. Спенсер Г. Грехи законодателей //СОЦИС. − 1992. − № 2.

131. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии.

М.: Наука, 1986. – 511 с.

132. Средний класс в современном российском обществе. – М.: «Российская

политическая энциклопедия». «Российский независимый институт со-

циальных и национальных проблем», 1999. – 303 с.

133.Субботин А.Л. Наследие Эразма // От Эразма Роттердамского до Бертра-

на Рассела (Проблемы буржуазного гуманизма и свободомыслия). – М.:

Мысль. 1969. – С. 6.

134. Стегний В.Н. Теория и методология социального прогнозирования. Курс

лекций / Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь: Изд-во ПГТУ, 1999. – 191 с.

135. Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э Фромм. – М.: Политиздат, 1989. –

398 с.

136. Трёльч Э. Историзм и его проблемы / Пер. с нем. – М.: Юрист, 1994. –

С. 83.

137. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии.

– М.: Научный мир, 2006. – 204 с.

138. Уайт Л. Избранное. Наука о культуре. – М.: РОССПЭН, 2004. – 959 с.

139. Уайт Л. Избранное. Эволюция культуры. – М.: РОССПЭН, 2004.

– 1063 с.

140. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 367.

141. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов. – 3-е изд. доп. – М.: Гар-

дарики, 2002. – 343.

142. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Ренессанс, 1993. –

291 с.

143. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. 2-е изд-е, стереотипн. – М.:

Наука, 1991. – 455 с.

144. Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Минск: Беларусь, 1991. – 606 с.

145. Фрейд З. Толкование сновидений. – Киев: Здоровья, 1991. – 384 с.

146. Фрейд З. Тотем и табу – СПб.: Азбука классики, 2005. – 255 с.

147. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. – М.:

Наука, 1993. – 173 с.

148. Фромм Э. Бегство от свободы. − М.: Академ. проект, 2007. – 271 с.

149. Фуко М. История сексуальности − III. Забота о себе. – Киев: Дух. лите-

ра, 1998. – 282 с.

150. Фуко М. Интеллектуалы и власть ч. 1. Статьи и интервью, 1970 – 1984.

Б.и., 2002. – 382 с.

151 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. − М.: Аd Маrginem,

1999. – 479 с.

152. Фуко М. Рождение клиники. – М.: Смысл, 1998. − 309 с.

153. Фуко М. Археология знания. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2004. –

415 с.

154. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. – М.: Прогресс,

1977. – 488 с.

155. Фуко М. Ненормальные: курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс

в 1974-75 учебном году. – СПб.: Наука, 2004. – 432 с.

156. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М.: Весь мир, 2003. –

415 с.

157. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. – СПб.:

Наука, 2001. – 417 с.

158. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб.:

Наука, 2001. – 379 с.

159. Хабермас Ю. Расколотый Запад. – М.: Весь мир, 2008. – 187 с.

160. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной

евгенике. – М.: Весь мир, 2002. – 143 с.

161. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология / Пер. с фр. А.Т. Бикбо-

ва, Н.А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии, 2000.– 506 с.

162. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций //Полис.– 1994.– № 1. – C. 53.

163. Хеффе О. Современная западная философия: Энциклопедический сло-

варь. – М.: Культурная революция, 2009. – 387 с.

164. Хомский Н. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике. –

М.: Логос, 2003. − 317 с.

165. Хомский Н. Классовая война: Интервью с Д. Барзамяном. – М.: Прак-

сис, 2003. – 326 с.

166. Хомский Н. Новый военный гуманизм: Уроки Косова. – М.: Праксис,

2002. – 311 с.

167. Хомский Н. Прибыль на людях: Неолиберализм и мировой порядок. –

М.: Праксис, 2002. – 248 с.

168.Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. В 2-х

т. Т. I. Образ и действительность. – М.: Айрис-Пресс, 2006. − 523 с.

169. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психоло-

гии. Период открытого кризиса. – М.: МГУ, 1980. – 302 с.

170. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Аспект Пресс,

1996. – 415 с.

171. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. –

М.: Прогресс, 1969. – 240 с.

172. Эткинд А. Эрос невозможного: история психоанализа в России. – М.:

Гнозис, 1994. – 383 с.

173. Юнг К. Психологические типы. – СПб.; М.: Ювента: Прогресс-Универс,

1999. – 716 с.

174. Юнг К. Проблемы души нашего времени. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

175. Юнг К. Сознание и бессознательное. − М.: Акад. проект, 2007. – 188 с.

176. Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. – М.: Минск: АСТ Харвест, 2005.

− С. 399.

177. Юнг К. Очерки по психологии бессознательного. − М.: Когито-Центр,

2006. – 351 с.

178. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. Машина и собственность. – СПб.:

Университет, 2002. – 599 с.

179. Эфиров С.А. Психоаналитическая ориентация в социологии // Спра-

вочное пособие по истории немарксистской западной социоло­гии. – М.:

Наука, 1986. – С. 295-296.

180. Язык культуры: Семантика и грамматика. – М.: Индрик, 2004. – 494 с.

181. George Lukacs. The Marxism of Posa Luxemburg. In: History and Class

Consciousness (London, Merlin Press, 1968), p. 27.

182 Robert A. Nisbet. Social Change and history (New York: Oxford Unyversity

Press, 1969), p. 302-303.

183. Znaniecki F. Social Groups as Products of Participating Individuals

//American Journal of sociology. 1933. May. – P.799. Znaniecki F. Ludzie

terazniejsi ciwilizacja przyslosci. – Warszawa, 1935. – S. I09. См. Социоло-

гия группы: Хрестоматия. Автор-составитель О.Л. Лейбович. – Пермь:

ЗУУНЦ, 1994. – С. 84-85.

184. См. (http://www.socpol.ru.archives).

СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Акторы – действующие социальные субъекты, а иногда также организации и институты [i].

Агрегация социальная – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Агрессия – враждебная внутренняя установка или враждебный тип действий индивида или группы по отношению к другому индивиду или группе. Агрессия выражается в поведении, направленном на нанесение вреда или ущерба другому как физически, так и морально.

Адаптация социальная – приспособление личности или социальной группы к общественной среде, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов.

Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

Аномия – отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм).

Аномия – ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и социальным отклонениям.

Ассимиляция – постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой.

– процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.

Ассоциация – организация, которой свойственна защита общих интересов своих членов, членство зависит от личного желания каждого, а значительная часть внутренних норм носит неформальный характер.

Аутгруппа – группа людей, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как "не мы", или "чужие".

Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Бюрократия – организация, деятельность которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких правил и процедур; социальный слой, непосредственно осуществляющий функции управления обществом.

– организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

Валентность – сила предпочтения индивида в отношении какого-либо результата. Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет некоторый уровень валентности (или желательности), который колеблется от –1,0 (весьма нежелательно) до +1,0 (весьма желательно).

Валидность – основная характеристика качества измерения в социологии, одна из составляющих надежности социологической информации. Различают теоретическую (концептуальную) и эмпирическую (валидность по критерию).

Взаимодействие социальное – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Власть – любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается.

– способность навязывать свою волю другим и мобилизовывать ресурсы для достижения цели.

Внешнее окружение организации – совокупность физических, социаль-ных, организационных и экономических условий, которые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организаций.

Выборка – часть населения (популяции), строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества в целом).

Выборка случайная – выборка, составленная таким образом, что каждый элемент структуры населения (и любое сочетание элементов) может быть включен в нее с одинаковой вероятностью.

Выборка целевая – выборка, в которой исследователь отбирает людей для опроса из заданных целями исследования групп.

Гендер – совокупность социальных характеристик пола.

Генеральная совокупность – общность, на которую социолог распространяет выводы исследования.

Геноцид – умышленное массовое уничтожение представителей определенной расы или национальности.

Гипотеза – предположение о взаимосвязи между независимой и зависимой переменными.

Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.

Группа вторичная – группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер. Такие группы направлены, как правило, на достижение общих целей и распадаются при отсутствии таковых.

Группа контрольная – в эксперименте испытуемые, с которыми обращаются, как с испытуемыми из экспериментальной группы, но на них не оказывает влияние независимая переменная.

Группа малая – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Группа состоит из небольшого числа индивидов и отличается по многим социально-психологическим характеристикам от групп большого размера.

Группа первичная – группа, в которой происходит первоначальная социализация индивидов и отношения носят интимный, личностный, неформальный характер. Основной целью членов группы является взаимное общение.

Группа референтная – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Группа социальная – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Движение социальное – совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе.

Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Действие социальное – действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них.

Демография – наука о населении, изучающая его численность, состав, структуру, распределение по территории, а также их изменения во времени.

Дискриминация – социальное подавление, ущемление в правах или несправедливое обращение с членами групп общественных меньшинств или непривилегированного большинства.

Дистанция социальная – величина, характеризующая степень близости или отчуждения между социальными группами.

Дифференциация – деление общества на общности, фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных занятий.

Драматургический подход – взгляд на интеракцию, согласно которому социальные ситуации рассматриваются как драматургические миниатюры, по ходу действия которых люди стремятся создавать о себе определенные впечатления, формируют свой образ в глазах других.

Единица выборки – единица отбора и анализа данных при выборочном обследовании.

Зависимость социальная – социальное отношение, при котором социальная система S1 (это может быть индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d1, если социальная система S2 не совершит действий d2. При этом система S2 будет доминировать над зависимой системой S1.

Закон социальный – относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными объектами.

Заражения теория – объяснение коллективного поведения тем, что люди в толпе иррациональны и подвержены эмоциям, которые распространяются, словно вирус.

Зеркальное "Я" – человеческое "Я", открывающееся через реакцию других людей.

Идеальный тип – определенный образ-схема состояний и процессов, как если бы они происходили без отклонений и помех, который рассматривается как наиболее удобный способ упорядочения эмпирического материала (понятие введено в социологию М. Вебером).

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Изменение культурное – процесс появления новых культурных элементов и комплексов в субкультурах и доминирующей культуре общества.

Изменение социальное – процесс появления новых черт и элементов в социальных структурах и в системах социальных взаимоотношений.

Изоляция социальная – социальное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимодействий.

Иммиграция – перемещение людей в данное общество извне.

Ингруппа – группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы, как "мы".

Индекс – количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, полученную в ходе измерений с помощью одной или нескольких шкал.

Институт социальный – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Институт социальный – устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему; совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Интеграция социальная – совокупность процессов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему; формы поддержания социальными группами устойчивости и равновесия общественных отношений; способность социальной системы к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, противоречий.

Интенсивность мобильности – одна из характеристик социальной мобильности, обозначающая число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Интеракция – процесс и отдельные акты взаимодействия людей друг с другом.

Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследований.

Инфильтрация - проникновение индивида в более высокий по статусу социальный слой (страту) в процессе вертикальной восходящей мобильности.

Исследование социологическое – вид социального исследования, способ изучения социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе системы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом объекте или процессе для решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Капитализм – социально-экономическая система, при которой особое значение придается отношениям и праву частной собственности, накоплению капитала и получению прибыли.

Категория социальная – социальная общность, объединяющая индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками.

Квазигруппа – появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонний. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью.

Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу.

Когнитивное развитие – процесс формирования мыслительной деятельности личности.

Конвергенция – возрастание сходства в развитии разных социальных объектов или возбуждение реализации поведенческих предрасположенностей.

Конкуренция – попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

Консенсус – согласие значимого большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.

Контакт социальный – тип кратковременных, легко прерываемых социальных связей, вызываемых соприкосновением людей в физическом и социальном пространствах. В процессе контактов осуществляется взаимное оценивание индивидами друг друга, селекция и переход к более сложным и устойчивым социальным взаимосвязям.

Контент-анализ – метод количественного изучения содержания социальной информации.

Контркультура – субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры.

– совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.

Контроль социальный – совокупность норм и ценностей общества, а также санкций, применяемых в целях их осуществления. Цель – предотвращение девиантного (отклоняющегося) поведения путем наказания или исправления.

– совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.

Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия.

Конфликт ролевой – конфликт, связанный с выполнением индивидом одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, конфликтующие обязанности и требования.

Конфликт социальный - попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы.

Конформизм – некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т.д.

– поведение, контролируемое посредством группового давления. Группа с помощью вводимых ею норм поведения заставляет индивида следовать им для поддержания интеграции членов группы.

Кооперация – процесс, в ходе которого представители одной или нескольких социальных групп действуют совместно и скоординировано ради достижения единой цели. Основой кооперации является взаимная выгода.

Кооптация – инструмент урегулирования организационного конфликта, представляющий собой вовлечение неудовлетворенных сторон в процесс принятия решений.

Корреляция – функциональная зависимость между двумя переменными величинами, которая характеризуется тем, что каждому значению одного из них соответствует вполне определенное значение другой.

Кредо – определенная система убеждений.

Критическая точка конфликта – определенный момент в развитии конфликта, характеризующийся наивысшей интенсивностью конфликтных взаимодействий. После прохождения критической точки интенсивность конфликтных взаимодействий обычно резко снижается.

Круг социальный – социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами.

Ксенофобия – страх и ненависть ко всему чуждому для образа жизни данного общества.

Культура – 1) специфически человеческий способ жизнедеятельности. Выделяют технологическую, динамическую и ценностную концепции культуры.

2) система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

– некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям.

3) Дж. Александером разработана теория культурации, которая рассматривает культуру не как производную и вторичную по отношению к природе, а как первичную, определяющую развитие общества. В отечественной социальной философии 20 лет назад эту идею высказал В.А. Кутырев в работе «Естественное и искусственное: борьба миров».

Культура доминирующая – совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

Культура нормативная – совокупность культурных образцов, которые указывают на стандарты правильного поведения, разрешают, предписывают или запрещают определенные социальные действия.

Легитимность – характеристика признания членами общности существующего социального порядка, наделение престижем, который диктует нормы и устанавливает образцы поведения.

Лидерство - проявление индивидом его способности, качеств в поведении, соответствующем роли группового лидера.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

– целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общений.

Личность маргинальная – индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью - ни в одну из них.

Личность модальная – человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов общества.

Лобби – организация, оказывающая политическое давление в процессе принятия политических решений или мер, которые затрагивают интересы определенной группы.

Лонгитюдное исследование – вид повторного исследования, при котором ведется длительное периодическое наблюдение над одними и теми же социальными объектами.

Люмпен – деклассированный человек, полностью выброшенный из общества и утерявший обычные ценности, нормы, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж и т.п.).

Макросоциология – область социологического знания, изучающая крупные элементы социальных структур, их состояния и взаимодействия.

Маргинальность – промежуточность, «пограничность» положения индивида между разными социальными группами.

Метод – систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблемы или получения новой информации на основе определенных регулятивных принципов познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и законов функционирования ее объектов. Он очерчивает путь к достижению цели (истины) и включает в себя стандартные и однозначные правила (процедуры), обеспечивающие надежность и достоверность полученного знания. Различают всеобщие и конкретно научные методы.

Методология – программные установки в использовании методов.

Миграция – территориальное перемещение каких-либо групп населения.

– процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или страну.

Микросоциология – область социологического знания, изучающего преимущественно межличностные, внутригрупповые и повседневные взаимодействия людей.

Мобильность вертикальная – совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.

Мобильность горизонтальная – переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне.

Мобильность социальная – переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение), либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение, деградация). Различают групповую и индивидуальную формы мобильность.

– любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной социальной позиции к другой.

Модернизация – совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом.

Наблюдение – метод социологического исследования и получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания.

Наука – социальный институт, обеспечивающий производство и накопление знаний; одна из форм общественного сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.