Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология личности. Основания типологии 2 страница




В конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ламброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот девиантный тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. У. Шелдон связывал строение тела с присутствием характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Агрессивность человека соответствует агрессивности животных, а садизм имеет корни в инстинкте агрессии. Как и в животном мире, агрессивность больше присуща лицам мужского пола. Отбор стимулирует войны
и экологический кризис. «Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, которая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития», – предостерегает К. Лоренц [82, c. 114-115]. У животных для преодоления агрессии вводится специальный механизм торможения, в человеческом мире − запреты. «Образование ритуалов посредством традиций, безусловно, стояло
у истоков человеческой культуры, так же как перед тем, на гораздо более низком уровне, филогенетическое образование ритуалов стояло у зарождения социальной жизни высших животных» [82, c. 81].

Агрессивность нельзя исключить, избавляя людей от раздражающих ситуаций, или наложив на нее моральный запрет, или с помощью генетической инженерии, так как она выполняет биологически положительную роль, и все инстинкты связаны между собой (даже смех связан с агрессивностью). Необходима переориентация того, что Лоренц называет «воодушевлением»
и «объективное физиологическое исследование возможной разрядки агрессии в ее первоначальных формах на эрзац-объекты». Необходимо общее дело и улучшение общего культурного образования для создания как можно большего количества «идентификаций». Спорт, искусство, наука, смех выступают как необходимый тормозящий механизм агрессии по отношению ко всем людям и всей природе. Этологический императив К. Лоренца звучит так: «Поступай так, чтобы твое поведение как разумного существа соответствовало законам природы» [83, c. 153].

Системный подход предполагает рассмотрение личности как сложно организованного целого, каждый из компонентов которого должен быть рассмотрен в рамках специальных дисциплин на основе общих методологических принципов. Являясь определенной системой, обладая всеми признаками и свойствами данной категории, личность в то же время выступает как элемент сложной общественной системы. Законом движения этой системы, в конечном счете, определяется жизнедеятельность личности. Личность это − общество, «запечатленное» в нас. Личность − персонифицированное воплощение совокупности общественных отношений. С этих позиций необходимо рассматривать вопрос о личности как целостности, как системе, специфике, субординации ее компонентов. Личность − элемент больших и малых социальных групп. Как элемент «референтной малой группы» личность персонифицирует тип социальной связей в той или иной общности людей.

Личность всегда есть представитель определенной общности людей, из чего следует рассмотрение общественной сущности личности как объекта социологического анализа, что предполагает определенную трактовку категории «общность». В российской социологии общность рассматривается как атрибутивное понятие, которое производно от групповой деятельности, выступающей в качестве совокупного субъекта. Характер общности выводится из взаимодействий в процессе труда и общения, из культурных стандартов, принятых в обществе.

Социализация личности: первичная и вторичная. Т. Парсонс во многом опирался на психоаналитическую концепцию личности З. Фрейда – такие элементы фрейдизма, как, например, концепцию динамической структуры и защитных механизмов личности, решающего значения Эдипова комплекса в период первичной социализации человека. По мнению Парсонса, разрешение ряда аффективно-эротических проблем в жизни ребенка дает ему первичное представление о ролевой структуре общества, и таким путем формируется связь личности и социальной системы. Вообще, мотивационная структура и динамика, играющая столь значительную роль у Парсонса,
не может с его точки зрения, адекватно анализироваться чисто социологическими средствами, без обращения к психоанализу, который, в свою очередь должен быть «социологизирован», избавлен от исходного атомарно-индивидуалистического принципа. Первичная социализация –это процесс восприятия норм и ценностей ближайшего окружения и общества. Вторичная социализация – процесс трансляции норм и ценностей следующему поколению.

Типология личности. Основания типологии. В рамках Франкфуртской школы родилась концепция «репрессивной цивилизации», и законченный вид она получила в теории Г. Маркузе. Маркузе утверждал, что в современном «позднекапиталистическом» обществе царят интеллектуальная стагнация, социальный регресс и полное подавление личности. А имущий класс, стремясь сохранить и упрочить свое господство, использует все достижения науки, техники и массовую культуру для формирования «одномерного человека», самодовольного обывателя с потребительскими интересами, совершенно утратившего способность критически оценивать свое положение
в обществе и осмысливать само устройство общества. Даже пролетариат, по Маркузе, втянулся в потребительскую гонку и оказался «интегрированным» в репрессивное общество. Институты общества превратились в репрессивный аппарат насилия и подавления оппозиционных сил. Бороться радикальными средствами способны лишь обездоленные маргинальные слои.

Понятие «маргинальная личность» употребляется в социологии для характеристики личности, которая входит одновременно в какую-либо обособленную социальную группу и другую (возможно в несколько), более обширную, и, таким образом, находится как бы на краю этих групп. Термин «маргинальная личность» был впервые введен американским социологом Робертом Парком. Т. Веблен отмечал, что маргинальное положение малых этнических групп оказывает влияние на формирование сознания членов этих групп. Ссылаясь на отдельных талантливых представителей национальных меньшинств, он сделал вывод о том, что маргинальное положение социальных групп соответствует формированию творческих способностей и творческим достижениям, т.к. слабая адаптация к системе ценностей доминирующей группы, не вызывая интереса к обладанию этими ценностями, оставляет большой потенциал для творческих достижений [77. 195-196].

Э. Фромм рассматривал капитализм как иррациональное, «больное общество», в котором страх подавляет все естественные порывы, а господствующие нормы и ценности воспитывают лишь негативные типы социального характера. Возможность избавиться от болезни он видит в социальной терапии, гуманизации, которая должна привести к созданию гармонически здорового общества.

В рамках идеологии «контркультуры» современную западную цивилизацию рассматривают как нечто противоестественное. Это противоестественное отделение человека от природы, поэтому «хиппи» призывали к обожествлению эротики, утверждению религии вожделеющего тела.

Технократия, превратившись в безликую социальную группу, держит под контролем всю политику, культуру и социальную жизнь современного общества, включая досуг и развлечения граждан. С помощью «насквозь рационализованной» и умертвляющей все живое западной культуры технократия окончательно отрывает человека от природы, превращая его в совершенно больное существо, подвластное любым манипуляциям. Поэтому полное рассублимирование современного человека, закованного в цепи «сублимированной» и «сублимирующей» его культуры, осуществляется с помощью контркультуры. Это обеспечит воссоединение человека с природным универсумом, в том числе и с самим собой как «естественным существом» [131,
c. 315 - 316].

Концепция «социального поведения» в рамках позитивистской социологической ориентации, являющейся общетеоретической основой эмпирических социологических исследований, отражала стремление социологов создать научно «точную» социологию. Под «социальным поведением» понимается определенная сторона деятельности и взаимодействия индивидов (и социальных групп), выделяемая на основе обращения к психическим взаимоотношениям (коммуникациям) людей как «специфически-социальному» фактору, закономерности взаимоотношений обособленных индивидов друг
к другу − «межличностных отношений». Акт психического взаимодействия между двумя или несколькими индивидами выделяется в качестве фундаментальной структуры социального, с которой связана изначальная специфика социальных процессов.

Вначале тип социального поведения личности исследовался в русле концепции «социального бихевиоризма». Начиная с 1930-х гг. Д. Ландберг, применяя принцип «стимул-реакция» к изучению поведения человека в социальной среде, отождествлял изучение актов общественного сознания
с изучением реакций («открытого поведения») групп, коллективов. Этот подход нашел применение в социологии «малых групп», «социологии лидерства», «социологии политических отношений». В настоящее время теория социального бихевиоризма активно используется для формирования ценностей и мотивов, потребностей и интересов в условиях рыночных отношений в обществе. Второе направление, в противоположность социальному бихевиоризму: «наука о социальном поведении личности» делает акцент с позиций «динамической психологии» прежде всего на психоанализе. Основную тенденцию этого направления наиболее полно выразила теория социального действия. В эмпирических исследованиях, проводимых в рамках концепции социального поведения, используются фрейдистские представления о структуре личности (Superego – Ego – Id), факторах личностного конфликта и путях его преодоления. Установки динамической психологии были использованы для обоснования теории человеческих отношений. Наиболее последовательно эту программу используют в прикладных исследованиях в индустриальной социологии, социологии семьи, социологии расовых и этнических отношений.

Итак, проблема человека стоит в центре внимания социологии в качестве исходного и конечного методологического принципа. Насколько социолог осознает, что именно человек – центр исследований, критерий и самоцель исследования, настолько он причастен к принципу гуманизма. Степень углубления в проблему смысла существования человека, его ценностей, потребностей и интересов, в изучении того, насколько он превратился в предмет социологической рефлексии, определяет теоретическую глубину и меру адекватности эмпирических исследований, что характеризует ранг самого социолога как специалиста.

В философской антропологии выделяется четыре исторических этапа исследования «проблемы человека»: натуралистический стиль мышления, характерный для античности, теологический стиль (эпоха средневековья), антропоцентричный − эпоха Возрождения и социоцентристский (от эпохи Просвещения до современности). Человеку, контактирующему с другими людьми, открывается интерсубъективность, в рамках которой он и решает, чем является он сам и чем являются другие. При этом человек находится
в организованной ситуации, которой живет, и своим выбором он заставляет жить ею все человечество.

Прорывам в исследовании проблемы личности являются методологически новые представления, разрабатывавшиеся под влиянием переворота
в квантовой физике, когда выяснилось, что «мир, который наблюдали сторонники квантовой теории, не представлялся более машиной, состоящей из множества отдельных объектов, он был неделимым целым: сетью отношений, которые необходимым образом включали наблюдателя» [103, с. 177, 184].

Природа и разум составляют необходимое единство. По И. Пригожину, паттерны организации, характерные для живых систем, могут быть обобщены в едином динамическом принципе, принципе самоорганизации. Живой организм − это самоорганизующаяся система, что означает, что ее упорядоченность не навязывается ей окружающей средой, а устанавливается самой системой. Иными словами, самоорганизующиеся системы проявляют определенную степень автономии. Это не означает, что они изолированы от своей среды; напротив, они постоянно взаимодействуют со средой, но это взаимодействие не определяет их организацию; они являются самоорганизующимися системами.

Мышление постмодерна не является ни механистическим, ни мистическим. Многомерное пространство человеческого сознания, изучение трансперсональных уровней сознания приводит к новому решению старых проблем: после того как человечество решило социокультурными и биологическими методами болезни чумы, оспы, холеры, оно приобрело новые болезни: сердечно-сосудистой, нервной, вегетативной системы: инфаркты, шизофрению, рак. Психологи приходят к следующему эмпирическому наблюдению: больные шизофренией никогда не болеют раком. В понятие шизофрении, как и в понятие инфляции в экономике, «сбрасывают» малопонятные процессы, но их классифицируют и по мере изобретения способов и технологий пытаются приглушить. Общество относит их к девиантному поведению личности.

Английский исследователь-психолог Рональд Лейнг подходит к психиатрической проблематике с экзистенциальных позиций. «Он интерпретирует шизофрению и другие психозы не как заболевания, а как особые стратегии, изобретаемые людьми, чтобы выжить в ситуациях, невозможных для жизни. Такая точка зрения приводит к радикальной смене перспективы. Для Лэйнга сумашествие является разумной реакцией на безумное социальное окружение» [65, с. 132]. В отличие от большинства психологов и психиатров, сосредоточившихся на изучении человеческого поведения и старающихся соотнести его с физиологическими и биологическими механизмами, Лэйнг погружается в исследование нюансов человеческого опыта и его искажений.

Исследование смены парадигм в науках и обществе приводит к холлистическому видению экономики и экологии, с его акцентом на изучении единства культуры. Мир был разъят на элементы-объекты, просчитан, «все, что нельзя измерить и посчитать, считалось ненаучным». Галлилеевская программа предлагает нам мертвый мир. Здесь нет места зрению, звуку, вкусу, прикосновению и запаху, а, следовательно, нет места и этической и эстетической чувственности, ценностям, качеству, душе, сознанию, духу. Мы должны были разрушить мир сначала в теории, чтобы потом разрушить его практически.

Новая наука и новая эпистемология должны быть связаны с самым коренным пересмотром традиционного отношения к природе: не экспансия
и эксплуатация, а коэволюция − это поворотный пункт в методологии. Традиционный язык науки является описательным (descriptive), тогда как сообщение личностных переживаний требует языка выразительного (depictive).

Связь между механистическим мировоззрением и патриархальной идеей «человека-мужчины», господствовавшего в природе, характерна не только для работ Френсиса Бэкона, но также, в большей или меньшей степени, для Рене Декарта, Исаака Ньютона, Томаса Гоббса и других «отцов-основателей» современной науки. Со времени появления механистической науки эксплуатация природы идет рука об руку с эксплуатацией женщины. Таким образом, античное сопоставление женщины и природы связывает историю женщины
и историю природы и роднит феминизм с экологией. Слияние двух движений, применение феминистского сознания к новой экологической парадигме называется «экофеминизм». Опыт женской сексуальности, беременность, деторождение и материнство есть некая телесная метафора взаимосвязанности всей жизни и вовлеченности всего существующего в циклические процессы природы. Реальные психологические различия между мужчинами и женщинами в том, что существует явное преобладание контекстуальной перцепции и синтезирующих способностей у женщин и аналитических возможностей − у мужчин. Следует признать, что женское мышление − проявление целостного мышления, а женское знание эмпирики − важнейший источник формирования экологической парадигмы.

Сдвиг парадигмы в экономике также связан с поворотом методологии в сторону субъекта. Это субъект должен быть достаточно развит, чтобы во всей полноте понимать объективные процессы. Речь идет о роли культуры личности в осмыслении экономических и социокультурных процессов. Современное общество характеризуется фрагментацией современного экономического мышления, отсутствием ценностей, «зацикленностью» экономистов на необоснованном экономическом росте и их неспособностью принять во внимание нашу зависимость от природы.

Хейлз Хендерсон − футуролог, консультант вашингтонского правительства, автор монографии «Создавая альтернативные модели будущего», утверждает: «Называем ли мы... кризисы «энергетическими», «экологическими», «урбанистическими» или «популистскими», мы должны признать, что корень их лежит в одном базовом кризисе неадекватного, узкого восприятия реальности». Она утверждает: «Экономика − не наука; это чистая политика в замаскированном виде». Аномалии, которые экономисты не могут более игнорировать, уже болезненно сказываются на жизни каждого гражданина. Перед лицом растущих дефицитов и задолженностей, перед лицом продолжающегося разрушения окружающей среды и соседства нищеты с прогрессом даже в самых богатых странах это утверждение не потеряло своей актуальности.

Экономика, по Хендерсон, − это всего лишь один из аспектов всей экологической и социальной структуры. Экономисты склонны разделять эту структуру на фрагменты, игнорируя социальную и экологическую взаимосвязь. Все товары и труд сводятся лишь к их стоимостному выражению, а социальные и экологические издержки, порождаемые всеобщей экономической деятельностью, игнорируются. Частные доходы все в большей степени получаются за общественный счет ценой ухудшения окружающей среды и общего качества жизни. Нам рассказывают о сверкающих блюдах и одеяниях, но забывают при этом напоминать о потерянных сверкающих реках и озерах. Концепция благосостояния должна отбросить свою скрытую суть, основанную на капитале и материальном потреблении, и переопределить ее как человеческое обогащение. Понятие прибыли следует переосмыслить, чтобы она означала только создание реального достатка, а не частную или общественную прибыль за счет социальной и экологической эксплуатации. Когда гильдия экономистов говорит об эффективности, какой уровень она имеет в виду: индивидуальный, коллективный, общественный или всю экосистему? Экономическая наука, − утверждает Х. Хендерсон, − возвела на престол самые непривлекательные из наших страстей: стяжательство, соперничество, гурманство, гордыню, эгоизм, узколобость и, наконец, обычную жадность. Хендерсон видит выход в смене ценностей, преобладании целостной методологии и щадящих экологию мягких технологиях [65, с. 225-237].

Личностные ценности. Бытие ценностей в структуре личности индивидов является не только эмпирической очевидностью и теоретически признанным общим местом, но и логическим условием существования предметно-воплощенных ценностей – ведь предметное воплощение осуществляется только посредством целенаправленной деятельности людей, ориентированной на эти ценности. Мотивация этой деятельности исходит не от абстрактных социальных ценностей, а от личных ценностей индивидов. Лишь приняв форму личностной ценности, ценностный идеал может найти путь к предметному воплощению. Общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте. Личностные ценности, как
и ценности социальные, существуют в форме идеалов, т.е. моделей должного [134, с. 184]. Личностные ценности − это идеалы, задающие конечные ориентиры индивидуального конкретного субъекта. Поэтому наиболее точным было бы наряду со словом «идеал» воспользоваться для характеристики формы существования личностных ценностей понятием «модель потребного будущего». Это понятие означает тот факт, что человеческий мозг отражает
не только события настоящего и прошлого, но и ситуацию предстоящего, причем последнюю в двух различных формах − вероятностного прогноза
и программирования.

 

 

Основные понятия:

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Социальная роль. Социальный статус. Интересы. Ценности. Саморегуляция и самоконтроль. Социализация личности: факторы, этапы, противоречия. Самореализация. Типы личности.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Натуралистический, теологический, антропоцентричный и социоцентристский стиль мышления в определении человека.

2. Марксистская и фрейдистская концепция личности.

3. К. Юнг о структуре личности.

4. Продуктивное и репродуктивное поведение личности, по Э. Фромму.

5. Концепция человека действующего А. Турена.

6. Т. Парсонс: системный подход к понятию личности.

7. Роль – институт – актор.

8. Концепция «Я» Дж. Мида и Б. Скиннера.

9. Насколько социальное происхождение определяет социальный статус личности?

10. Диспозиционная концепция личности.

11. Теория личности в концепции habitus’а П. Бурдье.

12. Современные социально-экономические реформы в России и возможность самореализации личности.

13. Почему один человек может совершить подвиг (с риском для своей жизни), а другой может оскорбить (действием) слабого человека?

14. Насколько свободна личность в современном обществе?

15. Девиация и деликвентность.

16. Причины распространения социальной инерции (апатии) личности.

17. Взаимосвязаны ли идеология общества и наличие «подросткового синдрома» личности: максимализма, внеисторичности, нетерпимости, нигилизма в сознании и поведении людей?

18. От чего зависит изменение (уменьшение или увеличение) количества

самоубийств, убийств и других видов преступлений в обществе?

19. Что такое экофеминизм?

20. Мотивация экономического поведения.

21. Харизматическая личность и толпа.

22. Различие понятий: ценности и ценностные ориентации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.