Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. 2. Dooley J., Evans V. Grammarway 2




References

1. Нестерчук Г. В., Иванова В. М. США и американцы. – Мн.: ВШ, 1999.

2. Dooley J., Evans V. Grammarway 2. - Express Publishing, 2001.

3. Farrell M. British Life and Institutions. - Chancerel International Publishers Ltd, 2000.

4. Fiedler E., Jansen R., Norman-Risch M. America in close-up. - Longman Group UK Limited, 2004.

5. Vaughan-Rees M., Bystrom P., Bateman S. In Britain. - Chancerel International Publishers Ltd, 1997.

6. Cool English. – Eclectic Publishing East Europe LLC, 2008. - #38.

7. Cool English. – Eclectic Publishing East Europe LLC, 2008. - #39.

8. Current. – London: Mary Glasgow Magazines, 2006. - #3.

9. Britannica 2007. Мультимедийная энциклопедия.

10. Longman Dictionary of Contemporary English. Словарь современного английского языка: в 2-х т. – М: Рус. яз., 1992.

11. http://en.wikipedia.org

12. https://www.gov.uk

13. http://www.ucheba.ru

14. http://www.merriam-webster.com

 

Медведева Елена Валерьевна, Савельева Ирина Викторовна

 

English for Philology Students

 

Учебное пособие

 

Редактор З.А.Кунашева

 

Подписано в печать 09.2012. Формат 64х84 1/16.Бумага офсетная № 1. Печать ротапринтная. Печ.л.____ Уч.-изд.л____.

Тираж 100 экз. Заказ №___.

 

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». 650043, Кемерово, ул. Красная,6.

Отпечатано в типографии «Кузбассвузиздат». 650043, Кемерово, ул. Ермака, 7.

Сегодня без широкого гуманитарного образования, приобщения к культуре, знаний о культуре человек не сможет в совершенстве овладеть своей специальностью, вписаться в современное общество, стать его полноценным членом. Основная задача высшей школы — подготовка не просто специалиста в какой-то узкой сфере производства и управления, а формирование личности, способной творчески решать стоящие перед ней задачи, осознанно принимать решения по всем жизненно важным для нее вопросам. Быстрота и нестандартность мышления специалистов определяются не только объемом узкопрофессиональных знаний, но и их эрудицией, широтой кругозора.

Культурология - одна из базовых гуманитарных дисциплин, входящих в федеральную компоненту Государственного стандарта высшего образования Российской Федерации. Она решает общеобразовательные задачи по формированию личности специалиста, способного выполнять широкий круг функций в новых социальных и экономических условиях.

Включение культурологии в систему учебных дисциплин явилось следствием широкого признания того, что, чем бы ни занимался человек, какому бы виду деятельности он себя ни посвятил, к какой бы профессии ни готовился, без знания основных понятий и проблем культурологии, понимания закономерностей культурных процессов и особенно ясных представлений о культурных перспективах человечества он будет подобен слепцу без поводыря внутри лабиринта. Жить в культуре и ничего о ней не знать — преступно, ибо в этом случае каждое действие человека может оказаться — и оказывается! — разрушительным для культуры. Поэтому в данном учебнике с настойчивостью проводится мысль о том, что культурология — фундаментальная наука, а как учебная дисциплина — базовый предмет в системе образования и подготовки кадров.

Современная система образования является чрезвычайно сложной и многоцелевой. Учащийся средней школы может получить лишь начала культурологического знания, самое общее представление о культуре. Высшие же образовательные учреждения вне зависимости от их профиля и отраслевой принадлежности обязаны обеспечить основательную подготовку своих студентов по базовым дисциплинам в том числе по культурологии. Это особенно касается университетов.

Культурология как теория культуры исследует причины появления, закономерности развития и функционирования культуры, структуру культуры. Важное место в культурологии занимает анализ взаимодействия человека и культуры. Следовательно, основными разделами теории культуры являются: генезис культуры, морфология культуры и динамика культуры. Именно такое понимание предмета «культурология» заложено в действующем Госстандарте.

Основной смысл культурологических знаний состоит в том, чтобы помочь студентам сориентироваться в мире культурных ценностей в истории человечества. При достижении этой цели необходимо исследование проблем культуры и цивилизации, типологии культур, культуры и морали.

В теории культуры должны изучаться основные категории культуры в их развитии, она охватывает рассмотрение всех сторон культурного бытия: связь культуры и природы, культуры и общества, культуры и личности, их соотношение и взаимодействие.

Культурологическое образование в вузе должно быть многоконцептуальным, т.е. должно учитываться наличие различных методологий и культурологических школ. Учебники и учебные пособия по курсу «Культурология» существенно отличаются друг от друга своим авторским подходом, имеют свои «слабые» и «сильные» стороны, не имеют конкретного адресата. В предлагаемом учебном пособии авторы ориентировались на Государственный образовательный стандарт, обобщение материала целого ряда учебников по культурологии, вышедших за последние годы. При работе над предлагаемым изданием учитывались объем часов, отводимый на изучение предмета в вузе, наличие смежных курсов, доступность языка изложения и многое другое.

Коллектив авторов выражает надежду, что пособие поможет студентам освоить курс и применять полученные знания при изучении других предметов социально-гуманитарного цикла.

 

Глава 1. Культурология в системе гуманитарных наук

Существует история, рассказанная Цицероном в произведении "О природе богов" о том, как сиракузский тиран Гиперон спросил древнегреческого поэта Симонида о том, что такое бог. Поэт попросил день на размышление, затем еще два дня, затем еще и еще и, наконец, ответил ему: "Чем больше я размышляю над этим вопросом, тем более темным он мне представляется". То же самое можно сказать и о культуре: чем больше о ней размышляешь, чем больше знакомишься с рассуждениями на этот счет философов, социологов, культурологов, тем более темным, расплывчатым и неопределенным становится предмет культуры, ее суть, ее сфера и границы. Достаточно в этой связи сказать, что, по некоторым оценкам, на сегодняшний день в литературе имеется более пятисот определений культуры. Разброс определений понятия культуры вызван многими причинами, главная из которых такова: множество определений объясняется сложностью, многоуровневым характером самого феномена культуры. Рассмотрим суть культуры и познакомимся с наукой культурологией, главным предметом которой является культура.

Культурология, как и сама культура, наука многогранная, складывающаяся из множества различных наук в той или иной степени изучающих явления культуры. Рассмотрим подробнее состав и структуру культурологического знания. По предметным областям в основе культурологии можно выделить философию культуры, социологию культуры, культурную антропологию, историю культуры и др.

Философия культуры лежит в основе структуры культурологии. Термин философия культуры (культурфилософия) введен в научный оборот в начале XIX века А.Мюллером для обозначения исследований в области философской и художественной культуры. Философия культуры различных периодов, начиная с эпохи античности и по настоящий момент, исследует наиболее общие черты культуры: сущность культуры, ее значение для развития человечества, структуру культуры, ее функции, роль и динамику.

В философии культуры выделяются три периода:

1. Античность – выделяется специфика культуры, философские категории и теории

культуры (Фалес, Анаксимен, Сократ, Цицерон).

2. Новое время – появляются направления философии культуры, соответствующие

трем столетиям:

- философия Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, А.М. Вольтер, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, Ж.А. Кондорсе);

- философия эпохи Романтизма;

- немецкая классическая философия (И.Кант, Г.Гегель, Ф.Шиллер и др.).

3. Постклассическая философия (конец XIX – начало XX вв.) в этот период культурология оформляется как самостоятельная наука, определяются ее сущность и специфика (Л.Уайт, Г.Риккерт, З.Фрейд, М.М.Бахтин).

Отличие философии культуры от культурологии в том, что философия культуры рассматривает ее как целое, а культурология опирается на конкретный материал. Философия носит теоретический характер, а культурология более практический. Синтез на базе культурологии, историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет разрабатывать проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т.д.

Социология культуры – понятие, введенное в начале ХХ века М. Адлером, это направление культурологии, которое рассматривает формирование человека как социального существа, а также различных социальных институтов, способствующих социализации человека.

Социология культуры включает элементы:

- способы человеческой деятельности;

- создание, усвоение, сохранение и трансляция человеческого опыта;

- формирование ценностей.

Социология культуры исследует культуру с двух позиций: культуру как аспект социальных взаимосвязей и как социальные факторы становления культурных ценностей и норм.

Наиболее яркими представителями социологии культуры являются М. Вебер, А.Вебер, Т.Парсонс,Л.Уайт и Р.Мертон.

Культурная антропология изучает традиции, предметы культурной деятельности. Сравнительное исследование возникновения человеческой жизни, запретов и табу, становления мироощущения и мировоззрения человека. Культурная антропология в настоящее время представляет собой совокупность наук, исследующих примитивные и современные общества, самого человека. Среди таких основных наук, входящих в культурную антропологию, можно выделить:

- биологическую антропологию (естественная история человека),

- палеонтологию (происхождение человека и ранние этапы его развития),

- этнологию (распространение человека на земле, его поведение, обычаи, традиции различных этнических групп),

- лингвистику (возникновение, история развития и взаимодействия между собой различных религий),

- медицинскую географию (влияние климата и атмосферных явлений на человека),

- демографию (наука о статистических характеристиках человечества – численность, состав, структура населения, распределение на территории).

Представители культурной антропологии: Ф. Кисинг, Э.Б.Тайлор и Б.Малиновский.

История культуры. История культуры (культуристория – термин Я.Буркхардта) – раздел культурологии, представляющий объекты исследования: факты и явления, изучение которых позволяет рассматривать культуру как явление исторического развития.

Свой вклад в культурологию внесли психология культуры, культурная семантика, информатика, лингвистика, искусствоведение.

Таким образом, культурология изучает культуру или мир культуры как более или менее целостную систему. Она изучает наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур, их связь и приемственность с другими культурами, выделяя общие тенденции единого культурного процесса человечества, всех народов Земли, раскрывая историю развития культуры.

Предмет и задачи культурологи. Культурологияявляется интегративной (синтетической) областью знания, обобщающая все прочее гуманитарное и социально-научное знание. Это наука:

- о способах осуществления коллективной жизни людей,

- процессах формирования знаний и социального опыта,

- содежании процессов социальной коммуникации,

- процессах межпоколенной трансляции социального и культурного опыта.

Предметом культурологии является изучение содержания, структуры, динамики, технологии функционирования социокультурного опыта и всех видов и форм человеческой практики.

Цель культурологии – выявить дух культуры, опираясь на изучение генезиса, функционирования и развития культуры как специфического человеческого способа жизни, дать анализ способов культурного развития.

Задача культурологии - построить структуру культуры, которая бы могла объяснять происходящие процессы, прогнозировать их и управлять ими.

Человечество как культурный феномен, раскрывается в трех главных областях: отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека самим с собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики.

Теоретическая и прикладная культурология. Цель теоретической (фундаментальной) культурологии – изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.

В фундаментальной культурологии сформированы три напранвлеия исследований:

- социальная культурология (ее предметная область и задачи рассматривались выше);

- психология культуры исследует проблемы «субъективации» культурной личности, проявляющейся в ее творческом, интепретативном подходе к культурным нормам, образцам и стереотипам, заданным культурой общества, психологической мотивации отношения индивида к общепринятым образцам поведения и суждений.

- культурная семантика - изучает культурные феномены как средство коммуникации между обществом и личностью, индивидами внутри сообщества, различными сообществами как культурными целостностями, как систему культурных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется социально значимая информация, выраженная на том или ином вербальном или невербальном языке, в символических чертах технологий и продуктов всякой человеческой деятельности.

Прикладная культурология ориентирована на применение знаний о культуре для прогнозирования, управления и регулирования культурных процессов, разработку способов передачи культурного наследия в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.

Прикладная культурология разрабатывает принципы и технологии целенаправленного управления культурными процессами. Эти принципы и технологии реализуются на трех уровнях – культурной политики, деятельности культурных институтов и внеинституциональных взаимодействий.

Первый уровень - культурная политика – это совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через образование, просветительские, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские, коммуникационные государственные и общественные институты.* Целью культурной политики является систематизация и регулирование процессов социализации и инкультурации людей. (Инкультурация – процесс придания личности культурной компетентности по отношению к установлениям того общества, в котором она живет.)

На втором уровне культурные институты занимаются реализацией той самой культурной политики.

Культурные институты можно разделить на три группы:

1. Институты по непосредственной социокультурной работе с населением, в числе которых:

а) институты просвещенческого профиля (библиотеки, музеи, выставки, мемориальные сооружения);

б) институты эстетического воспитания (художественные музеи и выставки, концертные организации, кинопрокат);

в) культурно-досуговые институты (дворцы культуры, детские досуговые учреждения, структуры самодеятельного художественного творчества).

2. Творческие институты (театры, студии, оркестры, художественные коллективы и творчески объединения и др.).

3. Культуроохранные институты (органы по учету, охране и использованию памятников культурно-исторического наследия).

Третий уровень исследований – это проблемы межличностных социокультурных контактов и взаимодействий в семьях, служебных и учебных подразделениях, компаниях по интересам и пр.

Прикладная культурология взаимодействует на стыке фундаментальной культурологии с политологией, социологией, психологией и педагогикой.

Методы культурологических исследований. Понятие «метод» (греч. methodos – путь к чему-либо, прослеживание, исследование) означает совокупность приемов теоретического или практического познания действительности, путь достижения цели раскрытия сути природы предмета, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. Метод задает принципы подхода к изучаемому объекту и характер интерпретации полученных результатов. Метод определяет логику исследования.

Культурология применяет общенаучные методы: индукция и дедукция, аналогия, обобщение, идеализация, типологизация и сравнение.

Мы рассмотрим методы, с помощью которых изучается культура. Совокупность методов культурологии складывается из многозначности изучаемого объекта – культуры.

Методы культурологических исследований:

¾ диалектический метод – рассмотрение культуры как развивающегося многостороннего явления;

¾ системный метод – изучение культуры как системы элементов и связей между ними;

¾ структурно-функциональный – метод, который определяет положение каждого элемента культуры и исследование функций культуры в целом и отдельных ее элементов;

¾ компаративный метод – сравнение культур по какому-либо основанию, признаку;

типологический – обобщение характеристик культурных элементов.

Исторические методы:

¾ историко-типологический – вычленение в культурогенезе устойчивых типов культуры, определение их субординации, исторической динамики;

¾ историко-генетический – рассмотрение культурных феноменов в контекстах их пространственно-временных измерений;

¾ сравнительно-исторический – сопоставление различных культур или отдельных феноменов (структур, явлений) культуры по определенным критериям;

¾ структурно-семиотический – исследование культурных явлений как совокупности знаков и знаковых систем;

¾ герменевтический – интерпретация и истолкование смыслов сложных культурных текстов.

Культурология применяет и социологические методы, среди которых, например, интервью.

Становление культурологии как науки. Культурология – сравнительно молодая наука, она сложилась практически в ХХ столетии. Конечно, культура изучалась и раньше. Примерно до середины XIX века этим занимались главным образом философия и история, затем к ним подключились другие науки – этнография, филология, антропология и т.д. Исследователи культуры выделяют и донаучный этап в становлении культурологии. Он содержит ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса и завершается с началом Нового времени.

Становление культурологии связано с поиском рациональных оснований в чрезвычайно усложнившихся отношениях между человеком и объективными процессами, характеризующими противоречивый ход развития цивилизации в Новое и Новейшее время. Культурология выразила потребность воссоздать целостную картину единства мировой цивилизации как сферы приложения разнообразных сил и способностей человека.

Культура специфическим предметом изучения стала лишь в XVIII веке. Это было время, когда гуманистические идеи пронизывали все области человеческого знания. Эпоху Просвещения характеризуют два основных момента:

1) культивирование разума как средства научного познания и общего совершенствования человека;

2) вера в неизбежность поступательного развития человеческого общества.

На таком идеологическом фоне появилась работа Джамбаттисто Вико (1668-1744) «Основания новой науки об общей природе наций». В своей работе он выдвинул теорию исторического круговорота. По мнению Вико, развитие всех наций осуществляется по циклу, состоящему из трех, аналогичных жизни отдельного человека, стадий – детства, юности и зрелости. Первую он называет божественной («век богов»), для нее характерны безгосударственность и полное подчинение жрецам. Вторая – героическая («век героев»), ее признак – аристократическая форма правления. И, наконец, третья эпоха – человеческая («век людей»), когда господствует демократия. Цикл имеет завершение: каждая культура заканчивается крахом и распадом. Смена эпох происходит благодаря переворотам, борьбе между различными социальными группировками.

Дж.Вико утверждал, что оценивать те или иные культуры, те или иные эпохи с позиции сегодняшнего, используя наши критерии нельзя. Современные постулаты могут служить основанием для суждений о состоянии и формах жизни других народов.

Продолжателем тенденции Вико стал немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). В работе «Идеи к философии истории человечества» Гердер рисует общую панораму восхождения от низшего к высшему, начиная с неживой природы, возникновения звезд и планет, органического мира и человека, его культуры и быта, развитии индивидуальной души человека. Согласно Гердеру, человек – последнее звено в эволюции. Именно культура отличает человека от животного. Как неопределим с точностью человек, так и культура лишена однозначности.

Культура – это то, что надстраивается над природой и над-природностью человека, является результатом и одновременно причиной исторического развития. Важнейшими элементами культуры, по Гердеру, являются язык, наука, ремесло, искусство, семейные отношения, религия и государство. Культура выступает тем началом, которое объединяет общество. Она формирует посредством передачи определенных навыков и форм жизни, человека как такового и им же создается и преобразуется.

По мнению Гердера, единство и целостность эволюционного процесса не предполагают единообразия. История культуры - это история различных, не сводимых друг другу, уникальных и самоценных культурных образований.

Гердер считал, что смысл развития той или иной культуры определяется не внешним для нее критерием, но внутренним стимулом до конца реализовать и исчерпать весь спектр предоставленных данными условиями возможностей. Целью же существования каждой культуры может считаться полнота и интенсивность переживаний счастья и человечности в той степени и в тех формах, которые возможны в данном месте и в данное время.

Общая цель всей эволюции, по мнению Гердера, состоит отнюдь не в усовершенствовании разума и не в «наилучшем устроение» общественных институтов, а в распространении гуманности. Причем мыслитель показывает, что у разных народов и в разные эпохи понятие «воспитание гуманности» обязательно имело место.

История культуры состоит из множества поворотов, обрывов, регрессий, она включает все многообразие человеческих заблуждений. Ни одна из культур не может похвастаться равномерным поступательным прогрессивным развитием: общество может достигнуть совершенства в отдельных областях науки и искусства, что не мешает живущим в нем людям оставаться алчными и порочными; преимущества в одной сфере деятельности могут совмещаться с отсталостью в другой. Культура не может удержаться в наивысших точках своего развития: за взлетом следует спад.

Идеи И.Г. Гердера оказали значительное влияние на духовную жизнь Европы конец XVIII- начло XIX вв.

Представители немецкой классической философии (И.Кант,И. Фихте,Ф. Шеллинг, Г. Гегель) видели наличие в культуре таких элементов, которые препятствуют свободному развитию человека. Поэтому для них культура – это развитие духа человека и область его духовной свободы. Область культуры ограничивалась формами духовного саморазвития общества и человека. И. Кант различает две формы бытия: мир природы и мир культуры. В естественной форме бытия человек, его действия и возможности обусловлены внешними для него причинами, он целиком находится во власти времени, поэтому в природе заложен источник изначального зла. Культура, образуемая религией, моралью, наукой, призвана способствовать преодолению зла посредством всеобщего установления долженствования категорического императива. (Категорический императив – это базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения). Сознание долга не вытекает из понятия о пользе или чувства симпатии, представляет собой свойство человеческого разума. Целью человека является разумная и свободная воля, поэтому она составляет объект морального долга. Человек должен признать свободу не только собственной воли, но и свободу воли других людей. Исходя из равенства свободы каждого, можно говорить о возможности творческого развития культуры.

Понятие о культуре свободного творчества человека затрагивается в философских концепциях Ф. Шиллера и Г. Гегеля. Ф.Шиллер считает, что культура есть среда, в которой человек только и способен обрести свободу, так как культура включает и сферу морали, а совершенно свободным может быть только морально ориентированный человек. Критерием морального поступка служит не столько разумная воля природы, сколько идеальное в человеке, или сознание. Цель человека как части культуры – согласовывать все жизненные изменения с сознанием.

Развитие культуры Г.Гегель рассматривает через эволюционное развертывание абсолютного разума, динамического и жизненного по своей сути. Этот Абсолютный Разум проявляет себя в человеке и создаваемой им культуре, поэтому ее основанием может быть только творчество как процесс создания нового смыслового пространства культуры, не уничтожающего наследие прошлого, но сохраняющего его как свое историческое прошлое. Исторический процесс есть самораскрытие Абсолютной идеи, задающей рациональный характер всему существующему в действительности. Ее самораскрытие возможно в условиях свободы независимо от осознания творческого процесса человеком. Культура – сфера, творящаяся людьми малосознательными, но Абсолютный Разум руководит их действиями и направляет их деятельность. Приобщение индивида к культуре возможно через преодоление своей индивидуальности в процессе образования. Образование заново воспроизводит общественное в субъективном духе, или индивидуальном сознании, и это является условием совпадения логического и исторического.

Одной из первых работ, прямо посвященных культуре, стала книга английского историка Э.Тайлора "Первобытная культура" (1871).

Становление культурологического знания связывается с именами Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера, Тойнби, разработавшими принципиальные положения о природе и специфике цельных исторических форм культуры (культурно-исторических типов, внутренних форм культуры). К. Маркс, Ф. Ницше и З. Фрейд выявили различные типы бессознательных факторов культуры и предприняли попытку связать эти неявные, пронизывающие повседневное существование людей структуры (экономического, биологического, лингвистического плана) с остальными культурными феноменами.

Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины были заложены в работах американского антрополога Л.Уайта (1900-1975) своей книгой "Наука о культуре" (1949). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие – экономические, нравственные, политические отношения. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания. Из трех подсистем технологическая выступает в качестве определяющей.

Что касается отечественной науки, то основные проблемы культурологии – это вопросы российского культурно-исторического типа (Данилевский); противопоставлений «Средневековье-Ренессанс-Новое время», «культура-цивилизация», «элита-масса» (Бердяев, Флоренский); символические концепции (Флоренский, Лосев); культурного диалогизма (Бахтин).

На становление и развитие отечественного культурологического знания повлияли работы Лотмана, Аверинцева, Михайлова, Гуревича и др.

В настоящее время практически к любому заметному в области гуманитарных наук имени можно прибавить определение «культуролог».

 

Выводы

1.Культурология — интегративная область знания, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, истории культуры и др. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находится в культурологии в единстве; это знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.

 

2. Культурология как наука сформировалась в начале ХХ столетия. Обращение к культуре произошло в силу осознания ее важной роли в жизни людей и того негативного воздействия на человека, которое оказывает ее кризис. В становлении культурологии как науки выделяют и этапы ее предыстории: донаучный и философский (проблемы культуры рассматривались в лоне философии) или мировоззренческий. В разное время свой вклад внесли ученые Просвещения (Вико, Гердер), философы Нового (Кант, Гегель, Шиллер и др.) и Новейшего времени (Тойнби, Шпенглер, Данилевский, К. Маркс, Ф. Ницше и З. Фрейд). Авторство термина «культурология» приписывается Л.Уайту.

 

 

3. Культурология комплексная наука, в которой выделяют следующие подразделы: теория культуры, история культуры, прикладная и эмпирическая культурология. Они отличаются по целям, предметам и способам исследования. Культурология использует различные методы исследований: общенаучные методы, собственно культурологические, исторические и социологические.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.