Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Вопросы для самопроверки




Вопросы для самопроверки

Ресурсы в Интернете

Дополнительная

 

1. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / под ред. Попова Е.В.

- М., 1996.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 3 ч. - М., 1997.

3. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2003.

4. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. - М., 2001.

5. Культурология. - М: Знание, 1993.

 

1. http://www.countries.ru/library/theory/culthist.htm

 

2. http://www.countries.ru/library/theory/definition.htm

 

3. http://www.countries.ru/library/culturologists/kagan/rez.pdf

 

4. http://www.countries.ru/library/nature/problems.htm

 

1. В чем особенность обыденного и научного понимания культуры?

2. Каково этимологическое содержание термина "культура"? Связаны ли

между собой понятия «культура» и «культ»?

3. Что понималось под культурой в эпоху Просвещения?

4. В чем причина многообразия подходов к определению культуры?

5. Охарактеризуйте оппозицию «культура» — «природа».

6. Сформулируйте определение понятия "функции культуры". В чем

проявляется полифункциональный характер культуры?

7. Почему культуру, несмотря на многообразие ее форм, можно

рассматривать как систему?

8. Что собой представляет мир человека? Что делает человека личностью?

9. Что такое культура личности как самосознание?

10.Что такое мир ценностей личности? Как относятся мир ценностей

индивида и общества?

11.Что такое ментальность личности, группы, эпохи и чем она отличается от

ценностных ориентаций?

 

Семинар №2. Морфология культуры. Культура и общество

 

План:

 

1. Понятие материальной и духовной культуры, их структура. Взаимосвязь и взаимопроникновение материальной и духовной культуры.

2. Этническая и национальная культуры.

3 Массовая культура. Элитарная культура как оппозиция массовой культуры.

4. Специфические и срединные культуры. Субкультура и контркультура.

 

Морфология культуры - составная часть теории культуры, изучающая основные структурные элементы, типичные формы культуры как сложной целостной системы, принципы их взаимодействия. Следует отметить, что исследователи, занимающиеся проблемами морфологии культуры, используют различные методологические принципы в определении морфологических форм культуры (М. Каган, А.Флиер и др.)

Наиболее распространенными принципами классификации культуры являются: по родам деятельности - материальная и духовная; по носителю культуры - народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура.

Выделение в культуре материальной и духовной форм носит условный характер: в чистом виде ни та, ни другая не существуют. Любая вещь, явление в системе культуры (артефакт) имеет материально-духовный характер.

Материальная культура сама по себе имеет сложную структуру. Она делится на технико-технологические и предметно-продуктивные компоненты.

Имея в виду технико-технологическую область материальной культуры, следует разделить понятие «техника» в широком и узком смысле. В первом случае мы имеем в виду навыки, приемы какой-либо деятельности, что совпадает по смыслу с мастерством, искусством. Во втором - машины, механизмы, приборы, т.е. орудия производства. В XX веке роль техники оказалась столь высока, что ведет в культуре к подмене человека техникой. В связи с какими изменениями стало это возможно? Какое влияние оказывают современные средства коммуникации на духовную культуру?

Предметно-продуктивный слой материальной культуры имеет в свою очередь ряд подразделений. Здесь следует иметь в виду, что материальная культура затрагивает сферы интимных и социальных отношений.

Материальная культура органически связана с человеком, обществом и его духовной областью. Эту связь возможно проследить на конкретных видах, типах материальной культуры (жилище, одежда, оружие и т.п.). Есть область, в которой материальная культура сливается с духовной (например, произведения архитектуры и декоративно-прикладного искусства). Материальная культура может носить национальный характер, а в XX веке возникает глобальная культура. Какие черты характерны для современной материальной культуры? Какие возникают проблемы в культуре в связи с современными особенностями материальной культуры?

Следующий аспект влияния материальной культуры связан с творческими идеями и замыслами человека и возможностями материального производства. Как они соотносятся друг с другом? Какие состояния переживает культура при различных формах их взаимоотношений?

Если материальная культура связана с освоением природной сферы, являясь «очеловеченной» частью природы, то духовная культура связана с преобразованием внутреннего мира человека, сферы его духовного бытия. Обратите внимание, что духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности производства. Означает ли в таком случае, что духовная культура играет роль, подчиненную по отношению к материальной, может ли она играть ведущую роль?

Исходя из деятельного подхода к культуре, в духовной культуре выделяют 4 раздела. Познакомьтесь с ними.

Духовная культура имеет дело с духовными ценностями. В каких сферах культуры они вырабатываются? Как классифицируются? Обратите внимание на роль ценностей в культуре. Как влияют они на стабилизацию и дестабилизацию культуры? Какова роль интеллигенции в этом процессе?

Духовные ценности тесно связаны с формированием культурной картины мира. Какие ценности лежат в основе ее формирования? На что влияет культурная картина мира?

Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это нормы, обычаи, обряды, ритуалы. В каком соотношении находятся ценности и перечисленные формы духовной культуры? Осуществлению каких функций культуры все эти феномены способствуют?

Подразделение культуры по ее носителю (субъекту) сформировалось в ходе исторического развития. Изучение этнической (народной), национальной, массовой и элитарной культур необходимо начать с определения смыслов понятий «этнос» (народ), «нация», «масса», «элита». При этом следует иметь в виду, что они могут существенно отличаться от представлений в других общественных науках, поэтому пользуйтесь справочниками и учебными пособиями по культурологии.

Обратите внимание на характерные черты этих форм (пластов) культуры, в каких сферах культуры они проявляются, как взаимодействуют этническая и национальная, национальная и массовая, а последняя с элитарной культурами.

Для этнической культуры характерен этноцентризм, который связан с отношениями данного этноса к другим культурам. Дайте оценку этому явлению в культуре.

Национальная культура тесно связана с этнической, но не сводится к ней. Приведите примеры различных вариантов формирования национальных культур. Взаимодействие национальной и этнической культур при определенных условиях может доходить почти до разрыва (как это было в русской культуре).

Изучение массовой культуры начните с понятий «масса», сущностных признаков «человека-массы» и массового сознания. В этом вопросе можно выделить ряд проблем, по которым рекомендуем сделать самостоятельные сообщения:

-технологические и социальные факторы формирования массовой культуры;

-массовая культура в системе рыночного хозяйства;

-массовая культура и личность;

-философские основы массовой культуры;
-социальные и этнические функции массовой культуры.

В качестве антипода массовой культуре выделяют элитарную культуру. Раскройте значение понятия «элита». В научной литературе выделяют следующие теории элит: биологическая, психологическая, техническая, организаторская, распределительная, художественно-творческая. Проявления элитаризма особенно просматриваются в художественном творчестве. Каковы характерные признаки элитарного искусства?

Типологически однородное общество состоит из срединной (обыденной, повседневной) и специфических культур. Каждая их них выполняет свою функцию в культуре. Какие? Как они взаимодополняют друг друга? Почему обе необходимы для бытия культуры? В качестве специфических культур выступают маргинальная культура, субкультуры и контркультуры.

Внутри национальных культур выделяют субкультуры. При подготовке по данному вопросу следует включить следующие проблемы: причины и время возникновения, отличительные черты, специфика субкультур. В качестве оппозиции господствующей культуре выступает контркультура. В чем сходство и различия субкультуры и контркультуры? При каком условии контркультура превращается в антикультуру? Играют ли определенную роль субкультура и контркультура в динамике культуры?

Ваш ответ будет неполным, если вы не подготовите материал о западных и российских моделях молодежных суб- и контркультур. Обратите внимание на их функцию и направления.

Знакомство с морфологией культуры позволяет сделать следующие выводы:

- общепринятого определения культурных форм нет в культурологии;

- существуют различные их классификации;

- культурные формы чрезвычайно разнообразны и многочисленны, как и сами определения культуры;

- среди культурных форм можно выделить более крупные типы и формы меньшего «ранга», занимающие отдельные «подобласти» культурного пространства.

Список литературы

 

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. - М., 2007.- С. 114-133 (1-4 вопр.)

2. Гуревич П.С. Культурология: учеб. пособие. - М., 2007. - Гл. 10. - С. 150-165 (4 вопр.).

3. Драч Г.В., Ерыгин А.Н. и др. Культурология. Конспект лекций. — Ростов н/д: Феникс, 2003.- С.37-44 (1 вопр.), 52-54 (2-3 вопр.).

4. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. С.В.Лапиной.- Минск, 2007.- С.21-28 (1вопр.), 30-45 (2-4 вопр.).

5. Культурология: учебник / под. ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.,2007.- С.296-301 (2 вопр.), 286-295 (3 вопр.), 278-285 (4 вопр.).

6. Культурология: учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А.А Радугин. – М., 2007.- С. 50-58 (1в), 83-95 (3в).

7. Малюга Ю. Л. Культурология. – М.,2007.- С. 24-33 (1 вопр.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.