Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. Восприятие человеком мираможет происходить через интуитивное, эмоционально-чувственное и рациональное сознание




Восприятие человеком мираможет происходить через интуитивное, эмоционально-чувственное и рациональное сознание. Им соответствуют такие формы духовной культуры как вера, искусство, наука.

Методические рекомендации

 

Исторически первой формой области духовной жизни была мифология. Она представляла основной способ понимания мира в первобытном обществе. В чем специфика мифологического восприятия и освоения мира? Какую функцию играл миф в жизни архаического человека? Как отличается отношение к мифу современного человека?

Общепринятой теории мифа до сих пор нет, поэтому необходимо познакомиться с самыми известными из выдвигавшихся гипотез. В XX веке наметился отход от представлений о мифе как ошибочном способе объяснения

явлений. Выделяется психологическая школа (Л. Леви-Брюль, 3. Фрейд, К. Юнг), представители которой считали, что в основе мифотворчества лежат особенности мировосприятия первобытного человека.

Большой вклад в изучение сущности мифотворчества внес структурализм (Б. Малиновский, К. Леви-Строс).

Познакомившись с этими теориями, сделайте выводы о своеобразии и роли мифа.

Мифология как специфический способ мышления доминировал в архаических культурах, но его черты характерны и для других культур.

Мифы используются различными религиозными системами, в области политической идеологии, массовом сознании и искусстве. В чем вы видите силу и слабость мифологического восприятия мира? Почему мифы, несмотря на развитие науки, образования, рациональных форм мышления продолжают существовать во всякой культуре? В чем преимущество мифологии перед религией и наукой?

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом, но все более выступает уже как автономная область культуры. Религия не может быть ни противопоставлена, ни отождествлена с мифологией, потому что различны источники мифа и религии. Необходимо прежде всего уяснить сущность религии, дать ей определение. При этом следует помнить о культурологическом подходе, изучая данный феномен культуры. В этом контексте важно уяснить особенность религиозного отношения к миру. Лучше всего это сделать в сопоставлении с научным и соотношении сакрального и светского. Каковы отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры? Религиозного и светского в культуре?

Другим аспектом проблемы должно стать уяснение места религии в системе культуры, ее связи с искусством. Обратите внимание, что социальные корни у искусства, религии были различными. Прокомментируйте следующие два взгляда на соотношение религии и культуры: "вся культура из храма" (Дж. Фрэзер), и религия возникает "лишь во тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности". (Л. Фейербах).

Искусство - очень сложное, многомерное и полифункциональное явление. В культурологии оно означает сферу художественной деятельности и ее продуктов. Следует прежде всего уяснить, чем отличается искусство от других форм культуры (религии, науки) и ее особую роль в культуре. Для понимания последнего следует познакомиться с функциями и характерными чертами искусства. В чем отличие художественного восприятия мира от научного?

Развитие искусства происходит в рамках динамических изменении всей культуры, оно исторично. Значит ли это, что искусство является скопищем музейных экспонатов?

Сложными являются взаимоотношения искусства и общества. Искусство личностно с одной стороны, но художник творит для людей - с другой. Является ли оно иллюстратором различных идей (политических, религиозных, идеологических) или искусство-самодостаточный феномен?

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Она может быть конструктивной и деструктивной. На конкретных примерах покажите эти два варианта влияния на человека, общество. Попытайтесь определить пределы влияния искусства на человека.

Приступая к изучению такого феномена культуры, как наука, следует обратить внимание на особенности духовной деятельности человека в этой области, при этом следует уяснить следующие проблемы:

- предмет и методы изучения;

- специфику научного познания и особенности научного знания;

- социальную функцию науки и ее социокультурные ориентиры;

- особенности науки как культурного явления;

Место, роль и своеобразие науки в системе культуры раскрываются через постановку следующих проблем:

- ценности науки и культуры, суть их противоречия;

- влияние науки на духовное развитие человека;

- идея прогресса и место человека в нем;

- особенности влияния науки на развитие культуры и цивилизации;
совпадает ли вектор этого влияния?

- соотношение науки с религией, моралью, художественной культурой.

Является ли современная культура гармоничной и сбалансированной и почему?

В культуре эти формы духовной деятельности не изолированы, происходит их взаимодействие и проникновение. Многие явления культуры могут быть поняты на стыках религии и искусства, науки и искусства и т.д.

 

Список литературы

1. Кармин А.С. Культурология. – СПб. 2001. С.319-341, 346-351(2 вопр.); С.390-394,401-424, 441-443(3 вопр.); С.607-608, 635-643(3 вопр.).

2. Культурология: курс лекций / под ред. проф. Радугина А.А. - М.: "Центр", 2007. С.65-69(4 вопр.).

3. Культурология: учебник для вузов / под ред. Б.А.Эренгросс.— М., 2007. -Гл. 9-11.

4. Культурология: учебник для студентов технических вузов / под ред. Багдасарьян Н.Г. -М.: Высшая школа, 2006. С.158-159,170-174(4 вопр.); С.178-192(3 вопр.).

5. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. С.В.Лапиной.- Минск, 2007.- С. 55-59 (2 вопр.), 63-73 (4 вопр.).

6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учебное пособие для вузов. -М., 2001. С.167-169, 171-172(2 вопр.); С.183-186(3 вопр.); С.189-192(4 вопр.).

 

1. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998. С. 15-18(3 вопр.).

2. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Е. Попова.

- М.,-1996. С.89-95(1 вопр.).

3. Гуревич П.С. Мифология наших дней // Свободная мысль. 1992. № 11

(1 вопр.).

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.,1997. С.157-164(1 вопр.);

С.164-179(2 вопр.); С.192-196(3 вопр.); С. 189-192(4 вопр.).

5. Культура, нравственность, религия. Материалы круглого стола // Вопросы

философии.-1989.-№ 11.

6. Мифы народов мира: энциклопедия. В 2 т. / под ред. С.А. Токраева. - М.,

1991-1992. (Статьи «Мифология» - Т. I. С. 11-20 и «Религия и мифология»

- Т. II. С. 376-378).

7. Наука, техника, культура: проблема гуманизации и социальной

ответственности // Вопросы философии.-1989.-№ 1.

8. Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. - М., 1994. С. 49-54, 63-

67(2 вопр.).

9. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологи: учебное пособие для

учащихся 10-11 кл.-Гл. 7, 9,10.

10. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1998. С. 67-73(1 вопр.).

11. Розин В.М. Культурология. - М., 1998. С. 109-115(1 вопр.).

12. Романов Ю.И. Культурология. — СПб.,2007. – Гл.11 (4 вопр.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.