Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чистая монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция




Чистая монополия – это тип рыночной структуры, при которой существует единственный продавец товара, у которого нет близких заменителей, но имеются многочисленные покупатели. Поддержание чистой монополии требует существования условий, предотвращающих конкуренцию новых продавцов с монополией, то есть существование барьеров для входа на рынок. Барьеры входа на рынок возникают по различным причинам.

Во-первых, в связи с получением исключительных прав от правительства, когда правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца. Так, во многих странах монополия предоставляется на обеспечение газом, водоснабжением.

Во-вторых, при наличии патентов и авторских прав. Владельцы патентов и авторских прав имеют исключительное право на выдачу лицензий, разрешающих использовать их изобретения. В случае незаконного использования авторских прав другой фирмой она может быть принуждена в судебном порядке прекратить продажи выпускаемой продукции.

В-третьих, в связи с обладанием уникальными природными ресурсами. Это могут быть ресурсы в виде сырья; специфической по климату территории, на которой растут особые сорта винограда, кофе; человеческого таланта и т.д.

В-четвертых, из-за необходимости осуществления крупных капитальных инвестиций, обеспечивающих низкие издержки. Низкие издержки производства крупной фирмы могут стать барьером для входа на рынок других фирм, размеры которых изначально слишком малы для достижения тех средних издержек, которые имеет доминирующая фирма. В этих условиях как основной производитель утверждается одна фирма.

В-пятых, при больших транспортных расходах, ведущих к формированию изолированных местных рынков.

Монополист (как и любой другой несовершенный конкурент) сам определяет цену товара или его количество, предлагаемое на продажу, он является «ценопроизводителем».

Монополист максимизирует прибыль при объеме производства, при котором МR = МC < Р. Спрос в данной точке всегда эластичен по цене. Если при данном объеме выпуска P>АТС (АС), то монополия получает экономическую прибыль.

Следует учитывать, что монополист не всегда стремится к повышению цен. С одной стороны, он ограничен ценовой эластичностью спроса на его товар. С другой стороны, монополисту необходимо максимизировать общую прибыль, а не прибыль на единицу продукции. С целью увеличения прибыли в некоторых ситуациях монополия прибегает к ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация возникает тогда, когда одинаковые товары продаются фирмой различным покупателям по разным ценам. В данном случае различия в цене не определяются различиями в издержках или качестве товара. Например, цены подписки на газеты и журналы для предприятий и организаций более высокие, чем для индивидуальных подписчиков.

Если весь рыночный спрос на товар может обеспечить одна крупная фирма с меньшими долгосрочными средними издержками, чем это было бы возможно при производстве его двумя и более фирмами, то такая фирма является естественной монополией. Причины появления естественных монополий разнообразны. Они могут быть связаны: с особенностями технологии, обеспечивающими положительную отдачу от масштаба производства при любом выпуске продукции; с экономией на разнообразии много продуктовой фирмы, выпускающей различную продукцию на тех же производственных мощностях; с небольшой емкостью рынка данного продукта в сравнении с минимально эффективным выпуском. В России области естественных монополий определены Законом «О естественных монополиях». Критериями отбора сфер естественной монополии являются расточительность конкуренции в этих сферах с точки зрения общества или невозможность конкуренции в этих сферах.

Совершенная конкуренция и чистая монополия являются противоположными крайними случаями рыночной структуры. Промежуточными рыночными структурами и в целом более реалистичными моделями рынка являются олигополия и монополистическая конкуренция.

Олигополия – это рыночная структура, при которой отраслевой спрос большого числа покупателей удовлетворяется небольшим количеством производителей. Понятием, противоположным олигополии, является олигопсония – это рынок, на котором немного покупателей имеет дело с большим количеством продавцов.

Олигополия характеризуется следующими чертами:

- немногочисленность фирм в отрасли. Обычно при олигополии от двух до десяти крупных фирм осуществляют половину и более всех продаж данного продукта;

- продукт может быть как стандартизированным, так и дифференцированным. Примером олигополии со стандартизированным продуктом являются рынки алюминия, свинца. Олигополистические рынки с дифференцированными товарами – это рынок автомобилей, сигарет, пива, жевательной резинки;

- вход на рынок для новых фирм затруднен или невозможен. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с барьерами для входа на рынке чистой монополии: контроль над ключевыми видами сырья, обладание патентами, эффект масштаба и др.

- большая взаимозависимость фирм-олигополистов друг с другом, что делает их поведение стратегическим. Стратегическое поведение фирмы означает, что, изменяя свои цены, количество и (или) качество товара, она должна учитывать возможные ответные действия конкурентов. Так как ответные действия конкурентов могут быть многовариантными, то единой теории олигополии не существует. При анализе олигополистической конкуренции полезна теория игр.

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, при которой много фирм предлагают дифференцированные продукты. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими чертами:

- товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара других фирм, то есть каждая фирма производит продукцию, которую покупатели рассматривают как отличную от продукции всех других фирм. При этом дифференциация товаров может быть обусловлена как действительными качественными отличиями между ними, так и предполагаемыми, например, отличиями в рекламе, торговых марках, по территории расположения и т.д. На практике дифференциацию продукта можно измерить по количеству торговых марок; объему расходов фирм на рекламу; на основе анализа приверженности к торговым маркам по опросам покупателей и т.п. Дифференциация продукта дает каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком;

- относительно большое число продавцов, их доля небольшая, но и не такая малая, как на рынке совершенной конкуренции. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм в общем превосходят 1%. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. При этом спрос на продукт отдельной фирмы сильно, но не совершенно эластичный. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация, тем больше эластичность спроса и тем ближе рынок монополистической конкуренции к ситуации чистой конкуренции;

- вход на рынок свободный. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок;

- монополистические фирмы не учитывают возможной реакции конкурентов, когда выбирают цену. Фирм много, поэтому при снижении цены отдельным монополистическим конкурентом рост объема его продаж будет происходить за счет многих, а не за счет нескольких продавцов. Вместе с тем на рынке монополистической конкуренции ценовая конкуренция отходит на второй план, а на первое место выдвигается неценовая конкуренция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.