Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модернизация




Под модернизацией понимается революционный переход от доин-дустриального к индустриальному обществу, осуществляющийся пу­тем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни лю­дей, охватывающее все сферы общества. Ее основой выступают разви­тие и распространение культуры "модернити": рыночных отношений, рациональных ценностей, расчетливости и ориентации на денежный успех, бизнес. Иными словами, модернизация — приобщение данной страны к культуре, технологии и научным достижениям капитализма.

Слово "модернизация" пришло из английского языка и обозначает усовершенствования, которые делают общество соответствующим со­временным требованиям, отказ от старых форм и поиск новых. Разли­чают два вида модернизации [2 ].

Органическая модернизация является моментом собственного раз­вития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Примером служит переход Англии от феодализма к капитализму в ре­зультате промышленной революции XVIII века, преобразование аме­риканского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX века. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры, изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменения в укладе жизни, традициях, ми­ровоззрении и ориентациях людей.

Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вы­зов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ


"догоняющего" развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать зависимости от более развитых иностранных государств. Россия, которая вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколь­ко столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, перестройка 1985 года и экономические реформы, начавшиеся после 1991 года (хотя со­циально содержание у каждой из этих реформ было разным).

Неорганическая модернизация совершается путем закупки зару­бежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии (нередко и методом экономического шпионажа), приглашения ино­странных специалистов, обучения своих работников за рубежом, ино­странных инвестиций. Соответствующие изменения происходят в со­циальной и политической сферах: резко изменяется система управле­ния, вводятся новые властные структуры, конституция страны под­страивается под зарубежные аналоги. Во многом именно так происхо­дило в России в XVIII и XX веках, в Японии в XIX и XX веках. Стране Восходящего Солнца потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и пере­гнать США, откуда она заимствовала технологию и финансы. За корот­кий период неорганическая модернизация сменилась органической. Япония развивается на собственной основе и, в свою очередь, служит образцом для подражания. Иначе обстояло дело в России. Из-за посто­янных отступлений от первоначальных реформ, непоследовательности их осуществления и других обстоятельств переходный период растя­нулся уже на 200 лет. Сколько он еще продлится?

Задание

Используйте периодическую печать, научные статьи и публи­цистику. Проанализируйте ход экономических реформ в России рубежа 90-х годов. Свяжите их с концепцией модернизации. От­ветьте на ряд вопросов. Какого рода трудности в наибольшей мере тормозили реформы? Созрело или нет общественное со­знание для кардинальных изменений? Какие слои населения поддержали модернизацию, а какие нет? Какие законодатель­ные меры ускоряли, а какие тормозили ход реформ? С одинако­вой ли скоростью изменялись различные сферы общества, его, институты? Что произошло с материальным положением, уровнем жизни людей и как это сказалось на ходе реформ?

В отличие от органической модернизации неорганическая начина­ется не с культуры и изменения общественного сознания, его подготов-


ки, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модерни­зация идет "снизу", а неорганическая — "сверху". Принципы "модер-нити" не успевают охватить подавляющее большинство населения и не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают умами на­иболее подготовленной части общества. Еще в XIX веке в России ин­теллигенция раскололась на "западников" и "славянофилов". Первые выступали за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, вторые ратовали за самобытный путь развития, ор­ганическую модернизацию. Численность первых оказалась недоста­точной для того, чтобы просветить, перестроить широкие массы в поль­зу рациональных ценностей.

Задание

Освежив исторические факты, попытайтесь ответить на вопросы: Уничтожение крепостного права в] 861 годуипереход России к капитализму были причиной или следствием появле­ния "западников"? Куда бы вы зачислили большевиковв "сла­вянофилы" или в "западники"? А сегодня есть "славянофилы" и "западники"? Кто именно к ним относится?

Итак, мы рассмотрели небольшой фрагмент всемирно-историческо­го прогресса — переход от традиционного к современному обществу, который получил название модернизации. Выделим ключевые поня­тия:

Органическая модернизация Неорганическая модернизация

Вопросы к главе

1. В чем заключаются 8 признаков общества?

2. О каких типологиях обществ вы узнали?

3. Чем различаются прогресс и регресс, революция и реформа?

4. В чем различие между органической и неорганической модер­низациями?


Глава 3. КУЛЬТУРА

"Культура" — столь же важное для социологии понятие, как "гра­витация" для физики и "эволюция" для биологии, потому что в ней ото­бражаются все стороны жизни общества. Если под обществом понима­ется совокупность людей, то под культурой — совокупность результа­тов их деятельности.

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА

и,

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (culture) понимали прежде всего возделывание земли. "Окультуривание по­чвы", "сельскохозяйственные культуры" — понятия, связанные с тру­дом крестьянина. В XVIII веке для европейцев культура приобрела ду­ховный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культур­ным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведе­ния. До сих пор слово "культура" связывается у нас с изящной словес­ностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитани­ем.

В XX веке антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми ци­вилизованными народами мира — система убеждений и ценностей, выраженных через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, тра­диции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жиз­ненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупно­сти они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в по­вседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное на­следие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из по­коления в поколение.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Слово "цивилизация" впервые появилось во Франции в середине XIX века. Оно произошло от латинского civilis — гражданский, госу­дарственный, и в средневековье носило юридический смысл, относя­щийся к судебной практике, но затем его значение расширилось. "Ци­вильным" стали называть человека, умеющего себя хорошо вести, а "цивилизовать" означало делать благовоспитанным и вежливым, об­щительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские пле-


мена или низкие сословия, к примеру, крестьян. В светском общестбе "цивильность" означала учтивость.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Пер" вым разграничил эти два понятия немецкий философ И. Кант, а в н#" чале XX века другой немецкий философ О. Шпенглер в своем знам£" нитом труде "Закат Европы" и вовсе противопоставил их. Цивилиз^" ция предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходи1, ее окончательный упадок.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление ° цивилизации как вершине технических достижений человечестве связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технолР" гий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциирую^" ся материальные успехи, а с культурой — духовный мир человек**• Второе значение термина "цивилизация" восходит к его латинскоМУ корню: civis не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилиз^-ция означает городскую культуру. В этом смысле все "примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя п&~ нятие "культура" распространяется и на них.

В социологии нет однозначной трактовки цивилизации. В частн^" сти, она понимается как степень культурного развития, которой дО~ стигли далеко не все страны. Существует множество показателей ц0" вилизованности — уровень смертности (особенно детской), санитар" ное состояние городов, экология и т.п. Самым важным показателе считается наличие письменности: хотя во всех культурах использует^51 язык, не все они обладают письменностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.