КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция концепции маркетинга
ТЕМА 2. ВИДЫ МАРКЕТИНГА И ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В мировой практике маркетинг появился не сразу. Он - результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи, методы развития производства. Итак, в своей эволюции маркетинг прошел следующие этапы: - конец XIX века – великая депрессия 1823-33 гг. Приоритетный фактор – производство, которое обслуживается отдельными маркетинговыми инструментами (концепция совершенствования производства и товара); - середина 30-х годов – середина 80-х годов. Формирование комплекса маркетинговых действий с ориентацией сначала на продажу, затем – на потребителя (концепция интенсификации коммерческих усилий и общая концепция маркетинга); - середина 80-х – настоящее время. Современный маркетинг (концепция стратегического, социально-ориентированного, индивидуального маркетинга, маркетинга отношений). В соответствии с этими этапами исторически претерпели изменения и концепции маркетинга. Рассмотрим их подробнее: Концепция совершенствования производства ориентирована на ситуацию, когда спрос на товар превышает предложение и необходимо найти способ увеличения производства или когда себестоимость товара слишком высока и надо найти способ снизить ее. Эта концепция утверждает, что: - потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене; - основной объект внимания – совершенствование производства и повышение эффективности системы распределения; - сфера существования – бюджетные, социальные услуги; - негативные черты и последствия – равнодушие к запросам потребителей, обезличка потребителей, товаров, фирм.
Рис. 2.1. Схема производственной концепции
Концепция совершенствования товара или продуктовая концепция утверждает, что: - потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики; - основной объект внимания – товары (главное мышеловка, а не проблема избавления от мыши); - главное содержание маркетинга – совершенствование качества товаров; - ведущие средства достижения цели – модернизация выпускаемых товаров; - сфера существования – там, где доминирует технократический подход; - негативные черты и последствия – маркетинговая близорукость, упущение из вида проблем и потребностей клиента, возможностей дизайна упаковки, цены. Рис.2.2. Схема продуктовой концепции маркетинга Концепция интенсификации коммерческих усилий (или сбытовая концепция) утверждает, что: - потребители не будут покупать товары фирмы в достаточном количестве, если она не предпринимает значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования продаж; - конечная цель – получение прибыли за счет роста продаж; - основной объект внимания – процесс продажи; - главное содержание маркетинга – это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги; - ведущие средства достижения цели – коммерческие усилия и меры стимулирования сбыта, "жесткие" продажи с целью заставить совершить покупку немедленно, на месте; - сфера применения – продажа товаров и услуг пассивного спроса (о которых потребитель в норме не думает – страхование, пенсионное обеспечение, участки для захоронения), ходовых (крупносерийных) товаров, предвыборные кампании; - негативные следствия – потеря доверия клиентов из-за сокрытия изъянов товара, принуждения к немедленному приобретению. Рис.2.3. Схема сбытовой концепции маркетинга Все эти концепции направлены на сосредоточение внимания на нуждах продавца, получение ими прибыли за счет роста объема продаж. В их основе заложен принцип: сначала производство товара, затем активные поиски его потребителей.
Рынок, созданный на этих концепциях, получил название "рынок продавца" – т.е. состояние, когда спрос значительно превышает предложение и практически любой товар, который на рынке немедленный спрос, даже в ущерб определенным требованиям, главное – наличие товаров, их количество. В этом случае товарный ассортимент беден, масштабы производства не велики, концепция отсутствует. Вместе с тем шестидесятые годы маркетинг становится "философией бизнеса" некоторых фирм. Это меняет его цели и задачи, поэтому в этот период создается рынок, ориентированный на потребителя, так называемый "рынок покупателя" – это такой рынок, когда предложение превышает спрос, здесь открывается возможность выбора товара. Целью маркетинга становится создание покупателя, отсюда возникает концепция общего (чистого) маркетинга. Концепция общего маркетинга: - конечная цель- получение прибыли в результате эффективного удовлетворения запросов потребителей; - основной объект внимания – нужды потребителя; - главное содержание – забота об удовлетворении нужд потребителя посредством товара и целого ряда факторов, связанных созданием, постановкой и потреблением этого товара; - средства достижения цели – комплексные маркетинговые усилия (маркетинг-микс); - сфера применения – товары массового спроса, производимые крупными компаниями. Рис.2.4. Схема концепции чистого маркетинга Вместе с тем, концепция чистого маркетинга вызвала критику, которая сводится к тому, что чистый маркетинг способствует ухудшению окружающей среды, не решает конфликтов между потребностями общества и его долговременным благополучием. Все это обусловило появление концепции стратегического, социально-этического маркетинга. Она ориентирована на сочетание учета интересов производителей, потребителей и общества в целом. Цель – обеспечение желаемой удовлетворенности целевых групп более эффективными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением перспективного благополучия потребителя и общества в целом.
Средства достижения цели – баланс трех факторов: - прибылей фирмы; - покупательских потребностей; - интересов общества. Рис.2.5. Концепция социально-этического маркетинга
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |