Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции сэмплеров. Звуковая петля




 

Само слово «сэмплирование» (англ.sample) происходит от слова «sampling», что означает «образец». Сэмпл - это образец звучания того или иного звука (голоса, шума, музыкального инструмента). Запись подобных образцов звучания называется сэмплированием. Кроме того, сэмплом иногда называют амплитудную выборку, то есть одно измерение при оцифровке звука (промежуток времени между двумя измерениями амплитуды аналогового сигнала).

Электронный инструмент, имеющий функции сэмплирова-ния, называется, соответственно, сэмплером (sampler). Записанный в память сэмплера или компьютера “образец” звука называется сэм-плом. Часто сэмплеры бывают встроены в звуковые карты и/или интегрированы с “волнотабличным” синтезатором. Так что в дальнейшем под словом “сэмплер” будем подразумевать не только отдельный модуль типа, но и встро-енные сэмплерные модули звуковых карт.

Любой сэмплер может проигрывать записанный в память (“засэмплированный”) звук на различной высоте, а также с разной громкостью. Однако здесь возникает проблема с третьим параметром — продолжительностью. Ведь если записан звук длительностью, например, 3 секунды, то как выдержать его 4 секунды, если это потребуется в музыкальной пьесе?

Здесь на помощь приходит один из основных приемов в технике сэмплирования -создание звуковой петли. В простейшем случае звуковая петля предполагает, что засэмплированный звук проигрывается от начала до конца не один раз, а много, причем сразу после его окончания воспроизведение начинается сначала. Однако, как известно, самое начало звука (атака, attack) у большинства акустических ин-струментов и по громкости, и по тембру резко отличается от стабильного участка, на котором тембр и громкость звука остаются более или менее постоян-ными. Таким образом, каждый раз при возвращении к началу сэмпла мы будем слышать резкое изменение звучания, порой даже со щелчком, который возникает из-за резкого перепада уровня амплитуды.

Кроме того, в конце сэмпла зачастую происходит постепенное затухание (fade out). Тембр звука, также постепенно меняется. Всё это делает применение простой звуковой петли (от начала до конца сэмпла) в большинстве случаев неприменимым.

В связи с этим в большинстве сэмплеров применяется “неполная” петля, проиллюстрированная на рисунке 7.9.

При нажатии клавиши “проигрывание”, звук начинает воспроизводиться с точки SS (sample start), доходит до точки LE (loop end), с неё возвращается в точку LS (loop start), опять доходит до LE и возвращается к LS, до тех пор пока клавиша не будет отпущена. Тогда, если в параметрах воспроизведения указано постепенное затухание после отпускания клавиши, воспроизведение звука идёт через LE и доходит до SE (sample end). Участки сэмпла, находящиеся между SS и SE, никогда не воспроизводятся. Некоторые сэмплеры способны воспроизводит и более “сложные петли”.

 

SS LS LE SE

 

 

Рис 7.9. Проигрывание сэмпла

 

Некоторые сэмплеры для получения хорошей ровной петли умеют корректировать волновую форму засемплированного звука в соответствии с параметрами петли. В данном случае производится корректировка амплитуды сэмпла в областях непосредственно прилегающих к точкам LS и LE.

Кроме всего перечисленного, часто сэмплеры и программы работы с сэмплами предлагают функцию автоматического подбора параметров петли. Лучше это функцию не использовать, так как результат её выполнения часто неудовлетворительный.

Техника звуковой петли позволяет использовать не очень длинные засэмплированные звуки для получения более продолжительных звуков на выходе, то есть экономить место в оперативной памяти (звуковой карты), а также на внешних носителях, на которых хранится результат вашей работы. Кроме того, применение непродолжительных сэмплов существенно ускоряет процесс первоначальной загрузки звуков в сэмплер, что в некоторых случаях бывает немаловажным. Помимо звуковой петли в сэмплерах используется много других методов построения инструмента.

Разрядность семплирования (управления семплами) показывает точность представления значения амплитуды аналогового сигнала. Чем выше разрядность, тем меньше нелинейных искажений в сигнале после цифроаналогового преобразования. Одним из недостатков цифровой записи является ухудшение качества звука, записанного с малыми уровнями. Для борьбы с этим эффектом лучше оцифровывать звук с максимально возможным уровнем. А при выборе цифровых устройств следует отдавать предпочтение тем из них, на которых установлены преобразователи повышенной разрядности (18 или 20 бит).

Различные программы-секвенсоры обладают разными возможностями, прежде всего, с точки зрения удобства работы с ними. Для подготовки цифровых аудиоматериалов наиболее удобны те из программ, в которых звук отображается на экране монитора в виде условных кодов, - графического изображения звуковой волны.

III. Основы режиссуры

В ходе решения задач подготовки аудиоматериалов и обработки сигналов большое значение приобретает возможность наложения и сборки различных звуковых фрагментов с целью получения единого документа. Кроме того, это даёт возможность экономить ресурсы оперативного запоминающего устройства и внешних устройств. Если ранее такие действия осуществлялись с применением аудио записывающей аппаратуры, что существенно увеличивало временные рамки данного мероприятия, то применение компьютерных технологий многоканального сведения имеет много преимуществ перед традиционными аналоговыми. Однако метод работы звукорежиссёра, работающего на компьютерной системе сведения фрагментов, довольно сильно отличается от традиционного. При этом лучший способ работы в компьютерной звукорежиссёрской системе – не проводить аналогов с традиционной студией, а искать оригинальные методы решения проблем.

Зачастую в компьютерные звукорежиссёрские системы разработчики специально встраивают интерфейс, напоминающий традиционную студию. Возможна также комбинация двух звукорежиссёрских систем: компьютер находится в центре традиционной студии (широкоплёночный многоканальный магнитофон, большой микшерский пульт), и звукорежиссёр работает привычными методами, пока это возможно, а “наткнувшись” на некую неразрешимую задачу, обращается к компьютеру.

Рассмотрим общий случай сведения восьмидорожечной фонограммы. Допустим, что на каждой дорожке имеется сформированная программа и не требуется никаких “вписок” и специальных методов коррекции. Даже в этом случае звукорежиссёр работающий традиционными методами, для гибкого контроля над получаемой передачей должен был бы иметь восемь рук для регулирования баланса громкости, а ведь есть еще регулировка стерео граммы, уровня эффектов и т.д.

Компьютерная система даёт ему и “необходимое количество рук”, и возможность производить необходимые регулировки с очень высокой точностью, как по времени, так и по звуковым параметрам, с помощью простого рисования огибающих, по одной для каждого параметра на каждой дорожке. Конечно, для просчёта огибающих в реальном времени потребовались бы очень мощные аппаратные средства. Но, во-первых, они всё равно бы выиграли соотношение цена/качество у традиционных систем, которые тоже весьма не дёшевы. А во-вторых, в большинстве случаев достаточно было бы просчитать огибающую на отдельно взятой дорожке в нереальном времени – это несколько замедлило бы работу, но результат всё равно оправдал бы себя.

Сведение звуковых файлов возможна и в программах звуковой обработки (Sound Forge), но в этом случае, будучи раз сведёнными вместе они больше не будут поддаваться разделению. Кроме того, сводить таким способом более двух файлов довольно-таки неудобно.

Поэтому для таких случаев разработан отдельный класс программ – это программы многоканального сведения звуковых файлов. Данные программы (Pro Tools, DDClip, Samplitude 2496, Nuendo)позволяют обращаться со звуковым материалом так же, как на многоканальном магнитофоне. Подобно тому, как время сведения с многоканального магнитофона оперируют регуляторами на микшерском пульте и других студийных приборах, в этих программах оперируют параметрами воспроизведения каждой “дорожки” в отдельности. Сами звуковые файлы при этом остаются в неприкосновенности, так что по умолчанию такое редактирование является недеструктивным.

§ 7.3. Работа с программным обеспечением «Cool Edit»

Выбор рабочего формата

 

Редактор Cool Edit фирмы Syntrillium привлек к себе внимание как любите­лей, так и профессионалов достаточно давно. Эта программа, предназначенная для обработки цифрового звука, всегда отличалась простой использования, широчайшими возможностями и удобством. Редактор Cool Edit позволяет про­изводить большое число различных манипуляций со звуковыми сигналами, в том числе их корректировку, наложение разнообразных эффектов и другие действия. Вер­сия Pro вполне может быть использована при профессиональной подготовке звука. С помощью редактора Cool Edit Pro можно пройти все стадии обработки звука, от записи отдельных инструментов и голосов до наложения эффектов и микширования (от англ, "mix" - смешивать).

 

Cool Edit Pro позволяет работать со звуковыми бит-потоками,записанными в следующих файловых форматах:

•.WAV (A/mu-Law, ACM, DVI/IMA ADPCM, Microsoft ADPCM, Windows PCM);

•.SAM (8 бит);

•.IFF,.SVX (Amiga IFF-8SVX);

•.AIF,.SND (Apple AIFF);

•.TXT (sound in ASCII Text Data);

•.VOX (Dialogic ADPCM, Pika ADPCM);

•.DWD (WiamondWare Digitized);

•.MPG,.MP1,.MP2,.MP3 (MPEG);

•.AU,.SND (Next/Sun);

•.VCE (NMS);

•.RA (Real Audio 3.0);

•.SMP (Sample Vision);

•.VOC (Sound Blaster);

•.PCM (PCM Raw Data);

•.VBA(Vbase).

 

Следует особо отметить, что работа с некоторыми файловыми форматами из этого списка (.MPG,.МР1,.МР2 и.RA) реализуется в редакторе только пос­ле подключения к нему специальных модулей (фильтров.FLT).

Описание возможностей редактора мы поведем не совсем традиционно. Обычно авторы книг, описывающих работу с каким-либо программным обес­печением, часто ограничиваются подробным описанием функций главного меню программы. Да, действительно, почти все возможности программного обеспе­чения можно раскрыть таким образом. Однако при таком подходе у читателя часто возникают вопросы, связанные с практическим применением рассмот­ренных функций. Именно по этой причине рассмотрение редактора Cool Edit Pro будет происходить не только на базе главного меню программы.

Редактор имеет два основных окна. Их вид представлен на рисунках 7.10 а,б. Для перехода между окнами можно пользоваться клавишей [F12].

Первое окно отображает редактируемый звуковой сигнал (сэмпл). В этом окне проводятся различные действия над моно или стерео аудиоматериалами. Например: вырезание отдельных кусков, операции с блоками (копирование, перемещение, вырезание), наложение эффектов на весь сэмпл или на его фраг­мент, генерация тонов, анализ и др. Раз уж мы упомянули о возможности нало­жения различных эффектов, следует отметить, что редактор имеет очень раз­витую и мощную систему эффект-обработки.

Второе окно отображает так называемые треки (дорожки). В каждом треке может отображаться один или несколько звуковых сигналов (сэмплов). Факти­чески треки предназначены для микширования нескольких сэмплов, то есть в этом окне производится сведение нескольких сэмплов в общее звучание. На­пример, здесь можно произвести составление музыкальной композиции из зву­чания партий отдельных инструментов или голосов. Здесь также можно произ­вести регулировку стереобаланса и громкости для каждой партии (трека). Что­бы вам стало более понятным применение возможностей окна, продемонстрируем его на конкретном примере.

 

а) б)

Рис. 7.10. Рабочие окна программы Cool Edit

 

Предположим, что вы записали (оцифрова­ли) партию гитары в стерео WAV-файл (это можно сделать в первом окне ре­дактора). Затем вы записали партию голоса в моно WAV-файл. Теперь, с помо­щью окна редактирования треков, можно совместить голос и гитару так, чтобы при их одновременном звучании (то есть при звучании смеси двух треков) ка­залось, что запись происходила единожды, то есть исполнитель просто пел под гитару. Причем, используя возможности эффект-обработки, композицию мож­но преобразовать таким образом, что при ее прослушивании появится иллюзия звучания, например, в большом зале.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.