Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческий потенциал личности и условия его развития




2.

II. Академический текст

I. Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

Основы самосовершенствования специалиста. Личность и творчество

Результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

Знания:

- Структуры процесса самосовершенствования;

- Содержания процесса самосовершенствования;

- Основ творческой деятельности;

- Путей формирования творческой личности;

- Личностных качеств способствующих творческому процессу;

- Этапов продуктивных решений проблем;

Умения:

- Использовать базу знаний по основам самосовершенствования для определения собственной образовательной стратегии.

-Характеризовать личностные изменения как адаптацию и как творчество;

- Выделять личностные качества способствующие творческому процессу

1. Акмеология как наука.

2.Психолого-педагогические основы процесса самосовершенствования.

3.Творческий потенциал личности и условия его развития.

4. Жизненный путь как программирование и как творчество

5. Инновация как процесс создания нового в определенном виде деятельности

 

1. Акмеология (от древнегреческого "акме" - острие, вершина, высшая степень чего-либо и "логос" - наука о человеке) изучает факты и закономерности, механизмы и способы развития человека на этапе его зрелости, включает профессиональное самопознание, самосовершенствование и саморегуляцию личности. Акме - система смысложизненных вершин (социальных, духовных, профессиональных), достигнутых человеком и воспринимаемых им как "чувство жизни", "самореализация", воплощенная собственная уникальность. С событийной точки зрения акме - это прорыв, подготовленный всем содержанием человекомерной культуры и науки; это принятие ответственности за поиски гуманитарного ответа на вызовы глобального развития, на вопросы, которые поставила перед мировым сообществом эпоха постиндустриализма с ее возрастающей наукоемкостью и глобальной информатизацией.

Главным богатством страны, в соответствии с постулатами акмеологии, является человек как социальный и профессиональный субъект, человеческий капитал. Суть акмеологии - рассмотрение в единстве процессов профессионального и личностного развития и указание пути достижения профессионального мастерства на основе реализации творческого потенциала личности. Акмеология идет по пути накопления общих закономерностей, в соответствии с которыми человек и общность людей реализуют высшие достижения в различных областях профессиональной деятельности на своем жизненном пути. Конкретным приложением акмеологии как науки являются разработки в области достижения вершин профессионального мастерства.

Профессиональное самосовершенствование специалистов – это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программы развития. Самосовершенствование – явление личностно-социальное. В основе этого процесса лежит механизм постоянного преодоления противоречий между Я – идеальное и Я – реальное. Профессиональное самосовершенствование осуществляется в двух взаимосвязанных формах: самообразование и самовоспитание.

Содержание самосовершенствования:

1. Развитие мировоззрения, нравственности, расширение своего кругозора;

2. Совершенствование профессиональных и организаторских качеств4

3. постоянное обновление знаний, совершенствование практических умений, навыков.

4. Формирование навыков работы над собой, способности к постоянному самосовершенствованию;

5. Выработка умения управлять своим поведением, потребностями и чувствами, овладение приемами и методами эмоционально-волевой саморегуляции.

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов: самопознание (осознание своих возможностей, своих слабых и сильных сторон, самоанализа, самооценки); самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию); программирование профессионального и личностного роста (формулирования целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности); самореализация (осуществление программы самосовершенствования, самореализация); самоконтроль и самокоррекция этой деятельности.

Творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Творчество связано со способностью человека нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество - не особый дар избранных. Этим даром в большей или меньшей степени наделен каждый человек, поскольку творчество - это реализация неповторимости человеческой личности.

Обобщая результаты многих исследователей, можно выделить две группы мотивов творчества: внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения), внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению). Отчетливо эти мотивы обозначил М. Горький: «На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что было у меня так много впечатлений, что не писать я не мог».

Выделяют четыре фазы творчества: подготовки, созревания идеи, озарение, проверка идеи на практике.

Творческий процесс состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов головного мозга. Каждому человеку знакомы такие ситуации, когда после долгих и упорных размышлений проблема откладывается, а затем, совершенно внезапно, порою в самом неожиданном месте, в голову приходит идея решения.

Для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки при решении сложной проблемы, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения, довести себя до состояния, когда все аргументы известны наизусть, проблема видна во всех деталях. Только после такой напряженной подготовки можно надеяться на успешную работу подсознательного процесса.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, нежели от возраста как такового. Поэтому чрезвычайно важная проблема ~ условия развития творческих возможностей.

Необходимые педагогические воздействия по воспитанию творческой личности должны начинаться очень рано, - в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяется его внутренняя мотивационная направленность. В первую очередь важно использовать все приемы, пробуждающие умственные интересы, любознательность (ознакомление детей с предметами и явлениями, вызывающими у них чувство удивления, а также чтение увлекательных, захватывающих произведений).

Воспитание творческих способностей в школе и вузе должно базироваться, прежде всего, на учете индивидуальных особенностей и применении индивидуальных методов работы. Это позволяет школьникам и студентам искренне и некомфортно выражать свои чувства и мысли, ведь существенной преградой творчеству выступает страх отклониться от принятых норм, чтобы не показаться «аномальными»

 

4.

В зависимости от результата самосовершенствования можно выделить два различных способа жизнеосуществления, т.е. построения своего жизненного пути. Эти способы зафиксированы в двух подходах к объяснению процесса структурирования жизненного пути (с помощью планирования и с помощью сценарного воплощения).

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о це структуре жизненного пути. Но в конечном итоге, по выражению С. Л.РуФшшгейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию.

Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. На выбор жизненного сценария влияют целый ряд факторов; порядок рождения ребенка всемье, влияние родителей (их оценок, эмоциональной поддержки илидепривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др. Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;

4) сюжет - модель событий;

5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

6) свод нравственных правил.

Одни из сценариев могут способствовать жизненному успеху, другие – приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели. В соответствии с исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости – и на изменение «сценария неудачника».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.