Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы обучения. Нелинейное обучение предполагает разнообразие индивидуальных маршрутов учеников




Нелинейное обучение предполагает разнообразие индивидуальных маршрутов учеников. Разработка образовательных программ позволяет претворить в жизнь чрезвычайно идею о том, что цели обучения могут быть достигнут различными путями, выбор пути зависит от особенностей конкретного ребенка, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником требований образовательного стандарта, разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи ученику.

Процессу обучения присущи характеристики целостного педагогического процесса. - целенаправленность, открытость, системность, нелинейность. Остановимся на рассмотрении характеристик, раскрывающих особенности современного процесса обучения.

Характеристики процесса обучения

Выше мы уже обсуждали, что открытость связана с созданием среды. Напомним, что в широком понимании, среда – это окружение, совокупность природных и социально-бытовых условий, обстановка, оказывающих влияние на человека. Образовательная среда или среда образования – это система условий, оказывающих непосредственное влияние на развитие личности. В современном понимании образовательная среда обеспечивает комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса: возможность удовлетворения и развития учеником своих образовательных потребностей; возможность усвоения учеником социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности. Весь комплекс таких возможностей, обеспечиваемых конкретной образовательной средой, составляет ее психолого-педагогический потенциал.

Образовательная среда – это часть социокультурной среды, которая может быть сконструирована учителем, преподавателем [106]. Причем в зависимости от цели конструирования, среда может представлять собой совокупность ресурсов, с которыми работает ученик, или может выступать полем для проявления активности ученика, или рассматриваться как пространство взаимодействия, дискуссии субъектов образования. Иными словами понимание образовательной среды чрезвычайно многопланово.

Образовательная среда имеет множество характеристик. Например, Я. Корчак писал о четырех типах «воспитывающей среды» - догматической, идейной, безмятежного потребления, внешнего лоска и карьеры [107]. В.А. Ясвин охарактеризовал параметры экспертизы образовательной среды, являющиеся по сути ее характеристиками – широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантноть, когерентность, социальная активность, мобильность, устойчивость [108]. Существуют и другие точки зрения. Но в данном разделе нам хотелось бы подчеркнуть, что независимо от выделяемых характеристик образовательная среда обладает таким качеством как открытость. Любая среда не имеет четких границ, они чрезвычайно подвижны. Образовательная среда также не имеете четких границ. Но от учителя, во многом, зависит, насколько широкими будут эти границы. Один педагог ограничится только рекомендуемыми учебниками и имеющимися учебными средствами при проведении урока, а другой предложит ученикам обратиться к другим источникам информации, предложит совершить виртуальное путешествие, придумает новую организационную форму проведения урока, когда каждый ученик будет иметь возможность проявления познавательной активности. Ведь мир гораздо богаче и шире, нежели сведения, представленные в учебниках, да и современные ученики ориентированы на активное его познание, в том числе и в процессе общения друг с другом. Таким образом, для построения современного процесса обучения учителю чрезвычайно важно поставить перед собой задачу проектирования его открытой образовательной среды.

Традиционный процесс обучения, в основе которого лежит классно-урочная система, предполагает постепенное накопление школьниками информации и основан на восхождении от простого к сложному. Это линейный процесс обучения. Распространение гипертекстовых и гипермедиальных систем в конце 80-х годов XX века создало принципиально новые возможности в обучении для организации и предъявления учебного материала, что, в свою очередь, повлияло на способы приобретения знаний и привело к развитию нелинейности процесса обучения.

Традиционный процесс обучения, в основе которого лежит классно-урочная система, предполагает постепенное накопление школьниками информации и основан на восхождении от простого к сложному. Это линейный процесс обучения.

Ориентация на расширение и активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, на развитие коммуникативных навыков, на формирование умения делать осознанный и ответственный выбор требуют частичного выхода за рамки традиционной классно-урочной системы, за рамки преимущественно замкнутой школьной системы образования. Поэтому, в качестве варианта совершенствования процесса обучения может рассматриваться:

· модульная организация процесса обучения, которая позволяет осуществить проектирование учебного процесса как системы временных модулей, специфичных на разных ступенях обучения;

· организация проектной деятельности школьников

· составление динамичного расписания, позволяющего оптимизировать временной режим процесса обучения, учесть факторы, влияющие на утомляемость школьников;

· организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения, которая предполагает блочно-модульное построение курсов, за счет рационального использования учебного времени (интенсификацию учебного процесса, переход к цикличным формам обучения, «погружение» в предмет);

· проектирование индивидуальных учебных планов учащихся, обеспечивающих возможность учитывать их познавательные запросы;

· создание виртуально-распределенных школ.

ЗАДАНИЕ

Проанализируйте представленную в таблице информацию, характеризующую открытость и нелинейность процесса обучения

Таблица

Компоненты процесса обучения Особенности преподавания Особенности учения
Цель процесса обучения Создание условий для самоопределения ученика. Освоение содержания изучаемого предмета как средства решения предметных и личностно значимых задач.
Задачи процесса обучения Предметные, личностные. Предметные, личностные.
Ожидаемый результат Профессиональная компетентность, личностная позиция Компетентность, жизненное самоопределение.
Единица организации деятельности Педагогическая задача Учебная задача (предметная или личностная).
Источники информации Школьные и внешкольные. Школьные и внешкольные.
Пространство Не ограничено. Не ограничено.
Время Не ограничено. Не ограничено.
Содержание изучаемого предмета Конструируется учителем. “Выращивается” учеником.
Средства обучения Конструируются учителем (гуманистические, рефлексивные, проектные технологии). Конструируются (выбираются из ранее освоенных) учеником – общеучебные методы, методы самопознания, рефлексии.
Участники процесса Субъект деятельности. Субъект и объект деятельности.
Взаимодействие учитель-ученик Конструктивное функционально-ролевое и межличностное. Конструктивное функционально-ролевое и межличностное.

Обсудите с преподавателем современные тенденции развития процесса школьного обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.