Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество образования




Впервые федеральный государственный образовательный стандарт сегодня представлен в виде общественного договора между семьей, обществом и государством в области образования. А это значит, что основой данного договора является согласованный общественный заказ на воспитание поколения граждан страны.

Определяющими элементами этой системы являются образовательные организации, в которых протекает процесс образования в определенном выше смысле. Рассмотрим некоторые элементы системы.

Объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

Органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;

Организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;

Федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;

Система образования как пространство выбора образовательного маршрута

Система образования Российской Федерации в соответствии с Законом «Об образовании» представляет собой совокупность:

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательного учреждения.

Система образования создает условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней. Образовательная программа в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта содержит следующие разделы:

· пояснительная записка;

· планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

· примерный учебный план;

· программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС;

· программы отдельных учебных предметов, курсов;

· программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;

· программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

· программа коррекционной работы;

· система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

На основании общих требований к программам каждое образовательное учреждение вносит в Пояснительную записку индивидуальные особенности, обусловленные спецификой данного конкретного учреждения.

Образовательный стандарт сегодня выступает в качестве инструмента государственной политики в образовании, обеспечивающий: равенство и доступность при различных стартовых возможностях;

· сохранение единства образовательного пространства в РФ;

· преемственность ступеней образования;

· вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

· государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ;

· признание документов иностранных государств об образовании.

По материалам исследований 1. Интересы учащихся. Результаты исследований мнений школьников о первоочередных задачах школы свидетельствуют о том, что такой задачей учащиеся считают подготовку к самостоятельному решению различных жизненных проблем, развитие их познавательные потребности и возможностей, подготовку к будущей трудовой деятельности: до 80 % выпускников основной и учащихся старшей школы полагают, что школа должна учить самостоятельности мысли и учения, создавать возможности для творчества в познании, «учить тому, что требует современная жизнь». Поколение учащихся, выросших в постсоветский период становится более свободным и независимым по отношению к авторитетам вообще, и авторитету школы и учителя в частности, что требует выстраивания новой модели обучения, основанной на признании субъектности школьников, уважении их позиций и мнений, сочетании формального и неформального (обязательно и дополнительного) образования. 2. Интересы родителей. Современные родители ожидают от школы, учителя: · развитие интеллекта и социальных компетенций, передачу идеалов и ценностей культуры посредством гуманитарного, социального и эстетического образования, · развитие мотивации к учебе, · использование новых педагогических методик в работе с учащимися. · ориентация преподавания на практическое применение получаемых знаний[126]. В то же время следует отметить, что предъявляя школе определенные требования, далеко не все родители знают и содержание образовательной программы, и формы организации внеучебной деятельности, и возможности взаимодействия школы с другими образовательными и культурными учреждениями; большинство родителей ограничивают свое участие в жизни школы посещением родительских собраний. И все же, если сравнить эти данные с результатами исследований 2004 - 2005 гг., то очевидна тенденция уменьшения ориентации родителей на формирование в школе системы предметных знаний и увеличение ожиданий, связанных с развитием ключевых компетенций школьника, необходимых для успешной самореализации в современном мире, на развитие способностей каждого ученика. 3. Интересы государства. Важными детерминантами деятельности современного учителя являются целевые ориентиры государственной образовательной политики, которые были заявлены в Концепции модернизации и последовательно реализовывались в практике последних лет. Это и ориентация на построение образовательного процесса на развитие ключевых компетенций учеников, реализацию предпрофильной подготовки, введение профильного обучения, введение ЕГЭ для выпускников и ГИА учащихся основной школы, расширение практики публичных отчетов школ как формы социальной отчётности перед общественностью [1] Вахштайн В.С., Константиновский Д.Л., Куракин Д.Ю. Потребности семьи, общества и государства в начальном общем образовании и согласование потребностей (по результатам мониторинга).ж. Вопросы образования, №4, 2008

ЗАДАНИЕ

Ознакомьтесь с требованиями образовательного стандарта (материалы располжены на портале «Федеральный государственный образовательный стандарт», режим доступа: http://standart.edu.ru/)

Какие требования предъявляет стандарт к образовательной программе школы?

Подготовьте краткое сообщение по этой теме на семинаре, предварительно подобрав примеры из текстов образовательных программ школ, которые, как правило размещены на их сайтах.

Сеть образовательных учреждений в РФ представлена различными типами и видами образовательных учреждений:

· Дошкольные образовательные учреждения различных видов: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением направлений развития воспитанников; детский сад ухода и оздоровления; детский сад комбинированного типа; центр развития ребенка.

· Общеобразовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования различных видов: школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии, кадетские учреждения, учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным поведением, санаторно-лесные школы, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо дневной, школы могут осуществлять и вечернюю форму обучения. К таким учреждениям относят: вечерние (сменные) общеобразовательные школы, открытые (сменные) общеобразовательные школы, центры образования, вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых колониях.

· Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт. Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье. Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение. Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

· Учреждения дополнительного образования детей - по направлениям работы выделяются: объединения технического творчества; спортивно-технические объединения; эколого-биологические объединения; туристско-краеведческие объединения; спортивные объединения; объединения художественного творчества; культурологические объединения; другие объединения; научные общества, дома и дворцы творчества юных, центры творчества, клубы, студии, детские оздоровительные лагеря.

· Учреждения профессионального образования в зависимости от уровня обучения подразделяются на три основные группы: начального, среднего и высшего профессионального образования; и учреждения послевузовского профессионального образования.

Органы управления образованием в Российской Федерации представлены на федеральном, региональном и муниципальном уровнях :

· Министерство образования и науки РФ – определяет политику в области образования, стратегию достижения целей политики, и создает нормативную и законодательную базу, обеспечивающую реализацию этой политики в системе образования. В структуре Министерства образования и науки РФ выделены: федеральное агентство по науке и инновациям; федеральное агентство по образованию; федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; федеральная служба по интеллектуальной собственности по патентам и товарным знакам. Все эти структуры решают общую задачу – модернизация важнейших сфер человеческой деятельности. В Министерстве также созданы Департаменты, которые являются главными исполнителями стратегических планов в сфере образования.

· Органы управления образованием на региональном (министерства, комитеты, департаменты), муниципальном (районные, поселковые отделы образования) уровнях проводят образовательную политику путем соблюдения гарантий на образование и создание условий для развития личности обучающихся.

ЗАДАНИЕ

Познакомьтесь с особенностями образовательной политики Вашего региона, для этого воспользуйтесь информацией, представленной на сайте регионального комитета по образованию.

Определите, какие направления развития образования наиболее значимы для региональной системы образования

Охарактеризуйте те инновации региональной системы образования, которые представляют интерес для других региональных систем.

Обоснуйте Ваши выводы и обсудите их в группе

Задача обеспечения качества образования является сегодня жизненно важной для страны. Достижение высокого качества образования немыслимо без поддержки государства и общества, однако, первую очередь – это дело образовательных учреждений, органов управления образованием.

Качество – одна из важнейших философских категорий, которой на разных этапах цивилизации уделяли пристальное внимание выдающиеся мыслители. Хотя история исследования содержания категории «качество» насчитывает не одну сотню лет, до сих пор по этому вопросу ведется оживленная дискуссия. Качество определяется как абсолютная оценка; как свойство предмета, объекта, явления, как соответствие назначению, как соответствие стоимости, наконец, как соответствие стандартам.

ЗАДАНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.