Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третьеиюньская монархия




Основные вопросы

7.2.1.Третьеиюньская политическая система.

7.2.2. Столыпинская модернизация России.

7.2.3.Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.

 

7.2.1.Третьеиюньская политическая система. В ночь на 3 июня 1907 г. депутаты второй Государственной Думы от социал-демократов были арестованы, а затем осуждены и сосланы в Сибирь. 3 июня опубликовывается царский мани­фест о роспуске второй Государственной Думы и об изменениях в избирательном законе. Не будучи одобренным Думой, он фактически явился противозаконным актом, так как, согласно Манифесту 17 октября 1905 г., только поддержанный Думой закон вступал в силу и мог быть издан. Это позволяет клас­сифицировать действия правительства 3 июня как государ­ственный переворот.

Общее число избирателей сохранялось, однако резко менялось соотношение между сословными куриями. Предпочтение отдавалось наиболее состоятельным и ответственным общественным элементам. Если по старому закону крестьяне выбирали 42% выборщиков, землевладельцы - 31%, горожане и рабочие - 27%, то теперь соотношение изменялось. Крестьяне получали 22,5%, землевладельцы - 50,5%, горожане и рабочие - 27%, но при этом горожане разделялись на две курии, голосовавшие отдельно. Крестьянское представительство сокращалось вдвое, от рабочей курии в Думу посылались только 6 депутатов. Было сокращено представительство окраин: Польши - с 29 до 12 депутатов, Кавказа - с 29 до 10, а некоторые национальные регионы, как не достигшие «достаточного развития гражданствен­ности», были вовсе лишены представительства.

Избирательное право не было ни всеобщим, ни равным, ни прямым. Источником будущих коллизий в работе Думы было также предоставление Государственно­му совету одинаковых с Думой законодательных прав. Бу­дучи крайне консервативным органом, Государственный совет все время вступал с ней в противоречие, тормозя либеральные устремления депутатов Думы.

В результате манипуляций с избирательным законом III Госу­дарственная Дума существенно отличалась по своему составу от своих предшественниц. Левое крыло было предельно ослаблено. Теперь левыми считались 54 кадета, занимавшие центристские позиции в предыдущих думах. От мощной фракции трудовиков осталось 14 человек. На выборах прошло 19 социал-демократов меньшевистского и большевистского направления. Выгодное поло­жение занимал сильный центр из 154 октябристов и 28 прогрес­систов. Впервые сложились три правые фракции: крайне правые, умеренно правые и националисты, насчитывавшие 147 депутатов.

Во всех важнейших вопросах правительство ставило Думу перед свершившимся фактом. Согласно статье 87 Основных законов, любая неотложная мера могла быть проведена императорским указом, не дожидаясь одобрения законодательных учреждений. За время работы III и IV Государственной думы было издано 612 законодательных актов, и 609 из них депутатам пришлось обсуж­дать задним числом, когда их одобрение или неодобрение уже не имело практического значения.

Политическая система, возникшая после 3 июня 1907 г., не являлась простой реставрацией прежних порядков. Сохранялись в весьма урезанном виде представительные учреждения. Избира­тельные права были ограничены, но не отменены. Допускалась деятельность политических партий, существование оппозиционной печати, свободы слова.

Выборы в IV Государственную думу в 1912 г., проходившие под знаком прямого вмешательства местных властей, практически не изменили расстановку фракций в Думе. За счет октябристского центра несколько усилилось правое и левое крыло. Большинство крайне правых прошло от помещичьей курии. Массовые черносо­тенные союзы переживали полный разброд. Союз русского народа распался на две параллельные организации: дубровинский союз, стремившийся к восстановлению неограниченной самодержавной власти, и «обновленный» союз во главе с Н.Е. Марковым, призна­вавший необратимость перемен в государственном строе.

7.2.2.Столыпинская модернизация России. Главным архитектором третьеиюньской системы являлся П.А. Столыпин, представитель старинного дворянского рода. Он занимал последовательно должности Ковенского предводителя дво­рянства, Гродненского и Саратовского губернатора. Столыпин сурово подавлял аграрные беспорядки, но в то же время был одним из немногих губернаторов, приказавшим открыть огонь по погром­щикам в октябре 1905 г. Энергичный губернатор был замечен и получил портфель министра внутренних дел, а в июле 1906 г. сменил Горемыкина на посту председателя Совета министров.

Столыпин был поборником национальной идеи, однако его нельзя было назвать единомышленником черносотенцев. Он под­держивал умеренные элементы в монархических союзах и старался нейтрализовать экстремистов. Столыпин не на словах, а на деле доказал, что не даст запугать себя так, как были запуганы правящие круги осенью 1905 г. Он снискал славу «душителя революции». Это было не совсем точно, так как с наиболее опасными выступлениями справились его предшествен­ники. На долю Столыпина выпало подавление остаточных очагов революции. В повседневный обиход вошли выражения «столыпин­ский галстук» - петля, «столыпинские качели» - виселица, «Сто­лыпин» - арестантский вагон.

По официальным данным, в результате террористических актов и революционных выступлений в 1906-1907 гг. были убиты 4126 и ранены 4552 должностных лица. Сам Столыпин пережил десять покушений, в том числе взрыв эсерами-макси­малистами дачи на Аптекарском острове в августе 1906 г. П. А. Столыпин действовал решительно. Были введены военно-полевые суды, состоявшие из строевых офицеров и выносившие приго­воры не позднее двух суток после совершения преступления. В 1906—1910 гг. по приговорам военно-полевых и военно-окруж­ных судов были казнены 3825 человек, более 26 тыс. политических преступников попало на каторгу.

Однако имя П. А. Столыпина вряд ли бы осталось в истории, если бы его роль ограничилась карательными мерами. Он был одним из круп­нейших реформаторов в российской истории. Суть запланированных им реформ заключалась в том, чтобы постепенно, используя существовавшую политическую систему, завершить процесс модернизации российского общества, на основе передового, прежде всего, европейского опыта. Ключевым пунктом в этой программе был аграрный вопрос - крестьянское равноправие и землеустройство. Остальную часть программы составляли: создание самоуправляющейся волости как низшей земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым су­дьям, избираемым населением, легализация профсоюзов и наказуемость экономических стачек, сокращение продолжи­тельности рабочего дня, школьная, финансовая реформы, введение подоходного налога.

Деятельность Столыпина была тесно связана с работой третьей Государственной думы. Только она просуществовала весь положенный срок (1907-1912 гг.), остальные же были распущены царем досрочно. В первой и второй Думах большинство было за кадетами, в третьей и четвертой - за октяб­ристами, широко практиковавшими блокирование, как с пра­выми, так и с левыми партиями в составе парламента.

Важнейшее место в столыпинской программе реформ занимала аграрная реформа. Главной ее целью стало создание широкого слоя крепких крестьянских хозяйств фермерского типа. Эти хозяйства должны были рас­ширить численный состав среднего класса России, способ­ствуя стабилизации политической обстановки в стране. Со­здать такие хозяйства реформаторы пытались путем разру­шения общины и насаждения частной крестьянской земель­ной собственности.

В результате отмены крепостного права в 1861 г. крестьяне не стали собственниками земли. Они вели индивидуальное хозяйство, но большая часть земли находилась в совместном владении общины. Крестьянский «мир» не допускал разорения общинников, поддерживая их в трудный период за счет остальных земляков. Оборотной стороной «мирских» порядков была насильственная уравниловка.

Указ 9 ноября 1906 г. разрешал крестьянам выходить из общины и закреплять свои наделы в личную собственность. Госу­дарство оказывало всяческое содействие частным владельцам. Гу­бернские и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы: от пропаганды реформы до прямого давления на сельские сходы. Излишки надельной земли отдавались «укрепленцам» либо бесплатно, либо по номинальной цене. Вместо разроз­ненных полосок крестьяне получали землю в одном месте — так называемый отруб. Часть таких владельцев покидала деревню и переселялась на хутора.

Видное место в проведении реформы принадлежало Кре­стьянскому банку. Он выдавал ссуды на покупку земли, продавал вверенный ему земельный фонд, осуществлял опе­рации на льготных условиях.

Выступая в III Государственной думе, Столыпин подчеркивал: «...Правительство не могло не идти навстречу, не могло не дать удовлетворения тому врожденному у каждого человека, поэтому и у нашего крестьянина — чувству личной собственности, столь же естественному, как чувство голода, как влечение к продолжению рода, как всякое другое природное свойство человека». С точки зрения правительства, хуторская реформа должна была создать слой зажиточных крестьян, наподобие западноевропейских или американских фермеров. По крылатому выражению премьера, ставка была сделана «не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных». Частная собственность должна была не только способ­ствовать экономическому подъему, но и стать лучшим противо­ядием революционным настроениям. Столыпин писал Николаю II: «Я видел членов первой Думы из крестьян-революционеров, которые теперь страстные хуторяне и люди порядка».

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской Рос­сии, с другой стороны, оно способствовало освоению малонаселен­ных пространств. Правительство установило многочисленные льго­ты для желающих переселяться на новые места: прощение всех недоимок, низкие цены на железнодорожные билеты, освобожде­ние от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды в размере от 100 до 400 руб. на крестьянский двор. В пути переселенцам должны были оказывать продовольственную и медицинскую помощь. Пересе­ленческое управление помогало осваиваться в новых районах. В 1906—1915 гг. было построено почти 13 тыс. верст проселочных дорог, 13 711 колодцев, 161 водохранилище. За 10 лет в Сибирь переселилось 3,1 млн. человек. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в два раза. Сибирь ежегодно поставляла на внутренний и внешний рынок 800 тыс. тонн зерна.

Аграрная реформа не была полностью реализована. К 1 января 1916 г. из общин вышло около 2,5 млн. крестьян с 17 млн. десятин земли, что составило всего 26% от общинных дворов и 15% общинного земле­владения. Организа­ция хозяйства на новых хуторах и отрубах требовала значительных средств, будучи не под силу многим крестьянам. Реформа обострила социальные противоречия в деревне, усилив антагонизм между бедными и богатыми, общинниками и хуторянами. Реформа проводилась бюрократическим аппаратом, доказавшим способность загубить на корню любую идею. Столыпин заявлял, что для успеха преобразований необхо­димы «двадцать лет покоя», но это время было растрачено еще до него в пореформенную эпоху.

Реформы вызвали сопротивление крайне правых кругов. Про­грамма столыпинских преобразований предусматривала принятие ряда законов, обеспечивающих неприкосновенность личности, переход из одного вероисповедания в другое, расширение земства, преобразование местного суда и уголовного законодательства. В число социальных мер входило страхование рабочих на случай болезни и инвалидности. Правительство намеревалось сделать доступным, а потом и обязательным начальное образование. Од­нако практически все реформы были заблокированы.

Как и в случае с Витте, Столыпин мало-помалу превратился в объект критики справа. Черносотенцы, ранее видевшие в премьер-министре борца с крамолой, начали пропагандистскую кампанию против его пре­образовательной политики. В то же время колебания Столыпина в проведении административных и других реформ привели его к фактическому разрыву с октябристами. Столыпина поддерживала фракция националистов, но она не являлась достаточно влиятель­ной силой.

В марте 1911 г. консерваторы во главе с П.Н. Дурново пред­приняли атаку на правительство. Государственный совет отклонил правительственный законопроект о введении земства в нескольких польских губерниях, опасаясь усиления в земстве мелких собствен­ников. Столыпин демонстративно подал в отставку. Начался так называемый министерский кризис. Николай II не решился сме­нить первого министра. Законодательные палаты были распущены на три дня, и во время искусственного перерыва законопроект о западном земстве был принят императорским указом. Однако этот триумф явился началом конца Столыпина. В придворных кругах открыто говорили, что его дни на посту главы правительства сочтены. Поэтому, когда 1 сентября 1911 г. Столыпин был смертельно ранен в Киеве, распространились слухи о том, что это покушение было организовано по заказу высших сфер. Это мнение еще более укрепилось в связи с тем, что убийца премьер-министра Д. Г. Богров, являвшийся секретным осведомителем полиции, был судим при закрытых дверях и казнен с молниеносной быстротой, а виновные в плохой организации охраны не понесли наказания. Хотя обстоятельства убийства Столыпина во многом остались невыясненными, нет серьезных оснований говорить о заговоре. Если правомерно употреблять такое слово, то это был заговор некомпетентности и халатности.

Преемником П. А. Столыпина после его убийства стал В.Н. Коковцов, занимав­ший ранее пост министра финансов. В общих чертах Коковцов продолжил столыпинский курс. Столыпинские реформы, прежде всего аграрная, оказали благотворное воздействие на социально-экономическое развитие страны. В 1909—1913 годы начался новый экономический подъем, кото­рый охватил практически все народное хозяйство страны. Особенно быстрыми темпами возросло производство промышленной продук­ции. Россия по этому показателю опережала такие развитые страны Запада, как Англия, Франция, Германия, США. За этот период общий среднегодовой прирост промышленной продукции составил 9%. Про­изводство чугуна выросло на 64%, стали — на 82%. Поступления от промышленного производства в национальном доходе почти сравня­лись с поступлениями от аграрного сектора, а продукция промышлен­ности покрывала 80% внутреннего спроса.

Заметных успехов достигла внутренняя и внешняя торговля. Объем внутренней торговли в 1913 году составлял 18 млрд. руб. или в полто­ра раза больше, чем в 1909 голу. Внешнеторговый оборот также увели­чился за этот период примерно в 1,5 раза и составил к 1913 голу 2,6 млрд. руб., причем объем экспорта уверенно превышал объем им­порта соответственно 1,5 и 1,1 млрд. руб. Структура экспорта тра­диционно складывалась из сырья и сельскохозяйственной продукции, а импорта — из товаров производственного назначения: машин, обо­рудования, полуфабрикатов.

Доходы от продажи хлеба составляли около 44% стоимости всех экспортных поступлений в государственный бюджет, а доходы от про­дажи продукции животноводства до 22%. Перед первой мировой войной Россия являлась одной из ведущих стран-экспортеров хлеба в мире. Из всего объема вывозимого хлеба примерно 30% экспортиро­валось в Германию и около 20% — в Англию. В морских перевозках по-прежнему был велик удельный вес иностранных торговых судов.

Активное внешнеторговое сальдо служило делу укрепления го­сударственного бюджета. Помимо доходов от внешней торговли в чис­ле источников государственного бюджета можно назвать доходы от винной монополии и откупной системы, от казенных железных до­рог, а также косвенные налоги. Российский рубль оставался одной из са­мых сильных валют в мире. Общая сумма налогов на одного жителя страны была в два раза ниже, чем в Австро-Венгрии, Франции, Германии, и в четыре раза меньше, чем в Англии.

Динамичное развитие народного хозяйства России на рубеже веков вывело страну по многим показателям на 4-5 место в мире пос­ле США, Англии, Германии и Франции. И хотя в целом экономика оставалась аграрной, темпы развития промышленного сектора были очень впечатляющими. Например, объем производства инвестицион­ных товаров увеличился за 1893—1913 годы в 7 раз, причем производ­ство чугуна — в 5 раз, стали — в 13 раз, добыча угля — в 6 раз. Не менее быстрыми темпами росли объемы производства потребительских то­варов: переработка хлопка возросла в 7 раз, производство сахара — в 4 раза и т.д. Темпы роста промышленной продукции и производительности труда в Российской империи были самыми высокими в мире и составляли за период с 1880 по 1913 годы в среднем 9% в год. Французский экономист Э. Тэри писал: «К середине текущего века Россия будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом, и финансовом отноше­нии».

Следует подчеркнуть, что Россия перед первой миро­вой войной не являлась отсталой страной, как часто отмечалось в ли­тературе. Это была аграрно-индустриальная страна со средним уров­нем развития. Ей отнюдь не грозила участь «полуколонии» для более развитых западных стран, ее доля в мировом хозяйстве в 1913 году со­ставляла 7%. Однако начавшаяся летом 1914 г. Первая мировая война прервала поступательное развитие российского общества и сделала фактически невозможным дальнейшее осуществление намеченной Столыпиным программы реформ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.