Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения 2 страница




2. Нормативные акты об управлении в сфере социального обеспечения. В качестве конкретных примеров можно указать на Федеральные законы от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

Особое место в данной группе документов занимают Административные регламенты, например, приказы Минздравсоцразвития России от 21 февраля 2012 г. № 145н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и примененеим очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ», от 22 декабря 2011 г. № 1598н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая», от 20 июля 2007 г. № 487 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг», от 26 декабря 2011 г. № 1643н «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития РФ по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок», от 31 декабря 2006 г. № 899 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания».

3. Нормативные акты об отдельных видах социального обеспечения. В соответствии с этим основанием могут быть выделены нормативные акты о пенсионном обеспечении, о пособиях, о компенсационных выплатах, о социальном обслуживании, о государственной социальной помощи и т.д.

Наиболее важное место в данной группе актов занимают законы. Этот вывод наряду с фактом наличия большого числа законов, также подтверждается ст. 39 Конституции РФ.

На сегодняшний день к числу основных законов в сфере социального обеспечения относятся:

1) Закон о трудовых пенсиях. Согласно содержанию рассматриваемого нормативного правового акта, в Российской Федерации устанавливаются следующие виды пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Более того, закон устанавливает круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию, условия, размер, порядок назначения и перерасчета пенсий, порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав. Наряду с этим законом регулируется институт страхового стажа;

2) Закон о государственном пенсионном обеспечении. В соответствии с анализируемым законом установлены следующие виды пенсий: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия. Как и в Законе о трудовых пенсиях», названный закон устанавливает круг лиц, имеющих право на пенсию, условия назначения пенсии, ее размер, порядок перерасчета, индексация и перевод с одного вида пенсии на другой;

3) Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих. Данный закон устанавливает такие виды пенсий как пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. Рассматриваемый закон регулирует вопросы, касающиеся круга лиц, имеющих право на пенсии, порядок реализации права на пенсию, условия, размер, порядок исчисления и выплаты пенсий, а также иные вопросы.

Все указанные выше федеральные законы имеют отношение к такому виду социального обеспечения как пенсионное. Наряду с этим, право социального обеспечения включает в свое содержание иные институты: пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания, социальной поддержки и т.д. Следует отметить, что фактически каждый вид социального обеспечения урегулирован хотя бы в рамочной форме на уровне закона, например, Федеральные законы от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»; от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и др.

В последнее время активно законодателем используется форма принятия закона, регулирующего отношения по социальному обеспечению, складывающиеся в определенной сфере народного хозяйства. Так, в частности, был принят Федеральный закон от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности», который опосредует отношения по социальному обеспечению работников, осуществляющих деятельность в угольной промышленности», а также Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Вторыми по значимости в иерархии федеральных нормативных правовых актов являются акты Президента и Правительства РФ. В первую очередь речь пойдет об указах Президента РФ.

Здесь следует отметить, что в основном акты главы государства в сфере социального обеспечения касаются государственных служащих, например, Указы Президента РФ от 19 ноября 2009 г. № 1311 «Об утверждении перечня соответствия отдельных государственных должностей федеральной государственной гражданской службы и государственных должностей федеральных государственных служащих должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым исчисляется размер пенсии за выслугу лет», от 29 октября 2009 г. № 1219 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)».

Наряду с этим, Президентом РФ принимаются акты, касающиеся социального обеспечения отдельных групп населения. В частности, Указы Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов»; от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации».

Правительством РФ также принимается достаточно большое количество нормативных актов в области социального обеспечения с целью конкретизации положений федеральных законов и актов Президента РФ. Подтверждением сказанного выступает норма п. 3 ст. 1 Закона о трудовых пенсиях; в случаях, предусмотренных этим Законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

В качестве конкретных примеров нормативной деятельности данного федерального органа государственной власти могут быть названы постановления Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год», от 31 декабря 2009 г. № 1162 «О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке».

Замыкают иерархию федеральных нормативных правовых актов документы министерств, служб, агентств, ПФР, ФСС РФ и ФОМС.

Бесспорно, что основным нормотворческим органом в сфере социального обеспечения является Минздравсоцразвития России. Данный вывод вытекает из содержания разд. 5.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321.

Так, в частности, приняты и действуют следующие нормативные акты: приказы Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2009 г. № 805н «Об утверждении правил обращения за федеральной социальной доплатной к пенсии, ее установления и выплаты», от 17 ноября 2009 г. № 906н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» и др.

Наряду с названными актами органов государственной власти приняты и действуют акты ПФР, ФСС РФ и ФОМС, например, постановления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению», от 3 декабря 2008 г. № 344п «Об утверждении временного порядка информирования застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в электронной форме через кредитные организации».

Безусловно, федеральный уровень правового регулирования представляет собой одно из важных звеньев в системе источников права социального обеспечения. В то же время, как указывалось ранее, вопросы социального обеспечения отнесены Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В силу этого, региональное законодательство не остается в стороне от правовой регламентации отношений по реализации прав на отдельные виды социального обеспечения.

В первую очередь, в иерархии нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ должны быть названы законы. Особая роль регионального законодателя в праве социального обеспечения имеет место в регулировании отношений по государственной социальной помощи. В этой связи в качестве примера можно указать на Закон города Москвы от 18 ноября 2009 г. № 7 «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии»; Закон Республики Башкортостан от 4 февраля 2000 г. № 50-з «Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан».

Наряду с этим, законами субъекта РФ могут регулироваться вопросы оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан, например, Закон Московской области от 26 июля 2006 г. № 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов»; Закон Республики Башкортостан от 13 октября 1994 г. № ВС-25/38 «О ветеранах войны, труда и вооруженных сил»; Законы Свердловской области от 20 октября 2011 г. № 86-ОЗ «Об областном материнском (семейном) капитале», от 19 ноября 2008 г. № 107-ОЗ «О денежных средствах на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством», от 15 июля 2005 г. № 77-ОЗ «О ежемесячном пособии гражданину, уволенному с военной службы, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы».

В законодательстве субъектов РФ также регулируются вопросы социального обслуживания населения, например, Закон Свердловской области от 7 марта 2006 г. № 10-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Свердловской области»; обеспечения пособиями на ребенка, например, Закон Свердловской области от 14 декабря 2004 г. № 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка».

Наряду с законами, вопросы социального обеспечения находят свое выражение в нормативных актах органов государственной власти субъектов РФ. Так, для примера можно указать на постановление Правительства Свердловской области от 23 июня 2008 г. № 630-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты населения Свердловской области»; постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1500-ПП «О государственных стандартах социального обслуживания населения в городе Москве», от 17 ноября 2009 г. № 1269-ПП «О денежном эквиваленте мер социальной поддержки неработающих пенсионеров»; постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2006 г. № 32 «Об утверждении положения о государственном учреждении Комплексный центр социального обслуживания населения»; постановление Правительства Свердловской области от 4 сентября 2008 г. № 904-ПП «О реализации Закона Свердловской области от 12.07.2008 года № 72-ОЗ “О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Свердловской области “О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области”», постановление Правительства Свердловской области от 28 марта 2012 г. № 312-ПП «О предоставлении гражданам, получающим пенсии по старости, мер социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов стоимости проезда по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в период с 1 апреля по 31 октября» и др.

Следует согласиться с мнением Д. И. Рогачева, что региональное нормотворчество переживает качественно новый этап развития в сфере социального обеспечения, связанный с увеличением доли расходов данного уровня государственной власти на реализацию принципа социального государства и расширением зоны ответственности региональных властей в сфере социальной политики[40].

4.5. Акты органов местного самоуправления
и локальные правовые акты как источники права социального обеспечения. Роль судебной практики
в регулировании отношений по социальному обеспечению

Согласно содержанию абз. 2 п. 5 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Более того, в отдельных федеральных законах за органами местного самоуправления закреплены полномочия по решению вопросов реализации права на социального обеспечение, например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и др.

Таким образом, органы местного самоуправления имеют право принимать акты по вопросам социального обеспечения. Основанием для их принятия может выступать как федеральный закон о делегировании соответствующих полномочий, так и собственная инициатива органа местного самоуправления.

Правовые акты органов местного самоуправления могут приниматься представительными и исполнительными органами муниципального образования.

В качестве примера документов, принятых представительным органом муниципального образования, можно указать на решение Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 26 ноября 2009 г. № 517/29 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, в Красногорском муниципальном районе Московской области»; решение Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 19 февраля 2009 г. № 39/3 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в городском округе Химки Московской области»; решение Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 9 сентября 2008 г. № 2-21/9з «Об утверждении положения об установлении мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных учреждений здравоохранения городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан».

В то же время исполнительные органы местного самоуправления также не остаются в стороне от правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения, например, постановление Главы городского округа Долгопрудный от 24 июня 2009 г. № 725-ПГ «Об адресной социальной помощи жителям города Долгопрудный» и др.

Анализ актов органов местного самоуправления позволяет сделать вывод, что в основном сфера их регулирования — социальная поддержка и социальная помощь отдельных категорий граждан за счет средств местного бюджета.

Обращаясь к вопросу о локальных правовых актах как источниках права социального обеспечения, следует отметить, что на сегодняшний день частный уровень правого регулирования начинает активно применяться на практике. При этом локальные нормы призваны обеспечить наибольшую эффективность социальной защиты в конкретных организациях[41].

Как правило, основное назначение положений локальных актов, касающихся вопросов социального обеспечения и социальной защиты, заключается в предоставлении особых предпочтений, льгот, преимуществ отельным категориям работников. В то же время следует отметить, что в соответствии со ст. 3 ТК РФ не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Обращает на себя внимание тот факт, что в локальном регулировании социального обеспечения прослеживается тесная связь с трудовым правом, поскольку на практике, как правило, нормы социального обеспечения закрепляются в коллективных договорах, соглашениях[42]. В качестве подтверждения данного вывода можно привести нормы Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2011–2013 годы от 29 ноября 2010 г., в которых урегулированы вопросы социальной защиты отдельных категорий работников и членов их семей (высвобождаемые работники, работники, имеющие детей-инвалидов, инвалиды, пенсионеры и т.д.).

4.6. Роль судебной практики в регулировании отношений по социальному обеспечению

В завершение хотелось бы остановиться на вопросе о роли судебной практики в регулировании отношений по социальному обеспечению. Не вдаваясь в дискуссию о том, являются ли решения судов источниками права, следует согласиться с большинством отечественных авторов, что решения высших судебных органов хотя и не являются пока источниками права в формально-юридическом смысле, но служат источниками правотворчества[43]. Речь идет о решениях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ достаточно часто принимает решения, касающиеся вопросов социального обеспечения. Так, можно привести следующие примеры правовых позиций высшей судебной инстанции.

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2012 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина В.В. Авдонина", в соответствии с которым положения части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, ежемесячных денежных компенсаций в размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта “а” части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”, пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации “Об образовании” и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” в связи с жалобой гражданки Н. С. Лаппы», в соответствии с которым положения п. «а» ч. 3 ст. 29 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих и п. 3 ст. 57 Закона РФ «Об образовании» признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку эти положения по своему конституционно-правовому смыслу не препятствуют предоставлению самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором РФ) поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором РФ.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А. В. Докукина, А. С. Муратова и Т. В. Шестаковой», в соответствии с которым п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой во взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, они направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств ПФР перед застрахованными лицами. Также п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1 и 2), 45 (ч. 1) и 55 (ч. 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, — при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц — позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Наряду с указанными решениями, Конституционным Судом РФ ранее также было принято достаточно большое количество документов, имеющих особое значение для права социального обеспечения (Постановления Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 г. № 6-П, от 29 января 2004 г. № 2-П, от 6 февраля 2009 г. № 3-П; Определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. № 16-О и др.).

Верховный Суд РФ также принимает решения, касающиеся вопросов социального обеспечения. На сегодняшний день принят и действует ряд постановлений Пленума Верховного Суда РФ, имеющих принципиальное значение при осуществлении правоприменительной деятельности, например, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”» и др.

Вместе с тем Верховным Судом РФ, а также нижестоящими судами принимается большое количество судебных актов по конкретным делам, оказывающих существенное влияние на реализацию гражданами их права на социальное обеспечение.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте понятие источника права социального обеспечения.

2. В чем особенности источников права социального обеспечения?

3. Каковы основные классификации источников в праве социального обеспечения?

4. Дайте общую характеристику Конституции РФ как источнику права социального обеспечения.

5. Какое значение имеют федеральные законы, законы субъектов РФ, акты министерств, служб, агентств, ПФР, ФСС для права социального обеспечения?

6. Какова специфика актов органов местного самоуправления и локальных правовых актов в сфере социального обеспечения?

7. Сформулируйте роль и значение судебной практики в регулировании отношений по социальному обеспечению.

 

Глава 5

Правоотношения по социальному обеспечению

 

В результате освоения данной темы студент должен:

Знать

ñ отличительные признаки правоотношений по социальному обеспечению,их виды;

ñ особенности правового положения субъектов в данных правоотношениях;

ñ состав субъектов правоотношений и содержание правоотношений;

ñ особенности юридических фактов о данных правоотношений.

Уметь:

ñ оперировать юридическими понятиями и категориями в рамках данной темы;

ñ свободно ориентироваться в теоретических вопросах темы.

Владеть:

ñ юридической терминологией темы;

ñ навыками различных правовых явлений в рамках данной темы.

 

5.1. Понятие правоотношений по социальному обеспечению и их виды

Правовые отношения представляют собой волевые общественные отношения, урегулированные нормами права. Именно с помощью правовых отношений устанавливается связь между их участниками, которые наделяются соответствующими правами и обязанностями.

Правоотношения по социальному обеспечению являются разновидностью правовых отношений, существующих в обществе, и обладают основными признаками, характерными для них: определяются экономическим базисом общества; носят волевой, идеологический характер; возникают на основе норм права; связь между участниками правоотношения осуществляется через субъективные юридические права и обязанности; имеют индивидуальный характер; они гарантируются государством и охраняются им от нарушений.

В то же время правоотношения по социальному обеспечению имеют ряд признаков, которые отличают их от иных правовых отношений.

В основе правоотношений по социальному обеспечению лежат экономические отношения по распределению материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения.

Правоотношения по социальному обеспечению являются такими юридическими отношениями, которые возникают при реализации гражданами своего конституционного права на различные виды социального обеспечения.

Специфика правоотношений по социальному обеспечению проявляется в особой форме связей их участников.

Особенность данных отраслевых правоотношений проявляется в их составе, который включает следующие элементы: субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению может быть произведена по различным основаниям. В зависимости от того, результатам реализации какой нормы является правоотношение — материальной или процедурной или процессуальных, различаются материальные, процедурные и процессуальные правоотношения.

Материальные правоотношения являются основными, так как с их помощью происходит распределение материальных благ и услуг в сфере социального обеспечения. Процедурные же и процессуальные правоотношения относятся к правоотношениям второго порядка и играют второстепенную роль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.