Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пенсии за выслугу лет государственным гражданских и муниципальным служащим федеральным 2 страница




Размер досрочной трудовой пенсии по старости по условиям труда определяется так же, как и размер трудовой пенсии на общих основаниях. Пенсия состоит из двух частей — страховой и накопительной.

Работникам организаций угольной промышленности с 1 января 2011 г. предоставлено право на ежемесячную доплату к пенсии по старости за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет ПФР.

8.4. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан:
условия назначения и размер

Законодатель выделяет семь категорий граждан, которым пенсия устанавливается досрочно. На ее установление влияют: семейные обстоятельства (связанные с рождением и воспитанием детей); состояние здоровья (инвалидность); проживание и работа в местностях с неблагоприятными климатическими условиями (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).

Досрочные трудовые пенсии по старости отдельным категориям граждан назначаются при пониженном пенсионном возрасте (на 5—10 лет) и при наличии страхового стажа определенной продолжительности (10—25 лет).

Досрочная трудовая пенсия по старости назначается следующим гражданам (ст. 28 Закона о трудовых пенсиях):

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста восьми лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста восьми лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста восьми лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;

2) женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

3) инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

4) инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;

5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

7) мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Размер досрочной трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан определяется также как и размер трудовой пенсии на общих основаниях. Пенсия состоит из двух частей — страховой и накопительной.

8.5. Досрочные пенсии по старости, предоставляемые безработным гражданам

С согласия безработных граждан им может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную (но не ранее чем за два года до наступления соответству-
ющего возраста). Данная пенсия назначается гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по предложению органов службы занятости. При этом граждане должны быть уволены в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и при отсутствии возможности для их трудоустройства.

Досрочная пенсия по старости, предоставляемая безработным гражданам, рассчитывается так же, как и трудовая пенсия по старости на общих основаниях, но состоит только из страховой части. Накопительная часть может быть установлена только по достижения соответствующего пенсионного возраста.

Если безработный гражданин являлся федеральным государственным гражданским служащим, то к устанавливаемой досрочной пенсии по старости может устанавливаться пенсия за выслугу лет.

8.6. Пенсия по старости гражданам, пострадавшим
в результате радиационных или техногенных катастроф: условия назначения и размер

Пострадавшими в результате радиационных или техногенных катастроф признаются граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф.

Право на пенсию по старости имеют:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет;

2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет;

3) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет;

4) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения; эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения; постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение; постоянно проживающие в зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом; постоянно прожива-ющие в зоне отселения до их переселения в другие районы; занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне); выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение; при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением общего пенсионного возраста, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения;

5) граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, приобретают право на пенсию по старости по правилам, установленным Правительством РФ.

Пенсии по старости гражданам, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, назначаются в следующих размерах:

1) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения, а также гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф, — 250% от размера социальной пенсии (250 % от 2882,5=7206,25 руб) (250% от 3626,71 руб. = 9066,77 руб.);

2) гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения; эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения; постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение; постоянно проживающим в зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом; постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы; занятым на работах в зоне отселения (не прожива-
ющим в этой зоне), а также гражданам, выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, — 200% от размера социальной пенсии (200 % от 2882,5 =5765 руб.) (200% от 3626,71 руб. = 7253,42руб.);

3) гражданам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (дети, братья, сестры и внуки, родители и супруг, дедушка и бабушка), размер пенсии по старости определяется исходя из размера социальной пенсии, увеличенного на 960 руб. 1208,9 руб. в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи;

4) размер пенсии по старости для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие общие и специфические признаки пенсий по старости можно выделить?

2. Назовите функции пенсий по старости.

3. Какие виды пенсий по старости существуют?

4. Из каких частей состоит трудовая пенсия по старости?

5. Какие факторы влияют на фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости?

6. Как определяется сумма расчетного пенсионного капитала?

7. Кто имеет право на накопительную часть пенсии по старости?

8. Кто имеет право на досрочную пенсию по старости?

9. Как определяется размер пенсии по старости для граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф?

 

Глава 9

Пенсии по инвалидности

В результате освоения данной темы студент должен:

Знать:

ñ общие вопросы пенсионного обеспечения по инвалидности;

ñ понятие инвалидности, признаки инвалидности;

ñ понятие пенсии по инвалидности, её функции и виды;

ñ условия назначения и размеры пенсий по инвалидности;

ñ особенности пенсионного обеспечения по инвалидности отдельных категорий граждан;

ñ законодательство о пенсионном обеспечении по инвалидности.

Уметь:

ñ оперировать юридическими понятиями и категориями по указанным вопросам;

ñ свободно ориентироваться в основных вопросах данной темы.

Владеть:

ñ юридической терминологией темы;

ñ навыками анализа различных правывых явлений в рамках темы.

 

9.1. Понятие инвалидности. Причины инвалидности

В настоящее время российское законодательство не дает определение термина «инвалидность». Статья 1 Закона о социальной защите инвалидов содержит понятие «инвалид» — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ключевым в данном определении является медико-биологический аспект инвалидности (нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма). Инвалидность обусловливается таким нарушением здоровья, которое невозможно устранить, либо устранение или смягчение последствий которых требует длительного времени.

Экономический аспект инвалидности, вытекающий из медицинского, отражает потерю либо снижение способности к оплачиваемому труду. В пенсионном законодательстве это отражено более отчетливо — нарушения здоровья должны приводить к утрате трудоспособности. Однако Закон о социальной защите инвалидов не отдает приоритета только лишь утрате трудоспособности, а указывает, что нарушение здоровья должно приводить к ограничению жизнедеятельности, т.е. к полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Способность к трудовой деятельности означает способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы (службы).

Следует признать, что именно невозможность или ограниченная возможность заниматься трудовой деятельностью является главным критерием при признании лица инвалидом, так как это напрямую отражается на доходах такого лица. В соответствии с актами МОТ пенсия по инвалидности предоставляется при неспособности в установленной степени заниматься какой бы то ни было оплачиваемой деятельностью, когда предполагается, что эта неспособность будет постоянной, или когда она не устраняется к моменту истечения установленного периода временной или постоянной трудоспособности (ст. 8 Конвенции № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967 г.)).

Изменения в уровне дохода лица, связанные с оставлением работы (службы) или переходом на другую работу, а также затруднения в жизни, которые испытывает инвалид, составляют социальный аспект инвалидности. Именно данный аспект, наряду с традиционным экономическим, становится приоритетным ориентиром в политике государств при оказании государственной поддержки инвалидам. В Декларации о правах инвалидов, провозглашенной резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г., инвалидом признается лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей. Возможность заниматься трудовой деятельностью входит в понятие «обеспечение потребностей нормальной личной и/или социальной жизни», но не ограничивается им. Данный подход в наибольшей степени нашел отражение в Законе о социальной защите инвалидов.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96), указывает, что термин «инвалидность» включает в себя значительное число различных функциональных ограничений, которые встречаются среди населения во всех странах мира. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний. Такие дефекты, состояния или заболевания по своему характеру могут быть постоянными или временными (п. 17), т.е. данный термин отражает медицинскую составляющую понятия «инвалидность» по российскому законодательству. Термин «нетрудоспособность» означает утрату или ограничение возможностей участия в жизни общества наравне с другими. Он предполагает отношение между инвалидом и его окружением. Этот термин применяется с целью подчеркнуть недостатки окружения и многих аспектов деятельности общества, в частности, в области информации, связи и образования, которые ограничивают возможности инвалидов участвовать в жизни общества наравне с другими (п. 18), т.е. отражает экономическую и социальную составляющие инвалидности.

Медико-биологический, экономический и социальный аспекты инвалидности находят отражение в нормативных правовых актах, что образует правовой аспект инвалидности. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими условия и порядок признания лица инвалидом, являются упоминавшийся Закон о социальной защите инвалидов, Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», приказы Минздравсоцразвития России от 17 ноября 2009 г. № 906н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», от 23 декабря 2009 г. № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», от 17 апреля 2012 г. № 373н «Об утверждении формы акта медико-социальной экспертизы гражданина и Порядка его составления», от 11 апреля 2011 г. № 295п «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», от 27 апреля 2012 г. № 417п «Об утверждении перечня профессиональных заболеваний» и др.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается одна из трех групп инвалидности (I, II или III группа инвалидности), лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп — на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет. Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.

Законом РФ от 15 мая 1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено что, лицам, ставшим инвалидами, вследствие чернобыльской катастрофы, срок очередного медицинского переосвидетельствования устанавливается через пять лет. Группа инвалидности устанавливается сроком на пять лет также воинам-интернационалистам, впервые признаваемым инвалидам. При переосвидетельствовании вопрос о признании данных лиц инвалидами решается уже на общих основаниях (инструктивное письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 29 августа 1988 г. № 1-75-И «К вопросу определения группы и сроков инвалидности воинам-интернационалистам»).

Срок переосвидетельствования не устанавливается: 1) мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, 2) не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования, 3) не позднее четырех лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма, 4) другим инвалидам — не позднее двух лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню, утверждаемому Правительством РФ. При первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») по основаниям, указанным в последних двух случаях, возможно установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет), если отсутствуют положительные результаты реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу.

Пенсионное обеспечение по инвалидности зависит не только от группы инвалидности, но и от причины инвалидности: обстоятельств и условий, при которых наступили заболевания, появились дефекты или были получены травмы, повлекшие инвалидность.

Группы инвалидности и ее причины устанавливают федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

В качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период ВОВ, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством РФ.

Для пенсионного обеспечения по инвалидности значение имеют следующие причины инвалидности:

1) военная травма — определяется гражданам, уволенным с военной службы, иным приравненным к ним гражданам в случаях, если инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний;

2) заболевание получено в период военной службы — определяется в случаях, если инвалидность наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд;

3) заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС — определяется гражданам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», если их инвалидность наступила вследствие нарушений здоровья, связанных с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС;

4) заболевание связано с аварией на ПО «Маяк» — устанавливается гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

9.2. Понятие пенсии по инвалидности, ее функции и виды

Пенсия по инвалидности — ежемесячная выплата, производимая государством из бюджета ПФР или федерального бюджета при наступлении у гражданина инвалидности определенной группы, при наличии у него трудового стажа и с учетом причины инвалидности или без учета трудового стажа и причины инвалидности. Пенсия исчисляется из расчетного пенсионного капитала инвалида или из заработка гражданина, а в отдельных случаях устанавливается в размерах, предусмотренных федеральным законом, назначается на период инвалидности и является основным или одним из основных источником средств существования пенсионера.

Закон о социальной защите инвалидов устанавливает систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В комплексе защитных мер указанный закон выделяет и материальное обеспечение инвалидов, которое включает в себя денежные выплаты по различным основаниям, компенсации в случаях, установленных законодательством РФ.

В числе данных выплат указаны и пенсии. При этом не оговаривается вид пенсионного обеспечения, назначенного инвалиду, так как в основании любого из них лежит фактическая или предполагаемая нетрудоспособность. Таким образом, пенсия по инвалидности как один из видов пенсионного обеспечения, представляя собой меру социальной защиты инвалидов, выполняет ряд функций, присущих любому виду пенсионного обеспечения, содержание которых, тем не менее, отличается в зависимости от цели того или иного вида пенсии.

Обеспечительная функция пенсии по инвалидности, как и любой пенсии, состоит в том, чтобы служить основным или одним из основных источников средств к существованию в период восстановления гражданином трудоспособности, средством удовлетворения потребностей и поддержания его жизнедеятельности.

Производственная функция пенсии по инвалидности проявляется в большей степени в том, что она способствует освобождению ограниченно способных или неспособных к трудовой деятельности граждан от необходимости работать (служить), а также перераспределению рабочей силы между отраслями экономики и внутри них в случае перехода инвалидов на более легкую работу (службу). На государственной службе пенсионное обеспечение служащих является одним из ключевых элементов политики государства по формированию кадров. Гарантия обеспечения дохода, сопоставимого с прошлым денежным довольствием (содержанием), в случае наступления инвалидности обеспечивает поддержание стабильности кадрового состава и привлечение новых специалистов, особенно в сферу деятельности, сопряженную с опасностью для жизни и здоровья (военная, правоохранительная служба).

Социальная функция пенсии по инвалидности служит смягчению неблагоприятных последствий, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к полной или значительной потери профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. В составе этой функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационную подфункцию.

Защитная подфункция пенсии по инвалидности состоит в защите граждан от неблагоприятных последствий, вызываемых инвалидностью. С помощью данной пенсии человек может оставить работу (службу), вести достойное существование, удовлетворять свои основные потребности и, в первую очередь, связанные с охраной и поддержанием своего здоровья.

Реабилитационная подфункция данной пенсии состоит в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к труду, что направлено на восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и на его социальную адаптацию.

Компенсационная подфункция направлена на возмещение утраченного заработка (дохода), т.е. на возмещение снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом на пенсию по инвалидности, а также включает взаимосвязь между размером пенсии и снижением ее реальной стоимости в связи в ростом цен на потребительские товары и услуги (индексация размера пенсии).

Пенсия по инвалидности осуществляет и политическую функцию, так как пенсионное обеспечение является одним из важнейших инструментов социальной политики государства, направленным на предотвращение снижения жизненного уровня населения, улучшение материального положения его различных групп и слоев и пр. Особую роль пенсионное обеспечение играет во взаимоотношениях между государством в лице его органов и служащих, проходивших службу в них, так как нередко наступление инвалидности у них связано с выполнением своих должностных обязанностей по подготовке к вооруженной защите и непосредственно вооруженной защите Российской Федерации либо по защите общественных, государственных интересов от противоправных посягательств, что и влечет за собой повышенное внимание к таким лицам и отражается в социальной политике государства, в виде более высокого уровня пенсионного обеспечения, предоставления иных дополнительных мер социальной защиты и т.д.

Социально-психологическая функция пенсии по инвалидности состоит в обеспечении у инвалидов уверенности в завтрашнем дне, в формировании чувства защищенности. Значение данной функции возрастает в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, получивших увечье или заболевание при исполнении служебных обязанностей, так как пенсия в этом случае отражает оценку общества заслуг сотрудника и не позволяет ему чувствовать себя ущемленным.

Демографическая функция пенсии по инвалидности действует уже, чем пенсии за выслугу лет или по старости. В основном она направлена на поддержание гармоничных взаимоотношений в семье.

В пенсионной системе РФ установлены два вида пенсии по инвалидности — пенсия по инвалидности по обязательному пенсионному страхованию (трудовая пенсия по инвалидности) и пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению; последняя в зависимости от субъекта, которому устанавливается пенсия, подразделяется на:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.