Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в технологический комплекс




Технологические основы социально-культурной деятельности

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технологии и связанные с ними методические разработки, ис­пользуемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку жизнью и теоретически ос­мысленного практического опыта социально-культурной деятель­ности.

Российской педагогической науке издавна свойственно при­страстие к теоретическому анализу, осмыслению сущности явле­ния, его связей в социально-психологическом и социально-куль­турном пространстве с другими явлениями. В меньшей степени внимание уделялось прикладным разработкам, в частности техно­логическим решениям, направленным на непосредственное прак­тическое воплощение научно-теоретических идей,

Становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки техно­логии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множе­ства прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования совре­менных социально-культурных технологий.

Как известно, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, СТ. Шацкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и ряд других выдающихся педагогов извлекали из практики вос­питательной деятельности наиболее существенные технологиче­ские закономерности. Это относится и к мировой педагогике. На­чиная с Сократа, мы можем обнаружить бесконечное разнообразие глубоких по содержанию и эффективных, простых, изящных по форме технологических решений и педагогических операций, ко-


раздел V, Социально-культурные технологии

торые и по сей день вызывают восхищение как у профессионалов, так и непрофессионалов.

К настоящему времени технологии, наработанные в этих об­ластях, приобрели общесоциальное значение, превратились в со­циально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом кон­тексте правомерно, на наш взгляд, определение социально-куль­турных технологий как средства обмена человеческими способно­стями и потребностями культуры1.

Анализ сущности социально-культурных технологий показы­вает, что большинство из них основано на взаимодействии ре­продуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элемен­тов. Типологически уровни такого взаимодействия выглядят сле­дующим образом: творческий уровень - в технологиях преобла­дают творческие моменты; репродуктивно-творческий - автор открыл для себя новое в том, что объективно не является новым, репродуктивный - в технологии элементарно воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы, приемы, подходы.

Категория «социальное» в самом названии любой социально-культурной технологии указывает, что данная технология отно­сится к классу гуманитарных. Она всегда неизбежно обращена к определенной социальной общности или к отдельно взятой лично­сти и в качестве целевой установки предполагает достижение по­зитивных изменений в сфере их образа жизни, культуры, повсе­дневного досуга. Для многих россиян владение культуротворче-скими технологиями, помимо личной удовлетворенности, отдыха и развития своих творческих способностей, является средством жизнеобеспечения, экономического выживания в условиях совре­менного рынка. Производство того или иного культурного про­дукта, конкретных социально-культурных услуг в сфере образова­ния, досуга, укрепления здоровья приносит многим людям и семьям дополнительный заработок

Понятие «культурное» как бы фиксирует содержательные гра­ницы данного вида технологий, обозначает культурную наполнен-

См.: Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. - Свердловск, 1991. - С. 55.


 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Крисильников. Социально-культурная деятельн осгщ

ность тех средств, форм и методов, с помощью которых человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал.

Социальное предполагает выход представителей отдельных групп населения на такой уровень компетенции, который позволил бы им вступать в обычные социальные контакты и взаимодейст­вие. Культурное - подразумевает насыщение деятельности людей конкретным культурным содержанием, освоение ими культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу прояв­ления их культурной активности, на результаты их творчества и обмена в процессе их социально-культурной деятельности

Социальное начало в технологиях предусматривает различные формы взаимодействия индивидов между собой и с окружающей их средой, а культурное предполагает либо получение определен­ных результатов этого взаимодействия, либо насыщение техноло­гий конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства, общественной практики.

Примером первых в практике социально-культурной деятель­ности технологий могут служить наполненные глубоким социаль­ным смыслом и содержанием национальные традиционные обря­дов о-ритуальные формы. В современной социально-педагогиче­ской практике свидетельством таких технологий являются экспе­риментальные школьные программы эстетического и художест­венного воспитания (Д Кабалевский, Б. Неменский и др.), ком­плексные программы развития народного творчества, охраны па­мятников истории и культуры, организации семейного досуга и т. д.

Деятельность многих современных социально-культурных институтов является базой для создания и воспроизводства мно­жества прогрессивных социальных, педагогических, анимацион­ных, досуговых и других технологий. Формируются или проекти­руются они, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда фак­торов, в частности наличия и состава существующих центров про­свещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, ха­рактера общественных досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических, экономических, этнических и других ситуаций в регионе.

Разработка и реализация технологий в сфере культуры и до-с> га связана с определенными сложностями, поскольку сама эта


раздея V. Социально-культурные технологии

сфера отличается динамизмом, имеет социально открытый харак­тер, в ней действует большое количество разнопрофильных соци-хтьных институтов со своими специфическими особенностями.

Известно, например, каким сложным был процесс разработки и внедрения маркетинговых технологий в практику культурно-досуговых учреждений. Конкретным результатом реализации.-.тих технологий стало создание разнообразных коммерческих по еззоему статусу центров и организаций в области шоу- и артбиз- ricca; книгоиздания и книготорговли, видеопроката, туризма, рек­ламы, игорного бизнеса и т.д., территориальных фондов культуры и искусства на уровне различных субъектов Российской Федера­ции: областей, краев, республик, а также городов и районов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.