Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Развитие русской философии в ХХ веке 211




Развитие русской философии в ХХ веке 211

XIX – начала XX веков 208

Философские идеи русских ученых-естествоиспытателей

Русская философия второй половины XIX века 199

В трудах отечественных философов 195

Проблема исторического выбора и миссии России

Русская философия первой половины XIX века.

Русская философия эпохи Просвещения 192

Философская мысль средневековой Руси X-XVII веков 190

Людвиг Фейербах 139

Георг Вильгельм Гегель 134

Фридрих Вильгельм Шеллинг 131

Иоганн Готлиб Фихте 127

Иммануил Кант 121

 

ГЛАВА VII. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВЕКОВ 145

 

§ 1. Культурные истоки и характерные особенности

современной западной философии

(вторая половина XIX-XX веков) 145

§ 2. Европейская философия второй половины XIX века 147

§ 3. Европейская философия ХХ века 160

 

ГЛАВА VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 185

 

§ 1. Общая характеристика русской культуры 185

 

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ 218

 

 


Современная историческая ситуация ознаменована чрезвычайным ускорением темпов прироста научных знаний. Этот процесс лежит в основе формирования нового мировоззрения и ведет к фундаментальным изменениям представлений о мире и человеке. В связи с этим получают новую интерпретацию вечные философские проблемы, существенно переоцениваются многие тенденции развития мирового сообщества.

Необходимость изучения философии сегодня признают специалисты не только в области гуманитарных наук, но и многих других сфер профессиональной деятельности, так как прежде всего на основе философских знаний может быть сформирован прочный мировоззренческий фундамент, столь необходимый для решения любых теоретических и практических проблем и задач. Кроме того, приобщение к философии способствует развитию творческого мышления, формирования интеллектуальной и нравственной зрелости. Важное значение имеет философия и для приобретения навыков критического, самостоятельного мышления, когда широкое распространение получили технологии манипуляции сознанием человека, особенно в политике.

В издании представлен курс лекций по истории философии, в котором доступно изложено содержание основных исторических этапов и направлений – от древних времен до современности. Раскрывается мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии, показывается ее связь с исторической эпохой и культурой, в рамках которых она формировалась. Философия является «духовным самосознанием эпохи», по выражению великого немецкого философа Гегеля, и помогает проникнуть в духовные искания и чаяния людей прежних эпох. При этом важно подчеркнуть, что многие из этих исканий вовсе не устарели и не утратили своей актуальности и призваны помочь современному человеку свободно сформировать свое собственное – продуманное и систематическое – мировоззрение.

Основные темы издания отражены в следующих главах: «Философия Древнего Востока», «Античная философия», «Философия Средних веков», «Философия эпохи Возрождения», «Европейская философияXVII-XVIII веков», «Немецкая классическая философия», «Европейская философия второй половины XIX-XX веков», «Русская философия».

В изложение основных разделов органично включен материал, посвященный проблемам естественнонаучного знания, что обусловливает актуальность учебника для подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля. В частности, в разделе по истории философии Древней Греции подробно рассмотрены сочинения Аристотеля, трактующие вопросы зоологии и проблемы живого. В главе «Философия Древнего Востока»излагается специфика восточного типа восприятия природы и понимания места человека в космосе.

В материале по философии эпохи Возрождения представлены натурфилософские исследования таких мыслителей, как Д. Бруно,
Л. да Винчи, Н. Кузанского. Рассмотрены вопросы формирования классической научной картины мира, а также становления научной методологии в сочинениях Ф. Бэкона, Д. Локка, Р. Декарта,
Г. Лейбница, Б. Спинозы. В этой связи следует также отметить главу по немецкой классической философии и, в частности, раздел, посвященный фундаментальной работе И. Канта «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой мыслитель исследует силы, вызывающие движение материи; выдвигает гипотезу о возникновении солнечной системы; ставит вопрос о роли приливов и отливов; намечает идеи классификации животного мира; обосновывает идею об относительности движения и покоя.

В главе «Европейская философия второй половины XIX-XX веков» рассматриваются основные достижения Фридриха Энгельса, нашедшие свое отражение в труде «Диалектика природы», в котором дано развёрнутое изложение диалектико-материалистического понимания важнейших проблем теоретического естествознания.

Освещена также научная деятельность австрийского биолога, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца, заложившего теоретический фундамент этологии – науки о поведении животных. В главе «Русская философия» особое внимание уделено учению евразийцев и сибирских областников, что позволяет правильно понять значение Сибири в жизни современной России и всего мира.

Стиль и содержание учебника предполагают использование
в учебном процессе форму развернутого диалога между преподавателем и учащимися, совместного поиска ответов на поставленные вопросы. Проведение занятий в такой форме позволяет студентам продемонстрировать умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную знаниями не только лекций преподавателя, но также материала из учебника и дополнительной литературы, что способствует более глубокому усвоению учебной программы.

По своей структуре учебное издание состоит из конспекта лекций по всем основным разделам курса истории философии, проверочных вопросов для повторения и самопроверки по каждому разделу, а также списка рекомендуемых первоисточников для подготовки к практическим занятиям, контрольным работам и написания рефератов.


ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.