Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шанкара




Школа Веданта

Данная философская школа является наиболее распространенной на территории Индии и поныне. Более того, на сегодняшний день веданта весьма успешно распространяет свое философское наследие и влияние по всему миру. Сами ведантисты убеждены, что источником их философских взглядов является сам Бог, ведь слово веданта означает «знание (веда), представляющее собой вершину, или конец, познания (анта)».

Главный вопрос, которому посвящен знаменитый труд Вьясы «Веданта-сутры» – это проблема определения и соотношения трех философских категорий:

- Бога (Брахмана);

- Вселенной (пракрити);

- живого существа (дживы).

У Вьясы было много последователей, но все они резко расходились во мнениях относительно взаимодействия этих трех реальностей. Как следствие, образовалось несколько главных направлений в русле одной школы. Их основатели носят следующие имена: Шанкара
(788-820), создавший школу «недвойственности» (адвайта); Рамануджа (1017-1137), положивший начало школе «различаемой недвойственности» (вишишта - адвайта), наконец, Мадхва (1198-1278), образовавший направление «двойственности» (двайта). Эти мыслители создали авторские комментарии на «Веданта-сутру».

Знаменитый учитель Шанкара прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. В возрасте восьми лет он принял монашество, а к шестнадцати написал свои основные сочинения. Проявляя чудеса, Шанкара много путешествовал по всей средневековой Индии, открывал монастыри и храмы, а также занимался их обустройством. По одной из легенд, на тридцать третьем году жизни Шанкара мистическим образом вошел непосредственно в каменную скалу в Гималаях, исчезнув навсегда.

В труде «Вивека-чудамани» Шанкара в афористической форме так выразил сущность своей философии: «Бог истинен, вселенная же иллюзорна, между живым существом и Богом не существует никаких различий».

В соответствии с этим утверждением Шанкара считал, что человек может существовать на трех уровнях бытия:

- уровень заблуждения (пратибхасика), когда человек находится в состоянии сновидения, опьянения, летаргии, бесплодных мечтаний и т.д.;

- уровень обыденности (вьявахарика), когда человек пребывает в нормальном состоянии сознания, которому соответствует бодрствование;

- уровень истинного существования (парамартхика), когда человек достигает абсолютного единства с Богом.

По мнению Шанкары, последний план бытия является целью стремлений для всех разумных людей, ибо два первых представляют собой иллюзию – майю на языке индийской философии. Так, иллюзорность сновидений фактически ни у кого не вызывает сомнений. Однако чем бодрствование отличается от сна? Ничем, ибо обыденность с ее повседневной суетой и заботами уводит нас от познания истинной реальности – того, что есть на самом деле – вопреки нашим иллюзорным чувствам и хаотичным мыслям. Поэтому истинный философ должен стремиться к осознанию своего полного единства с Богом, как капля стремится вернуться в океан.

Для достижения состояния этого блаженного единства с Богом Шанкара предложил три последовательных метода самосовершенствования:

- слушание философии единства (шравана);

- обдумывание ее содержания (манана);

- медитация на единство и его конечное обретение (нидидхьясана).

Шанкара учил любви ко всем живым существам, ибо, в конечном счете, все они неотделимы от Бога, а значит, и друг от друга. Его современные последователи также уделяли гуманистическим принципам повышенное внимание. Вивекананда боролся с голодом, считая это, а отнюдь не познание Бога, первоочередной задачей. Ему принадлежит знаменитое высказывание: «Бросайте медитировать, когда в мире столько голодных! Лучше выращивайте хлеб и баклажаны, кормите обездоленных!». Шивананда открывал и поддерживал бесплатные клиники и больницы.

Через двести лет после Шанкары Рамануджа разработал свою оригинальную философскую концепцию. Он был неудовлетворен тем, как Шанкара решил проблему реальности. Получалось так, что мир являет собой иллюзию, что индивидуальность человека также иллюзорна, а существует только Бог. Но даже у Него полностью отсутствуют все характеристики личности. Так что же такое Бог? Неужели та духовная лужа, в которой всем необходимо раствориться?

Рамануджа прожил очень долгую и плодотворную жизнь. Проповедь, монашество, путешествия и строительство храмов также были его уделом. Согласно преданию в конце жизни тело Рамануджи превратилось в статую, которой до сих пор поклоняются в одном из храмов на юге Индии.

Главный тезис философии Рамануджи звучит кардинально иным образом:

«Бог – мировая Душа, вселенная – Его Тело, живые существа – это мысли Бога о Самом Себе».

Согласно Раманудже Бог входит в мироздание в пяти следующих формах:

- наивысшая форма (пара), находящаяся в раю, который является средоточием мироустройства, как сердце – средоточием тела;

- контролирующая форма (вьюха), упорядочивающая любую активность во Вселенной, будь то движение планет, атмосферные явления, гравитация и т.д.;

- нисходящая форма (аватара), в которой Бог периодически воплощается в мире;

- локализованная форма (антарьями), находящаяся в сердце каждого человека и направляющая работу его совести;

- храмовая форма (арча), представляющая Бога в храмовых изображениях, которым осуществляется непосредственное поклонение.

В современных центрах йоги, принадлежащих к школе Рамануджи, повышенное внимание уделяется здоровому образу жизни и питанию, которые поддерживаются в строгом соответствии с дисциплиной йоги. Наиболее знаменитыми последователями являются Кришнамачарья и его ученик Айенгар.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.