Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древней Греции




 

Первым, кто назвал свои рассуждения «философией», был древнегреческий мыслитель Пифагор (580-500 гг. до н.э.).Существует легенда, согласно которой Пифагор, придя в греческий город Флиунт, услышал от правителя этого города вопрос: «В какой науке ты считаешь себя сведущим?» – «Ни в какой. Я только философ». «Философ?
А что это значит? – услышав для себя новое слово, спросил правитель.На что Пифагор ответил: «…Только немногие среди шумной толпы не принимают участия в суете рад и почестей и преуспевания, но созерцают и исследуют природу вещей и познание истины любят больше всего. Они называют себя философами – любителями мудрости, а не софами – мудрецами, потому что только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней».

Пифагор учил, что в основе мира лежит числовая гармония, определяющая и движение звезд по небосклону, и смену времен года, и порядок вещей, и музыкальную гармонию. Каждое число от 1 до 10 наделялось символическим и мистическим смыслом. Так, единица была символом единства и единственности Бога, два – началом разделения единства на противоположности, три представляло собой единство единицы и двойки, то есть символ равновесия. Наиболее совершенным почиталось число 10. Пифагорейцы жили замкнутыми общинами, отличались высокой нравственностью. Под влиянием учений Востока они верили в переселение душ. Их идеи оказали большое влияние на античную математику, а среди философов – на Платона.

В таблице 1 даны имена и даты жизни наиболее выдающихся греческих философов:

Таблица 1

 

Фалес 625-547 гг. до н.э. Зенон Элейский 490-430 гг. до н.э.
Анаксимандр 611-545 гг. до н.э. Протагор 480-410 гг. до н.э.
Анаксимен 585-525 гг. до н.э. Сократ 469-399 гг. до н.э.
Пифагор 580-500 гг. до н.э. Демокрит 460-371 гг. до н.э.
Ксенофан 565-478 гг. до н.э. Платон 427-347 гг. до н.э.
Гераклит 544-483 гг. до н.э. Аристотель 384-322 гг. до н.э.
Парменид 540-470 гг. до н.э. Эпикур 341-270 гг. до н.э.
Левкипп 500-440 гг. до н.э. Зенон Китийский 333-262 гг. до н.э.
Анаксагор 500-428 гг. до н.э. Диоген Синопский ?-330-320 гг. до н.э.
Эмпедокл 490-430 гг. до н.э.  

 

В Древнем Риме это были (табл. 2):

Таблица 2

 

Цицерон 106-43 гг. до н.э. Эпиктет 50-140 гг. н.э.
Лукреций Кар 99-55 гг. до н.э. Марк Аврелий 121-180 гг. н.э.
Сенека 4 г. до н.э. – 65 г. н.э. Плотин 205-270 гг. н.э.
Плутарх 45-127 гг. н.э.  

В развитии античной философии выделяют следующие этапы:

1. Доклассический,

или досократовский. VII-V вв. до н.э.

2. Классический. V-IV до н.э.

3. Эллинистический. IV в. до н.э. – III в. н.э.

 

Более подробная классификация периодов и философских школ выглядит следующим образом (табл. 3):

Таблица 3

 

Периоды Направления, школы Представители
I Ранняя классика (досократизм) VI в. до н.э. Физиологи Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит
Италийская школа Элейская школа Парменид, Ксенофан, Зенон Элейский
Пифагорейская школа Пифагор
Ионийская школа Гераклит
Милетская школа Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
Периоды Направления, школы Представители
II Средняя классика V-IV вв. до н.э.   Сократ
Софисты Протагор, Горгий, Антисфен, Гиппий
Высокая классика IV вв. до н.э.   Платон, Аристотель
III Эллинистически-римская философия III в. до н.э. – VI в. н.э. Скептицизм Пиррон, Секст Эмпирик
Эпикуреизм Эпикур, Лукреций
Стоицизм Младшая стоя Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий
Средняя стоя Посидоний, Панеций
Старшая стоя Зенон, Клеанф
Кинизм Антисфен, Диоген
Неопифагорейство Аполлоний Тианский, Евдор, Никомах Герасский
Неоплатонизм Плотин, Прокл, Порфирий

 

«В многообразных формах древнегреческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений» (К. Маркс). И с этим нельзя не согласиться.

Остановимся на характеристике первого периода античной философии. Кроме Пифагора в этот период творит еще целый ряд выдающихся мыслителей.

Что есть мироздание, каково его происхождение и какова структура мира, в чем суть явлений природы – вот основные вопросы, интересующие ранних древнегреческих философов. В свое время Аристотель обратил внимание на эту особенность и потому называл своих предшественников «физиками», т.е. исследователями природы. Сегодня специалисты, характеризуя специфику ранней греческой философии, чаще используют термины – философия «фюзиса» или натурфилософия. Натурфилософия – это умозрительные рассуждения об устройстве природы. Особенностью натурфилософского периода является неразделенность философского и естественнонаучного знания, поиск первоначал Космоса, основанный на умозрении, а не эксперименте.

То, что мир многообразен, для всех очевидно. Проблема возникает тогда, когда ставится вопрос, есть ли в основе такого многообразия нечто единое, объединяющее? И если есть, то что это такое? То, что объединяет все многообразие предметов и лежит в его основе, называют субстанцией, или по-гречески, hupostasis, что дословно можно перевести как «лежащее под». Первым, кто поставил этот вопрос и дал на него ответ, был Фалес, сказав, что в основе всего лежит вода.
У Анаксимандра в основе был апейрон (беспредельное), у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь, у Пифагора, как мы знаем, число, у Эмпедокла – огонь, вода, воздух и земля, у Анаксагора – гомеомерии (мельчайшие частицы, «семена»), у Демокрита – множество атомов различной формы. Как видим, среди античных философов были как монисты (признающие только одно первоначало, с которым связывается происхождение и существование мира), так и плюралисты (философы, признающие множество начал). Поскольку философы этого периода занимались в основном объяснением явлений природы, поэтому их и называли натурфилософами.

Высшими достижениями доклассического периода греческой философии были стихийно диалектический метод Гераклита и атомистическая теория Демокрита.

Гераклит Эфесский (544-483 гг. д. н.э.) принадлежал к знатному роду. Он отказался от своих царских прав в пользу брата. Вел замкнутый образ жизни. Его называли «плачущим философом»: каждый раз, выходя из дома и видя вокруг себя множество дурно живущих людей, он плакал, жалея всех. Именно ему приписывают знаменитое выражение: «Всё течёт, всё изменяется». Эта фраза Гераклита, определяющая постоянную изменчивость всех вещей, излагает сущность его учения. Все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба – это способ достижения гармонии, способ существования всего. Движение, изменение, борьба, по Гераклиту, не прекращаются ни на мгновенье. Из этого утверждения другой философ Кратил сделал вывод, что в одну и ту же реку нельзя войти не только дважды, но и однажды.

Гераклит также высказал мысль о переходе явлений в свою противоположность: «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется» или «Одно и то же в нас – живое и мёртвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое». Признавая главной характеристикой мира борьбу противоположностей, Гераклит полагает, что противоположности, переходя друг в друга, сохраняют общую для обеих основу, т.е. выдвигает идею о тождестве противоположностей.

Первоосновой бытия, по Гераклиту, был огонь. «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерами потухающим». Этот мировой огонь разумен и его «искрой» обладает человек. У Гераклита мы встречаем важнейший термин греческой философии – Логос (разум, слово), которое одновременно означает и «порядок». Таким образом, по Гераклиту, мир (Космос) никогда и никем не был создан, он существовал вечно. Именно огонь – символ подвижности, изменчивости и вместе с тем устойчивости этого разумного Космоса. Дело человека, наделенного разумом, – познавать этот Космос и вести достойную разумную жизнь.

Другим крупнейшим философом натурфилософского периода считается Демокрит (460-370 гг. до н.э.), уроженец города Абдеры. Его оригинальные труды до нас не дошли. О его воззрениях мы знаем из трудов других мыслителей, особенно Аристотеля и Платона.

Демокрит был учеником Левкиппа и основные положения атомистической теории заимствовал у него, но развил их дальше, заложив основу материалистической линии в философии (так называемая «линия Демокрита»).

Демокрит утверждал, что всё существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы различных форм – основа мира, они представляют собой неделимые материальные частицы, которые двигаются в пустоте. Соединяясь между собой, атомы образуют различные тела. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела. После смерти человека атомы души тоже рассеиваются.

Демокрит придерживался атеистических воззрений, о чём свидетельствует Платон. Он полагал, что люди пришли к вере в богов под влиянием существования грозных явлений природы. Демокрит также полагал, что ни одна вещь не возникает случайно. Всё имеет свою причину и происходит по строгой необходимости. Случайность – это то, необходимых причин чего мы не знаем. Главным источником наших знаний Демокрит считал разум, ибо чувства нас обманывают. Именно разум открывает причины вещей. В отличие от Гераклита, Демокрита его современники называли «смеющимся», так как он считал лишь достойным смеха все суетные человеческие дела.

Классический период в античной философии – это период ее расцвета, который был обусловлен возвышением Афин в результате победы в греко-персидских войнах (500-449), демократизацией политического строя, экономическим и культурным расцветом полисного строя. Он связан с именами Сократа, Платона и Аристотеля. Особенностью этого периода является создание систематизированных философских учений.

В этот период появляются первые философы профессионалы, которых стали называть софистами, и которые за деньги обучали людей «мудрости и красноречию». Они появляются в греческих городах в период возникновения выборных учреждений. Знакомство с правом, политическими знаниями, искусство ведения спора и аргументации стали необходимыми условиями активного участия в общественной жизни, в управлении государством. В знании софисты самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать.

Слово, по мнению софиста Горгия, – «есть великий властелин, который, обладая весьма малым и незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить…». Известен факт, что софист Критий, ставший тираном, издал закон, запрещавший «учить искусству говорить», так как знал силу слова.

Постепенно слово «софист» стало применяться к тем учителям философии, которые за деньги учили всяческим словесным уловкам и ухищрениям и доводили до крайности принцип относительности наших знаний. Вот образец их словесных уловок, получивших название «софистика»:

5 есть 2+3. 2 – число чётное, 3 – нечётное. Выходит, что 5 – одновременно и чётное, и нечётное число.

Таких преподавателей философии Аристотель называл «мнимыми мудрецами», так как они не искали истины. «…Софистика, – говорил Платон, – оказалась искусством приобретать, менять, продавать, торговать вообще, торговать духовными товарами, а именно рассуждениями и знаниями, касающимися добродетели». Платон характеризует софистов как «купцов», т.е. тех, «кто скупает знания и, переезжая из города в город, обменивает их на деньги».

Однако деятельностью софистов открывается новый этап в развитии древнегреческой философии: от анализа природы она переходит к анализу самого человека. При восприятии явлений согласно выдающемуся софисту Протагору всё зависит от конкретного человека. Это выражено в его знаменитом тезисе: «Человек есть мера всех вещей».

Противником софистов выступил Сократ (469-399 гг. до н.э.), который спрашивал Протагора: «Ты учишь своих учеников речам
о справедливом и должном, или самому справедливому и должному. Ведь может быть такая ситуация, что оратор и сам не знает, что такое справедливое и доброе, и вводит в заблуждение».

Сократ был учеником Анаксагора из Клазомен. Существует легенда, что о своем призвании быть философом Сократ узнает уже в зрелом возрасте от дельфийского оракула. Один из его друзей спросил: «Кто из эллинов самый мудрый?», на что оракул ответил: «Мудр Софокл, мудрее Еврипид, а мудрее всех Сократ». На что с присущей ему скромностью Сократ ответил своей бессмертной фразой: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Сократ не оставил письменных сочинений. Своё учение он излагал в беседах с учениками, поэтому основные положения его философии дошли до нас в пересказах Ксенофонта и Платона, которые прославили своего учителя уже после его смерти.

Сократ не признавал проблем, которые занимали многих философов того времени. Природа, её первоначала, мироздание не интересовали его. По Сократу, философия должна заниматься человеком, его нравственными проблемами. Это было основным содержанием его бесед.

Для обоснования своих взглядов Сократ пользуется разработанным им методом, который позднее получил название сократического, или метода «майевтики» – повивального искусства беседы, в ходе которой рождается истина. Для Сократа философия означает рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет собой это явление, т.е. к определению его сущности. В своих беседах Сократ как раз и проявляет сущность важнейших понятий, которыми часто бессознательно пользуется человек: «истина», «добродетель», «красота», «справедливость».

Весь уклад жизни греческого полиса носил общественный характер и большую часть своего досуга гражданин проводил в храме, в театре, на площади народных собраний, Агоре. В разных местах Афин можно было увидеть Сократа о чем-то беседующим с гражданами. Он пытался в ходе беседы выявить истину путём умело поставленных вопросов. Вот как это примерно происходило.

Сократ в разговоре с Евтидемом, который готовился к государственной деятельности и желал знать, что есть «справедливость и несправедливость», задаёт ему вопрос: «Куда можно отнести ложь, обман, воровство? Можно ли их отнести к справедливости?». По мнению Евтидема, нет. И с ним, наверное, согласился бы любой человек. Это можно изобразить так:

 

Справедливость Несправедливость
--- Ложь, обман
--- Воровство

 

Однако мудрец Сократ понимает, что понятие «справедливость»гораздо сложнее, чем кажется. «А обман неприятеля?» – спрашивает Евтидема Сократ. Правильно ли поступит военачальник, если для поднятия духа войска он солжёт своим воинам, будто бы приближаются союзники? А как назвать поступок того человека, который видя своего друга в состоянии отчаяния, дабы он не покончил жизнь самоубийством, крадёт у него оружие?

Или другой пример. Известен диалог Платона «Лахес», в котором Сократ задаёт вопросы своему собеседнику, чтобы выявить смысл понятия «мужество». На вопрос Сократа «что такое мужество?» его собеседник отвечает: «Мужественен тот, кто, оставаясь в строю на своём месте, старается отражать неприятелей и не бежит». По мнению Сократа, это определение ошибочно. «Ведь я хотел от тебя узнать о мужественных не только в пехоте, но и в коннице и вообще в военном деле, и не только на войне, а также во время опасностей на море, в болезнях, в бедности или в государственных делах…, но и кто силен в борьбе с вожделениями и удовольствиями… ведь бывают, Лахес, мужественные и в таких вещах».

В своих беседах Сократ каждый раз подводил собеседника к тому, что каждым конкретным случаем не ограничивается смысл исследуемого понятия. Чтобы его точно определить – необходимо рассмотреть его с различных ракурсов, исследовать диалектически, с противоположных сторон. Только так через метод майевтики может родиться истина.

В 399 г. до н.э. Сократу было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество» (передает собственные суждения ученикам). Он был приговорен к смерти. По закону в течение 30 дней после вынесения приговора он должен был находиться в тюрьме. Его друзья и ученики, среди которых был и Платон, подготовили ему побег. Сократ отказался от их помощи, так как считал, что тем самым нарушит свои жизненные принципы – законопослушность и справедливость. Выпив чащу с ядом, приготовленного из травы цикуты, он ушёл из жизни. «Ты умираешь безвинно», – говорила Сократу жена Ксантиппа, когда его обрекли на смерть. Он возразил: «А ты хотела, чтобы заслуженно?».

Жизнь и взгляды Сократа оказали огромное влияние на его ученика, одного из самых великих философов во всей истории человечества – Платона (428-347 гг. до н.э.), что означает «широкоплечий». Его настоящее имя – Аристокл. Платон обучался грамоте, занимался борьбой и живописью, сочинял трагедии и песни, мечтал стать политиком, получив для своего времени прекрасное образование. Его первым учителем философии был Кратил. В 20-летнем возрасте Платон познакомился с Сократом, с которым не расставался уже до самой смерти. После знакомства с ним Платон оставил все свои увлечения: спорт, музыку, стихи. Всю свою дальнейшую жизнь он посвятил философии.

Стремясь воплотить свои философские взгляды на практике, Платон совершил несколько поездок в г. Сиракузы на о. Сицилия, где правили его ученики – отец, а потом и сын – Дионисии. Надежды Платона не сбываются. Более того, тиран Дионисий Старший продает Платона в рабство. Из рабства его выкупает Аннекирид, философ из Мегар.

В возрасте 40 лет в Афинах в 386 г. до н.э. Платон основал свою школу, названную Академией. Школа располагалась в роще, посвященной греческому герою Академу. Вход в Академию украшала надпись: «Да не вступит сюда человек, не сведущий в геометрии!». В ней обучались философии, геометрии, астрономии, географии, зоологии, ботанике. Центральное место занимало политическое образование. Каждый день проводились гимнастические занятия. Платоновская школа пользовалась большой популярностью. Она просуществовала 916 лет и была закрыта по указанию императора Юстиниана I только
в 529 г. н.э. как рассадник язычества и «вредных идей».

Большинство сочинений Платона написано им в жанре писем и диалогов, где центральным действующим лицом является Сократ.

Центральная философская идея Платона – разделение мира на мир вещей и мир идей. Мир, в котором мы живём, есть мир становления, он не вечен, в нем всё изменяется. Но есть другой – истинный и вечный мир. Он состоит из идей, или эйдосов. По Платону, идеи, или «эйдосы» (от греч. образец, мысль) – есть прообразы всех физических вещей. Они первичны и существуют независимо ни от человека, ни от материального мира.

Пребывание человека в мире физических вещей и явлений есть пребывание в мире иллюзий, теней. За их чувственными образами он не видит эйдосов – первообразов, которые вызывают эти вещи к жизни. Для иллюстрации данной мысли Платон использует знаменитый образ пещеры: «…люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами… Люди обращены спиной к свету». Мимо пещеры проносят различные предметы, тени которых отбрасываются на стену и видны узнику, в то время как сами эти предметы он видеть не может: «…за этой стеной другие люди несут различную утварь, …проносят они и статую, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни, из несущих, разговаривают, другие молчат». Нельзя сказать, что узник вообще ничего не знает о данных вещах, но насколько же ограниченно его знание о предмете, если ему видна только его тень на стене пещеры. Чувственно воспринимаемые предметы реального мира – это и есть лишь тени, отблески совершенного мира идей. Физическая же вещь – это всегда единство бескачественной материи и оформляющей эту материю идеи (эйдоса).

Область идей не представлялась Платону однородной, она имела свою иерархию. Существуют идеи высшего порядка, это идеи истины, прекрасного, справедливого. Но наивысшей идеей у Платона признана идея Блага, главенствующая над всеми другими и которая сливается с богом, так как бог есть само Благо. Затем идут идеи, выражающие сущность физических явлений и процессов, к ним относятся идеи огня,
покоя, движения, цвета, звука. Третий ряд идей отражает отдельные виды явлений и существ, например, деревьев, животных и человека.

Схематично картину мира Платона можно изобразить следующим образом:

 

Благо

 

иерархически упорядоченный светоносный мир идей

 

мир чувственно воспринимаемых физических вещей

 

бескачественная темная первоматерия

 

На основе учения о мире идей и мире вещей Платон разрабатывает теорию познания, которая у него является теорией припоминания (анемнезис). Суть ее заключается в том, что поскольку душа человека бессмертна, она до рождения человека находится в мире идей. Туда же она возвращается после его смерти. Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый – благородные, высшие качества души, черный – страсти, желания и инстинктивное начало.

Истинное познание мира человеком происходит не через органы чувств, а путем воспоминания того, что душа видела в мире идей. В диалоге «Менон» Платон приводит такой пример «воспоминания»: Сократ, используя метод наводящих вопросов, беседует с мальчиком, который никогда не обучался геометрии. В результате оказалось, что мальчик сам вспомнил теорему Пифагора. «Получается, что в человеке, который не знает чего-нибудь, живут верные мнения насчет того, чего он не знает», – утверждает Платон. Единственный для человека способ знать – это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. В античной философии Платон был ярким представителем объективного идеализма.

Особая тема в учении Платона – государство. Его можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил своё понимание государства. Наиболее известны два его произведения: «Государство»и «Законы».

Идеальное государство, по Платону, должно быть основано на принципе иерархии и справедливости. Низший общественный класс составляют производители – это земледельцы, ремесленники, купцы, затем идут воины-стражи, а на самой вершине социальной иерархии находятся правители-философы. Идея, что править в государстве должны самые мудрые и нравственные, лейтмотивом пройдет через всю мировую философию, но сбыться этому, увы, не удается и поныне. Правда, перед глазами Платона стояла фигура мудреца-Перикла, обеспечившего процветание Афин.

В проекте идеального государства жизнь граждан регламентирована. Для высших сословий не допускается частной собственности, она возможна только для низшего класса. Для высших сословий Платон не допускает и существования семьи. Он полагает, что брак возможен только под наблюдением государства и только для рождения детей, которые воспитываются в специализированных учреждениях. «Самое главное здесь следующее, – пишет Платон в Законах, – никто никогда не должен оставаться без начальника – ни мужчины, ни женщины. Ни в серьёзных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению… Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом».

Платон выделил следующие типы государственного правления: аристократию (власть наиболее достойных и благородных людей);

тимократию (власть военной элиты);

олигархию (власть богачей);

демократию – власть находится в руках большинства, но противоречия между богатыми и бедными здесь ещё больше обостряются. Демократия возникает как результат восстания бедных против богатых, при этом последние уничтожаются или изгоняются, а власть распределяется между оставшимися членами общества. Здесь процветают словоблудие и всякие низменные инстинкты;

тиранию – власть, являющаяся вырождением демократии. Избыток свободы приводит к рабству. При установлении тирании сначала «тиран улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает освобождает от долгов, раздаёт земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем». Постепенно тиран уничтожает всех своих противников, «пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-либо пользы («Государство»).

Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику, наихудшими – демократию и тиранию.

Учеником Платона был другой философский гений античности Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Родился в г. Стагира (Македония).
По месту рождения получил и свое второе имя – Стагирит. Отличался остроумием. Когда ему сказали, что кто-то бранит его заочно, Аристотель заметил: «Заочно он пусть хоть бьёт меня».

В возрасте 17 лет он прибыл в Афины (367 г. до н.э.) и стал студентом Академии Платона. Был одним из его лучших, но крайне непослушных учеников. Вот как Платон отзывался о нем: «Если Ксенократ нуждается в кнуте, то Аристотель нуждается в узде».

В 343 г. до н.э. Аристотель получает приглашение от царя Филип-па II заняться воспитанием и обучением его сына, будущего великого полководца Александра Македонского. Последнего, как гласит легенда, как-то спросили: «Почему наставника своего, Аристотеля, почитаешь ты более, чем царя Филиппа, отца своего?» – «Отец, – отвечал Александр, – воспитав моё тело, низвёл меня с неба на землю; Аристотель, воспитав мою душу, поднял меня от земли в небо». После Македонии Аристотель возвращается сначала в Стагиру, а затем в 335 г. до н.э.
в Афины, где в 336 г. до н.э. основывает свою собственную школу Ликей. Она называлась так то ли по имени героя Лика, то ли Аполлона Ликейского и находилась в противоположном, по отношению к Академии Платона, конце города Афин, просуществовав 860 лет. Аристотель читал в Лике (в другой транскрипции, Лицее) лекции, прогуливаясь со своими слушателями. Его школа получила название перипатетической (рeripateto (греч.) означает «прохаживаться»).

Когда Аристотель, снискав всеобщее уважение, стал критиковать своего учителя, Платон так определил произошедшее: «Этот жеребёнок лягает родившую его кобылу». На что Аристотель ответил: «Платон мне друг, но истина дороже».

Главная ошибка Платона, по мнению Аристотеля, состоит в том, что он оторвал «мир идей»от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающим миром. Это, с точки зрения Аристотеля, логически противоречиво. Идеи должны пребывать в вещах, а не вне их (существует конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является). Таким образом, в данных рассуждениях Аристотель исходил из признания существования объективного, материального мира.

Все сохранившиеся сочинения Аристотеля можно разделить на работы по конкретным наукам: логике (получившие название «Органон», от греч. орудие), физике, психологии, биологии, искусству, этике, экономике, политике, и работы, посвященные проблемам «первой философии», объединенной впоследствии Андроником Родосским в одно сочинение под названием «Метафизика».

Считается, что у самого Аристотеля термин «метафизика» не встречается. Дело в том, что работы философа после его смерти надолго исчезли из обихода. Только в I в. н.э. тогдашний глава аристотелевской школы перипатетик Андроник Родосский решил обнародовать сочинения Аристотеля и занялся их систематизацией. В то время под влиянием стоиков и эпикурейцев все философское знание обычно делилось на три группы: этика, физика и логика. Поэтому были вычленены работы именно по этим отраслям и осталась часть работ, которые некуда было отнести. И Андроник Родосский поставил эти работы на полку после работ по физике. Так они получили название «метафизика» – то, что идет «после физики». В дальнейшем слово «метафизика»получило свой, особый смысл – как учение о принципах бытия, не раскрываемых физикой и составляющих «начала и причины всего сущего». «Метафизика» состоит из 14 отдельных книг и не представляет собой цельного произведения. Все они написаны в разные периоды творчества.

«Первая философия» Аристотеля, которая позднее и была названа метафизикой, содержит учение об основных принципах бытия: о материи и форме, действующей причине и цели, возможности и действительности. По Аристотелю, каждая чувственная вещь есть единство «материи» и «формы». Материя – это субстрат вещей. Она вечна, но инертна, бесформенна и пассивна. Форма – это оформляющее, структурирующее начало относительно материи. Форма и материя неразрывно связаны между собой. Материя – это потенция, ограниченная формой. Оформляясь, материя переходит из состояния возможности в состояние действительности. Аристотель предлагает иерархию упорядочивающих материю идеальных форм, которая приводит к высшей «форме» (форме форм), каковой является Ум-Бог. Одновременно Бог выступает в роли неподвижного перводвигателя вещей.

Аристотель также пытается ответить на вопрос: «Каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость» или «первая философия» (метафизика)? Так он создает учение о 4 причинах, среди которых различает:

1) формальную причину (форму или сущность вещи);

2) материальную причину, или материю, лежащий в основе вещи субстрат;

3) деятельную (движущую) причину, «то, откуда начало движения»;

4) целевую причину, «то, ради чего существует вещь» и благо, «ибо благо есть цель всякого возникновения и движения».

Возьмем глиняный горшок. Его материальной причиной является глина, из которой он слеплен. Его форма – образ в голове гончара (формальная причина). Но чтобы горшок появился на свет, гончар должен был физически слепить и обжечь его, то есть непосредственно преобразовать глину согласно идеальной форме. Таким образом, гончар выступает и в качестве производящей, движущей причины. Наконец, создавая горшок, гончар преследовал определенную цель – сделать горшки, которые можно было бы продать на рынке. Это конечная причина и является целью всего процесса создания горшка, упорядочивающая и направляющая действие трех других причин. Учение о целевой причине (или целевой детерминации) сыграет очень важную роль в науке и философии, особенно в познании явлений жизни и в деятельности человека.

В своем учении о познании (гносеологии) Аристотель исходит из положения, что независимо от человека существует объективный мир. Первой стадией познания является чувственное познание посредством ощущений, которые являются отражением внешнего мира. Без ощущений нет знаний. Но сами по себе ощущения образуют лишь первую и самую низшую ступень познания. Высшая же ступень знания – в понятиях, в нахождении общего в отдельном, которое осуществляется посредством разума. Источником же разума (активного интеллекта) является все тот же Божественный Ум-перводвигатель.

От Аристотеля берёт начало и формальная логика. Логика – это наука о доказательстве, формах мышления, применяемых в познании. Это «органон» для всех наук, т.е. инструмент, орудие. Он сформулировал законы мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении), закон противоречия (вместе ничто отрицать и утверждать нельзя), закон исключенного третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может быть только одно из них).

Аристотель в трактате «О душе» дает и свое понимание души, закладывая основы психологии. Он выделяют растительную, животную и разумную души, лежащие в основе деления живых существ на растения, животных и людей. Душа растительная (способность к питанию) и душа животная (способность к ощущению) неотделимы от тела и присущи также и человеку. Душа же разумная имеет божественную природу и присуща только человеку. Смерть тела освобождает разумную душу для вечной жизни. Душа вечна и бессмертна, но после гибели тела растворяется в Боге.

Аристотель не принял проект идеального платоновского государства. Он предложил свою модель государства, основанного на рабовладении, где власть должна принадлежать среднему слою рабовладельцев (рабство он считал существующим от природы, а раба –
«говорящим орудием»). «В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина – наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше» («Политика»). Он выступал за социальное расслоение. «Разве справедливо будет, – писал Аристотель, – если бедные, опираясь на то, что они представляют большинство, начнут делить между собой состояние богатых?» («Политика»).

Искусство для Аристотеля имело познавательное значение. Высшим видом искусства для Аристотеля выступала трагедия, которая путём катарсиса (сопереживания) очищает душу человека и облагораживает его чувства.

Аристотеля справедливо считают создателем биологии как науки. Проблемам биологии посвящены несколько его работ: «История животных», «О частях животных», «О происхождении животных», «О движении животных» и маленькое сочинение «О ходьбе животных».

Сведения о животных Аристотель, как можно судить по его сочинениям, получал, прежде всего, от рыболовов, пастухов, пчеловодов, свиноводов, ветеринаров. При изложении учения Аристотеля об органическом мире обычно отмечают два момента, характеризующие подход Аристотеля: во-первых, эмпиризм, стремление не упустить из поля зрения ни одного существенного факта и интерес к природному многообразию; во-вторых, научный метод Аристотеля – классификационно-описательный. На какую же систему понятий опирается Аристотель, классифицируя живые организмы, распределяя их по родам и видам? В основе аристотелевской биологии лежит понятие цели; это понятие, как мы знаем, одно из ключевых для аристотелевского мышления вообще: в биологических работах философа оно играет первостепенную роль. Аристотель одним из первых пытался дать научное определение жизни в трактате «О душе». Жизненно мы называем всякое питание, рост и упадок тела и основания в нем самом. В вопрос
о происхождении жизни Стагирит стоял на позиции ее самозарождения, что было опровергнуто только в XIX в. в результате знаменитых опытов Л. Пастера.

Аристотель считается основоположником зоологии, а его ученик Теофраст – ботаники. Аристотелем было описано более 500 видов животных. В центре его интереса был вид, а не особь и не род. Вид – это то минимальное общее, что придает качественное своеобразие единичному организму и почти сливается с ним. Это в наибольшей степени соответствовало аристотелевскому понятию формы. Всех животных Аристотель поделил на кровеносных и бескровных, что отдаленно соответствует делению на позвоночных и беспозвоночных. Важным эмпирическим обобщением Аристотеля стало утверждение, что в природе есть постепенные переходы между растениями и животными, между неживой и живой природой. Фактически мы встречаем у него эволюционную идею «лестницы живых существ». Биологические работы Аристотеля очень высоко ценил Ч. Дарвин.

Творчество Аристотеля считается одной из вершин античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в дальнейшем стали развиваться самостоятельно. Аристотель разработал философскую терминологию, которая стала базовой для всей античной и последующей европейской философии.

После смерти Александра Македонского в Афинах произошло антимакедонское восстание, Аристотель вынужден был покинуть Афины, спасаясь от приговора антимакедонской партии – «смерть Аристотелю за оскорбление богов», поскольку ему припомнили, что он в свое время был учителем Александра. Памятуя о судьбе Сократа, Аристотель поселился на острове Эвбея, где через год умер от болезни желудка.

Известны изречения Аристотеля: «Из двух зол избрать меньшее», «Привычка – вторая натура», «Человек – животное общественное».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.