Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод эксперимента. Биографический метод




Биографический метод

Смысл его состоит в изучении жизненного пути объекта оперативного интереса. Жизненный путь — это, с одной стороны, история жизни человека, а с другой, — социальная форма его индивидуального развития. Как правило, из комплекса взаимодействующих в микросреде обстоятельств складывается образ жизни непосредственного окружения (группы), который отражается в индивидуальном опыте изучаемой личности. Этот опыт в единстве с объективными условиями становится определяющим в поведении индивидов. Воздействие комплекса обстоятельств на личность и ее ответная реакция на это составляют социальную ситуацию развития. Изучая конкретного человека, юрист должен сосредоточить свое внимание на содержательной стороне этой ситуации.

События среды — это объективные экономические и политические процессы, происходящие в стране, городе, группе и т. д., в которые неизбежно вовлекается изучаемый человек. Эти события, совершающиеся помимо его воли, оказывают на него сильное влияние.

События поведения связаны с осознанностью действий и поступков, в которых реализуется система отношений личности к труду, к другим людям, к самому себе, к вещам. Юристу необходимо стремиться прослеживать поведение изучаемого лица в системе трудовых, познавательных, игровых действий и поступков. В этой системе хорошо отражаются коммуникативные действия и операции изучаемого человека. В общении узнаются также и события жизненных планов личности (идеи, мечты), реализация или крушение которых отражаются на внутреннем и внешнем облике.

 

 

При изучении личности в оперативной деятельности первостепенное значение имеет изучение ее действий, из которых можно делать выводы о ее свойствах. Изучение действий личности не может быть произведено при помощи только одного наблюдения. Нельзя ждать, пока жизнь поставит человека в такие условия, в которых он своими действиями проявит те или иные свойства своей личности. Это особенно сложно в условиях дефицита времени, отведенного для выполнения задания юристу. В этом отношении значительную помощь может оказать метод эксперимента. Определяя различие между наблюдением и экспериментом (опытом), И.П. Павлов писал, что опыт как бы берет явление в свои руки и пускает в ход то одно, то другое и, таким образом, в искусственных, упрощенных комбинациях определяет истинную связь между явлениями. Иначе сказать, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет.

В процессе изучения личности применяются три вида экспериментов: естественный, психолого-педагогический и лабораторный.

Сущность метода естественного эксперимента заключается в том, что личность без ее ведома ставится в заранее изученные или созданные условия, ситуации, где она должна действовать и этими своими действиями проявлять определенные свойства, проверяемые, выявляемые в ходе естественного эксперимента. Методом естественного эксперимента проверяется умение владеть приборами, предметами, мыслительные способности, профессиональные навыки, волевые качества, отношение к определенным лицам и т. д.

В любом естественном эксперименте обязательно содержатся следующие элементы:

1) выбор вида деятельности;

2) предварительный анализ этой деятельности;

3) наблюдение за лицом, осуществляющим деятельность;

4) анализ результатов проведенной деятельности.

Наиболее широко метод естественного эксперимента применяется в тех случаях, когда человек, личность которого изучается, не находится в непосредственном общении с лицами, осуществляющими дознание и следствие, т.е. не знает, что за его действиями наблюдают. В таком наиболее полном виде метод естественного эксперимента может активно применяться в правоприменительной деятельности. В процессе общения с коллективом, в процессе труда, учебы, выполнения отдельных поручений личность ставится в заранее заданные условия, а результаты ее деятельности, ход действий тщательно анализируются. Именно в ходе естественного эксперимента может осуществляться «проверка доверием», что является одновременно и методом изучения личности, и методом воспитания.

Метод психолого-педагогического эксперимента характерен тем, что обязательно включает в себя элементы обучения и воспитания. Он всегда реализуется в жизни, в деятельности коллектива.

Метод лабораторного эксперимента в общей психологии при изучении личности, прежде всего, применяется для выявления ее типологических особенностей, способностей. Однако с помощью этого эксперимента можно выявить особенности в направленности личности (потребности, интересы), свойства характера (настойчивость, уверенность, самооценку). При реализации мето­да лабораторного эксперимента человек, личность которого изучается, заранее знает, что он является участником опыта. Это, безусловно, накладывает отпечаток на ход и результаты эксперимента. Подобный эксперимент может применяться и в оперативно-розыскной деятельности, в частности с помощью его может осуществляться проверка профессиональных качеств, навыков. Здесь предупреждение лица о том, что он становится участником эксперимента, не может отрицательно отразиться на проверяемых результатах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.