Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, виды и характеристики общения




 

Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. Известный психолог Б.Г. Ананьев подчеркивал, что человек является субъектом труда, познания и общения. Он считал общение важнейшим условием и фактором психического развития на протяжении всего жизненного пути человека.

Общение является предметом изучения многих наук, в том числе философии, психологии, педагогики, лингвистики и др. Проблеме общения посвящены многочисленные исследования, среди которых наиболее значительными являются труды Б.Г. Ананьева1, Г.М. Андреевой4, А.А. Бодалева8, Б.Ф. Ломова34. Для специалистов можно рекомендовать практические пособия по вопросам общения таких авторов, как В.И. Курбатов26, В.И.Андреев3, А.А. Романов59, Г.В. Бороздина9, Е.В. Руденский60 и др. Из зарубежных источников интересными и практически значимыми являются труды Д. Карнеги18,19, Дж. Ниренберга41, Р. Фишера и У. Юри65.

Что же такое общение?

В социальной психологии данное понятие определяется так: «Общение - межличностный или групповой процесс, в основе которого лежит обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности - усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, установками» 4. Есть и другие определения рассматриваемого понятия:

Общение – это форма деятельности двух или более человек, проявляющейся в обмене информации, взаимовлиянии, взаимопонимании и взаимопереживании (Е.В. Руденский).

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека (Г.В. Бороздина).

Различают следующие виды общения:

  1. По содержанию:

• материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

• когнитивное (обмен знаниями);

• кондиционное (обмен психическим или физиологическим состоянием);

• мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

• деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

2. По средствам общения:

• вербальное (общение с помощью устной или письменной речи);

• невербальное (общение с помощью жестов, мимики и пантомимики, изобразительных средств, телесных контактов и т.д.);

3. По обсуждаемым проблемам общение делится на деловое и личностное. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив сосредоточено в основном вокруг психологических проблем, которые глубоко затрагивают личность человека.

К основным характеристикам общения относятся: структура, содержание, форма, манера и стиль общения.

В структуре любой деятельности философы обычно выделяют три элемента: субъекта (кто действует), средства труда (с помощью чего действует) и объекта (на что направлена деятельность). Если рассматривать общение как специфический вид деятельности, то в нем также можно выделить эти элементы. Особенностью общения как деятельности является то, что в нем объектом воздействия выступает человек или группа людей, то есть общение характеризуется отношениями субъект – субъект (субъекты). Общение рассматривается не как одностороннее воздействие одного человека на другого, а как взаимодействие двух или более человек. В качестве средств общения выступают звуковая или письменная речь, мимика, жесты, поза, интонация голоса и т.д. Кроме того, в качестве вспомогательных средств могут быть использованы технические средства: телефон, радио, телевидение, компьютер, видеомагнитофон, проигрыватель и др.

В психологии при анализе структуры деятельности кроме рассмотренных элементов выделяют цель, мотив, действия (операции) и результат. Управление деятельностью предполагает целеполагание, планирование, организацию, контроль, регулирование (коррекцию) и стимулирование труда. Все эти элементы деятельности имеют место только в отдельных формах общения, например, в устной выступлении лектора в аудитории, при проведении совещания, семинара, собрания. Если же общение носит неформальный характер или является средством установления контактов, выяснения отношений, организации совместной деятельности люден и т.д., то отдельные элементы, например, цель, мотив, план или отсутствуют или органически входят в состав трудовой деятельности. Таким образом, общение является весьма специфическим видом духовной деятельности, и анализ его структуры требует использования других подходов по сравнению с анализом предметной деятельности.

В содержательном плане общение включает в себя следующие действия партнеров:

передача информации от человека человеку или группе людей;

восприятие партнерами друг друга;

взаимооценку партнерами друг друга;

взаимовлияние партнеров друг на друга;

взаимодействие партнеров друг с другом;

управление групповой деятельностью.

Взаимодействие представляет собой определенную совокупность действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, например, сюда относятся: физический и эмоциональный контакт; совместная деятельность (игры, танцы, учеба, трудовые действия); совместное перемещение в пространстве; установление или выяснение межличностных отношений.

Общение осуществляется в различных формах; сюда относятся: публичные выступления, беседы, совещания, переговоры, деловая переписка и др. (Их особенности раскрыты в 5.5.)

Манера общения определяется:

тоном общения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный, раздражительный, грубый и т.д.);

поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т.д.);

дистанцией в общении. Различают интимную, личную и социальную зоны общения. Интимная (до 50 см) и личная дистанция (до 120 см) свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми. Социальная дистанция (до 3-х м) указывает на официальный характер общения.

Манера общения может быть уважительной или пренебрежительной, шутливой или серьезной, в доброжелательной или озлобленной форме.

Стиль общения – это совокупность приемов, используемых тем или иным человеком в зависимости от его индивидуальности. В стиле общения находят выражение:

индивидуально-типологические особенности личности (черты характера, темперамент и др.);

особенности коммуникативных качеств человека (общительность, внимательность, эмоциональность, умение слушать и др.);

сложившийся характер отношений с конкретными людьми или группой;

уровень общей культуры, образования и нравственности человека.

К наиболее распространенным стилям общения относятся: дружеский стиль, деловой стиль, требовательный стиль, поучающий стиль, подавляющий стиль.

При дружеском стиле общения типичными приемами являются: улыбка, смех, расположение к собеседнику, доверие, просьба, самокритика, поощрение, совет, шутка, раскованность движений и т.д. Деловому стилю свойственны лаконичность речи, серьезное выражение лица, рациональность мышления, стремление к сотрудничеству, целенаправленность действий. Требовательный стиль общения присущ большинству руководителей. При этом человек указывает, побуждает к действиям, позволяет или запрещает, подгоняет, угрожает и т.д.

Ведущими стилистическими чертами современного управленческого общения являются разговорность, простота и живость (экспрессивность) речи. Своеобразие разговорного стиля создается рядом специальных приемов:

путем имитации диалога;

прием встречно-ответного хода, когда субъект общения сам задает себе вопрос и сам отвечает;

путем эмоциональных восклицаний, позволяющих усилить внимание к теме общения;

путем инверсии, т.е. осмысленного нарушения порядка слов.

Поучающему стилю общения присущи такие приемы как объяснение, показ, примеры, вопросы, советы, убеждение, покровительство, подсказка и др.

Подавляющий стиль характерен для авторитарного руководства. Некоторые руководители злоупотребляют такими приемами как критика, угрозы, наказания, ругань, принуждение, запрещение, возражение и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.