Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР




Отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

1) неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоян­ного контроля, свидетельствует о незрелости не­рвной системы;

2) сниженная концентрация, выражающаяся в труд­ностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости, что указывает на наличие органических факторов со­матического или церебрально-органического генеза;

3) снижение объема внимания, т.е. ребенок удер­живает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно ре­шать игровые, учебные и жизненные задачи, затруд­нено восприятие ситуации в целом;

4) сниженная избирательность внимания, что про­является в затруднении выделения цели деятельнос­ти и условия ее реализации среди несущественных побочных деталей;

5) сниженное распределение внимания, т.е. ребе­нок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в созна­тельном контроле при их усвоении;

6) «прилипание внимания», которое выражается в трудностях его переключения с одного вида или способа деятельности на другие, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;

7) повышенная отвлекаемость.

 

У детей с ЗПР нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный, на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного мо­делирования. Детям с ЗПР свойственна общая пассивность вос­приятия (А. Н. Цымбалюк), что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой.. Данная особенность обусловливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в:

- ограниченном объеме анализа;

- преобладании анализа над синтезом;

- смешении существенных и несущественных признаков;

- преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов;

- редком использовании обобщенных терминов, понятий.

У детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они ни ис­пользовали (зрительный, тактильный или слуховой). Поисковые действия характеризуются хаотичностью, импульсивностью. При выполнении заданий на анализ объектов дети дают результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью, упущением мелких деталей, односторонностью.

 

Отклонения в развитии памяти являются ха­рактерными для задержки психического развития как специфи­ческого вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недо­статков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других.

Дети с ЗПР лучше запоминают наглядный (неречевой) мате­риал. По продуктивности произвольного запоминания они занимают промежуточное положение (как, впрочем, и по всем показателям психического развития) между нормально развива­ющимися сверстниками и умственно отсталыми.

При этом расхождение между уровнем невербальной памяти и вербальной у данной категории детей значительно выше, чем у нормально развивающихся детей.

Детям с ЗПР свойственно отсутствие активного поиска рациональных приемов запомина­ния и воспроизведения. Без помощи взрослых им трудно удержи­ваться в рамках требуемой задачи, следовать инструкции.

Мнестическая деятельность детей с ЗПР характеризуется не только сниженной активностью в поиске по приобретению раз­личных мнемотехник, но и неумением применять потенциально имеющиеся у них приемы, например группировка материала по каким-либо признакам в качестве эффективного приема для за­поминания (Н.Г. Лутонян).

Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выяв­ленные при исследовании кратковременной памяти:

- заметное по сравнению с нормой снижение результативности первых попыток запоминания;

- несколько большее количество попыток, необходимых для за­учивания материала (медленное нарастание продуктивности за­поминания);

- сниженный объем запоминания;

- повышенная тормозимость следов побочными воздействиями;

- нарушения порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов;

- несколько более низкий (на 2 — 3 года) уровень продуктивно­сти памяти;

- медленный прирост результативности памяти по объему и ка­честву на протяжении школьного возраста (так, в 10-летнем воз­расте их показатели больше приближаются к показателям умствен­но отсталых детей, чем нормально развивающихся);

- сниженная помехоустойчивость (оценивается по продуктивно­сти воспроизведения)

При целенаправленной коррекционной работе, в частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР.

Существующие в настоящее время представления об особенностях мыслительной деятельности детей с ЗПР базируются в значительной мере на материалах многолетних исследований, проводимых Т.В.Егоровой. Согласно этим данным, у большинства дошкольников с ЗПР отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для решения поставленной интеллектуальной задачи.

Одна из психологических особенностей де­тей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Менее всего у них отстает в развитии наглядно-действенное мышление. Дети с за­держкой психического развития, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, к IV классу начинают решать задачи наглядно-действенного характера на уровне их нормально развивающихся сверстников.

Что касается заданий, связанных с использованием словесно-логического мышления, то они решаются детьми рассматриваемой группы на гораздо более низком уровне.

 

Дети с ЗПР отличаются своеобразием речевого развития. Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференцированностью восприятия речевых звуков, оттенков речи. Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, дефекты артикуляторного аппарата.

Обычно процесс бурного словотворчества у нормально развивающихся детей заканчивается к старшему дошкольному возрасту. У детей с ЗПР этот процесс затягивается вплоть до конца начальной школы.

По степени речевых нарушений, наблюдающихся у детей с ЗПР, можно выделить три группы:

1) изолированный фонетический дефект (непра­вильное произношение лишь одной группы звуков);

2) комбинированный дефект (дефекты произно­шения сочетаются с нарушениями

фонематического слуха);

3) системное недоразвитие речи (нарушения лексико-грамматической стороны речи на фоне крайне бедного словарного запаса, примитивной структуры высказываний).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 6327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.