Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сурдопсихология. Нарушения слуха




ДЕФИЦИТАРНОГО ТИПА

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ДИЗОНТОГЕНИЯХ

Наряду с общими закономерностями отклоняющегося разви­тия, сопровождающими любой тип дизонтогенеза, можно выделить закономерности, специфические для данной груп­пы дизонтогенетических расстройств, связанные с первичной не­достаточностью анализаторных систем, возникающие как вслед­ствие эндогенных, так и экзогенных патогенных факторов. Ими могут быть: снижение количества и качества информации, посту­пающей через поврежденный анализатор; качественные измене­ния в системе взаимоотношений отдельных анализаторов, обус­ловливающие своеобразную асинхронию развития — недоразви­тие одних систем восприятия при сохранности и гиперфункции других; специфичность формирования психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы; за­висимость формирующейся в процессе онтогенетического разви­тия системы компенсаторных процессов от системы коррекционно-педагогической помощи и времени ее начала.

 

 

Предметами сурдопсихологии являются изуче­ние своеобразия психического развития людей с не­достатками слуховой функции и установление воз­можности и путей компенсации нарушений слуха различной сложности.

Задачи сурдопсихологии: 1) выявить закономер­ности психического развития людей с нарушенным слухом; 2) изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нару­шенным слухом; 3) изучить закономерности развития личности людей с нарушенным слухом; 4) разрабо­тать методы диагностики и психологической коррек­ции нарушений психического развития людей с недо­статками слуха; 5) дать психологическое обоснова­ние путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом.

Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них: менингит и энце­фалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложне­ния. Если поражены внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.

Нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атро­фии или недоразвития слухового нерва, родовых травм и т.д. К нарушениям слуха могут привести ме­ханические травмы — ушибы, удары и т.п. Большое значение имеют наследственные факторы. В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаще. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха важна для организации их обучения и воспитания. Основами классификации яв­ляются следующие критерии: степень потери слуха, время потери, уровень развития речи.

1. Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возмож­ности естественного восприятия речи и самостоятель­ного овладения ею: а) рано оглохшие — дети, родив­шиеся с нарушенным слухом либо потерявшие его до начала речевого развития или еще раньше. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие восприни­мать сильные резкие звуки; б) поздно оглохшие — дети, сохранившие в той или иной мере речь, потеряв­шие слух тогда, когда она была уже сформирована. Главными задачами в работе с ними являются закреп­ление имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.

2. Слабослышащие (тугоухие). Это дети с час­тичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к са­мостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.

Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаружива­ются в развитии нормально слышащих детей. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глу­хого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруд­нено. Чем благоприятнее условия и эффективнее сурдопедагогические мероприятия, тем быстрее ни­велируются различия в развитии ребенка с нарушен­ным слухом и нормально слышащим.

 

Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.

Это — особый вид дизонтогенеза — дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию ре­чи — функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нару­шенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое раз­витие в целом.

Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиня­ется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нор­мально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются законо­мерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к при­ему, переработке, хранению и использованию информации. За­метим, что у детей с нарушенным слухом снижение некоторых показателей характерно только для определенного периода онтоге­неза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10—11 лет). На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.

Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами опосредствованного, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов.

Кроме того, для всех типов аномального развития характеры замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. Однако у данной категории детей образуются полноценные понятия, т.е. для них может быть доступен высокий уровень общения (в отличие, например, от ум­ственно отсталых детей, которые часто остаются во власти еди­ничных наглядных образов).

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделя­ют две (по И. М. Соловьеву) характерные закономерности.

Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в| иных, по сравнению со слышащими детьми, пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно- логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной.

Вторая закономерность — отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми. И. М. Соловьев путь психического разви­тия ребенка с нарушенным слухом представлял следующим образом: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка. Основной смысл сур­допедагогических мероприятий состоит, таким образом, в созда­нии новых условий для психического развития, прежде всего — в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, в изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.