Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные законы диалектики




 

Диалектика и метафизика об источнике развития. Углублениепонимания развития неизбежно связано с постановкой ряда дополнительных вопросов. Важнейший из них - почему происходит развитие? Это вопрос об источниках, о причинах развития. Диалектика отвечает на него содержанием закона единства и борьбы противоположностей. На вопрос: каков механизм развития? - дает ответ закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания характеризует направленность развития.

Что касается философского понимания источников развития, то для объективного идеализма этот вопрос достаточно очевиден - логика развития абсолютной идеи (вечного духа), ее активность является конечной причиной всякого развития. Для субъективного идеализма процесс развития связан с активностью сознания, ибо мир и есть факт сознания - совокупность ощущений. Религиозный вариант объективного идеализма в качестве источника развития выдвигает созидательную активность демиурга, Творца всего сущего, Бога. Таким образом, для идеалистического подхода характерно стремление найти источник развития вне материи. Материалистический подход ориентирует на поиск источника развития внутри материи.

Другой аспект исследования связан с выяснением отношения источника движения к самому движению. В метафизическом варианте такой поиск осуществляется вне самого движения, сводится к выявлению преимущественно внешнего механического воздействия и приводит к неожиданным результатам. В самом деле, для приведения в движение некоторого тела А необходимо воздействие на него со стороны тела В, которое, в свою очередь, приводится в движение телом С и т.д. Представим, что обнаружено последнее тело X, с воздействия которого и началось движение Вселенной. Очевидно, на него воздействовал Перводвигатель, который не нуждается ни в каких воздействиях. По определению, в качестве такового может выступить лишь Бог.

 

 

 


Другой подход связан с поисками источника движения не только внутри материи, но и внутри самого процесса движения. Со времени Гераклита ведется анализ роли противоречия в качестве такого источника. С его точки зрения источником всех изменений является «борьба противоположностей», которая есть «всеобщий Логос», всеобщий закон развития. Напротив, Аристотель считал, что в объективном мире невозможны противоречия, а поэтому противоречивая мысль не может быть истинной. Примером подобной мысли могут быть суждения о «круглом квадрате», о «сухой влаге», о «глупом гении».

Однако развитие науки приводит к выводу о наличии в любом предмете, процессе, явлении противоположных сторон. К примеру, в математике это дифференцирова­ние и интегрирование, в физике и химии - положительные и отрицательные заряды, в биологии - ассимиляция и диссимиляция. Осознание противоречивости некоторых явлений и их сторон, свойств проявилось в форме антиномий. Антиномия, парадокс, апория, дилемма - все это различные формы острой постановки проблем, требующих решения. (Вспомним апории Зенона и антиномии И. Канта). Наличие антиномий свидетельствует о неполноте или ограниченной применимости имеющегося научного аппарата и требует дальнейших научных исследований.

Диалектические противоположности - это такие стороны, тенденции того или иного изменяющегося предмета (процесса, явления), которые одновременно взаимоисключают и взаимообусловливают друг друга. Весьма часто такие стороны вне собственного противоречивого единства не существуют. Так, атом состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженной электронной оболочки. Если разрушить это единство, то и ядро, и электронная оболочка перестанут существовать как таковые и распадутся на составляющие их микрочастицы.

Диалектическое противоречие - это сложное, подвижное отношение между противоположностями, их единство и взаимодействие. В марксистской философии долгое время акцент делался, прежде всего, на той стороне взаимодействия противоположностей, которая обозначалась как их борьба. Так, в качестве синонимов рассматривались термины «диалектическое противоречие» и «единство и борьба противоположностей». Но даже в общественной жизни далеко не все диалектические противоречия общества разрешаются в борьбе, понимаемой как активное противоборство социальных сил.

Противоречия, к примеру, между социальной потребностью в новых источниках энергии и отсутствием таковых источников разрешаются через целенаправленную научную и производственную деятельность в сфере физики и химии по созданию таких источников. Поэтому в отношении природы, техники, человеческого сознания и многих социальных процессов термин «борьба» следует понимать не буквально, а в переносном смысле. Учитывая эти аргументы, на взгляд авторов настоящего учебного пособия, более адекватным сути дела является термин «взаимодействие противоположностей».

Диалектические противоречия как взаимосвязь противоположностей существуют объективно, независимо от сознания. Их надо отличать от логических противоречий сознания, которые возникают в результате неряшливости и нечеткости мышления. Подобного рода противоречия нечеткого мышления наглядно демонстрирует старая стихотворная пародия:

 

Рано утром - вечерком, поздно - на рассвете

Тетка ехала верхом, развалясь в карете.

А за нею во всю прыть - тихими шагами -

Кот старался переплыть миску с пирогами.

 

Вместе с тем признание существования противоположностей еще не тождественно диалектическому пониманию мира. В истории культуры издавна признавалась полярность мира, но в духе взаимогармонии, нахождения известного баланса сил, при достижении которого всякое развитие прекращается (тогда как главная идея диалектики - непрерывность развития, бесконечность этого процесса). Характерным является мифологическое сознание, существенным признаком которого является наличие некоторых основополагающих полярностей: свет и тьма, мужское и женское начала (например, «инь» и «янь» древнекитайской философии). Такие полярности образуют своего рода вселенский «гомеостаз» - постоянное нарушение и восстановление равновесия между этими полярностями.

Диалектика, во-первых, показывает, что полярные структуры существуют не просто «иногда». В любом предмете, процессе, явлении существуют диалектические противоречия, и притом бесконечно многие противоречия. Во-вторых, диалектика не просто фиксирует полярности. Она рассматривает взаимодействие противоположностей, диалектические противоречия как источник изменения и развития всех существующих процессов и явлений.

Впервые попытку рассмотреть развитие как совокупность последовательных этапов развертывания противоречия предпринял Гегель, правда, на основе исследования познающего сознания. Если гегелевское понимание развития познающего сознания распространить не только на идеальное, но и на материальное бытие, можно выделить три фазы: возникновение, развертывание и разрешение противоречий.

Первая фаза может быть обозначена как диалектическое тождество (совпадение). На этом этапе тенденции развития различных сторон явления пока совпадают. Так, на заключительной фазе феодализма интересы двух новых классов, формировавшихся в рамках третьего сословия, - буржуазии и пролетариата - в основном совпадали, поскольку они одинаково были заинтересованы в свержении власти феодалов. В этом отношении оба класса могут быть охарактеризованы как тождественные (но именно в этом отношении, поскольку в иных отношениях между ними можно выявить множество различий).

Вторая фаза - это «раздвоение единого», накопление различий, развертывание противоречия. Так, с завоеванием буржуазией политической власти и формированием капиталистического общества противоречие между пролетариатом и буржуазией нарастает, охватывая основные сферы общественного развития: экономику, политику, идеологию.

Третья фаза - процесс разрешения противоречий. В частности, в условиях России разрешение назревших противоречий между буржуазией и пролетариатом осуществилось в форме Октябрьской социалистической революции. Заканчивается ли на этом развитие? Нет! На месте противоречия, которое удалось разрешить, возникают новые противоречия. В условиях нашей страны это было, в частности, противоречие между советскими трудящимися массами и бюрократической партийно-государственной верхушкой. Это противоречие разрешилось в процессе событий, последовавших после путча августа 1991 года и изменения конституционного устройства страны в сентябре-декабре 1993 года.

Закон взаимодействия противоположностей. Таким образом, единство и взаимодействие противоположностей есть непрерывный процесс возникновения, развертывания и разрешения диалектических противоречий, который и выступает источником всякого изменения, всякого развития. Это составляет центральную идею закона взаимодействия противоположностей [152] (в марксистской традиции он именовался законом единства и борьбы противоположностей), который может быть сформулирован следующим образом.

Всякое развитие осуществляется путем раздвоения единого (объекта, процесса, предмета, явления) на взаимоисключающие и взаимообусловливающие стороны, моменты, тенденции - противополож­ности. Источник, движущее начало всякого развития есть взаимодействие противоположностей, постоянное возникновение, развертывание и разрешение диалектических противоречий, ведущее к исчезновению старого, возникновению нового и появлению на этой основе новых противоречий.

П.В. Алексеев и А.В. Панин предлагают именовать этот закон «законом диалектической противоречивости», чтобы иное название не «наталкивало» на упрощенное понимание источника развития, на механическое «соединение» противоположных сторон («верх - низ», «тепло - холодно») - «диалектические противоречия есть только там, где есть развитие, самодвижение»[153], - подчеркивают они

Каково методологическое значение закона? Чему он учит, что требует, от чего предостерегает?

1. Необходимо выявлять противоречия и эти противоречия исследовать. При этом не просто их выявлять, а находить важнейшие, определяющие, обнаруживать тенденции их развития, находить пути разрешения. В частности, надо понимать, что решение любой научной, социальной, управленческой, конструкторской и иной задачи – это и есть разрешение противоречия. Конкретная деятельность социального работника как раз и представляет собой процесс разрешения конкретного противоречия в социальной сфере.

2. Нельзя смешивать диалектические и формально-логические противоречия. Последние являются ошибками мышления, которое всегда должно быть непротиворечивым.

3. Темпы развития определяются не остротой противоречий (мол, чем острее, тем быстрее), а темпами их разрешения. В идеале разрешение противоречий должно происходить на этапе диалектического тождества, пока они еще не вызрели, не перешли в состояние конфликта (особенно конфликта социального).

Проблема механизма и направленности развития. Для решения этой проблемы уточним природу различий между предметами. Как философия характеризует эти различия?

Предметы могут различаться по свойствам. Свойство - это та особенность предмета, которая проявляется при определенном взаимодействии. А поскольку таких взаимодействий у предмета много, то и характеризоваться он может совокупностью свойств. Некоторые из них характеризуют внешние, несущественные стороны предмета, другие свойства отражают такие признаки предмета, благодаря которым он и является собственно этим предметом. Это существенные свойства. Особое место среди них занимают атрибуты - неотъемлемые существенные свойства предмета. Так, атрибутивным свойством человека является память, с утратой которой он теряет свои собственно человеческие признаки.

Целостное, интегративное единство существенных свойств предмета в системе его связей и отношений с другими предметами может быть определено как его качество. Следует подчеркнуть, что один и тот же объект в различных системах отношений приобретает разные качества. Так, в одной системе отношений специалист социальной сферы выявляет свое качество как профессионал в конкретной сфере деятельности (система социально-профессиональных отношений), в другой - как руководитель (система управления социальной работой), в третьей - как педагог-воспитатель (система социального образования).

Таким образом, качество - такая определенность предмета, процесса, явления, которая характеризует его именно как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов в данной системе отношений. При утрате качества предмет перестает быть самим собой: расплавленная руда превращается в шлаки и металл; техническое устройство, лишенное источников энергии, превращается в бесполезный набор деталей и конструкций, профессионал, не повышающий постоянно свою квалификацию, утрачивает качество современного специалиста.

Если проанализировать свойства однокачественных предметов, т.е. не различающихся между собой с точки зрения их качества (так, все кислоты относятся к одному классу химических веществ и с этой точки зрения качественно между собой не различаются), то обнаружим различия иного рода, а именно связанные со степенью выраженности или развития данного качества. Так, кислоты различаются по своей реактивной способности.

Мы подошли к новому уровню анализа вещей - количественному. Количественная характеристика как бы стирает качественные различия. К примеру, цифровое выражение численности трудового коллектива нивелирует различия судеб или черт характера каждого из составляющих его людей.

Количество может быть определено как степень развития данного качества. Это характеристика явлений, процессов, предметов по степени развития или интенсивности присущих им свойств. Нередко (но далеко не всегда) количество может выражаться в числовых величинах.

Так, социальная работа призвана повысить степень (т.е., по сути дела, увеличить количество) социальной адаптации (или реадаптации) конкретной личности. Социальная адаптация при таком рассмотрении и выступает как качество, характеризующее социальное состояние клиента. Количество и качество выражают в известном смысле противоположные характеристики предметов, которые в то же время тесно связаны между собой. Эта связь выражается категорией мера.

Мера есть такой интервал количественных изменений, в рамках которого сохраняется качественная определенность предмета. Так, температурная мера, внутри которой сохраняется жидкое агрегатное состояние вещества, для воды находится в интервале между 0 и 100 0C, для ртути - между -39 и +357 0C.

По сути дела, развитие предмета или явления - это переход от одной меры к другой, что и приводит к смене качества. Так, при изменении скорости снаряда от нуля до 7,9 км/сек. он сохраняет качество баллистического снаряда. Однако при переходе этой границы меры его качество изменяется - он становится спутником Земли и сохраняет это качество до величины скорости 11,2 км/сек. При переходе этой границы меры вновь меняется качество: снаряд становится спутником Солнца. Диалектику взаимосвязи количественных и качественных характеристик химических веществ наглядно демонстрирует Периодический закон Д.И. Менделеева.

Метафизика фактически не может объяснить диалектику количества, качества и меры. Известны парадоксы древнегреческого философа Евбулида «Лысый» и «Куча». Одна или две песчинки кучи не образуют. Когда же она возникает? Устранение одного или двух волосков не делают человека лысым. С устранением какого по счету волоска формируется лысина? Здесь уже обнаружено влияние количественных изменений на качественные, но еще не вскрыта сущность этого влияния.

Однако существовал и взгляд, что качество вообще не подвержено изменениям. Согласно господствовавшей в XVII - XVIII вв. теории преформизма, зародыш конкретного живого организма - это уже готовый организм со всеми свойствами и признаками, только миниатюрный. Развитие организма, по сути дела, сводилось к его количественному росту.

Специфика взаимосвязи количества, качества и меры фиксируется в диалектическом законе взаимоперехода количественных и качественных изменений: развитие происходит путем постепенных количественных изменений, которые при достижении границы меры приводят к существенным качественным изменениям, совершающимся скачком. Новое качество в свою очередь открывает меру для новых количественных изменений.

Скачок - это переход из одного качественного состояния в другое при превышении границы меры. Примеры скачков: образование звезд и планет, образование жизни на Земле, получение высшего образования, превращение в генератор усилителя с положительной обратной связью при превышении коэффициентом усиления границы меры, переход клиента социальной работы от состояния социальной беспомощности к состоянию социальной адаптации.

Скачки в обществе есть революционные изменения (изменения качества) в противоположность изменениям количества, которые являются эволюционными. При этом быстрота процесса во времени не является собственно характеристикой скачка: может быть очень быстрая эволюция (жизненный цикл бабочки-однодневки) и очень медленная революция (становление человека как результат качественного изменения - революционного преобразования его обезьяноподобного предка). Главная характеристика скачка, или революционного процесса - это смена качества.

В концепциях синергетики фактически углубляется понимание этого закона. Фактически точки бифуркации могут быть представлены как границы меры, а «сваливание в аттрактор» может быть рассмотрено как скачок к новому качеству.

В чем заключается важность понимания рассматриваемого закона?

1. Закон предостерегает от одностороннего подхода к действительности, абсолютизирующего либо количественные, либо качественные изменения. В частности, он предостерегает от абсолютизации количественного, математического подхода, заставляет за математическими формулами разыскивать физический (химический, социальный, экономический и т.д.) смысл.

2. Важнейшая категория закона - мера. Понятие меры ориентирует человека на строгий учет количественных границ рассматриваемых явлений. Так, социальному работнику в процессе общения с клиентом важно понимать и блюсти меру общительности и доверительности с ним, за пределами которой возможны негативные последствия в социальном самочувствии клиента.

Диалектическая концепция отрицания. После выявления источника движения и исследования механизма развития возникают и другие вопросы относительно сущности развития: есть ли связь между тем, что изменилось, и тем, что возникло? Имеется ли направленность в развитии и какова она?

Античная философия разделяла идею круговорота, исходила из принципа «ничто не ново под луной». Так, пифагорейцы рассматривали мировой год и насчитывали его продолжительность в 11 тыс. лет.

В 16 - 18 вв. оформляется идея эволюции - направленного развития. Дидро высказывает идею об эволюции живого из простейших существ, Кант - эволюции Вселенной из газовой туманности, Гизо - эволюции в человеческой истории.

В гегелевской диалектике произошел своеобразный синтез этих идей: в спиралевидной тенденции развития наблюдаем и движение по кругу, и эволюцию. При этом важным аспектом развития выступает диалектическое отрицание. Здесь отрицание истолковывается не только как логическая категория, как словесное «нет», но и как непременный этап, многократно повторяющийся в любом процессе, где меняются фазы, периоды, этапы развития. Так, эмбриональное развитие человеческого организма сменяется младенчеством, которое уступает место детству, а то, в свою очередь - юности. Каждая новая фаза «отрицает» предыдущую.

Всеобщий характер отрицания признают и диалектики, и метафизики. Однако метафизическая (механистическая) концепция развития понимает отрицание как полное отсутствие преемственности с предыдущими этапами развития, как тотальное разрушение, как прекращение развития. Такого рода отрицания существуют объективно (помол зерна в муку, истребление живой силы противника в бою). Но это достаточно узкий круг явлений, лежащих вне процессов развития. Метафизика же такие черты распространяет на любое отрицание. Подобным образом трактует отрицание нигилизм, проявляющийся в негативном отношении к семье, культуре, закону, морали и т.д. К безоговорочному отрицанию всех сторон действительности призывал, например, представитель «негативной диалектики» немецкий философ Т. Адорно (1903 - 1969).

В гегелевском понимании диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: деструкцию (разрушение, преодоление, изживание прежнего, старого); кумуляцию (частичное сохранение, преемственность старого); конструкцию (формирование, созидание нового).

Первый момент - деструкция, преодоление пройденного - готовит почву для следующей фазы процесса развития. Процесс развития обеспечивается вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью жизнеспособных характеристик предмета или процесса. Эту характеристику отрицания Гегель выражал с помощью категории снятие (характерно русское выражение «снимать сливки», «снимать пенки», т.е. забирать из предмета, процесса самое лучшее, что в нем есть). Категория снятие характеризует два момента диалектического отрицания: уничтожение, отмирание старого и сохранение ценного, положительного, что в нем содержится. Движение процесса к новым фазам требует третьего момента - новаций - формирования качественно новых связей, функций, черт.

Существенная характеристика диалектического отрицания состоит в том, что оно выступает как самоотрицание, как результат саморазвития. Иными словами, через диалектическое отрицание проявляются внутренние связи, внутренние закономерности предмета, процесса, явления.

Таким образом, диалектическое отрицание выступает и как предпосылка развития, и как его ступень, и как его условие, и как момент его механизма, и как результат некоторого «отрезка» процесса развития.

Отрицание отрицания, или двойное отрицание. Развитие может быть представлено как цепь последовательных диалектических отрицаний, количество которых определяется продолжительностью самого процесса развития. Соответствующий закон мог бы быть назван «законом диалектических отрицаний» и такой закон носит подлинно всеобщий характер, применимый к любому процессу развития (поскольку никакое развитие невозможно без отрицания предыдущих его состояний.

Однако во многих (хотя и не во всех) процессах развития особую роль играет т.н. двойное отрицание. В чем же оно заключается?

Некоторое исходное состояние в процессе развития диалектически отрицается, т.е. предмет переводится в свою противоположность (посаженное зерно превращается в стебель растения, неграмотный дошкольник научается читать и писать, клиент социальной работы получает социальную помощь и т.д.). Этот следующий этап развития и обозначается как диалектическое отрицание. Однако на этом этапе развитие не заканчивается, процесс диалектических отрицаний продолжается. Теперь отрицается уже тот этап, который мы обозначили как диалектическое отрицание, т.е. происходит отрицание отрицания.

В свою противоположность превращается теперь отрицание, а отрицание отрицания означает, что произошел как бы возврат в ту точку, где явление, предмет находились двумя этапами ранее. Недаром в грамматике для усиления утверждения используют двойное отрицание: «нельзя не видеть», «нельзя не учесть» - это более сильное утверждение, чем просто: «надо видеть», «надо учесть». Латинское: duplex negatio est affirmatio - означает: двойное отрицание есть утверждение.

Но возврат точно в ту же точку невозможен, ибо в процессе диалектических отрицаний нежизнеспособное отбрасывалось. В результате предмет стал уже несколько иным (на стебле выросло не прежнее зерно, а новое, к тому же в большем количестве; юный школьник, как и прежний дошкольник, пока не умеет полноценно работать с компьютером, однако он уже грамотен в книжном смысле). Фактически происходит синтез как восходящего движения, так и движения по кругу. Формируется виток спирали, а поскольку развитие бесконечно, то бесконечно и спиралевидное направление развития.

Гегелевское понимание диалектического отрицания, обогащенное современными философскими исследованиями, позволяет дать следующее определение закона отрицания отрицания: развитие совершается через цепь диалектических отрицаний, которые обеспечивают связь, преемственность старого и нового, удержание (снятие) положительного в старом и общую тенденцию в целом поступательного, восходящего спиралевидного развития с повторением отдельных черт старого на новой качественной основе.

Закон характеризует развитие в целом, во всей его сложности, выявляет лишь общую, господствующую тенденцию развития, поэтому к отдельным, достаточно малым участкам развития, он не всегда применим. Подобно законам статистики, он проявляется на достаточно широком спектре явлений и процессов, при этом в различных сферах бытия он выступает специфическим образом.

К примеру, в природе каждое новое поколение начинает с того же, с чего начинало предыдущее (волк ведет тот же образ жизни, что и его «родители»). В человеческом обществе каждое новое поколение (по крайней мере, в отношении технического, материального базиса общества) начинает с того, чем закончило предыдущее поколение. Поэтому темпы развития человеческого общества на несколько порядков превосходят темпы развития в природе.

Методологическое значение закона отрицания отрицания состоит в том, что он требует соблюдения преемственности, обеспечения поступательности и учета цикличности, повторяемости в жизнедеятельности каждого человека. Так, процесс обучения в высшем учебном заведении всегда сопровождается наличием и соблюдением межпредметных, межкафедральных связей, обеспечением новаторства и поступательного наращивания знаний студентами, а также определенной повторяемостью, цикличностью учебного процесса (ежедневные посещения занятий, проведение лекций, самостоятельная работа и т.п.). Современная практика социальной работы, в частности, опирается на трехсотлетний опыт социального служения в России[154]. Однако опыт этот перенимается не слепо, а с учетом новой социальной ситуации, с учетом нового типа социальности[155].

Русская поговорка «новая метла по-новому метет» как раз отражает факт нарушения той закономерности, что нашла выражение в законе отрицания отрицания. Ситуация, отраженная в поговорке, характеризуется отбрасыванием старого опыта без всяких попыток извлечения из него «рационального зерна».

Как относиться к марксистской диалектике? Авторы настоящего учебного пособия постарались изложить современное понимание законов диалектики. Несомненно, дальнейшее развитие философии обогатит эти законы новым содержанием. Оно впитает в себя в «снятом» виде все те позитивные моменты, что содержались в диалектических идеях Гераклита, Платона и Аристотеля, в диалектическом методе немецкой классической философии, прежде всего в диалектике Гегеля, в марксистской диалектике, в диалектических концепциях ХХ века, в т.ч. «диалектической теологии», «негативной диалектике» Адорно и др.

Было бы неразумным огульно отрицать каждый из этих «вариантов» диалектики. Вместе с тем следует учитывать конкретный исторический контекст и цели, которые преследовались при разработке того или иного философского учения. В частности, в философии марксизма диалектика выступала, прежде всего, как метод обоснования неизбежности социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Поэтому, признавая заслугу классиков марксизма в развитии диалектики на основе материалистического мировоззрения, следует преодолеть и те крайности, которые были обусловлены конкретными социально-политическими целями разработки диалектического метода в марксизме.

В частности, вряд ли справедливо считать «закон единства и борьбы противоположностей» ядром диалектики. Разве меньшая роль принадлежит диалектическому осмыслению количественных и качественных изменений или философскому анализу диалектических отрицаний? Взаимосвязь противоположностей трактовалась как относительность единства и абсолютность их борьбы. Но, даже если признать правомерность термина «борьба» применительно к противоположностям, очевидно, что при отсутствии единства противоположностей (то есть их активного взаимодействия) сама борьба становится невозможной.

Особое внимание уделялось категории «скачок», которая объявлялась центральной в теории развития и отождествлялась с революционными изменениями. Тем самым принижалась роль эволюции, в том числе эффективность эволюционно-реформистских путей в общественном развитии.

Чрезмерное противопоставление диалектики материалистической диалектике идеалистической объективно принижало исследовательский потенциал диалектического метода для анализа явлений духовной жизни. Наконец, вряд ли правомерно жестко противопоставлять диалектику и метафизику. Их взаимосвязь уже показана в настоящей главе.

Таким образом, диалектический метод остается открытым для дальнейшего развития и обогащения. Это относится не только к законам диалектики, но и к тем категориям, которые составляют содержание диалектического метода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.