Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Универсальные связи бытия: детерминизм




 

Одним из важнейших принципов философского знания является детерминизм. Согласно этому принципу, все реально существующие предметы, процессы и явления, независимо от того, какова их природа, детерминированы (от лат. determinare - определять), то есть, обусловлены определенными причинами. Этот принцип является необходимой основой любого научного знания, поскольку отказ от принципа детерминизма приводит к такой картине мира, в которой нет невозможных явлений, где равно вероятны любые события, вплоть до разного рода «чудес».

Категории философского метода. Любая наука в ее оформленном виде выступает как логически и структурно организованное знание. Средством такой организации выступают понятия данной науки. При этом выделяются некоторые фундаментальные для такой науки понятия, которые раскрывают наиболее общие связи и закономерности, характерные для объекта науки. В физике это понятия «сила», «масса», «энергия», «ускорение», в химии - «атом», «молекула», «химическая реакция», в теории социальной работы – «социальная работа», «социальная защита», «клиент», «милосердие», «гуманность» и т.д. Такого рода понятия составляют категориальный аппарат науки, и именуются категориями.

Философский метод выступает в качестве всеобщего метода познания потому, что помогает осмыслить универсальные (т.е. присущие каждому без исключения предмету или явлению) связи бытия. Формой познания таких связей выступают категории. Выделяется особая группа понятий, отражающих противоречивость присущих миру связей и взаимодействий, которые принято называть парными категориями диалектики. Часть из них мы уже рассмотрели: количество - качество, единичное - общее, утверждение - отрицание. Особая группа парных категорий позволяет осмыслить теоретическое содержание принципа детерминизма.

Концепция детерминизма. Философов, признающих, что все явления в мире порождены той или иной причиной, теми или иными закономерностями, называют детерминистами. Детерминизму противостоит индетерминизм (от лат. in - отрицание, в данном случае отрицание причинной обусловленности явлений природы и общества).

Долгое время господствующим был механистический детерминизм, понимавший причинность как необходимость. При этом случайность считалась объективно несуществующей, принимался во внимание единственный тип законов - ньютоновский (законы классической механики), который игнорировал статистическую, вероятностную форму причинности. Единственным источником детерминации считались лишь внешние связи, а поскольку причинно-следственные связи рассматривались как однозначные, то делался вывод о принципиальной возможности точного предсказания состояния Вселенной в будущем и прошлом: если известны параметры Вселенной в каждый конкретный момент и их производные во времени, может быть вычислено значение параметров в прошлом и будущем. Подобные идеи впервые четко сформулировал Лаплас, поэтому такой тип детерминизма нередко называют лапласовским.

Субъективный идеализм склоняется к позиции индетерминизма. Кант представлял причинность как одну из форм рассудочной деятельности человека. Юм считал, что причинно-следственная связь - это привычка людей воспринимать те или иные явления в определенной временной последовательности. Мах утверждал, что в природе нет ни причины, ни следствия, а причинность вытекает из психических стремлений.

Развитие науки в XIX - XX веке показало настолько сложный и неоднозначный характер причинно-следственных связей, что идея индетерминизма была на некоторое время реанимирована и в естествознании. В частности, кризис механистического материализма в физике на рубеже XIX - XX столетий («материя исчезла») включал в себя и кризис механистического детерминизма.

Связи и отношения связей. Достаточно давно сложилось убеждение, что познать предмет - это значит установить, из чего он состоит. При таком подходе устройство мира осмысливалось в понятиях «часть - целое»: целое состоит из частей. Однако уже у древних греков возникло размышление «корабль Тезея». В морском походе пришлось в процессе ремонта заменить постепенно все износившиеся части корабля новыми. Возникает вопрос: тот ли это корабль, на котором Тезей ушел в плавание, или уже другой? Если склониться к первому ответу, невольно признаем, что корабль не сводится к сумме своих частей, а представляет собой нечто иное.

Постепенно в науке сложилось мнение, что целое не сводится к сумме частей, его составляющих; иными словами – в целом существует нечто такое, чего нет ни в одной из частей, составляющих это целое. Однако долгое время оставалось неясным, в чем же заключается секрет целостности. Решение оказалось диалектическим: все дело в связях, объединяющих предметы и процессы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Был сформулирован принцип целостности, развитием его стал системный подход, выделяющий различные типы целостности в зависимости от преобладающего влияния конкретных связей: структурный подход акцентирует внимание на связях строения, функциональный - на связях функционирования (действие машины, жизнь организма), генетический - на связях возникновения, происхождения.

Практическая, научно-техническая актуальность подобных философских идей стала очевидна, как только появилась необходимость решения задач, связанных с потребностью учета огромного числа качественно разнообразных предметов, явлений, процессов и связей между ними. Прежде всего, это обусловлено появлением особо сложных технических систем, структура которых состоит из десятков и сотен тысяч взаимосвязанных деталей, узлов, технических агрегатов и устройств. Выяснилось, что для проектирования и эксплуатации подобных систем нужны не только специальные научно-технические знания, но и понятийный аппарат, отражающий особые свойства сложных систем, «системные эффекты» - образование новых качеств системы в результате взаимодействия ее элементов.

Таким образом, различные связи играют различную роль в развитии и функционировании конкретных систем. Поэтому методологическая ошибка сторонников механистического детерминизма состоит в том, что они все многообразие связей действительности сводили к причинно-следственным связям, а эти последние - лишь к связям необходимости. Организатору социальной работы как раз и приходится учитывать все многообразие социальных связей, в системе которых осуществляется социальная работа и непосредственное взаимодействие социального работника и его клиента.

Причина и следствие в системе связей бытия. В сети многообразных связей действительности могут быть выделены связи-зависимости. В их числе: функциональные связи, когда объекты связаны посредством выполняемых функций (связи в трудовом коллективе); связи следования во времени (ночь наступает после дня). Причинно-следственные связи - это связи-зависимости, но вполне определенного типа: это такая устойчивая, повторяющаяся зависимость, при которой один объект (процесс, явление) порождает, генерирует другой объект (процесс, явление).

Причина - это то, чем порождается, генерируется данный объект или процесс. Следствие - то, что порождено причиной. Могут быть выделены основные признаки причинно-следственных связей, которые отличают их от других связей-зависимостей.

Во-первых, это продуктивный, порождающий характер: причина порождает следствие. В других связях-зависимостях этого нет: день не порождается ночью. Во-вторых, эти связи имеют устойчивый, необходимый характер: подобные причины при подобных условиях, как правило, производят подобные следствия. В-третьих, эти связи необратимы: следствие не может быть причиной собственной причины. В-четвертых, причины вызывают не любые, а определенные, соответствующие только им следствия. Так, из пшеничного зерна вырастет только пшеничный колос, но отнюдь не просо. В-пятых, это последовательность явлений во времени: следствие всегда наступает после причины, причина предшествует следствию. Следует подчеркнуть: будучи необходимым, этот признак не является достаточным для установления причинно-следственных связей.

Post hoc ergo propter hoc? Мы повседневно сталкиваемся с тем, что следствие наступает после причины: вначале выстрел, затем - огневое поражение; сначала принятие некоторых социальных мер, затем – соответствующие следствия. Однако из этого нельзя делать вывод, что если одно явление наступает после другого, то первое из них - причина, а второе - следствие. Логика «post hoc ergo propter hoc» («после этого - значит, вследствие этого») зачастую оказывается ложной. Однако именно такой логикой объяснял причинно-следственную связь Юм. В самом деле, космическая ракета стартует после команды «Пуск!», но не эта команда является причиной полета. Причинно-следственные отношения - это, прежде всего, внутренняя, активная, существенная связь между явлениями, а не простое следование во времени.

Характер причинных связей. В мире существует много различных типов причинно-следственных связей. Наиболее простой является связь динамической зависимости. Именно к этому типу связей и сводится лапласовский детерминизм. Это относительно немногочисленная группа связей, которая достаточно хорошо описывается математически, поскольку раскрывает взаимодействие небольшого числа объектов и явлений, в простейшем случае - двух. В простейшем же случае взаимосвязь этих явлений оказывается линейной. Типичным примером может служить закон Ома. Действительно, ток силой в 1 ампер на сопротивлении в 1 ом всегда создает напряжение 1 вольт. Такой тип связи может быть обозначен: одна причина - одно следствие.

Более многочисленны другие типы связей, которые однозначно определены быть не могут. Существуют следствия, которые являются результатом одновременного действия многих причин. С другой стороны, одна причина может вызвать целый спектр следствий в самых различных сферах. К примеру, войны, катастрофические стихийные бедствия коренным образом изменяют жизнь общества во всех сферах его бытия. Подобного рода причинно-следственные связи носят статистический характер, поскольку практически невозможно выявить связь каждых двух явлений из целого их спектра.

Типичным примером могут служить законы для газов, например, закон Био - Савара - Лапласа. Эти законы не описывают поведение каждой газовой молекулы, зато оказываются справедливыми для всей совокупности молекул газа. Схема связей этого типа: одна причина - спектр следствий, либо: спектр причин - спектр следствий. «Эффектом домино» называют такой тип причинно-следственных связей, когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий. Сложная система подобных отношений известна физикам и химикам как модель цепной реакции. Нередки подобные эффекты и в обществе. Так, состояние современной мировой экономики существенно зависит от цен на сырую нефть. Изменение таких цен нередко приводит к «эффекту домино».

Углубление познания взаимосвязей бытия привело к пониманию того, что простая схема однозначного детерминизма лишь огрубленно представляет реальные причинно-следственные отношения, которые оказываются весьма разнообразными. В частности, более сложным типом связи, чем однонаправленная причинно-следственная связь, является взаимодействие, при котором явление-причина испытывает обратное воздействие со стороны собственного следствия: два явления практически одновременно играют роль и причины, и следствия по отношению друг к другу. Характерным примером такого взаимодействия могут быть связи между политикой и экономикой, политикой и войной. Схема взаимодействия широко используется в современных кибернетических устройствах («принцип обратной связи»), в информационных системах управления, в системах регулирования технологических процессов.

Комплекс причин каждого явления неоднороден. Так, различаются причины главные и второстепенные, существенные и несущественные, постоянные и временные. Для обозначения специфического характера детерминирующих факторов используются также понятия «условия», «повод», «предлог».

Условия - это совокупность факторов, представляющих среду, в которой возможно развитие причинно-следственных связей. Так, высокие профессиональные качества педагога, врача, социального работника могут проявиться только в условиях практической работы в прокуратуре, школе, больнице, во взаимодействии с клиентом социальной работы. В противном случае эти качества останутся невостребованными, не проявятся.

В системе социальных связей действуют особого рода причинные факторы. В отличие от причинности в природе, причинно-следственные связи в обществе реализуются через деятельность людей, а следовательно, важную роль в реализации таких связей играют сознание, чувства и воля человека. В социальных причинно-следственных связях имеет место такой фактор, как повод - косвенная, побочная причина, открывающая возможность проявления главной причины. Так, причины первой мировой войны складывались в течение не одного десятилетия. Однако в силу того, что правительства стремились к оправданию войны в глазах народных масс, война не начиналась, пока не нашелся подходящий повод - убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево.

В социальных связях может иметь место предлог - сугубо преднамеренный повод, когда «естественного» повода не находится. Например, предлогом для начала второй мировой войны явился обстрел немецкой радиостанции немецкими же солдатами, но одетыми в польскую форму.

Кратко может быть сформулирован закон, вытекающий из диалектического понимания причины и следствия. Все имеет свою причину. Каждая причина порождает следствие. Каждое следствие, в свою очередь, выступает как причина, но в другой системе отношений.

Методологическая роль категорий причины и следствия. В з аимосвязь категорий причины и следствия формирует методологический принцип, гносеологическую позицию, пронизывающую всю познавательную и практическую деятельность.

Особенно важно обстоятельно ориентироваться в системе причинно-следственных связей, типичных для конкретного вида профессиональной деятельности. К примеру, для инженера-эксплуатационника необходимо хорошее знание возможных причин наиболее часто встречающихся неисправностей конкретного технического устройства. Так, знаменитый «инженерный» метод «тыка» как раз и проистекает от непонимания типичных причинно-следственных связей. Инструкции по эксплуатации и проведению технического обслуживания по сути дела представляют собой описание связей, наиболее важных для функционирования данной технической системы.

Успех деятельности социального работника также зависит от точного выявления причин неудовлетворительного социального самочувствия его клиентов.

Развитие философских взглядов на необходимость и случайность. Углубленноепонимание сущности детерминизма невозможно без уяснения содержания категорий «необходимость» и «случайность», тем более что в учебной литературе иногда это содержание описывается искаженно. В частности нередко отождествление необходимости с неизбежностью[156].

Существуют причинно-следственные связи достаточно устойчивые и определенные: связи между громом и молнией, между высокой профессиональной культурой и успехами в служебной деятельности, между уровнем социально-экономического развития конкретного государства и количеством населения, нуждающегося в социальной помощи. С зависимостями такого типа обычно связывают понятия: необходимость, закономерность, неизбежность.

Другой тип связи причины и следствия характеризуется неустойчивостью и неопределенностью: так, нет однозначной связи между сроком службы и безотказным функционированием конкретного технического устройства, нет однозначной связи между уровнем талантливости ребенка и талантами его родителей и т.д. С подобного рода зависимостями связывают понятие случайности.

В истории философии сформировался целый спектр взглядов на соотношение необходимости и случайности. Большинство представителей объективного идеализма абсолютизируют роль необходимости, что вызвано представлением о развитии как результате конкретного бытия абсолютной идеи, вечного духа. Наиболее ярко эта позиция выражается в религиозном мировоззрении: «И волос с головы человека не упадет без воли Бога!».

Для субъективного идеалиста мир суть не что иное, как поток впечатлений, практически ничем не обусловленных. Каждое событие этого потока представляется случайным, а причинно-следственная связь подменяется связью следования во времени: «Post hoc ergo propter hoc». Подобные идеи близки взглядам Д. Юма и Д. Беркли.

Метафизическое понимание взаимосвязи рассматриваемых понятий (все связи сводятся к механическим, а все причины - к внешним воздействиям) неизбежно приводит к выводу: каждое явление необходимо, поскольку у него есть причина. Выходит, что объективно существуют лишь необходимые явления, а случайность - это характеристика неверного понимания окружающей действительности, результат незнания причин. Ещё Демокрит утверждал: «Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность».

Диалектическое понимание необходимости и случайности. Диалектика исходит из того, что необходимость и случайность - это объективно существующие зависимости предметов, процессов и явлений. Различие между ними лежит в природе взаимодействующих и развивающихся объектов.

Необходимость - эта такая связь предметов и процессов, которая имеет основание в самой их сущности и определяется внутренними закономерностями их существования и развития. Случайность - это такая связь явлений, основание которой лежит во внешних для данного процесса условиях, порождается внешними причинами.

Таким образом, различия между этими понятиями состоят не в том, как это часто определяют, что первое происходит всегда, а второе может произойти, а может и не произойти. Подобное понимание отождествляет необходимость и неизбежность. Неизбежность действительно происходит всегда.

Необходимость же (равно как и случайность) может произойти, а может и не произойти. Так, превращение головастика в лягушку - явление необходимое, ибо определяется внутренними закономерностями развития лягушачьего организма. Однако во многих случаях это необходимое явление не происходит, поскольку головастика успевает съесть хищная рыба до того, как он превратится в лягушку. Могут возразить: то, что эта рыба съела именно этого головастика - случайность. Почему же мы ее связываем с необходимостью?

Подумаем: могут ли быть «абсолютно необходимые» или «абсолютно случайные» явления? Анализ определения этих понятий приводит к выводу: «абсолютно необходимыми» могут быть лишь абсолютно изолированные от внешних воздействий явления. Точно так же «абсолютно случайными» могут быть лишь явления, не имеющие никакой внутренней закономерности. Поскольку и первое, и второе представимо лишь теоретически, то на практике существуют явления «преимущественно необходимые» и «преимущественно случайные».

Таким образом, понятия необходимость, сущность, закон являются однопорядковыми по смыслу. Необходимость пробивает себе дорогу через цепь случайностей. Чем большее число объектов вовлечено в связи с данной системой, тем больше случайностей в ее поведении благодаря увеличивающемуся числу внешних воздействий. Недаром естествоиспытатели, пытаясь обнаружить закономерности в опытах, стремятся к максимальному «очищению» исследуемого процесса от внешних неконтролируемых воздействий.

Отсюда вытекает также, что необходимое в одной системе отношений будет случайным в другой системе, ибо определено внешними для такой системы закономерностями. Случайность может быть представлена как результат «пересечения», взаимодействия необходимостей, как «физиономия» необходимости, форма ее реализации в конкретных условиях.

Особенно сложную систему причинно-следственных связей и отношений как необходимого, так и случайного характера представляет собой жизнь общества. Здесь в числе важнейших причинных факторов выступают субъективные факторы, связанные с духовной жизнью людей: их воля, стремления, чувства, эмоции, желания и интересы. Поэтому столь трудно прогнозировать последствия тех или иных решений, принимаемых в социальной сфере, особенно если эти решения касаются одновременно деятельности многих тысяч и миллионов людей.

Во второй половине ХХ столетия сформировалось научное направление, у истоков которого стояли И. Пригожин и Г. Хакен, - синергетика. Особое внимание в синергетике уделяется как раз исследованию роли случайностей в процессе саморазвития сложных открытых систем: система, находящаяся в состоянии максимальной неустойчивости (в точке бифуркации) «сваливается в аттрактор» (переходит в одно из новых устойчивых состояний) под действием сколь угодно малых случайных факторов.

Может быть сформулирован закон, определяемый содержанием рассматриваемых категорий. Случайность есть форма проявления необходимости, необходимость есть внутренняя основа случайности. Необходимость имеет основание во внутренних закономерностях данного объекта, явления; основание случайности лежит во внешних для данного объекта или явления причинах.

Таким образом, необходимость и случайность - это другое «измерение» тех связей, которые отражаются в понятиях «причина» и «следствие». В самом деле, когда причина сформировалась, созрела, следствие из нее становится необходимым. При этом оказывается использованным любой подходящий субстрат, носитель, система отношений, предмет или объект. Когда в науке назрели предпосылки открытия закона всемирного тяготения, само открытие стало необходимостью. Тот факт, что его открыл именно Ньютон - случайность, Ньютон оказался лишь наиболее подготовленной в Европе фигурой для такого открытия. То, что закон был бы открыт, доказывается хотя бы тем, что в одно время с Ньютоном к открытию этого закона подошли итальянец Альфонсо Борели и англичанин Роберт Гук.

Методологическое значение категорий необходимости и случайности. Категории широко «работают» против фатализма и волюнтаризма в теоретической и практической деятельности. Фаталист полагается на слепые законы течения событий, на предопределение и не заботится о максимальном использовании имеющихся в его руках средств и способов достижения желаемой цели. Волюнтаризм, напротив, игнорирует объективные законы и считает, что все без исключения зависит лишь от его воли и стремления.

Действительно, необходимость в самых разных видах общественных отношений пробивает себе дорогу через сложное переплетение случайностей. Так, в системе технико-технологических отношений для предотвращения нежелательных случайных событий в процессе функционирования технических устройств предусмотрено дублирование наиболее важных технических узлов, регулярное проведение регламентного обслуживания.

Возможность и действительность. Реальное направление развития пробивает себе дорогу в борьбе достаточно большого количества необходимых и случайных факторов, выступает как одна из многих существующих тенденций. Для выражения этой закономерности служат категории возможность и действительность.

Возможность - это объективно существующая тенденция развития, вытекающая из взаимодействия целого ряда необходимых и случайных факторов, порождаемая ими. Действительность (в узком смысле) - это реализованная возможность, ставшая, осуществившаяся тенденция развития. В широком смысле под действительностью понимают все реально существующие предметы, процессы, явления. В этом случае понятие действительности практически совпадает с понятием бытия.

Весьма часто задачи прогнозирования, в частности, прогнозирования социальных процессов для определения основных направлений социальной политики государства, требуют оценки (определения) конкретного характера существующих возможностей. Классификация возможностей достаточно разнообразна, однако для практической деятельности человеку необходимо иметь представление о реальной и формальной возможностях.

Реальные (или конкретные) возможности - это такие тенденции развития, которые непосредственно вытекают из объективных законов и для которых существуют реальные непосредственные условия превращения в действительность. Так, для каждого студента возможность стать квалифицированным специалистом является реальной возможностью, поскольку он имеет необходимые условия для успешной учебы.

Формальные (или абстрактные) возможности - это тенденции, которые не противоречат объективным законам природы, однако условия, которые могли бы обеспечить реализацию этой тенденции, не сформированы. К примеру, и в XIX столетии не существовало таких законов природы, которые служили бы препятствием для создания информационно-компьютерной техники. Однако состояние научно-технического развития не могло создать условий только для технической реализации подобного проекта, хотя сама идея такой техники уже начала формироваться, в частности, в трудах Чарлза Бэббиджа (1791-1871). Бэббиджа часто называют «отцом компьютера» за изобретенную им аналитическую машину, хотя ее прототип был создан через много лет после его смерти. Поэтому в тот период событие подобного рода могло рассматриваться лишь как формальная возможность.

Другой подход к пониманию формальной возможности связан с такими событиями, для реализации которых в принципе условия существуют, но «подавляются» комплексом других условий. При этом формальная возможность может быть реализована лишь тогда, когда все остальные возможности будут исключены. К примеру, использование комплектующих элементов, не соответствующих стандартам, при строгом техническом контроле является возможностью формальной, ибо в этом случае они отбраковываются и идут в отходы и на переработку. Однако если такие комплектующие оказываются в одном экземпляре (исключены все возможности использования других технических элементов), их использование становится реальной возможностью. Так произошло, к примеру, в 1996 году, когда возникла острая необходимость отправки космического грузовика экипажу станции «Мир», а средств для создания ракеты-носителя не было, пришлось носитель собирать из имеющихся некондиционных элементов.

На практике нередко важным является умение отличать формальную возможность от невозможности. Принципиальное отличие состоит в том, что для невозможного события не только не существует условий, но и само это гипотетическое событие противоречит законам природы, поэтому не может наступить никогда. Примером такой невозможности является создание «вечного двигателя», ибо это противоречит закону сохранения энергии.

Если реальной возможности не противостоят никакие другие возможности, она обязательно будет реализована. В этом случае она может рассматриваться как неизбежность. Количественной мерой превращения реальной возможности в действительность, а формальной - в невозможность является вероятность, которая для невозможного события равняется нулю, а для неизбежного принимается равной единице. Соответствующая зависимость представлена на схеме 1.

Какова диалектика рассматриваемых категорий? Формальная возможность при соответствующих условиях может превращаться в реальную, конкретную. Возможно и обратное превращение: когда не реализованы вовремя существующие условия, реальная возможность превращается в формальную (такое положение в современном обыденном языке выражается иронической формулой: «Не только поезд ушел, но и рельсы разобрали»).

 

 

 
 


 

Схема 1. Взаимосвязь возможности, вероятности, невозможности и неизбежности.

 

Большинство возможностей в обществе реализовано через посредство сознательной деятельности людей, как отдельных индивидов, так и масс. В этом случае нередко реализовывались самые маловероятные возможности, ибо человек специально формировал условия для их осуществления. Поэтому для общественной жизни важную роль в процессе превращения возможности в действительность играет субъективный фактор: ум, воля, целеустремленность, настойчивость человека в достижении поставленных целей.

Может быть так, что природа отказала человеку во многих физических возможностях, но, напрягая ум и волю, он успешно социализируется в обществе.

Может быть сформулирован соответствующий закон. Действительность есть реализованная возможность. Возможность есть потенциальная действительность, объективно существующая тенденция развития данного предмета, процесса, явления, не противоречащая объективным законам.

Методологическое значение категорий возможность и действительность. Категории ориентируют специалиста на выявление всего спектра существующих возможностей развития обстановки. При этом нередко интересы дела требуют такого развития событий, которое не является наиболее вероятным. Тогда требуется создание специфических условий, при которых реализуется именно наименее вероятная тенденция. В частности, задачей социальной работы как раз и является создание таких специфических условий для социализации (ресоциализации) клиента.

Отметим, что не всегда даже достаточно суровые ограничения, наложенные на конкретного человека природой, делают его настолько беспомощным, что он не в состоянии самостоятельно реализовать существующие возможности, пусть и достаточно абстрактные. Так, житель Каргополя С.А. Беляев после перенесенного в детстве полиомиелита оказался навсегда прикованным к постели. Тем не менее, научился сначала составлять программы для калькуляторов, потом стал программировать на профессиональном уровне, появились средства. Организовал первый в Каргополе Интернет-клуб. Сумел арендовать дом, что позволило уехать из дома-интерната для инвалидов и в 2004 году создать первый в Каргополе Информационный центр, организовал выпуск газеты «Дом на Пятницкой». В итоге С.А. Беляев стал своего рода центром города, реализовал себя как творческая личность[157]. Еще в доме-интернате он встретил свою единомышленницу Елену, и они поженились. Существенную помощь им оказывает ставшая фактически членом семьи социальный работник Валентина.

Талант и способности человека как раз и проявляются через умение создать условия для проявления наименее вероятных тенденций: добиться максимальных результатов с минимальными издержками. В философских терминах это означает умение создать условия, при которых нежелательные возможности теряли бы характеристики, которые позволяют им превратиться в действительность, а желательные возможности приобретали бы реальный характер и превращались в действительность.

Краткие выводы. Диалектика рассматривает развитие как сложный, противоречивый процесс, акцентирует внимание на развитии как саморазвитии, на поиске внутренних источников движения, важнейшими из которых выступают внутренние противоречия. Диалектическое понимание бытия исходит также из принципа всеобщей связи явлений, их взаимообусловленности и взаимозависимости.

Метафизика понимает движение упрощенно, в качестве источника развития выделяет лишь внешние воздействия («первотолчок»). Метафизический подход рассматривает предметы и явления неизменными, относительно изолированными, признавая в лучшем случае лишь внешние связи явлений.

Диалектическое понимание развития концентрированно выражают разработанные в трудах Гегеля основные законы диалектики. Закон взаимодействия противоположностей представляет развитие как последовательное вызревание и разрешение диалектических противоречий. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений фиксирует внимание на механизме развития, показывая, что при переходе границ меры количественные изменения вызывают смену качества. Закон отрицания отрицания, показывая преемственность этапов развития через диалектическое отрицание старого, показывает спиралевидную направленность большинства процессов развития.

Детерминизм есть философская концепция, которая исходит из причинной обусловленности каждого процесса или явления. Виды причинных связей описываются с помощью категорий «причина» и «следствие», они многообразны по характеру проявления. Основными видами причинно-следственных связей являются динамические и статистические. Причинно-следственные связи в обществе чаще всего носят квазистатический характер.

Устойчивые причинно-следственные связи, определяемые внутренними закономерностями данного процесса или явления, выступают как необходимые связи. Связи детерминации, носящие неустойчивый характер и определяемые внешними для данного явления факторами, определяются как случайные связи. Взаимосвязь необходимости и случайности характеризуется понятием «вероятность».

Одновременное существование нескольких тенденций в развитии процесса или явления выражается категорией «возможность». Реализованная возможность выступает как действительность и лишает остальные возможности реальных характеристик. Уровень профессиональной культуры специалиста определяется его способностью обеспечить превращение в действительность желательной возможности, даже если в данный момент она не носит реального характера.

Основные вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте единство и различие диалектики и метафизики.

2. Покажите основные принципы диалектики.

3. Охарактеризуйте закон взаимодействия противоположностей.

4. Покажите механизм развития с точки зрения закона взаимоперехода количественных и качественных изменений.

5. Как характеризуется направленность развития в законе отрицания отрицания?

6. Охарактеризуйте философское понятие детерминизма.

7. Каково соотношение категорий «причина» и «следствие»?

8. Покажите различие между необходимостью и случайностью.

9. Охарактеризуйте категории «возможность» и «действительность».

10. Покажите основные виды возможностей.

11. Покажите проявление законов диалектики в социальной работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.