Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия, цели и задачи повышения устойчивости функционирования объектовжелезнодорожного транспорта в чрезвычайныхситуациях




Без современной индустрии, высокоразвитого сельского хозяйства, развитой системы транспорта, мощного научного потенциала невозможно решение задач ни мирного, ни военного времени. Нарушение нормального функционирования их в результате ЧС может привести к нарушению нормальных условий жизнедеятельности населения, а в военное время решить исход войны в пользу агрессора. Поэтому одной из важных задач государства становится защита населения и территорий в ЧС мирного и военного времени. Эта задача решается путем повышения устойчивости функционирования (работы) объектов и отраслей экономики в ЧС мирного и военного времени.

Цели повышения устойчивости работы объекта (ПУРО) в ЧС: обеспечение функционирования объекта в ЧС, а в случае нарушения работы – восстановление ее в короткие сроки.

Задачи ПУРО: защита работников объекта экономики и членов их семей, снижение или исключение материальных потерь, ущерба природной среде в ЧС.

На железнодорожном транспорте кроме чисто транспортных объектов имеются промышленные предприятия, поэтому в главе рассматриваются мероприятия по повышению устойчивости работы транспортных и промышленных объектов.

Под устойчивостью работы объекта (устойчивостью объекта) в ЧС понимают его способность в условиях ЧС производить продукцию в заданных размерах и номенклатуре, а в случае нарушения процесса производства – в короткие сроки восстанавливать его. В понятие «устойчивость объекта» входит также его способность предупреждать возникновение ЧС, особенно техногенного характера, предотвращать или уменьшать угрозу жизни и здоровью людей, ущерб природной среде.

Под устойчивостью работы железнодорожного транспорта понимают его способность в условиях ЧС выполнять перевозки в заданных размерах, а в случае нарушения перевозочного процесса – в короткие сроки восстанавливать его.

Роль транспорта определяется тем, что он является связующим звеном между экономическими районами, отраслями экономики, производством и потреблением, а в военное время – между действующими войсками и тылом. При возникновении ЧС дополнительно появляются перевозки, не свойственные для нормальных условий жизнедеятельности населения. Это – подвоз аварийно-спасательных формирований и техники в зоны ЧС для проведения АСДНР, вывоз пораженных из зоны ЧС, эвакуация населения, материальных ценностей и другие перевозки, связанные с обеспечением работ по ликвидации ЧС.

В военное время растут перевозки войск, воинских грузов, в том числе опасных. При этом присутствует постоянная угроза со стороны противника нанесения ударов высокоточным оружием по важным объектам транспорта, даже по отдельным поездам с войсками и воинскими грузами (в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг 44% всех бомб, сброшенных фашисткой авиацией на совестко-германском фронте, приходилось на объекты железнодорожного транспорта, включая поезда в пути).

Объектами ГО железнодорожного транспорта называются важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые железнодорожные станции (узлы), имеющие мобилизационное задание (заказ) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения ЧС в мирное и военное время, отнесенные к категории по ГО в соответствии с постановлением Правительства РФ от 117.017.1999 г № 1115 «О порядке отнесения организаций к категории по ГО».

К важнейшим элементам объекта ГО относятся основные железнодорожные пути, устройства автоматики, связи и СЦБ, стрелочные переводы, искусственные сооружения, устройства энергоснабжения и другие. Для участковой, сортировочной, грузовой станций в зависимости от их назначения и характера работы важными элементами являются также сооружения и устройства локомотивного и вагонного хозяйства, сортировочные, грузовые и другие устройства.

Устойчивость объекта ГО зависит от многих факторов, в том числе от местоположения объекта относительно источников ЧС, характера и важности выполняемой работы, устойчивости инженерно-технического комплекса (зданий, сооружений, оборудования, устройств).

Под устойчивостью инженерно-технического комплекса (ИТК) понимают способность комплекса противостоять воздействию поражающих факторов источника ЧС, в первую очередь воздушной ударной волны. Устойчивость ИТК иногда называют физической или статической устойчивостью, а устойчивость работы – технологической устойчивостью объекта.

Поскольку обеспечить абсолютную защиту от воздействия воздушной ударной волны невозможно, устанавливают целесообразный предел устойчивости ИТК.

За предел устойчивости ИТК принимают величину избыточного давления на фронте воздушной ударной волны, при превышении которой объект выходит из строя, прекращает работу.

Большинство зданий, сооружений, оборудования считаются вышедшими из строя при средних разрушениях. (Ориентировочные значения избыточного давления на фронте воздушной ударной волны ΔРф, характеризующие разрушения, и характеристика степеней разрушений ударной волной элементов объектов приведены в приложениях №№ 8 и 8а соответственно) При таких разрушениях восстановление их возможно. При этом за предел устойчивости принимают средние значения табличных данных для средних разрушений (прил. …). Как правило, он задается вышестоящим органом, но может быть определен и на месте объектовой комиссией устойчивости, но не ниже заданного вышестоящим органом.

Предел устойчивости ИТК объекта в целом определяют в зависимости от устойчивости его элементов, существенно влияющих на работу объекта (для промышленного объекта – это основные цехи, для ОБЪЕКТА ГО – основные пути, устройства связи и СЦБ, локомотивного и вагонного хозяйства и другие, непосредственно связанные с обслуживанием движения поездов). При этом низкая устойчивость элементов, которые в случае разрушения могут быть восстановлены или заменены в короткие сроки, на определение предела устойчивости не должна влиять.

Пределу устойчивости по ударной волне должны соответствовать пределы устойчивости по тепловому излучению и другим поражающим факторам. При разработке мероприятий по повышению устойчивости должна быть обеспечена равная устойчивость по всем поражающим факторам источников ЧС.

Повышение устойчивости работы объекта (ПУРО) в ЧС состоит в разработке и осуществлении инженерно-технических, технологических, организационных и других мероприятий, направленных на повышение предела устойчивости ИТК, надежности работы объекта, исключение или снижение возможных потерь среди работников, разрушений зданий, сооружений и других элементов объекта, создание условий для проведения АСДНР и восстановительных работ в короткие сроки. Попутно решаются задачи по обеспечению безопасности труда, предотвращению ущерба природной среде.

Технологические мероприятия по ПУРО сводятся к внесению изменений в технологию производства в условиях ЧС. К ним можно отнести, например, пропуск поездов по обходам крупных узлов, перераспределение количества энергоносителей по потребителям с учетом условий ЧС и т. д.

Организационные мероприятия касаются действий людей в условиях ЧС. Примеры: определение порядка действий по сигналам оповещения, приведение в полную готовность формирований ГО, перевод на двухсменную работу вместо односменной и т.д.

Основными являются инженерно-технические мероприятия (ИТМ). Они направлены на инженерную подготовку объектов к работе в условиях ЧС. Примеры: строительство защитных сооружений, обходов крупных железнодорожных узлов и т. д.

Проведение ИТМ регламентируется государственными и отраслевыми нормативными документами (в дальнейшем: Нормы).

Нормы применяют при проектировании новых, реконструкции и расширении действующих объектов промышленности, транспорта (в том числе при строительстве вторых железнодорожных путей), энергетики, связи, расположенных в зонах возможных сильных разрушений. На остальной территории мероприятия выполняются в основном в объеме радиационной и химической защиты, а также связанные с защитой от стихийных бедствий.

Внедрение ИТМ на стадии проектирования дает наибольший экономический эффект, т. к. позволяет целесообразно сочетать интересы экономики и ГОЧС, достигать максимальных результатов при минимальных затратах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.