Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франчайзинг. Понятие франчайзинга




Понятие франчайзинга.

Система договорных отношений по кооперации хозяйственной деятельности крупных и мелких фирм в области распределения продукции и услуг получила широкую известность во всем мире под названием «франчайзинг», которое происходит от французского слова «франшиз» — льгота, привилегия. Франчайзинг в той или иной форме существует более чем в 80 странах. Франчайзинговые фирмы создают около 13% валового национального продукта США, что в три раза больше, чем торговля автомобилями. В США 80% новых компаний распадается в первые 7 лет существования, в то время, как 90% франчайзинговых компаний выживает.

На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг (по Гражданскому кодексу РФ коммерческая концессия) является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. В России нефтяные компании используют эту систему для привлечения независимых коммерческих АЗС и нефтебаз.

Международная ассоциация франчайзинга даёт следующее определение: «Франчайзинг (Franchising) или льготное предпринимательство — это контрактные взаимоотношения между франчай-лером и предприятием-оператором (франчайзи), в рамках которых франчайзер предлагает или обязуется поддержать такие области функционирования предприятия, как ноу-хау и обучение; при этом оператор ведет дело, используя общую торговую марку и технологию, владельцем которых является франчайзер, он же и контролирует их; и при этом оператор инвестирует существенную долю капитала своего предприятия за счет собственных средств».

То есть, головная фирма-продавец проекта (франчайзер) подготовит и облегчит путь человеку (оператору — франчайзи), который, возможно, никогда до этого не владел или не управлял предприятием, поможет ему начать собственное дело не только в уже определенных и установленных рамках, но и имея поддержку со стороны мощной организации на уровне головного офиса крупной компании. В ином случае такая поддержка не была бы доступна оператору по той цене, которую он мог бы себе позволить заплатить.

За приобретение права льготного предпринимательства и услуг постоянного характера начинающий предприниматель, естественно, будет платить.

Таким образом, преимущества льготного предпринимательства для оператора достаточно ясны: он получает мощную поддержку со стороны известной фирмы.

Преимущества франчайзера заключаются в следующем:

Первое - это, прежде всего, использование средств предприятия — оператора. Открытие торговой точки или другого небольшого предприятия, таким образом, не требует привлечения капитала головной фирмы.

Вторым преимуществом является использование трудовых ресурсов. Оператор отвечает за повседневные операции. Он существует на месте управления хозяйственной деятельностью и представляет интересы головной фирмы. В то же время им движет интерес собственника, а не наемного управляющего, поэтому он создаст эффективное и прибыльное предприятие.

То есть преимущества этой договоренности для головной фирмы могут быть изложены следующим образом:

1. Франчайзер может получать приличную прибыль, не подвергая свой капитал высокой степени риска и не занимаясь будничными управленческими проблемами.

2. Франчайзеру будет легче осваивать новые территории с помощью предприятий-операторов, у которых есть знание местных условий и местные интересы.

3. У франчайзера меньше проблем с персоналом, так как он не занимается этими проблемами на уровне каждого отдельного предприятия.

Как показывает мировой опыт, одной их эффективных форм сотрудничества нефтяных компаний и представителей малого и среднего бизнеса является заключение договоров о коммерческой концессии или франчайзинг.

Эта система выгодна всем: нефтяники сокращают собственные производственные издержки, владельцы АЗС - уменьшают свои риски, потребители получают высокие гарантии качества продукции и обслуживания.

Богатый опыт внедрения системы франчайзинга накопила крупнейшая нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». Внедрение системы франчайзинга позволило Компании избавиться от малорентабельных объектов (в 2001 году — 180 АЗС и 22 нефтебазы), передав их в аренду коммерческим структурам. В результате чего произошло сокращение производственных издержек (за год — на 1 млрд. руб.), повысилась конкурентоспособность продукции, и удалось сохранить влияние на традиционных рынках сбыта.

Без привлечения капиталовложений Компании в 2001 году на условиях франчайзинга работали 293 АЗС коммерческих фирм, что позволило увеличить долю АЗС под торговой маркой «ЛУКОЙЛ» в регионах деятельности НПО с 31 5 до 42%. В 2001 году предприятиями НПО реализовано по договорам франчайзинга свыше 700 тыс. тонн нефтепродуктов на сумму около 5 млрд. руб., что на 30% превышает объём реализации за предыдущий год.

Франчайзинг, в самом широком коммерческом смысле, представляет собой такой вид сделок, в котором одна сторона предоставляет другой право на использование интеллектуальной собственносIII.

Франчайзинг, таким образом, не просто альтернативное решение, это еще одно средство в арсенале производителя, оптовика или розничного торговца, которое можно использовать, чтобы расширить свой бизнес. Отсюда следует, что система франчайзинга применима почти к любому виду деловой активности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.