Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цена с учетом инфляции 8 страница




Суть метода отбора инвестиционных проектов с помощью перечня критериев заключается в следующем: рассматривается соответствие проекта каждому из установленных критериев и по каждому критерию дается оценка проекту. Метод позволяет увидеть все достоинства и недостатки проекта и гарантирует, что ни один из критериев, которые необходимо принять во внимание, не будет забыт, даже если возникнут трудности с первоначальной оценкой.

Основными критериями для оценки инвестиционных проектов являются: цели организации, стратегия, политика и ценности; финансовые критерии; научно-технические (для проектов НИОКР); производственные; внешние и экологические критерии.

Цели организации, стратегия, политика и ценности включают в себя:

¨ совместимость проекта с текущей стратегией организации и долгосрочным планом;

¨ оправданность изменений в стратегии организации (в случае если этого требует принятие проекта);

¨ соответствие проекта отношению организации к риску;

¨ соответствие проекта отношению организации к нововведениям;

¨ соответствие проекта требованиям организации с учетом временно2го аспекта (долгосрочный или краткосрочный проект);

¨ соответствие проекта потенциалу роста организации;

¨ устойчивость положения организации;

¨ степень диверсификации организации (т.е. число отраслей, не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой осуществляет свою деятельность организация, и их доля в общем объеме ее производства), влияющая на устойчивость ее положения;

¨ воздействие больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в организации;

¨ влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также неудачи проекта на состояние дел в организации.

К финансовым критериям относят:

¨ размер инвестиций (вложения в производство, вложения в маркетинг; для проектов НИОКР — затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно);

¨ потенциальный годовой размер прибыли;

¨ ожидаемую норму чистой прибыли;

¨ соответствие проекта критериям экономической эффективности капиталовложений, принятым в организации;

¨ стартовые затраты на осуществление проекта;

¨ предполагаемое время, по истечении которого данный проект начнет приносить прибыль, и максимальное отрицательное значение кумулятивной оценки расходов и доходов;

¨ наличие финансов в нужные моменты времени;

¨ влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств;

¨ необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проекта и его долю в инвестициях;

¨ финансовый риск, связанный с осуществлением проекта;

¨ стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста доходов фирмы, или доход от года к году будет колебаться);

¨ период времени, через который начнется выпуск продукции (услуг), а следовательно, возмещение капитальных затрат;

¨ возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот);

¨ фондоотдачу, т.е. отношение среднего годового валового дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдачи, тем ниже в общих расходах организации доля постоянных издержек, не зависящих от изменения загрузки производственных мощностей, а следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи в данной организации ниже среднеотраслевого, то в случае кризиса у нее больше шансов разориться одной из первых);

¨ оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легкодоступных производственных ресурсов).

Научно-техническими критериям и (для проектов НИОКР) являются:

¨ вероятность технического успеха;

¨ патентная чистота;

¨ уникальность продукции (отсутствие аналогов);

¨ наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта;

¨ соответствие проекта стратегии НИОКР в организации;

¨ стоимость и время разработки;

¨ возможные будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии;

¨ воздействие на другие проекты;

¨ патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом);

¨ потребности в услугах консультативных фирм или размещении внешних заказов на НИОКР.

В число производственных критериев входят:

¨ необходимость технологических нововведений для осуществления проекта;

¨ соответствие проекта имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы);

¨ наличие производственного персонала (по численности и квалификации);

¨ величина издержек производства, сравнение ее с величиной издержек у конкурентов;

¨ потребность в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).

К внешним и экологическим критериям относят:

¨ возможное вредное воздействие продуктов и производственных процессов;

¨ правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству;

¨ возможное влияние перспективного законодательства на проект;

¨ возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта.

В случае необходимости формализации результатов анализа проекта по перечням критериев (это требуется при анализе большого числа альтернативных проектов) используют балльную оценку проектов. Метод балльной оценки заключается в следующем:

¨ определяют наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляют перечень критериев);

¨ критериям присваивают веса в зависимости от их важности, этого можно достичь простым опросом руководителей, предложив им распределить на всю группу критериев 100 пунктов, составляющих единицу, в соответствии с относительной важностью тех или иных критериев для общего решения.

Качественные оценки проекта по каждому из названных критериев («очень хорошо», «хорошо» и т.д.) выражаются количественно. Это могут сделать эксперты путем подробного описания, а затем количественного выражения составляющих критерия. При этом вовсе необязательно равномерное распределение весов. Общая оценка по данной системе получается путем перемножения весов рангов на вероятности достижения этих рангов и получения таким образом вероятностного веса критерия, который затем умножается на вес критерия. Полученные данные по каждому критерию суммируются. Однако полученные оценки проектов нельзя считать абсолютно достоверными. Это связано с субъективностью представлений, исполь­зуемых при назначении весов по каждому фактору, а также при присвоении числовых значений каждому из рангов. В связи с этим небольшое различие в суммарной оценке не может являться основанием для принятия решения. Необходима очень осторожная интерпретация значения балльного показателя. При выборе проекта, оценке его эффективности следует учитывать факторы неопределенности и риска.

Наиболее точным является метод формализованного описания неопределенности. Применительно к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включает в себя следующие этапы:

1) описание всего множества возможных условий реализации проекта и отвечающих этим условиям затрат, результатов и показателей эффективности;

2) преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или об интервалах их изменения;

3) определение показателей эффективности в целом с учетом неопределенности условий его реализации — показателей ожидаемой эффективности.

Основными показателями, используемыми для сравнения различных проектов (вариантов проекта) и выбора лучшего из них, являются показатели ожидаемого интегрального эффекта (экономического на уровне народного хозяйства, коммерческого на уровне отдельной организации). Эти же показатели используются для обоснования рациональных размеров и форм резервирования и страхования.

Таким образом, оценки экономической эффективности инвестирования инновационного проекта могут базироваться на различных методиках и ориентироваться на различные критерии. Выбор методики и критериев зависит от специфики нововведения, типа отрасли и ряда других факторов. Окончательное решение принимается руководителем предприятия (фирмы) и согласовывается с инвесторами, партнерами, контрагентами. Специфика инновационной деятельности предполагает активное использование как методов финансово-экономической оценки, так и многофакторных методов; учет самых разных критериев, любой из которых может оказаться решающим в процессе принятия решения относительно проекта.

Контрольные вопросы

1. Что представляют собой экономический эффект и экономическая эффективность?

2. В чем состоит отличие общей и сравнительной экономической эффективности?

3. Какие показатели сравнительной экономической эффективности существуют?

4. Что такое реальные и портфельные инвестиции?

5. Какие виды реальных инвестиций вы знаете?

6. Чем отличаются инвестиции от капитальных вложений?

7. Что характеризует технологическая, воспроизводственная, отраслевая и территориальная структура капитальных вложений?

8. В чем смысл современного подхода при экономическом обосновании инвестиций?

9. Как можно повысить эффективность капитальных вложений при реализации какого-либо проекта?

10. Каковы основные источники финансирования капитальных вложений на предприятии?

11. С помощью каких показателей выбирают инновационный проект для реализации?

12. Какие методы используют при выборе инновационных проектов?

13. Как используют индекс рентабельности для выбора инновационного проекта?

14. Для чего применяют период окупаемости при выборе инновационного проекта?

15. Какова сущность метода дисконтирования?

16. В чем состоит суть метода отбора инвестиционных проектов с помощью перечня критериев?

17. В чем заключается сущность метода формализованного описания неопределенности?

Контрольные задачи

Задача 6.1. Банк согласился учесть вексель на сумму 10 тыс. руб. за 60 дней до срока погашения. Определите сумму вексельного кредита, если ставка дисконта составляет 14% годовых.

Методические указания

Дисконтированную сумму вексельного кредита определяют по формуле

где Р — начальная цена векселя, тыс. руб.;

i — годовая ставка дисконта, %;

n — время от момента приобретения до момента погашения векселя, дн.;

Т — временнáя база (360 дн.).

 

Задача 6.2. Определите сумму средств к погашению кредита в размере 2 тыс. руб., полученного на 30 дней под 16% годовых.

Методические указания

Наращенную сумму долга с учетом процентов за кредит рассчитывают по формуле

где Р — сумма кредита, тыс. руб.;

i — годовая ставка процента за кредит, %;

п — срок, на который выдается кредит, дн.;

Т — временна2я база (360 дн.).

Задача 6.3. Определите сумму вклада сегодня, чтобы через два года иметь накопления в размере 10 млн руб. Годовая ставка процента составля­ет 6%.

Методические указания

Дисконтированную сумму вклада вычисляют по формуле

где Р — сумма вклада, млн руб.;

i — годовая ставка процента, %;

n — срок депозитного вклада, лет.

 

Задача 6.4. Банк принял к учету вексель в сумме 100 млн руб. за 60 дней до наступления срока погашения. Определите сумму вексельного кредита при годовой ставке дисконта 16%.

Методические указания

Дисконтированную сумму вексельного кредита определяют по формуле

где P — начальная цена векселя, млн руб.;

i — годовая ставка дисконта, %;

n — время от момента приобретения до момента погашения векселя, дн.;

T — временна2я база (360 дн.).

 

Задача 6.5. Используя формулу простых процентов, определите сумму средств к погашению краткосрочного кредита в размере 100 млн руб. через 30 дней. Годовая ставка процента составляет 16%.

Методические указания

Наращенную сумму долга с учетом процентов за кредит рассчитывают по формуле

где Р — сумма кредита, млн руб.;

i — годовая ставка процента за кредит, %;

n — срок, на который выдается кредит, дн.;

T — временна2я база (360 дн.).

 

Задача 6.6. Используя формулу сложных процентов, определите сумму депозитного вклада в размере 100 млн руб. через два года при ежегодном начислении 6% годовых.

Методические указания

Наращенную сумму депозитного вклада вычисляют по формуле

F = P (1 + i: 100) n,

где Р — начальная сумма депозитного вклада, млн руб.;

i — годовая ставка процента, %;

n — срок депозитного вклада, лет.

 

Задача 6.7. Используя формулу сложных процентов, найдите сумму депозитного вклада в размере 100 млн руб. через два года при полугодовом начислении процентов. Годовая ставка составляет 6%.

Методические указания

Наращенную сумму депозитного вклада определяют по формуле

где k — период времени, через который начисляются проценты, мес.;

n — срок депозитного вклада;

m — частота начисления процентов.

 

Задача 6.8. Используя формулу дисконтирования, определите размер вексельного кредита при учете векселя в сумме 100 млн руб. за 100 дней до наступления срока погашения. Годовая ставка дисконта составляет 6%.

Методические указания

Дисконтированную сумму вексельного кредита рассчитывают по формуле

где P — начальная цена векселя, млн руб.;

i — годовая ставка дисконта, %;

n — время от момента приобретения до момента погашения векселя, дн.;

T — временна2я база (360 дн.).

 

Задача 6.9. Используя формулу дисконтирования, определите величину приведенного дохода от инвестиций за два года, если в первом году получено 100 млн руб., во втором — 200 млн руб. Годовая ставка дисконта составляет 16%.

Методические указания

Приведенный доход от инвестиций вычисляют по формуле

где Pk — годовые денежные поступления в будущие периоды k, млн.руб.;

i — годовая ставка дисконта, доли единицы;

k — номер периода;

n — срок денежных поступлений, лет.

 

Задача 6.10. Определите сумму средств к погашению краткосрочного кредита в размере 100 млн руб. через 18 дней при годовой ставке процента 16%.

Методические указания

Наращенную сумму долга с учетом процентов за кредит определяют по формуле

где P — сумма кредита, млн руб.;

i — годовая ставка процента за кредит, %;

n — срок, на который выдается кредит, дн.;

T — временна2я база (360 дн.).

 

Задача 6.11. Определите сумму депозитного вклада в размере 100 млн руб. через два года при ежегодном начислении 10% годовых.

Методические указания

Наращенную сумму депозитного вклада рассчитывают по формуле

F = P (1 + i: 100) n,

где Р — начальная сумма депозитного вклада, млн руб.;

i — годовая ставка процента, %;

n — срок депозитного вклада, лет.

 

Задача 6.12. Определите сумму депозитного вклада под 10% годовых в размере 100 млн руб. через два года при полугодовом начислении процентов.

Методические указания

Наращенную сумму депозитного вклада вычисляют по формуле

где k — период времени, через который начисляются проценты, мес.;

n — частота начисления процентов;

m — срок депозитного вклада, лет.

 

Задача 6.13. Распределению среди акционеров подлежит 20 млн руб. чистой прибыли предприятия. В обращении находится 1000 обыкновенных акций. Дивиденды, выплаченные по привилегированным акциям, составили 5 млн руб. Определите доход (прибыль) на одну акцию.

Методические указания

Доход на одну акцию определяют как частное от деления всей суммы денежных средств, направляемых на выплату дивидендов по обыкновенным акциям, на число акций, находящихся на руках акционеров:

Д = Доб.а: Ч,

где Доб.а — дивиденды, выплачиваемые по обыкновенным акциям;

Ч — число обыкновенных акций, находящихся в обращении;

Доб.а = ЧП – Дпр.а,

где ЧП — чистая прибыль предприятия, подлежащая распределению среди акционеров;

Дпр.а — дивиденды, выплачиваемые по привилегированным акциям.

 

Задача 6.14. Предприятие выплатило по акциям 100 млн руб. дивидендов. Рыночная стоимость акций составляет 4 млрд руб. Определите текущую доходность (дивидендный доход) акций предприятия (в обращении находится 40 тыс. акций).

 

ГЛАВА 7
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

7.1. Понятие цены, функции и виды цен

Цена — денежное выражение стоимости товара; это экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого времени. Такое определение соответствует затратному подходу формирования цен, т.е. основой этого подхода являются производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском продукции.

В таком определении центр тяжести перенесен на понятие «стоимость». Однако стоимость, как затраты труда на производство товара, количественно не измерить. Поэтому стоимость, а значит и цену, стали находить посредством затратного принципа, согласно которому цена определяется суммарными затратами всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, т.е. издержками производства или себестоимостью.

Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены:

Ц = И + П.

При рыночном подходе формирования цен определяющими факторами ценообразования являются конъюнктура рынка, спрос и предложение. В рамках такого подхода приемлемо следующее определение: цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

В такой формулировке выделяются два основных акцента:

1) подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления;

2. цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар, поэтому вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится.

Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую играют цены в экономике.

Функции цен и способы их реализации различают в зависимости от того, в какой экономике они действуют: централизованно-государственного или рыночного типа. Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар.

С измерительной функцией соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. При сравнении цен появляется возможность различать более и менее дорогие товары, дорогие и дешевые.

Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Например, на предприятии есть пять станков, но другое дело, когда в учете используется цена, т.е. на предприятии есть пять станков по 300 тыс. руб. на общую сумму 1,5 млн руб.

Как измеритель цена может представлять собой один из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен следует возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены представляют собой основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. Уровень цен способствует выравниванию спроса и предложения, т.е. происходит саморегулирование товарно-денежных процессов.

В нерыночной экономике искусственность навязывания регулирующей функции цене является малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а следовательно, и регулирования экономики.

При наличии государственного воздействия на цены цена может выполнять распределительную функцию, что в полной мере используется в централизованной экономике. Повышая или понижая оптовые и розничные цены, можно тем самым перераспределять доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Недаром же советская номенклатура приобретала блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях». Однако при этом создаются перекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, возникают конфликты и на экономической, и на социальной почве.

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменения чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимают во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Как в нерыночной, так и в рыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения суммы, вырученной от продажи. Механизм этого влияния основан на желании производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги.

Разница между проявлением этой функции в рыночной и нерыночной экономике заключается в том, что в рыночной производитель стремится увеличивать и товар, и качество, и цену, а в нерыночной — только цену.

В рыночной экономике цена является объективной категорией, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения, денежного обращения. Все попытки насильственно назначать так называемые «правильные», «нужные» цены приводят только к нарушению объективных экономических законов. Вследствие этого — углубление дефицита, инфляция, спекуляция, социальная несправедливость, талоны. Однако и в условиях рынка не избежать регулярного воздействия государства на цены, ценовой механизм, ценовую политику.

Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен.

1. Виды цен в зависимости от сфер торговли. Цены определяет вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, т.е. масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены подразделяют на оптовые (отпускные), розничные, закупочные и тарифы (расценки).

Оптовыми (отпускными) называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли.

Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, т.е. в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Закупочными являются цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

Тарифы (расценки) — это цены на услуги, например, оплата коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон и т.д. При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, а также качество.

2. Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования. Такие цены могут быть жестко фиксированными (назначаемыми), регулируемыми (изменяемыми), договорными (контрактными) и свободными (рыночными).

Жестко фиксированные цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. В основе такого ценообразования лежит затратный принцип.

Регулируемые цены изменяются государственными органами. В этом случае воздействие со стороны государства на цены носит огра­ниченный характер. Чаще всего регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом, устанавливать цены выше которого запрещено. Также проводится регулирование путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности). Это означает, что отношение прибыли к себестоимости или к цене не должно превосходить заданного уровня. Например, если отношение прибыли к себестоимости П: С < 50% и С = 1000 руб., то цена Ц £ 1500 руб.

Эти ограничения обычно вводят для предприятий-монопо­листов.

В условиях рыночной экономики регулирование распространяется на товары и услуги, имеющие жизненное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, общест­венный транспорт, потребительские товары первой необходимости).

Договорными являются цены, величина которых определена соглашением перед актом купли-продажи или документально зафиксирована контрактом между продавцами и покупателями.

В договорах принято выделять специальный раздел, в котором устанавливается уровень цен: диапазон цен (в пределах от и до), верхний и нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств (не зависящих от продавца и покупателя), принятия новых законов.

Свободные цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

Рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализацией цен.

3. Другие виды цен. Эти цены классифицируют по самым разнообразным признакам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.