Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Немецкая философия XIX в.- уникальное явление мировой философии




Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человече­ство, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

• совместить в себе почти все известные в тот период фило­софские направления - от субъективного идеализма до вуль­гарного материализма и иррационализма;

• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

• материализм (середина и вторая половина XIX в.);

• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «филосо­фия жизни».

Немецкая классическая философия получила особое распро­странение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких фило­софов того времени: Иммануил Кант (1724 - 1804), Иоганн Фихте (1762 - 1814), Фридрих Шеллинг (1775 - 1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831 ), Людвиг Фейербах (1804 - 1872).

В немецкой классической философии представлены три ведущих направления: объективный идеализм (Шеллинг, Гегель);субъективный идеализм (Фихте); материализм (Фейербах).

Иммануил Кант (1724 -1804) -основоположник немецкой классической философии. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

1. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естест­вознания. Философские выводы Кантабыли революционными для его эпохи: солнечная система возникла из большого облака разреженных в космосе частиц материи. Все живое на Земле, в том числе и человек, - результат биологической эволюции.

2. Критический период так названв связи с выходом в то время трех фундаментальных фило­софских произведенийКанта, принесших ученому репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавших огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критикаспособности суждения».

В книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма. Он выдвигает гипотезу, согласно которой главной причина трудностей при познании является не природа, а ограниченность человеческого ра­зума.

Наряду с сознанием, которое Кант называет «чистым разумом», осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «прак­тический разум», под которым понимает нравственность и также критикует в другом произведении - «Критика практического разума».

И. Кант сформулировал кате­горический императив - моральный закон,который имеет высший и безусловный характер: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Это значит: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству. Императив (лат. imperativus - повелительный)- это общее нравственное предписание.

Третья книга критического периода «Критика спо­собности суждения» посвящена в основном проблемам эстетики. Помимо разума и рассудка Кант находит у людей третью способность - способность судить о прекрасном.

3. Социально-политические взгляды И.Канта: он был сторонником демократии и правопорядка, как в отдельном обществе, так и в международных отношениях; выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) был од­ним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе. К еговажнейшим философским трудамотносятся: «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права». Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

1. Теория объективного идеализма. Стержневым понятием этой теории является абсолютная идея, которую Гегель называл Мировым духом, независимый от сознания и являющийся первопричиной всего материального мира. Носитель абсолютной идеи - Человек. Сознание каждого человека - частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный Мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.

2. Диалектика как всеобщий философский метод.

Диалектика,по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики состоитв том, что:

все - Мировой дух, «конечный дух» (т.е. человек), предметы и явле­ния окружающего мира, процессы - содержит в себе проти­воположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

• единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире.

Гегель вывел три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

Важнейший вывод Гегеля о бытии и сознании заключается в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. «Все разумное действительно, а все действительное разумно».

Людвиг Фейербах (1804 - 1872) был представителем мате­риалистического направления в немецкой классической фило­софии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал от­сутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перене­сением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фей­ербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фей­ербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в.

Классический материализм XIX в. представлен марксизмом - комплексным учением, состоящим из трех частей: марксистской философии, политэкономии (экономического учения) и научного коммунизма (социально-политической теории). Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).

Особенности марксистской философии:

1) выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

2) показала главную роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

3) рассматривала историю как целенаправленный и закономер­ный процесс (эта теория является стержнем исторического материализма);

4) дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;

5) выступала с атеистических позиций;

6) осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма).

В основу диалектического материализмаМаркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По вы­ражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксис­тами с «головы на ноги».

Основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); материя и бытие - одно и то же; сознание понимается как свойство материи отражать саму себя;

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; она находится в постоянном движении и развитии по законам диалектики;

• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человече­ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

• важным фактором развития является практика - преобразо­вание человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека.

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв. Марксизм-ленинизм был официальной философией Советского Союза и имеет прочные позиции в современной России.

Не только материалисты были не согласны с идеалистическим объяснением картины окружающе­го мира классиками немецкой философии. Во второй половине XIX в. особое распространение в Гер­мании получили идеи иррационализма.

Иррационализм - направление в философии, отрицавшее объ­ективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

Основоположником иррационализма считается Артур Шо­пенгауэр (1788 - 1860).Универсальным принципом своей философии он про­возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире, является воля.Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные «насущные» философские проблемы - человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит ввозможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основополож­ником родственной иррационализму философии жизни, ко­торая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия - бы­тие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире - то есть жизнь, единственную реальность для человека.

Цель философии, по Ницше, - помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека: «воля к жизни»; воля внутри самого человека («внутренний стержень»); неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты; имеющая первостепенное значение воля к власти. Каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире­нию своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я». Философия Ницше была предшественницей современных западных концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни - прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.