Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 2.1




2.2

2.1

Капиталистическая фирма. У индивидуального товаропроизводителя труд являлся источником части чистого дохода. Остается источником дохода он и для наемного работника. Однако для капиталистической фирмы он уже выступает в качестве источника денежных затрат: ведь для приобретения прав на использование чужой рабочей силы необходимо выплачивать заработную плату. Чистый доход капиталистической фирмы приобретает форму прибыли, представляющей собой разницу между валовым доходом от реализации продукции, с одной стороны, и денежными издержками (включая заработную плату) и амортизацией - с другой. Максимизация прибыли на вложенный капитал представляет собой основную цель капиталистической фирмы.

Изменение содержания чистого дохода ведет и к модификации формулы равновесной цены. Последняя получила название цены производства и имеет следующий вид:

 

P = C/q + D/q + (K/q) x r, (4)

 

где C — текущие денежные издержки на производство всей продукции за рассматриваемый период времени, включающие рентные платежи, затраты на потребленные предметы труда и заработную плату;

D - амортизация,

К — авансированный капитал,

r - равновесная процентная ставка,

q - количество произведенной продукции за соответствующий период времени.

Максимизация прибыли. В хозяйстве, основанном на индивидуальном труде, важнейшим лимитирующим фактором выпуска являлись возможности самого производителя. В экономике, базирующейся на наемном труде, это ограничение снимается: любое количество факторов производства, включая рабочую силу, здесь может быть приобретено на рынке. Означает ли это, что масштабы производства определяются фирмой исключительно исходя из доступного ей капитала?

В условиях сложного, основанного на коллективном труде производства появляется возможность выпускать любой товар при помощи многочисленных технологий, для которых характерны различные сочетания факторов производства (прежде всего рабочей силы и капитала). Вся совокупность эффективных с производственной точки зрения технологий описывается производственной функцией:

 

Y = f (x1, …, xn), (5)

 

где Y — величина выпуска продукции в натуральном измерении,

x1, …, xn - используемые количества факторов производства.

 

 

Рис. 2.2

Общие, средние и предельные издержки в долгосрочном плане

 

Будем первоначально рассматривать такой вариант, при котором фирма получает в свое распоряжение землю и средства труда на основе аренды. Тогда ее денежные затраты будут складываться из рентных и арендных платежей, стоимости потребленных предметов труда и величины выплаченной заработной платы. Стоящая перед фирмой задача - выбрать ради максимизации прибыли при сложившихся на рынке факторных ценах (ренте, арендной плате, ценах на предметы труда и заработной плате) и при данном уровне выпуска такую технологию, которая обеспечивает наименьшие общие, а следовательно, и средние издержки производства.

С ростом выпуска минимальные общие издержки растут неравномерно (рис. 2.2). На первом этапе они увеличиваются медленнее производства, поскольку здесь преобладает так называемы и эффект масштаба. На втором этапе ситуация меняется на прямо противоположную, поскольку доминировать начинает эффект роста расходов на управление производством по мере его усложнения. Такой динамике общих затрат соответствует U-образная форма кривой средних издержек (снижение на первом этапе, рост на втором).

Назовем предельными издержками прирост общих издержек при увеличении выпуска на 1 единицу. Кривая предельных издержек также имеет U-образную форму; она находится ниже кривой средних издержек на первом этапе и выше - на втором. Соответственно, она пересекает кривую средних издержек в точке ее наименьшего значения.

 

 

Рис. 2.3

Максимизация прибыли фирмой в долгосрочном плане

 

Будем понимать под предельным доходом прирост общего дохода при увеличении выпуска на 1 единицу. Если предположить, что масштабы выпуска фирмы в рамках отрасли представляют незначительную величину, то его изменения не будут влиять на цену, по которой продукция будет продаваться на рынке. Это означает (рис. 2.3), что кривая спроса — DD (от английского demand) - на продукцию фирмы будет совпадать с кривой ее предельного дохода — МR (от английского marginal revenue): поскольку каждая следующая единичка продукции продается по одной и той же цене, постольку предельный доход совпадает с ценой. Оптимальный сточки зрения максимизации прибыли выпуск имеет место тогда, когда предельные издержки равняются предельному доходу. В самом деле, при меньшем выпуске предельные издержки меньше предельного дохода, а это значит, что увеличение производства сопровождалось бы ростом прибыли. И наоборот, при большем выпуске прибыль начинает сокращаться, т. к. дополнительные затраты превышают дополнительный доход.

Максимизирующему прибыль выпуску A соответствуют издержки в размере АС, включающие процент на заемный капитал и его амортизацию. Соответственно, ВС представляет собой прибыль предпринимателя, ведущего производство без использования собственных средств. Следует обратить внимание на то, что задача максимизации прибыли заставляет фирму превысить выпуск ОА1, обеспечивающий наименьшие средние издержки.

При снижении цены вплоть до уровня р1, [кривая DD(МR) опускается вниз] выпуск фирмы будет уменьшаться (до величины ОА1). В случае дальнейшего падения цены фирма становится убыточной и должна прекратить выпуск. При цене, равной р,, фирма будет вести производство в размере ОА1. При этом у нее будут минимальные средние издержки и нулевая прибыль (не считая процента на капитал, который вместе с амортизацией достанется собственнику средств труда).

При различных уровнях цены, от р1, и выше, кривая предельных издержек определяет максимизирующий прибыль выпуск фирмы. Таким образом, эта кривая, начиная с точки В1, представляет собой кривую предложения фирмы. Она является возрастающей, что неудивительно: ведь чем больше цена на выпускаемую фирмой продукцию, тем больше прибыль.

До сих пор мы исходили из того, что ничто не мешает фирме адаптировать уровень выпуска к требованиям рынка. В долгосрочном плане та кое допущение справедливо. Однако в краткосрочной перспективе дело обстоит иначе из-за наличия у фирмы фиксированных факторов производства, под которыми имеются в виду элементы физического капитала и земли. В самом деле, в случае резкого роста спроса на выпускаемый фирмой товар невозможно мгновенно построить новые цеха, необходимые для выпуска дополнительной продукции с минимальными издержками. Точно так же, при падении спроса невозможно сразу же отказаться от части арендуемой земли, поскольку договор об аренде заключен на фиксированный срок.

Наличие фиксированных факторов производства приводит к появлению у фирмы в краткосрочном плане фиксированных издержек, не зависящих от уровня выпуска (рис. 2.4). Соответственно, их величина, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции (SAFC – sbort-run average fixed costs), тем меньше, чем больше выпуск. Наряду с фиксированными имеются и переменные издержки (SAVC – sbort-run average variable costs), величина которых изменяется вместе с изменением выпуска. К таким издержкам относятся затраты на сырье и на заработную плату (если отсутствуют жесткие договоры о сроке найма).

Важным следствием наличия у фирмы фиксированных издержек в краткосрочном плане является целесообразность продолжения ею производства в условиях, когда цена меньше общих издержек, но больше издержек переменных. В данном случае, обеспечивая покрытие части фиксированных издержек, фирма минимизирует свои убытки.

В краткосрочной перспективе кривая средних издержек (SAC – sbort-run average costs), формирующаяся в результате суммирования кривых удельных фиксированных и переменных затрат, имеет U-образную форму.

Однако причина здесь — в законе убывающей предельной производительности факторов производства. В соответствии с этим законом каждая следующая единица прироста одного из факторов производства при фиксированном количестве остальных дает меньшее увеличение выпуска продукции, чем предыдущая. Это объясняется тем, что при таком алгоритме увеличения производственного потенциала нарушается оптимальность его структуры, т. е. применяются все менее и менее эффективные технологии. Соответственно, с определенного момента рост издержек (правое крыло U-образной кривой!) становится неизбежным.

 

 

Рис. 2.4

Издержки фирмы в краткосрочном плане

 

Для примера рассмотрим следующий случай. Пусть фирма осуществляет выпуск в соответствии с требованиями долгосрочного равновесия, изложенными выше. В этот момент спрос на продукцию отрасли резко возрастает, что приводит к значительному повышению цен. Возникает очевидный стимул к увеличению производства. Однако для строительства нового цеха, позволяющего фирме с оптимальными издержками удовлетворить спрос, нужно время. Поэтому в краткосрочном плане она прибегает к дополнительному набору рабочих с тем, чтобы на тех же мощностях увеличить выпуск. Ей удается это сделать, однако лишь ценой неуклонного снижения эффективности (роста средних затрат). Возникает вопрос: каков оптимальный сточки зрения максимизации прибыли набор дополнительных рабочих?

Ответ прост: в условиях, когда в силу закона убывающей предельной производительности труда прирост дохода от каждого следующего работника падает, необходимо остановиться в тот момент, когда этот прирост, именуемый предельным ценностным продуктом труда, будет в точности равен величине заработной платы. В противном случае, дополнительные затраты начнут превышать дополнительные доходы (рис. 2.5).

Таким образом, в оптимальном положении предельный ценностной продукт труда MVPL (произведение предельного продукта труда на цену производимой фирмой продукции) должен быть в точности равен заработной плате. А это значит, что построенный график (см. рис. 2.5) одновременно характеризует спрос фирмы на рабочую силу LD. Спрос на рабочую силу со стороны всей отрасли складывается из кривых спроса действующих в ней фирм. Точно так же предельный ценностной продукт капитала и земли в оптимальном положении должен быть в точности равен величине арендной платы и ренты соответственно. А графики предельного ценностного продукта капитала и земли являются одновременно графиками спроса фирмы на соответствующий фактор производства.

И в заключение - о ситуации, когда фирма является собственником земли и физического капитала. Очевидно, что сам по себе этот факт не должен влиять на оптимальную величину выпуска фирмы. Но ясно и то, что все кривые денежных издержек фирмы при этом сдвигаются вниз на величину ренты и арендной платы, а потому прямое применение изложенной выше методики привело бы к иным результатам.

 

 

Рис. 2.5

Оптимальный уровень найма для фирмы (кривая спроса фирмы на рабочую силу)

 

Стандартная экономическая теория выходит из этой ситуации следующим образом. Вводится понятие альтернативных (экономических) издержек, в состав которых наряду с денежными издержками включается упущенная выгода от того, что используемые в производстве земля и капитал, соответственно, не сданы в аренду и не переданы в кредит. Поскольку эта упущенная выгода равняется величине ренты и платежам по обслуживанию кредита (амортизации основной части кредита и процентной ставке), постольку применение альтернативных издержек позволяет возвратить соответствующие кривые «на место». Но тогда оказывается, что понятие экономических издержек (общих, средних, предельных) тождественно соответствующим разновидностям индивидуальной цены производства фирмы: ведь последняя складывается как раз из денежных затрат, амортизации и части прибыли, представляющей процент на капитал и ренту.

Данное обстоятельство заставляет нас внести некоторые коррективы в формулировку цели капиталистической фирмы. Оказывается, что более точно говорить не о максимизации прибыли, а о максимизации прибыли в рамках данного выпуска или, что то же, о максимизации сверхприбыли (т. е. прибыли сверх процента на капитал и ренты). Дело в том, что для максимизации общей величины прибыли следовало бы установить выпуск на уровне, обеспечивающем равенство предельных денежных издержек предельному доходу. При этом пришлось бы использовать большее количество факторов производства, соответственно возросли бы величины амортизации, процента на капитал и ренты, а сверхприбыль упала бы, хотя и в меньшей степени. Между тем, нормальную отдачу на капитал и ренту их владелец рассматривает как естественное вознаграждение, а уменьшение уже имевшейся сверхприбыли — как недопустимую потерю.

 

Типы рыночных структур. Под рынком совершенной (свободной) конкуренции понимается такая рыночная структура, в рамках которой каждый производитель имеет дело с горизонтальной (абсолютно эластичной*) кривой спроса. Это означает, что предельный доход фирмы постоянен и равен цене производимого ею товара. Выше, рассматривая максимизацию прибыли капиталистической фирмой, мы исходили именно из этой ситуации.

 

 

Рис. 2.6

Краткосрочная и долгосрочная кривые предложения отрасли свободной конкуренции

 

Совершенный рынок. Для формирования совершенного рынка необходимы следующие условия:

ü наличие множества фирм в отрасли;

ü выпуск отраслью стандартной продукции;

ü свободный доступ потребителей к достоверной информации о качестве продукции, выпускаемой фирмами;

ü свободный «вход» на рынок и «выход» с него.

При анализе формирования равновесия на свободном рынке необходимо иметь в виду особенности функций (кривых) предложения отрасли в краткосрочном и долгосрочном плане. В краткосрочной перспективе имеет место не только наличие фиксированных факторов производства, используемых каждой фирмой, но и фиксированность количества фирм в отрасли. В долгосрочной перспективе как те, так и другие ограничения отсутствуют.

Краткосрочная кривая предложения отрасли SRMS (рис. 2.6) получается в результате горизонтального суммирования кривых предложения всех находящихся в отрасли фирм. Долгосрочная кривая предложения LRMS отрасли эластичнее краткосрочной, т. к. в случае изменения цен не только отдельные фирмы будут изменять свой выпуск (причем из-за отсутствия фиксированных издержек - в большей степени, чем в краткосрочном плане), но будет изменяться и количество фирм в отрасли. Кроме того, в силу упоминавшейся возможности минимизации убытков предложение в краткосрочном плане будет начинаться при более низкой цене, чем в долгосрочном.

Важное значение имеет понятие «маргинальной фирмы». Так называется фирма, у которой минимальные долгосрочные средние альтернативные издержки в точности равны цене. Это название связано с тем, что такая фирма - первый кандидат на «вылет» из отрасли, т. к. самого небольшого повышения цены достаточно, чтобы она не могла обеспечивать нормальную отдачу на капитал и ренту на собственную землю.

 

 

Рис. 2.7

Равновесие на отраслевом совершенном рынке в условиях горизонтальной кривой предложения

 

Если все фирмы в отрасли, а также те, которые могут войти в отрасль, являются технологическими близнецами, а потому обладают одинаковыми кривыми средних альтернативных издержек, то конкуренция приводит к тому, что кривая долгосрочного предложения отрасли становится абсолютно эластичной. Это значит, что изменение спроса приводит не к изменению предложения каждой фирмой, а к изменению числа фирм в отрасли. Причем каждая из фирм является в таких условиях маргинальной.

Следует обратить внимание на то, что хотя у каждой отдельно взятой фирмы в условиях совершенной конкуренции кривая спроса горизонтальная, кривая общественного спроса на продукцию отрасли имеет, как и обычно, отрицательный наклон. Рыночная цена в условиях «технологической однородности» отрасли устанавливается на фоне минимальных долгосрочных средних альтернативных издержек (рис. 2.7). Соответственно, объем производства каждой фирмы будет равняться q1, а количество фирм в отрасли — частному от деления равновесного выпуска отрасли Q1 на величину выпуска отдельной фирмы q1.

Если по каким-то причинам произойдет увеличение спроса на продукцию отрасли (кривая DD1 сдвинется вправо), то в краткосрочном плане каждая из находящихся в отрасли фирм увеличит выпуск до q2, при этом их средние и альтернативные издержки повысятся. В соответствии с кривой краткосрочного предложения SRSS увеличится до Q2 и выпуск отрасли. Однако возросшая прибыльность отрасли приведет к приходу в нее новых фирм, что увеличит предложение и снизит цену. Полная (долгосрочная) адаптация (приспособление) рынка к изменению спроса произойдет тогда, когда в отрасли окажется такое количество фирм, при котором они смогут удовлетворять спрос, выпуская продукцию при минимальных долгосрочных средних альтернативных издержках. Прямо противоположное будет происходить в случае сокращения спроса.

 

 

Рис. 2.8

Социальная эффективность совершенного рынка

 

Доказано, что если условия совершенной конкуренции господствуют на всех отраслевых рынках, то экономика обязательно обеспечивает эффективность по Парето, гарантируя полное использование всех факторов производства и выход на границу производственных возможностей. Социальная эффективность такой экономики связывается с тем, что выпуск на всех товарных рынках устанавливается на уровне, обеспечивающем максимизацию общественной полезности, поскольку предельные альтернативные издержки общества (фирм) на производство оказываются равными предельным общественным выгодам, отражаемым кривой спроса*.

Если бы выпуск представленного на рисунке 2.8 товара был меньше равновесного, то величина предельной общественной полезности SМВ оказалась бы больше, чем предельные альтернативные общественные издержки SМС. А это означало бы, что не все возможности увеличения общественной полезности использованы. И наоборот, если уровень выпуска будет выше равновесного, то предельные альтернативные общественные издержки окажутся больше, чем предельная общественная полезность. Следовательно, общий уровень полезности начал падать.

Монополия. Монопольная рыночная структура является антиподом рынку свободной конкуренции. В данном случае предполагается наличие одного производителя и отсутствие возможности появления в отрасли его конкурентов (невозможность входа в отрасль новых фирм). Разновидностью такой структуры является монопсония, предполагающая наличие одного покупателя на продукцию отрасли. Ее закономерности являются зеркальным отражением закономерностей классической монополии, поэтому специально анализировать мы ее не будем.

Возникновение монополистической ситуации может быть результатом ряда причин. В некоторых случаях ее появление являлось следствием специальных решений властей, предоставлявших отдельной фирме право эксклюзивного занятия той или иной деятельностью (например, производством водки). В других случаях монополия формировалась в результате приобретения одним собственником всех предприятий соответствующей отрасли. Наконец, имеются виды деятельности, технологические особенности которых делают неэффективным существование в отрасли более одного производителя. Речь идет о так называемых естественных монополиях. В качестве примера последних можно привести трубопроводный и железнодорожный (в части путевой и станционной инфраструктуры) транспорт, систему передачи электроэнергии, местное централизованное водо- и теплоснабжение.

Признаком естественной монополии является наличие у соответствующего предприятия не U-образной, а убывающей кривой средних и предельных альтернативных издержек. Благодаря этой особенности любой по величине спрос может быть эффективно удовлетворен одним производителем. Соответственно, для других производителей в отрасли просто «нет места».

Как и любая другая капиталистическая фирма, монополия стремится к максимизации прибыли и устанавливает объем выпуска на уровне, где альтернативные предельные издержки равны предельному доходу. Однако в отличие от конкурентной фирмы кривая спроса на ее продукцию (а следовательно, и кривая предельного дохода) – убывающая. Это связано с тем, что понятия отрасли и фирмы в условиях монополистической организации рынка сливаются. Поэтому точка пересечения кривых предельных альтернативных издержек и предельного дохода всегда лежит ниже кривой спроса.

 

 

Рис. 2.9

Максимизация прибыли монополией

 

Поскольку для конкурентной фирмы свойственно равенство рыночной цены предельным альтернативным издержкам, постольку имеющаяся здесь разница между ними (отрезок DС на рис. 2.9) рассматривается как мера монополистической мощи данной фирмы. При этом монополия, как правило*, получает сверхприбыль (сумму, превышающую индивидуальную цену производства).

На рисунке 2.9 изображена ситуация, когда прибыль максимизируется монополией, состоящей из ряда объединенных одним собственником предприятий, - об этом свидетельствует U-образная форма кривых средних (АС) и предельных альтернативных (МС) издержек. Устанавливая выпуск на уровне, соответствующем равенству предельной индивидуальной цены производства предельному доходу, монополия реализует сверхприбыль в размере ВС; отрезок DС характеризует степень монополистической мощи данной фирмы. Цену реализации p продукции принято называть монопольной ценой (иногда — монопольновысокой ценой).

Другой важной особенностью монополии является отсутствие у нее однозначно определенной кривой предложения. Это значит, что в зависимости от положения кривой спроса на ее продукцию она будет поставлять на рынок различное количество продукции при одних и тех же ценах.

Существование монополистических структур препятствует достижению экономикой состояния, эффективного по Парето. В социальном плане ситуация, порождаемая монополией, считается неблагоприятной, т. к. выпуск устанавливается на таком уровне, когда предельные альтернативные общественные издержки ниже, чем предельные общественные выгоды, связанные с увеличением производства данного товара. Иными словами, монополия в отличие от свободной конкуренции препятствует достижению производством оптимального уровня с точки зрения максимизации общественной полезности. Дополнительные выгоды для одного производителя в данном случае наносят ущерб многочисленным потребителям: они потребляют меньшее количество соответствующего блага по повышенной цене.

В силу этого обстоятельства в большинстве стран мира действует антимонопольное законодательство, направленное на предотвращение монополизации потенциально конкурентных рынков. Что касается естественных монополий, то свобода их действия, как правило, резко ограничивается государством, а в отдельных случаях возможность их эффективного регулирования связывается с национализацией.

Олигополия. Ситуация, когда на рынке действует ограниченное число фирм и существуют серьезные барьеры для входа новых конкурентов, называется олигополией. В силу немногочисленности рыночных игроков изменение выпуска каждого из них оказывает непосредственное влияние на состояние рынка (равновесные выпуск и цену). Трудности входа на рынок способствуют консервации такого положения дел. Примерами олигополистически организованных отраслей сегодня являются производства гражданских самолетов, судов, автомобилей.

Олигополистические рынки формируются, как правило, на основе процесса концентрации производства. Технический прогресс приводит к тому, что уровень минимальных издержек достигается фирмой при величине выпуска, составляющей значительную часть совокупного потребления данного товара. Очевидно, что в таком случае в отрасли могут эффективно функционировать лишь несколько предприятий.

Важнейшая особенность олигополистической структуры рынка состоит в том, что в ее рамках у фирм объективно формируется противоречивое стремление, с одной стороны, к сговору с производителями в отношении масштабов выпуска и реализации продукции, а с другой - к тайному нарушению условий достигнутого соглашения. Совместное установление квот на поставку продукции на рынок (картелирование) фактически позволяет участникам создать ситуацию монополии на рынке и обеспечить себе получение монопольно высоких цен и прибылей. Тайное от партнеров нарушение договоренностей, состоящее в увеличении выпуска сверх согласованных квот, позволяет (в случае если партнеры, ничего не подозревая, продолжают выполнять свои обязательства) еще более увеличить размеры прибыли.

На олигололистическом рынке каждая фирма должна принимать во внимание возможную реакцию конкурентов на свои действия. Ситуация в этом отношении аналогична той, которая характерна для любой игры, и именно поэтому для анализа олигополистических рынков широко применяется теория игр. По этой же причине конкуренция в условиях олигополистически организованных отраслей существенно отличается от конкуренции в рамках совершенных рынков; ее принято называть стратегической конкуренцией.

В известных случаях фирма может резко увеличить выпуск и снизить цену на свою продукцию, стремясь, не считаясь с временными потерями, завоевать большую рыночную квоту, а вместе с ней и возможности последующего контроля над рынком. При этом, разумеется, существует опасность переоценить собственные силы в ценовой войне с конкурентами.

В случае роста издержек олигополистическая фирма будет очень осторожно подходить к принятию решения о повышении цены. Ведь если за ней не последуют конкуренты, то она может попросту лишиться рынка.

Стратегическая конкуренция направлена не только на действующие в отрасли фирмы, но и на потенциальных конкурентов. В условиях олигополии существуют естественные барьеры для входа и, прежде всего, огромная минимальная величина капитала, необходимая для налаживания «с нуля» эффективного производства в соответствующей отрасли. Помимо этого действующие в отрасли фирмы зачастую возводят искусственные барьеры: создают избыточные производственные мощности (с тем, чтобы иметь возможность в любой момент наводнить рынок продукцией, сбить цену и разорить любого «пришельца»); ведут масштабные научно-исследовательские работы и держат «про запас» значительную часть их результатов; диверсифицируют выпускаемую продукцию (для новой фирмы конкурировать по целому ряду родственных продуктов значительно сложнее, чем по одному); проводят дорогостоящую маркетинговую политику, призванную развить у потребителя приверженность к. торговой марке (брэнду).

Высокий уровень доходности в олигополистических отраслях иногда приводит к появлению фирм, действующих по принципу «бей — беги». Они входят в отрасль с тем, чтобы успеть ухватить высокую прибыль до того, как против них действующими гигантами будут приняты меры (в первую очередь — увеличение выпуска и обрушение цен). После этого они уходят из отрасли. Разумеется, такая стратегия имеет смысл только тогда, когда издержки, связанные с входом и выходом, не «съедают» всей сверхприбыли. Сговоры в отношении дележа рынка (картелирование) в большинстве стран запрещены антимонопольным законодательством. Монополистическая конкуренция. Заслуга в выявлении особенностей структуры монополистической конкуренции принадлежит известным экономистам XX в. - англичанке Джоан Робинсон и американцу Эдуарду Чемберлину. Под монополистической конкуренцией понимается такая рыночная структура, в рамках которой имеется большое количество относительно небольших фирм, каждая из которых производит близкий, но не совпадающий полностью по качественным характеристикам продукт. Поэтому отрасль в данном случае состоит из фирм, производящих не однородную продукцию, как в условиях свободной конкуренции, а близкие субституты (заменители). В результате каждая из фирм имеет собственный устойчивый круг потребителей, а потому кривая спроса на ее продукцию является убывающей. Вход фирм в отрасль в условиях монополистической конкуренции и выход из нее - свободный.

Поскольку для отрасли, организованной таким образом, характерны наличие большого количества фирм и свободный вход на рынок и выход с него, постольку она напоминает совершенный рынок. Поскольку в силу неполной однородности продукции каждая из фирм сталкивается с убывающей кривой спроса, постольку в отрасли есть что-то от монополистически организованного рынка. Именно отсюда происходит название данной рыночной структуры.

Монополистическая конкуренция свойственна для таких сфер, как ориентированная на определенный круг потребителей торговая деятельность, ресторанное обслуживание, исполнительские искусства. В бакалейной лавке, расположенной в данном квартале, продаются те же самые товары, что и в крупных универсамах. Вместе с тем, многие жители близлежащих домов предпочитают делать мелкие покупки именно в ней. С одной стороны, это связано с нежеланием терять время на лишние переезды, а с другой —: особо теплой атмосферой обслуживания постоянных клиентов, характерной именно для таких торговых точек. В результате бакалейная лавка оказывается близким субститутом универмага и обладает убывающей кривой спроса. В сфере ресторанного обслуживания и исполнительских искусств каждое из предприятий (ресторан, театр и т. п.) обладает собственным брэндом, создающим ему особый контингент потребителей. Близкими субститутами здесь уже являются продукты деятельности (блюда, театральные постановки), но результат тот же - убывающая кривая спроса на услуги соответствующих организаций.

 

 

Рис. 2.10

Касательное равновесие

в условиях монополистической

конкуренции

 

Важно иметь в виду, что кривые спроса отдельных фирм в условиях монополистической конкуренции не независимы друг от друга: предоставляя близкие по характеру услуги, они конкурируют между собой за «кошелек потребителя». Резкое повышение цен на билеты в театре имени Евг. Вахтангова может привести к увеличению числа посетителей МХТ или Лейкома. Особенности рассматриваемой рыночной структуры наиболее ярко проявляются в характере достижения в ее рамках состояния равновесия. Приведем иллюстрирующий пример.

Цирк. Предположим, в городе имеется один цирк; спрос на его услуги представлен (рис. 2.10) кривой DD, предельный доход цирка — кривой МR, а средние и предельные индивидуальные цены производства (средние и предельные альтернативные издержки) - соответственно кривыми АС и МС. Тогда максимизирующий прибыль цирк будет предоставлять услуги в размере Q0; при этом цена услуг (билетов) цирка будет превышать как предельные (свидетельство монополистической мощи!), так и средние альтернативные издержки (свидетельство наличия сверхприбыли). Наличие сверхприбыли в цирковой деятельности приведет к организации новых «цирковых фирм». Каждая следующая такая фирма (а мы для простоты считаем, что у нее такие же предельные и средние альтернативные издержки, как и у первой) будет отбирать часть посетителей у первого цирка, в результате чего кривая спроса на его услуги будет постепенно сдвигаться влево. При этом будет уменьшаться превышение ценой как, предельных (уменьшение монополистической мощи), так и средних альтернативных издержек (падение сверхприбылей). Вход на рынок новых цирковых коллективов прекратится тогда, когда каждый действующий цирк будет получать лишь среднюю прибыль. Это произойдет в тот момент, когда кривая спроса Ш' каждого цирка окажется касательной по отношению к кривой его альтернативных средних издержек. Отсюда и происходит название - касательное равновесие. Следует обратить внимание на то, что в состоянии равновесия цирк, хотя и не получает сверхприбыли, обладает известной мерой монополистической мощи (цена превышает предельные альтернативные издержки производства).

 

Из сказанного понятно, почему в условиях монополистической конкуренции особой остротой характеризуется борьба за потребителя. Ведь сдвиг кривой спроса фирмы вправо ведет к расширению масштабов ее деятельности, снижению издержек, появлению (или увеличению) сверхприбыли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.