Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 3.2. Феномен обратной селекции




Феномен обратной селекции. Впервые исследование обратной селекции было проведено на примере «рынка лимонов» - так в США принято называть подержанные автомобили низкого качества. На рынке одновременно предлагаются машины высокого и низкого качества, и покупатель не способен отличить одни от других. Допустим, что вероятность покупки «лимона» равна 50%. За «лимон» покупатель готов заплатить 1 тыс. долл., а за качественный автомобиль — 5 тыс. долл. Но раз он не знает, покупает он «лимон» или качественный автомобиль, скорее всего он согласится потратить 3 тыс. долл. (0,5 х 1 тыс. + 0,5 х 5 тыс.). Понятно, что в выигрыше в этом случае окажутся только продавцы «лимонов», а продавцы качественных автомобилей вынуждены будут покинуть рынок. Таким образом, сработает «обратный отбор», в результате которого качество товаров на рынке будет постоянно ухудшаться. Аналогичная ситуация возникает всегда, когда покупателю неизвестно качество приобретаемого товара.

 

Моральный риск связан с проблемой принципала и агента и возникает при заключении долгосрочных договоров, например, договора страхования. Страховщик (принципал) обязуется оплатить страхователю (агенту) убытки, а страхователь обязуется принять все меры к предотвращению убытков. Однако на самом деле часть страхователей, будучи недобросовестной, сплошь и рядом не следит за своим имуществом или даже пытается получить страховую премию с помощью различного рода манипуляций с ним. В результате страховщик вынужден устанавливать более высокие взносы, чтобы обезопасить себя от угрозы злоупотреблений. Это, в свою очередь, может привести к тому, что для добросовестных страхователей использование услуг страховщика окажется нецелесообразным, и они откажутся от договора страхования. Как и в случае с обратным отбором, моральный риск постоянно будет выталкивать честных страхователей. Моральный риск возникает и во многих других ситуациях - например, в сношениях менеджера (агента) и акционеров (принципалов). Не так уж редко акционеры в достаточной степени не осведомлены о решениях менеджера и не могут оценить, как эти решения повлияли на результаты деятельности компании.

В некоторых случаях для преодоления информационной асимметрии могут применяться и негосударственные механизмы - например, реклама, накопление репутации и т. п. Однако в современном мире рынок зачастую не справляется с информационной проблемой. И тогда ему на помощь приходит государство, устанавливая стандарты отчетности для корпораций и нормы качества для тех или иных продуктов.

Низкая способность рынка к адаптации. В некоторых случаях механизм саморегулирования рынка, сводящий вместе спрос и предложение, не функционирует. Например, на рынках продовольствия часто наблюдается аномальная реакция предложения — при снижающихся ценах фермеры вынуждены увеличить объем производства, чтобы компенсировать наметившееся снижение доходов. Некоторые товары (товары Гиффена) характеризуются аномальной реакцией спроса — рост цен ведет к увеличению потребления этих товаров. Речь идет в основном о дешевом продовольствии, которое в условиях общего роста цен становится заменителем более дорогих продуктов, уже не доступных потребителю.

Проблемой является и адаптация рынка в условиях структурных кризисов, когда производители не в состоянии адекватно реагировать на снижение спроса и вынуждены уходить с рынка в связи с необходимостью вложения больших инвестиций в основные фонды и обострением социальных проблем. Наглядным примером здесь является европейская угольная и сталелитейная промышленность. Наконец, способность рынка к адаптации уменьшается вследствие господства негибких долгосрочных контрактов. В международной экономике эмпирически подтвержденным примером негибкости рынков является аномальная реакция платежного баланса — снижение курса национальной валюты к иностранной ведет к результатам, обратным ожидаемым: росту импорта и сокращению экспорта. Во всех этих случаях также требуется соответствующее вмешательство государства.

Иррациональное поведение. Модель совершенной конкуренции исходит среди прочего из совершенной рациональности в поведении участников рыночных процессов. Однако рациональность решений, принимаемых на реальных рынках, нередко вызывает сомнение. Речь, прежде всего, идет о так называемых мериторных благах* — благах, объективно обладающих полезностью, не осознаваемой потребителями. Примером может служить начальное образование в преимущественно неграмотной стране, где государство принуждает родителей отправлять своих детей в школу «для их же блага».

Таким образом, выявляя «провалы рынка», можно получить достаточно обширный перечень условий, при которых государство должно активно воздействовать на рыночные процессы. В этой связи современная рыночная экономика справедливо считается смешанной, где «невидимая рука» рынка систематически взаимодействует с дополняющей ее «видимой рукой» государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.