Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль совместных предприятий в развитии национальной экономики. Инвестиционные соглашения




Деятельность предприятий с иностранным капиталом имеет тот же эффект для национальной экономики, что и появление в стране новых хозяйствующих субъектов: увеличивается заня-


тость и заработная плата, растут инвестиционные расходы, уве­личиваются поступления в бюджет страны-реципиента.

Особенностью создания в стране предприятий с иностранным капиталом является то, что в результате формируются новые свя­зи между национальной экономикой и зарубежными рынками иностранного партнера. В результате из-за рубежа в страну пос­тупают новые технологии производства и управления, появляют­ся новые рынки сбыта и ресурсов. Если обобщить результаты соз­дания на территории страны предприятий с иностранным капита­лом, то структуру экономического эффекта можно разделить на количественную и качественную составляющие (рис. 6.11).

Рис. 6.11. Социально-экономическая роль СИ в развитии национальной экономики

Качественная составляющая макроэкономического эффекта СП включает изменение различных показателей конкурентоспо­собности страны:

• факторных условий, т.е. характеристик факторов производ­
ства, которыми располагает страна — квалификация рабочей си­
лы, развитость инфраструктуры, уровень созданных активов;

• условий спроса и емкости рынков сбыта: период возникнове­
ния спроса на новый вид продукции, уровень требований покупа­
телей к качеству и цене продукции;

• характеристик родственных и поддерживающих отраслей —
качества технологий поставщиков комплектующих, конкурентос­
пособности готовой продукции потребителей продукции СП;

• стратегии местных предприятий: изменение роли внешнеэ­
кономического фактора в хозяйственной стратегии национальных
компаний, появление в стране международных корпораций, из­
менение стратегии роста местных компаний;


• национальной экономической безопасности: соответствие' стратегии иностранных компаний национальным интересам.

Количественная составляющая макроэкономического эф­фекта СП включает изменение основных показателей валового внутреннего продукта страны: объема чистого экспорта, уровня доходов/расходов государственного бюджета, уровня потреби­тельских расходов населения, величины инвестиционных рас­ходов в стране.

Рассмотрим подробнее составляющие макроэкономического эффекта создания и деятельности СП для национальной эконо­мики.

Благодаря деятельности СП в страну приходят новые техно­логии производства, более производительное оборудование, дос­туп к которым получают не только СП и предприятия-партнеры, но и другие национальные субъекты благодаря "эффекту рас­пространения знаний". СП способствуют росту технологических характеристик национальной экономики в процессе осуществле­ния НИОКР в стране-реципиенте. Как правило, научные иссле­дования связаны с необходимостью адаптации технологий инос­транного партнера и продукции СП к местным условиям про­изводства либо особенностям спроса.

Пример. Американские ТНК (1992 г.) около 87 % расходов на НИОКР осу­ществляли в стране базирования и 12 % — за рубежом. Следует отметить и наме­тившуюся тенденцию к некоторой децентрализации НИОКР, поскольку в 1982 г. этот показатель составлял 91 %. Это обусловлено развитием научной базы в дру­гих странах и необходимостью доступа ТНК к рынкам научных работников и на­учным результатам этих стран.

Влияние СП на формирование человеческого капитала прини­мающей экономики осуществляется по следующим направлениям. В первую очередь, указанный эффект обеспечивается в процессе подготовки и переподготовки местного персонала, которую осущес­твляет СП. В результате местные специалисты обучаются современ­ным методам организации производства, менеджмента, маркетинга, которые применяют западные партнеры. Для обучения местных специалистов СП применяют две формы: внутрифирменное обуче­ние и внефирменную подготовку персонала — обучение в специа­лизированных учебных центрах. Рост квалификации местного пер­сонала принимающей экономики может происходить также косвен­но, благодаря "эффекту распространения знаний" — в процессе де­лового общения персонала СП с персоналом компаний партнеров, вследствие текучести кадров на СП и др.

Пример. По данным Центра ООН по ТНК, доля местных специалистов в персонале ИФ составляет: из занятых непосредственно в производстве — 99 %, среди технического персонала — 93,7 %, управляющих — 69,9 %, переднем — 97,1 %.


Положительную роль СП играют в улучшении факторных ус­ловий принимающей страны. Создание СП обеспечивает нацио­нальной экономике доступ к каналам снабжения иностранных компаний, позволяет использовать более привлекательные зару­бежные рынки природных ресурсов, получать необходимое обо­рудование и комплектующие.

Изменение конкурентной среды в экономике в результате соз­дания СП оказывает влияние на условия спроса, повышая требо­вания к качеству продукции СП до мирового уровня, насыщая рынок новой продукцией.

Деятельность предприятий с иностранным капиталом наряду с положительным может оказывать и негативное влияние на кон­курентоспособность принимающей экономики, создавая угрозу национальной безопасности страны. К основным составляющим этой угрозы можно отнести: закрепление сырьевой специализа­ции страны и вытеснение местных предприятий из высокопри­быльных, высокотехнологичных отраслей; потеря внешних рын­ков сбыта национальными компаниями; утрата технологического лидерства и научно-технического потенциала страны.

Пример. Западноевропейские строительные компании с началом широкой приватизации в странах Центральной и Восточной Европы для сохранения своих монопольных позиций на европейском рынке начали активно скупать цементные заводы в этих странах. Приобретаемые предприятия впоследствии либо консер­вировались, либо полностью закрывались. В России иностранные инвесторы ак­тивно скупают наукоемкие предприятия ВПК, которые являются их потенциаль­ными или действующими конкурентами. Эти предприятия в дальнейшем либо включались в производственные цепочки ТНК, либо также закрывались.

Количественно эффект создания на территории страны пред­приятий с иностранным капиталом выражается в изменении та­ких показателей, как численность занятых, уровень экспорта и инвестиционных расходов, размер налоговых поступлений в бюд­жет, уровень потребительских расходов населения.

Пример. Роль, которую прямые иностранные инвестиции играют в стимули­ровании экономического роста в современном мире, можно оценить по следую­щим данным: доля ПИИ в финансировании внутренних капиталовложений раз­витых странах составила в 1986—1989 гг. во Франции, Италии, Германии 5,1 —10 %, в США, Испании, Греции — 10,1 —15 %; с помощью иностранных ин­вестиций в 1989 г. было произведено во Франции, Финляндии, Японии, Норве­гии менее 5 % ВНП, в Германии, Австрии, Италии, Испании, Португалии, США - 5,1-10 % ВНП, в Великобритании - 15,1-20 % [7].

Размер инвестиционных расходов СП определяется исходя из размера уставного фонда СП, притока дополнительных инвести­ций за счет внешних кредитных ресурсов и реинвестированных прибылей. Влияние деятельности СП на уровень инвестицион­ных расходов в экономике происходит также в процессе установ-



ления прямых и обратных связей СП с местными предприятиями. Показателем обратных связей является потребление СП продук­ции местных фирм, показателем прямых связей — доля про­изводственного потребления продукции СП местной экономикой.

Пример Некоторые развивающиеся страны с целью максимизации "эффек­та создания связей" в результате деятельности в стране предприятий с иностран­ным капиталом вводят особые требования к производственной деятельности СП — требование о содержании местной составляющей в продукции СП "доля стоимости комплектующих, материалов, сырья, производимых национальными компаниями в себестоимости продукции СП должна быть не ниже. %"

Деятельность СП оказывает влияние на уровень занятости в местной экономике. Во-первых, СП активно используют местный производственный персонал и управленческие кадры. Во-вторых, СП устанавливают производственные связи с местными компания­ми и тем самым стимулируют внутреннее производство и занятость. Увеличение количества занятых в национальной экономике оказы­вает положительное влияние и на размер потребительских расходов населения тем более, что размер заработной платы персонала СП, как правило, превышает средний по экономике уровень.

Количественное влияние деятельности СП на экономику Рес­публики Беларусь представлено в табл. 6.4. Как видно из приве­денных данных, роль компаний с иностранным капиталом в наци­ональной экономике постоянно растет: увеличивается количество занятых на СП, растет доля СП в общем объеме производства на­циональной экономики, во внешнеторговом оборота, экспорте и импорте Республики Беларусь.

Таблица 6 4. Динамика вклада СП в экономику РБ в 1995—2001 гг., %


 


 

Показатель 1995 г г 1997 г. 1998 г 1999 г 2000 г г 2002 г.
Доля СП в общем объеме                
промышленного производства 1,6 2,1 2,1 4,6 5,2 5,2 5,1 7,0
Доля СП в занятости 0,5 0,7 0,9 1,3 1,1 1,4 1,6 1,8
Соотношение среднемесячной                
зарплаты в СП и в нацио-                
нальной экономике _              
Доля иностранных инвесто-                
ров в основных фондах РБ 0,0 0,0 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2
Доля иностранных инвести-                
ций в валовых инвестициях                
РБ 6,6 7,8 2,4 4,3 2,6 5,2
Доля СП во внешнеторговом                
обороте РБ 2,9 4,2 4,8 6,0 5,8 6,4 7,5 10,4
Доля экспорта СП в общем                
объеме экспорта РБ 3,8 5,2 4,3 4,4 5,8 6,7 7,7 9,8
Доля импорта СП в общем                
объеме импорта РБ 2,0 3,3 5,4 6,4 5,7 6,2 7,4 10,9

О том, что предприятия с иностранным капиталом в целом по­ложительно влияют на экономическое развитие принимающей страны, говорит и тот факт, что во многих развивающихся стра­нах и странах с переходной экономикой с целью привлечения иностранного капитала создается специальный льготный режим деятельности для предприятий с иностранным капиталом.

Его основу составляют автоматические и условные финансовые стимулы: первые применяются в случае получения компанией ста­туса предприятия с иностранным капиталом вне зависимости от его производственных и экономических показателей, вторые — при выполнении компанией с иностранными инвестициями определен­ных требований к деятельности (численность занятых, доля эк­спорта в общем объеме выпуска, доля местных комплектующих в продукции и др.). Для приоритетных проектов предусмотрена воз­можность создания особого режима реализации в результате заклю­чения инвестиционных соглашений между иностранным инвесто­ром и правительством принимающей страны.

В соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Бе­ларусь, инвестиционный договор заключается в целях оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвести­ционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь. Инвестиционный договор заключается между Республикой Беларусь (в лице правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа го­сударственного управления Республики Беларусь) и националь­ным или иностранным инвестором.

Инвестиционный договор содержит следующие основные по­ложения: срок действия инвестиционного договора; объект и объем инвестиционной деятельности; права и обязанности инвес­тора, в том числе по соблюдению законодательства в области ох­раны окружающей среды и рационального использования при­родных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности; дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора и касающиеся налогового и таможенного режима, эколо­гических норм и иных условий, являющихся существенными для инвестора и действующих в момент заключения данного инвести­ционного договора, а также обязательства по выдаче инвестору разрешительных документов, необходимых для реализации ин­вестиционного проекта; ответственность сторон за несоблюдение условий инвестиционного договора; порядок и орган рассмотре­ния споров (включая международный арбитраж для иностранно­го инвестора), вытекающих из инвестиционного договора.

Инвестиционный договор также может включать следующие дополнительные положения: взаимные обязательства сторон по развитию производственной и социальной инфраструктуры реги-


она; право инвестора на вывоз из Республики Беларусь произве­денной в результате выполнения договора принадлежащей ему продукции и полученной прибыли (доходов); обязательства иностранного инвестора по найму и обучению работников из чис­ла физических лиц Республики Беларусь, условия по использова­нию технологий, а также обязательства инвестора по обучению работников созданной организации после окончания реализации инвестиционного проекта; иные условия в зависимости от специ­фики инвестиционного проекта.

Предварительным этапом заключения инвестиционного согла­шения является государственная экспертиза инвестиционного про­екта с целью обоснования целесообразности государственной под­держки. В Беларуси она проводится Министерством экономики.

Основными критериями оценки инвестиционных проектов при проведении государственной комплексной экспертизы являются:

• актуальность инвестиционного проекта и его соответствие
стратегии развития отрасли;

• финансовое состояние организации-инвестора;

• техническая, технологическая, финансовая возможность и
целесообразность реализации инвестиционного проекта в намеча­
емых условиях осуществления инвестиционной деятельности;

• обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному
проекту и государственного участия в этом проекте;

• научно-технический уровень привлекаемых и (или) создава­
емых технологий;

• конкурентоспособность производимой продукции (работ,
услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность страте­
гии маркетинга организации-инвестора;

• сравнительные показатели эффективности и устойчивости
инвестиционного проекта;

• объем недополученных доходов бюджета, связанных с пре­
доставлением льгот, и их компенсация;

• валютоокупаемость проекта.

Государственная комплексная экспертиза инвестиционных проектов проводится на основании бизнес-плана, предоставляе­мого инвестором; информации о финансовом состоянии инвесто­ра (от аудиторов, Министерства финансов Республики Бела­русь); информации о научно-техническом уровне используемых технологий по инвестиционным проектам (от Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь).

Литература

1. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Учеб. для вузов. 2-е
изд. псрсраб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Гарретт Б., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер. с анг. М.: ИН-
ФРА-М, 2002.


3. Лнсофф Р. Стратегическое управление. Сокр. пер с англ. / Научи, ред и
авт. прсдисл. Л.И. Евенко. М.: Экономика, 1989.

4. Кинг У., Кинланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная поли­
тика. М.: Прогресс, 1982.

5. Энциклопедия рыночного хозяйства. Предпринимательский тип хозяй­
ствования /Ред. Л.И. Абалкин. М.: Изд. дом "Путь России", 2002.

6. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: госу­
дарственное и межфирменное: Учеб. пособие М.:.Консалтторгбанк, 2002.

7. Иностранные капиталовложения: мировая практика и национальные про­
блемы: Сб. обзоров / Ред. А.И. Безрукова. М.: ИНИОН РАН, 1994.

8. Кратко И.Г. Международное предпринимательство. М.: ЮНИТИ-ДА-
НА, 2001.

9". Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М.: ИНФРА-М, 2001.

10. Петровская Л. М, Данильченко А. В. Формы заграничной деловой актив­
ности. Мн.: НИО, 1998.

11. Гончаров В. В. Новые прогрессивные формы организации в промышлен­
ности. М.: Междунар. науч.-исслед. ин-т проблем управления, 1998.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.