КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность совместного предприятия и основные принципы совместного предпринимательстваСовместное предприятие (СП) является формой международной межфирменной кооперации, которая предполагает создание компаниями разной национальной принадлежности нового хозяйствующего субъекта с целью улучшения конкурентных позиций материнских компаний. Процесс создания СП представляет собой процесс объединения ресурсов компаний-партнеров. Механизм объединения ресурсов составляет основу экономического механизма СП, определяет результативность межфирменного сотрудничества, формирует механизм распределения между собственниками ресурсов управленческих функций, рисков деятельности и результатов межфирменного сотрудничества. Как было отмечено выше, СП, являясь формой межфирменного сотрудничества, является и самостоятельным экономическим субъектом; в силу этого следует выделить характерные черты СП как институциональной единицы: • в процессе создания и хозяйствования СП взаимодействуют • межфирменное сотрудничество имеет долгосрочный харак «в СП объединяются взаимодополняющие и однородные ресурсы предприятий-партнеров, порядок их объединения и характеристики самих ресурсов закрепляются в учредительных документах предприятия и формируют экономический механизм СП; • объединение ресурсов и их особенности создают основу для Устойчивость кооперационных связей и результативность межфирменной кооперации во многом зависит от того, на сколько компании следуют общим принципам построения кооперационных отношений; принципами совместной предпринимательской деятельности являются: • совместное участие материнских компаний в управлении • равновыгодность проекта для участвующих сторон; • наличие у предприятий ресурсов, определяющих целесооб рассматривать как эффект взаимодополнения (например, один партнер предоставляет свои технологии производства, а другой — дистрибьюторскую сеть и торговую марку), так и эффект обеспечения необходимого масштаба затрат. Пример. Стремление одного из партнеров доминировать, игнорирование компанией-лидером интересов других партнеров, т.е. несоблюдение основных принципов предпринимательской деятельности, часто приводит к неудаче проектов межфирменной кооперации. СП Magnetic Peripherals Inc. (MPI) создано компаниями Control Data, Honeywell и Bull с целью производства электронных дисковых систем. Лидером в данном альянсе являлась компания Control Data По мере того, как менялись стратегические планы компании Control Data, она стремилась навязывать свои интересы СП: пользуясь своим влиянием в альянсе, вынуждала других участников одобрять выгодный ей бюджет исследовательских работ СП, планировать технические параметры изделий и т.д Постоянные проблемы, вызванные расхождениями точек зрения и ошибками партнеров при организации производства, привели в конечном итоге к реорганизации СП и поглощению компанией-лидером. Совместное участие партнеров в управлении предприятием, разделение прибылей, убытков, рисков является еще одним важным принципом совместной предпринимательской деятельности, несоблюдение которого может привести к существенным проблемам в деятельности СП. Так, например, при реализации совместного проекта Concorde компаниям British Aircraft и Sud aviation не удалось избежать дублирования производственных действий: были построены два сборочных цеха для сборки самолетов у каждого партнера, в результате на постройку производственных мощностей и закупку оборудования потребовалось инвестировать в два раза больше средств. Взаимодополнение потенциалов компаний-партнеров является важным условием эффективной кооперации. В качестве примера рассмотрим СП Renault Mexicana, созданное французской компанией Renault и мексиканской компанией DINA. Задачей СП являлась сборка моделей R5 и R6 и реализация их на мексиканском рынке. При этом компания Renault поставляла в СП комплектующие для сборки и технологии производства, а компания DINA предоставила свои сборочные мощности и дистрибьюторскую сеть на внутреннем рынке. Целесообразность создания СП для компании-учредителя во многом определяется теми преимуществами, которые предоставляет межфирменная кооперация в целом. В то же время нельзя не отметить следующей отличительной особенности СП: другие формы межфирменной кооперации обеспечивают улучшение экономических показателей исключительно сотрудничающих предприятий, при создании СП появляется новый хозяйствующий субъект, который в первую очередь и концентрирует положительные результаты межфирменной кооперации, а затем они распределяются между партнерами. Таким образом, экономический эффект создания СП должен анализироваться по следующим направлениям: • результаты межфирменной кооперации для компаний-пар • конкурентоспособность СП как самостоятельного экономи В целом результаты создания СП и его влияние на стратегическое положение партнеров необходимо оценивать по следующим направлениям [3] (рис. 6.5): Рис. 6.5. Влияние СП на стратегическое положение партнеров 1.Изменение эффективности стратегических капиталовложе 2. Повышение эффективности текущего потенциала компа 3. Изменение стратегии роста материнских компаний, харак В рамках первого направления исследования экономических результатов создания СП — эффективность капиталовложений материнских компаний — следует в первую очередь рассматривать возможность СП обеспечивать оптимальный уровень стратегических капиталовложений. Необходимый эффект достигается в результате перераспределения и концентрации ресурсов партнеров в СП. Кро- ме того, благодаря эффекту синергии — "разнице между совокупным эффектом нескольких факторов и простой суммой частных эффектов использования этих факторов" [4] — эффективность капиталовложений в СП оказывается выше среднеотраслевой. Пример. Компании Du Pont de Nemours и Rhone-Poulenc являются производителями химической продукции на основе бутадиена. Компании приняли решение об организации производства бутадиена на основе новых технологий, которые позволяли снизить производственные издержки при изготовлении основной продукции за счет снижения цен на сырье. Однако для внедрения новой технологии требовалось вложить значительные средства и обеспечить определенный уровень производства, в противном случае более эффективными оставались старые технологии. Большими возможностями располагала американская компания Du Pont de Nemours, однако и ей потребовалось бы определенный объем сырья продавать внешним потребителям, в этом случае эффективность проекта попадала бы в сильную зависимость от внешних потребителей-конкурентов. Подобные трансакционные издержки компания позволить себе не могла. Таким образом, для реализации проекта компании создали СП Butachimie. Эффект создания СП для этих предприятий отражен на рис 6.6. Рис. 6.6 Влияние СП на уровень стратегических капиталовложений предприятий-партнеров: - - - доходность самостоятельных капиталовложений партнеров До создания СП предприятия могли обеспечить объем стратегических вложений Q(l) и 0(2), что, как видно из графика, не обеспечивало необходимую эффективность. В результате создания СП предприятия получили следующие преимущества: а) экономия ресурсов: в результате использования ресурсов двух партнеров каждый из них для достижения того же экономического эффекта смог инвестировать меньший объем ресурсов. Для предприятия Rhone-Poulenc экономический эффект составит где р(г) — цена ресурсов, Q(e) — эффективный уровень капиталовложений, QG) — уровень капиталовложений, г — количество вариантов капиталовложений, г = 1, 2,3, а — доля в СП предприятия Rhone-Poulenc
б) эффект синергии — это разница между совокупным эффектом нескольких факторов и простой суммой частных эффектов использования этих факторов. В СП за счет эффективного объединения ресурсов, использования более специализированных ресурсов предприятия-партнеры обеспечивают их более производительное использование. Компания Du Pont de Nemours инвестировала в СП технологии и финансовые ресурсы, а компания Rhone-Poulenc — производственный персонал, коммерческие связи на местном европейском рынке, а также финансовые ресурсы. В результате эффекта синергии увеличивается рентабельность стратегических капиталовложений СП, эффективность функционирования СП превышает среднеотраслевой уровень. Общий экономический эффект составит где Р(») — рентабельность капиталовложений; P(s) — Р(3) — разница между простой и сложной производительностью ресурсов; в) эффект закона убывающей отдачи: для СП названный закон вступает в силу позже благодаря повышению производительности использования ресурсов, и компании-партнеры получают дополнительную прибыль за счет вложения большего количества ресурсов по сравнению с уровнем стратегических капиталовложений отрасли. Общий экономический эффект составит где Р(е) — максимальная рентабельность капиталовложений. Необходимость обеспечения минимального эффективного объема капиталовложений является доминирующим мотивом создания СП в капиталоемких и наукоемких отраслях: аэрокосмической, электронной, автомобильной и др. Особенно интенсивно процесс создания СП (стратегических альянсов) развивается в современных условиях с появлением глобальных продуктов и глобальных производств. Типичным примером стратегического альянса является созданное 15 крупнейшими корпорациями (Boeing, Control Data, Digital Equipment, Kodak, Lockheed Martin, 3M, Motorola, Rockwell и др.) СП МСС (Микроэлектронная Компьютерная Корпорация). Целью его создания была концентрация ресурсов в области НИОКР для разработки технологии производства полупроводниковых материалов, компьютеров и программного обеспечения и улучшения конкурентных позиций фирм-участниц по сравнению с японскими корпорациями. Создание СП позволяет партнерам улучшить показатели текущего потенциала своих компаний — повысить эффективность общего и финансового управления, маркетинга, НИОКР, организации производства, выполнения прочих функций. В области общего управления эффект достигается благодаря обмену между предприятиями управленческим опытом и ноу-хау, совместной подготовки специалистов для СП; в процессе взаимодействия происходит неформальный обмен знаниями. Пример. В начале 1984 г. компания Toyota совместно с компанией General Motors создала СП New United Motor Manufacturing Inc. (NUMMI). Toyota для повышения эффективности работы компании передала ИФ свои управленческие технологии: систему снабжения just-in-time, организацию кружков качества и др. Передача технологий осуществлялась путем проведения регулярных курсов и семинаров. Впоследствии эти технологии были использованы и на других предприятиях компании GM. В области организации производства создание СП обеспечивает следующий экономический эффект для материнских компаний: • обеспечивается экономия на масштабах производства благо Интересным примером СП, обосновывающим экономический эффект подобного рода, является альянс между компаниями Peugeot и Fiat. Соглашение было заключено в 1988 г. для того, чтобы совместными усилиями сконструировать и выпустить новый автомобиль и занять экономическую нишу легковых автомобилей класса "универсал". Для того чтобы производство стало рентабельным, необходимо было обеспечить объем выпуска на уровне 120 000 автомобилей в год, т.е. каждой компании нужен был рыночный сегмент на уроне 30 % емкости рынка сбыта. Поскольку на момент заключения соглашения компания Peugeot располагала 12 % европейского рынка универсалов, Fiat — 11 %, единственной возможностью для них закрепиться на указанном рынке стало именно создание СП. Компании разделили между собой конструкторские работы, инвестиционные расходы, максимально снизив их дублирование; в результате сотрудничества на рынке появились похожие друг на друга автомобили Peugeot 806, Fiat Ulysse, которые успешно конкурировали с автомобилями данного класса других компаний (Chrysler Voyager, Toyota Previa и др.); • обеспечивается необходимое качество готовой продукции, Пример. СП Honevell Ericsson Development Company создано компаниями Honevell Corp. и L.M. Ericsson для совместной разработки программного обеспечения и адаптации продукции фирмы L.M. Ericsson (в частности, сотовых телефонов серии MD-106) к американскому рынку. Сотрудничество обеспечило не только разделение затрат и рисков, но и интеграцию исследований, создало атмосферу доверия и возможность обучения персонала партнеров (рис. 6.7). Пример. В 1971 г. компании Peugeot, Renault u Volvo создали компанию PRV с целью производства двигателей V6, который затем каждый из партнеров использовал для установки на своих серийных автомобилях Peugeot 605, Renault Safranc, Volvo 740. Несмотря на то, что двигатели устанавливались на конкурирующих моделях автомобилей, очевидные преимущества организации совместного производства на базе СП обеспечили эффективную реализацию проекта PRV (рис. 6.8); Рис. 6.7. Модель СП Honeywell Ericsson Development Company Рис. 6.8. Модель СП PRV • в процессе создания СП происходит взаимный обмен техно Пример. Альянс между компаниями BMW и Rolls-Royce был направлен на совместное участие компаний в производстве авиационных двигателей. Компания BMW, которая не производила двигателей, стремилась таким образом получить необходимые технологии производства. А компания Rolls-Royce стремилась таким образом обеспечить контроль за деятельностью нового конкурента, а также получить средства для финансирования новых разработок; • в результате создания СП обеспечивается стабильное функци L сакционных издержек открытого рынка. Трансакционные издержки (англ. transaction — сделка) представляют собой расходы компании на проведение коммерческих операций в условиях открытого рынка: расходы на поиск поставщика/потребителя, затраты на проведение переговоров и заключение договоров; значительную часть трансакционных издержек составляют затраты на контроль за выполнении условий контрактов и прямой экономический ущерб в случае их невыполнения в виде сбоев производственного процесса, затрат на поиск нового партнера. Создание СП позволяет сформировать между партнерами систему более жестких связей по сравнению с обычными контрактными, сформировать собственный внутренний рынок между компаниями-партнерами, СП. В результате трансакционные издержки снижаются: уменьшается потребность в проведении переговоров и контроле за выполнением сделок, снижается опасность "оппортунистического" поведения партнеров, например, вероятность завышения цены поставщиком в условиях дефицита комплектующих, поставки продукции ненадлежащего качества, несовместимой с основной продукцией компании-заказчика и т.д. СП Magnetic Peripherals Inc. (MPI) создано компаниями Control Data и Honeywell с целью производства дисковых систем для электронно-вычислительных машин, доля которых в общей стоимости составляла 25 % цены компьютера Благодаря созданию альянса материнские компании смогли закупать дисковые системы у MPI по значительно более низким ценам и на этой основе повысить конкурентоспособность собственной продукции на рынке по сравнению с вычислительными машинами компании IBM. Этот альянс помог компаниям решить проблему make-or-buy по принципу "золотой середины". Во-первых, самостоятельно ни один из партнеров не мог эффективно организовать производство необходимых комплектующих. Во-вторых, принять решение о приобретении дисковых систем у внешних поставщиков означало для компании высокие трансакционные издержки: риск невыполнения контракта и сбоев в организации производства, поставки продукции ненадлежащего качества, злоупотребление независимым поставщиком своим монопольным положением. В области сбыта создание СП обеспечивает следующий эффект для материнских компаний: • позволяет снизить трансакционные издержки функционирования материнских компаний в результате замещения ранее действовавших в системе "поставщик-производитель-потребитель" контрактных связей более жесткими связями собственности. Например, дистрибьюторская фирма в результате создания СП получает основу для долгосрочных контактов с производителем и гарантии того, что, вложив капитал в маркетинг данного продукта, сможет использовать свои инвестиции и не станет жертвой недобросовестного поведения производителя. Пример. Подобные преимущества получила компания Hertz — мировой лидер в аренде автомобилей. Основной объем арендованных автомобилей в этой компании приходился на автомобили марки Ford. Альянс компании Ford и ком- пании Hertz обеспечил последней устойчивые позиции на рынке, компания Ford получила возможность совершенствования реализации своей продукции на мировом рынке; • интеграция дистрибьюторских систем материнских компа Пример. В отдельных случаях СП может создаваться с целью организации сбыта продукции компаний партнеров: для коммерческой реализации продукции консорциума Airbus была организована совместная компания GIE Airbus Industrie. Она получила эксклюзивное право реализации продукции консорциума, также на СП были возложены обязанности по техническому обслуживанию реализованной продукции; • создание СП позволяет материнским компаниям расширить Пример. Компания Microsoft смогла превратиться в мирового лидера по производству программного обеспечения благодаря альянсу с компанией IBM. Партнерское соглашение между компаниями IBM и Microsoft позволило последней внедрить свое программное обеспечение не только на персональные компьютеры компании IBM, но также распространить свои стандарты на большинство остальных производителей компьютеров; • создание СП позволяет материнской компании получить не Американская компания Procter&Gamble для проникновения на китайский рынок создало СП с китайским производителем стирального порошка Guanzhou Lonkey Industrial Company. Китайский производитель передал СП возможность использования своей товарной марки Guanzhou, а американская компания — новые технологии; • в результате создания СП компания получает возможность Пример. Американский производитель строительной техники компания Caterpillar вступила в альянс с компанией Mitsubishi, чтобы внутри японского рынка создать барьеры для экономического роста своего основного конкурента на американском рынке — компании Komatsu. В результате создания альянса доля Komatsu на японском рынке и ее прибыли сократились, что создало предпосылки для ослабления ее позиций и на мировом рынке. В области НИОКР создание СП обеспечивает следующие преимущества для компаний-партнеров: • концентрацию ресурсов и опыта партнеров, что значительно Пример. Компании Siemens, Bull u ICL основали научный центр ECRC (European Computer Industry Research Center) с целью совместной организации фундаментальных исследований в области алгоритмов построения компьютерной техники. Целью данного альянса являлось обеспечение необходимой концентрации ресурсов и повышение конкурентоспособности европейских компаний по сравнению с японскими; • разделение затрат на научные исследования, которые в неко Пример. Альянс между производителем авиационных двигателей компанией Rolls-Royce и проникающей в авиационную отрасль компанией BMW стал возможен, поскольку последняя согласилась профинансировать разработку нового типа авиадвигателей компании Rolls-Royce. В результате создания СП ATR материнские компании Aerospatiale и Alenia вместо того, чтобы полностью оплачивать разработку нового самолета, финансировали только 50 % затрат на исследования и разработки; • экономию затрат благодаря использованию взаимодополня Пример. СП AT&T-NSI был создан компаниями AT&T, Philips и Italtel с целью совместной разработки коммутаторов общего пользования. Целью участия в СП компании Philips являлось получение доступа к технологическим ноу-хау американской компании, поскольку собственными силами конкурентоспособный товар голландская компания разработать не смогла. Для AT&T целью альянса стало развитие системы сбыта своей продукции на европейском рынке; • снижение времени производственного освоения новой техно Пример. СП Studicom создано компаниями Bull и Jeumont-Schneider с целью совместной организации научно-исследовательских работ материнских компаний: компания Bull отвечала за разработку фронтального компьютера к устройствам РАМВХ, а компания Jeumont-Schneider — устройства многоцелевого подключения. В результате эффективной интеграции НИОКР и их интенсификации Studicom смогла выиграть тендер со стороны компании France Telecom на поставку указанных видов продукции (рис. 6.9); • сотрудничество в области НИОКР позволяет компании эф Рис. 6.9. Модель СП Studiocom гой стороны, кооперация значительно расширяет возможности партнеров по разработке новых технологий и продуктов; • создание СП позволяет партнерам максимизировать эконо Пример. Компании SITA и Rhone-Poulenc создали СП TERIS с целью проникновения в отрасль переработки промышленных отходов. Компания Rhone-Poulenc передала в СП технологии, первоначально разработанные с целью переработки и уничтожения собственных отходов; создавая альянс, компания стремилась максимизировать экономический эффект от созданных технологий (прибыльность операций по переработке достигала 99,9 %). Компания SITA, располагая необходимым коммерческим опытом, предоставила в альянс рынки сбыта услуг по утилизации отходов; • совместные НИОКР также максимально снижают дублиро Пример. Исследования, которые провела компания Cummis Engines — производитель двигателей среди своих субподрядчиков, показали, что последние, специализируясь на производстве и поставках поршней, могут инвестировать в исследовательские работы, направленные на разработку комплектующих, в 20 раз.больше средств, чем сама компания Cummis Engines. Оценка влияния межфирменной кооперации на текущий потенциал материнских компаний осуществляется на основе метода экспертных оценок. В качестве примера СП используем СП ATT-Philips. Оно было организовано голландской компанией Philips и американской АТТ для производства и сбыта средств связи. АТТ использовала СП для укрепления позиций на рынке Западной Европы, а Philips при умеренных затратах пыталась усилить свои конкурентные позиции в производстве средств связи. Технологическую базу сотрудничества обеспечила американская компания, компания Philips предоставила производственные мощности, товарные знаки и сбытовую есть в Западной Европе (рис. 6.10). Рис. 6.10 Модель СП ATT-PHILIPS Таким образом, у компании АТТ предпочтительные позиции в области НИОКР и несколько худшие — в производстве и маркетинге (по крайней мере, в Западной Европе); местная компания лидирует в области маркетинга и производства (табл. 6.3). В результате создания СП уровень стратегического потенциала АТТ увеличился на 0,055 пунктов, компании Philips — на 0,042; стратегический потенциал СП является самым высоким и превышает этот показатель материнских компаний на 0,006 и 0,041 соответственно. Таблица 6.3. Влияние межфирменной кооперации на стратегический потенциал фирм-учредителей и СП
Примечание. Уровень текущего потенциала предприятия определяется в баллах от 0 (самый низкий) до 1 (самый высокий) на основе метода экспертных оценок с использованием реальных показателей. Пример. Среднегодовой темп роста объема продаж фирмы Philips составляет 10 %, фирмы АТТ — 8 %, темп роста объема продаж наиболее сильного конкурента — 14 %. Рейтинг текущего потенциала в области маркетинга фирмы Philips составляет 0,8(11/14), фирмы АТТ — 0,5 (7/14). Коэффициент адаптации определяет способность компании применить у себя ресурсы и технологии партнеров, к которым она получает доступ в результате создания СП. Роль показателя степени "усваиваемое™" технологий компаний-партнеров характеризует следующий пример СП. СП NUMMI создано компаниями GM и Toyota с целью совместного производства легковых автомобилей среднего клас- са Поскольку технологии управления качеством и управления персоналом компании Toyota оценивались достаточно высоко, компания GM задействовала специальные организационные процедуры для реализации "эффекта обучения" работники американской компании переводились в СП на срок до трех лет с единственной целью — передавать компании всю собранную информацию и опыт. Однако достичь нужного результата компании GM так и не удалось, поскольку управленцы, которым рассказывали о методах управления японских партнеров, невысоко оценивали возможность адаптации полученного опыта; в результате обучить новым методам удалось только незначительную часть менеджмента компании GM. Приведенный выше пример также позволяет проанализировать и результаты создания СП как самостоятельного хозяйствующего субъекта. И в этом смысле показательным является тот факт, что конкурентоспособность СП ATT-Philips в рассмотренном примере оказалась выше конкурентоспособности компаний-учредителей. Обобщая приведенные данные, характеризующие экономический механизм функционирования СП, можно сделать следующий важный вывод в отношении экономической сущности и экономического потенциала самого СП; основным преимуществом СП перед другими формами хозяйствования является то, что экономический потенциал СП превышает экономический потенциал компаний-учредителей в случае, когда материнские компании передают в СП ресурсы, соответствующие их стратегическому положению. Возвращаясь к последствиям создания СП для материнских компаний, необходимо отметить, что в результате создания СП может изменяться стратегия роста компаний-учредителей. Приток недостающих факторов производства, технологий, возможность использования большего объема ресурсов создают предпосылки для применения компанией более агрессивной рыночной стратегии и укрепления ее конкурентных позиций. Пример. Японская ТНК NEC использовала серию СП для улучшения своей технологии и продуктовой конкурентоспособности. Это единственная компания в мире, лидирующая в области телекоммуникаций, компьютерной и полупроводниковой отраслях, несмотря на меньшие по сравнению с конкурентами расходы на НИОКР. Кооперационные соглашения компании Olivetti с такими компаниями, как ATT, Canon, Sanyo позволило ей превратиться из производителя печатных машинок в одного из крупнейших производителей оргтехники. Кроме того, в процессе развития системы стратегических альянсов меняется организационная среда самой компании, поскольку все больший объем экономической активности переносится в создаваемые совместные компании. В конечном итоге материнская компания может столкнуться с ситуацией, когда значительная часть операций "осуществляется в автономном режиме не внутри компании, а в рамках соглашений о сотрудничестве, причем нередко заключаемых с конкурентами" [2]. С другой стороны, неучастие компании в крупнейших альянсах, заключаемых в отрасли, может негативно сказаться на ее стратегическом положении в отрасли и перспективах роста. Например, в результате создания европейского консорциума Airbus позиции авиастроительных компаний, не задействованных в совместном проекте, были значительно ослаблены, у них возникли трудности со сбытом продукции, поиском поставщиков комплектующих и др. Создание СП используется компаниями и с целью эффективного контроля за развитием конкурентной среды. В данном случае компания вступает в альянс с действующими конкурентами либо новичками, проникающими на рынок, с целью наблюдения за деятельностью конкурирующих фирм, контроля за источниками их конкурентных преимуществ, в первую очередь, за результатами НИОКР и планирования своего стратегического поведения в соответствии с изменением ситуации в отрасли.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |