Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие инвестиционного климата страны и методика его оценки 1 страница




Государственное регулирование иностранных инвестиций в Республике Беларусь и за рубежом

Особенности налогообложения совместных предприятий в Республике Беларусь и за рубежом

В Республике Беларусь проводится политика стимулирова­ния иностранных инвестиций. В отношении предприятий с инос­транными инвестициями сформирован специальный льготный ре­жим; его основу составляют автоматические налоговые льготы — отмена налога на прибыль для СП с долей иностранного инвесто­ра более 30 % по прибыли, полученной от реализации продукции собственного производства.

Таким образом, в отношении предприятий с иностранным ка­питалом действуют два режим налогообложения:

1) общий порядок налогообложения — в отношении предпри­
ятий с иностранными инвестициями с долей иностранного инвес­
тора не более 30% и предприятий с иностранными инвестициями с
долей иностранного инвестора более 30 % по истечении трех лет
деятельности, начиная с первого прибыльного года;

2) специальный порядок налогообложения — в отношении
коммерческих организаций с иностранными инвестициями с до­
лей иностранного инвестора более 30% в течение первых трех лет
деятельности, начиная с первого прибыльного года.

Общий порядок налогообложения предполагает следующий порядок уплаты налога на прибыль и налога на доход СП [8].

Налогом на доход облагаются дивиденды и приравненные к ним доходы:

• дивиденды — часть прибыли предприятия, выплачивае­мая собственнику данного предприятия в связи с правом соб-


ственности на имущество предприятия (за исключением выплат акционерам (пайщикам) их взносов в уставный фонд предприятия при его ликвидации; доходов участников от при­роста капитала предприятия, если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде ни одного из учас­тников);

• доходы от соглашений (долговых обязательств), предусмат­ривающих участие в прибылях.

Сумма прибыли или дохода, полученная за пределами рес­публики, включается в общую сумму прибыли или дохода, под­лежащую налогообложению в Республике Беларусь, и учитыва­ется при определении размера налога, если иное не установлено международными соглашениями, ратифицированными Парла­ментом Республики Беларусь (Соглашениями о двойном нало­гообложении).

Суммы налогов на прибыль или доход, уплаченные филиа­лами, отделениями, представительствами и другими подразде­лениями предприятий Республики Беларусь за пределами тер­ритории Республики Беларусь засчитываются при уплате ими налогов с прибыли или доходов в Республике Беларусь. Под­тверждением факта уплаты указанных налогов служат доку­менты налогового органа по месту нахождения зарубежных подразделений компании, подтверждающих факт уплаты нало­га на их территории. Размер засчитываемых сумм не может пре­вышать сумму налога на прибыль (доход), подлежащую уплате в Республике Беларусь, по прибыли (доходу), полученной за пределами республики.

Базовая ставка налога на дивиденды в Республике Беларусь составляет 15 %. Налог удерживается при начислении дивиден­дов участникам СП; ответственность за удержание и перечисле­ние налога в бюджет несет СП. Дивиденды иностранных участни­ков СП могут облагаться налогом в соответствии с международ­ными договорами между Республикой Беларусь и государством, в котором иностранный участник предприятия имеет постоянное местопребывание (зарегистрирован в качестве юридического ли­ца или постоянно проживает). Как правило, это Соглашения об избежании двойного налогообложения.

Суммы дивидендов реинвестированные (начисленные учас­тникам СП, однако не перечисленные им и с их согласия направ­ленные на увеличение паевых взносов в уставный фонд) материн­скими компаниями в СП налогом на дивиденды не облагаются. Однако, если в результате реинвестиций меняется доля участни­ков в уставном фонде СП либо когда дивиденды направляются в фонды СП, формируемые за счет прибыли, остающейся в распо­ряжении предприятия, они облагаются налогом на доходы по ставке 15 %


Общий порядок уплаты налога на прибыль СП включает сле­дующие этапы:

1) определяется величина балансовой прибыли:

• балансовая прибыль определяется как разница между вы­
ручкой от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимос­
тью продукции, скорректированными на сальдо доходов от внере­
ализационных операций.

При определении прибыли от реализации товаров в расчет принимаются издержки, приходящиеся на фактически реализо­ванные товары; при этом государством устанавливаются предель­ные нормативы для отдельных видов издержек: расходы на рек­ламу, фирменную и специальную одежду, представительские рас­ходы, расходы на подготовку кадров в средних и высших учеб­ных заведениях, включаемые в себестоимость продукции (не бо­лее 2% расходов на оплату труда работников за год, относимых на себестоимость продукции);

2) определяется величина налогооблагаемой прибыли:

• налогооблагаемая прибыль определяется как разница между
балансовой прибылью и отчислениями СП в резервный фонд (в раз­
мере не более 25% фактически сформированного уставного фонда),
в фонд накопления (отчисления от прибыли на инвестиции и пога­
шение кредитов, при условии использования на эти цели всего объе­
ма амортизационных отчислений), суммой налога на недвижимость,
суммой льготируемой прибыли, прибыли, полученной по мероприя­
тиям, доходы от которых облагаются налогом на доход.

В состав льготируемой прибыли включаются:

1.Прибыль, фактически использованная на проведение при­
родоохранных и противопожарных мероприятий, научно-иссле­
довательских, опытно-конструкторских и опытно-технологичес­
ких работ (работы должны быть зарегистрированы в государ­
ственном реестре);

2. Прибыль, направленная на ликвидацию последствий ава­
рии на ЧАЭС, проведение природоохранных мероприятий (ве­
личина льготируемой прибыли не может быть более 50 % балан­
совой);

Следует учитывать, что отчисления СП в фонд накопления, а также суммы, пе­речисленные в пунктах 1 и 2, не должны превышать 50 % балансовой прибыли СП.

3. Прибыль, направленная на развитие и содержание социаль­
ной инфраструктуры (в соответствии с установленными нормати­
вами).

4. Прибыль, направленная на предоставление ссуд для при­
обретения или строительства жилья работникам, состоящим в
штате и нуждающимся в улучшении жилищных условий (до 10%
балансовой прибыли)



Все произведенные СП расходы должны быть подтверждены документально, 3) определяется сумма налоговых платежей

где Н( — сумма налоговых платежей СП в t-м периоде; t — нало­говый период (1 месяц).

На СП распространяется ряд общих льгот, которые могут по­лучить любые хозяйствующие субъекты РБ:

• освобождаются от налога на прибыль СП, использующие
труд инвалидов (численность не менее 50 % ППП), снижаются
ставки налога на прибыль СП на 50%, если численность инвали­
дов от 30 до 50 % ППП;

• освобождаются от налога на прибыль СП, которые исполь­
зуют труд ветеранов войны, воинов-интернационалистов, ветера­
нов ВС, если их численность не менее 70 % ППП;

• прибыль предприятия, полученная от прироста реализации
продукции собственного производства на экспорт, облагается на­
логом по ставкам, сниженным на 50 %.

Основу специального налогового режима СП составляют на­логовые каникулы по налогу на прибыль: СП (предприятие с иностранными инвестициями с долей иностранного инвестора в уставном фонде которых более 30 %) освобождается от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления прибыли, вклю­чая первый прибыльный год, по прибыли, полученной от реали­зации продукции (работ, услуг) собственного производства, кро­ме торговой и торгово-закупочной деятельности. Для получения указанной льготы СП должно представить в Налоговую инспек­цию следующие документы:

1) сертификат о принадлежности продукции СП к продукции
собственного производства, выдаваемый Белорусской торго­
во-промышленной палатой [9; 10];

2) свидетельство, выданное уполномоченным государствен­
ным органом на основании аудиторского заключения, о формиро­
вании каждым участником уставного фонда СП:

 

• в течение первого года со дня регистрации СП — в размере
не менее 50 % от предусмотренного учредительными документа­
ми; в случае невыполнения своих обязательств по формированию
уставного фонда в первый год деятельности предприятие обязано
внести в бюджет сумму налога на прибыль без применения фи­
нансовых санкций;

• по истечении второго года со дня регистрации — в полном
объеме; в случае невыполнения своих обязательств по форми­
рованию уставного фонда в первый год деятельности СП обяза­
но внести в бюджет сумму налога на прибыль за весь период де-


ятельности предприятия. Финансовые санкции применяются начиная со второго года деятельности предприятия; при этом льгота по налогу на прибыль прекращается и в дальнейшем не возобновляется. В случае выполнения своих обязательств по формированию уставного фонда во второй год деятельности льгота по налогу на прибыль предоставляется СП на оставшие­ся два года.

В случае, если коммерческие организации с иностранными ин­вестициями производят особо важную для республики продук­цию, включенную в перечень такой продукции, утверждаемый правительством Республики Беларусь, в отношении таких орга­низаций действуют еще на срок до трех лет ставки налога на при­быль, уменьшенные на 50 %. Перечень особо важной продукции утверждается Советом Министров РБ; в частности в ее состав включены: продукты питания и товары народного потребления, машины и оборудование для перерабатывающих отраслей сельс­кого хозяйства, медицинская продукция, включая медицинские приборы и другое медицинское оборудование.

Предприятие, получившее льготу по налогу на прибыль обя­зано обеспечить раздельный учет выручки и затрат по льготируе­мой продукции.

Пример. Если льгота установлена на прибыль, полученную от конкретного вида деятельности (например, от изготовления протезно-ортопедических изде­лий, средств реабилитации и обслуживания инвалидов или производства продук­тов детского питания и т.п.), то прибыль, подлежащая льготированию, определя­ется как сальдо прибылей и убытков, полученных от отдельных видов изделий (товаров, продукции). Предприятие занимается производством продукции дет­ского питания. От производства продукта А получена прибыль 100,0 млн р., про­дукта Б — прибыль 20,0 млн р., продукта В получен убыток 30,0 млн р. Всего от производства продуктов детского питания получена прибыль в размере 90,0 млн р. (100,0 + 20,0 — 30,0), которые подлежат льготированию.

В отношении СП, относящихся к субъектам малого предпри­нимательства, действует упрощенная система налогообложения: в частности по ставке 15 % облагаются СП (кроме предприятий роз­ничной торговли), балансовая прибыль которых составляет в год не более 5000 базовых величин со среднегодовой численностью работающих на них: в промышленности — до 200 человек; в нау­ке и научном обслуживании — до 100 человек; в строительстве и других отраслях производственной сферы, общественном пита­нии и бытовом обслуживании — до 50 человек; в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

Особенности налогообложения СП в развитых странах опреде­ляются общими отличительными особенностями налоговой системы, в этих страна по сравнению с налоговой системой Республики Бела­русь. В большинстве стран применяется принцип национального


режима, который предусматривает предоставление страной инос­транным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам ре­жима, аналогичного тому, которым пользуются отечественные субъекты. Например, предусматривает равный доступ иностран­ных и национальных инвесторов к налоговым льготам. В этих стра­нах хозяйствующие субъекты имеют возможность широко исполь­зовать принципы налогового планирования, позволяющие сущес­твенно снизить номинальное налоговое бремя.

В развитых странах применяются следующие виды налоговых льгот:

1) уменьшение налогооблагаемой прибыли: налогооблагаемая
прибыль уменьшается на сумму расходов на капиталовложения,
на проведение научно-исследовательских работ, в результате
применения специальных норм амортизации и др.

Пример. В Бельгии разрешается уменьшать налогооблагаемую прибыль на 13,5 % инвестиционных расходов для мелких и средних компаний;

2) снижение ставок налога на прибыль.

Пример. В США наряду с высшей ставкой корпоративного налога (налога на прибыль корпораций) в 35 % предусмотрены и две более низкие ставки в 15 % и 25 % для отдельных категорий компаний;

3) уменьшение размера налога: в зависимости от вида деятель­
ности, структуры расходов компании.

Пример. В Испании предусматривается уменьшение величины корпоратив­ного налога в размере 20 % расходов на НИОКР;

4) отсрочка оплаты налогов и др.

Литература

1.Экономика и организация деятельности совместных предприятий: Учеб.
пособие / Под ред. А.И. Руденко. Мн.: БГЭУ, 1994.

2. Методические указания о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов
на доходы и прибыль предприятий с иностранными инвестициями (с изменения­
ми и доп. от 13.05.1999): Пр. Гл. гос. налоговой инспекции РБ от 27.09.1996
№ 90 // Нормативные документы по финансам, налогам и бухгалтерскому учету.
1997. № 1.

3. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической де­
ятельности. Учеб. М.: Юристь, 2002.

4. Банковский кодекс Республики Беларусь (от 25.10.2000) // Нац. реестр
правовых актов Республики Беларусь 2002. № 128 Ст 2/897.

5. О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых
операций. Указ Президента Республики Беларусь от 04 01 2000 № 7 // Собрание
декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Бела­
русь. 2000. № 1. Ст. 11.


6. О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валю­
ты: Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.1997 № 311 (с измен, и доп.
по сост. на 04.04.2002) // Собр. декретов, указов Президента и постановлений
правительства Республики Беларусь. 1997. № 16. Ст. 570.

7. Правила проведения валютных операций, связанных с движением капита­
ла: Постановление Правления Национального банка РБ 28.04.2001. № 100.

8. Методические указания о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов
на доходы и прибыль предприятий с иностранными инвестициями (с изменения­
ми и доп. от 13.05.1999): Пр. Гл. гос. налоговой инспекции РБ от 27.09.1996
№ 90 // Нормативные документы по финансам, налогам и бухгалтерскому уче­
ту. 1997. № 1.

9. Инструкция о порядке оформления и выдачи сертификатов продукции
собственного производства и Инструкции о порядке оформления и выдачи серти­
фикатов работ и услуг собственного производства: Пост. Министерства инос­
транных дел Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Бела­
русь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2002
№ 1/30/6 // Нац. реестр правовых актов. 2002. № 21. Ст. 8/7783.

 

10.Положение об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам,
услугам) собственного производства: Пост. Совета Министров Республики Бела­
русь от 17.12.2001 № 1817 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь.
2002. № 1. 5/9613.

11. Скорик Н.Я. Особенности налогообложения и распределение прибыли
предприятий с иностранными инвестициями: Текст лекции. Гомель: Белорус,
торгово-эконом. ун-т потребит, кооперации, 2002.

12.Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений /
Ред. В.В. Круглова. М.: ИНФРА-М, 2000.

13. Пупликов С.И. Основы проведения валютных операций, связанных с дви­
жением капитала. Мн.: БГЭУ, 2000.

14. Пупликов С.И. Валютные операции: методология и методика валютных
операций в трансформационной экономике. Мн.: УП "Экоперспектива", 2002.

15.Международный менеджмент/ Под ред. С.Э. Пивоварова, Л.С. Тарасеви-
ча, А.И. Майзеля. СПб: Питер, 2001.

16.Менеджмент и маркетинг бизнеса в международных компаниях / Под ред.
В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2001.

Вопросы для самоконтроля

1.Перечислите основные источники формирования прибыли совместного
предприятия.

2. Каковы этапы распределения прибыли совместного предприятия? В чем
специфика распределения прибыли для различных типов совместных предприя­
тий?

3. Какие фонды совместного предприятия пополняются за счет прибыли?

4. Какие виды налоговых льгот получает совместное предприятие?

5. Каким образом облагаются доходы совместного предприятия, полученные
от зарубежных инвестиций?

6. Какие два типа кредитных отношений возникают на совместном предприя­
тии?

7. Назовите особенности построения кредитных отношений между совмес­
тным предприятием и банком.

8. Какие типы валютных отношений возникают в процессе деятельности сов­
местных предприятий?

9. Какие льготы в области валютного регулирования получает совместное
предприятие?

10. Каково условие валютной самоокупаемости совместного предприятия',


Глава 10. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ

Государственное регулирование иностранных инвестиций в Республике Беларусь направлено на привлечение инвестиций в национальную экономику. Оно базируется на следующих основ­ных принципах:

1.Принцип национального режима: установлено, что право­
вой режим иностранных инвестиций и условия деятельности соз­
даваемых с участием иностранных инвесторов юридических лиц
не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий ре­
жим для инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования
Республики Беларусь.

2. Принцип преференциального режима: в отношении пред­
приятий с иностранными инвестициями создан специальный
льготный режим функционирования, основу которого составляют
налоговые и таможенные льготы, дополнительные правовые га­
рантии.

3. Приоритет международных норм и межгосударственных
соглашений над национальным законодательством: в случае, если
положения национального законодательства вступают в противо­
речие с положениями международных договоров Республики Бе­
ларусь, то применяются нормы международного договора. Кроме
того, устанавливается, что международными договорами Респуб­
лики Беларусь могут вводиться налоговые, таможенные, инвести­
ционные режимы, отличные от установленных национальным за­
конодательством.

4. Признание суверенитета права частной собственности: госу­
дарство гарантирует инвестору право собственности и защищает
это право, установлен принцип недискриминации, гарантии спра­
ведливой компенсации при национализации имущества иностран­
ных инвесторов, гарантии компенсации ущерба от неправомер­
ных действий государственных органов, право свободного пере­
вода прибыли и заработной платы, инвестированных средств, по­
лученных иностранными участниками СП в иностранной валюте.

Пример. Компенсация стоимости национализированного инвестиционного имущества включает реальную стоимость этого имущества и процент (по ставке Лондонского межбанковского рынка — LIBOR) за период с даты фактической Национализации до даты фактической выплаты компенсации.

В соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Бе­ларусь инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осу­ществляется в следующих формах:


1.Создание юридического лица.

2. Приобретение имущества или имущественных прав (доли в
уставном фонде юридического лица, недвижимости, ценных бу­
маг, прав на объекты интеллектуальной собственности и др.).

Законодательно установлены некоторые ограничения на де­ятельность иностранных инвесторов в Республике Беларусь. Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются либо ограничиваются инвестиции в следующих сферах [1]:

1.Обеспечение обороны и безопасности Республики Беларусь
без специального решения Президента Республики Беларусь.

2. Изготовление и реализация наркотических, сильнодейству­
ющих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Минис­
терством здравоохранения Республики Беларусь.

3. Инвестиции в имущество юридических лиц, занимающих
монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без сог­
ласия соответствующих органов государственного управления.

4. Отдельные объекты инвестиционной деятельности (закон
РБ "Об объектах, находящихся только в собственности госу­
дарства").

5. Ограничение на деятельность иностранных инвесторов в
страховой и банковской сфере (декрет Президента РБ "О совер­
шенствовании регулирования страховой деятельности в Респуб­
лике Беларусь", Банковский кодекс РБ).

6. Дополнительные ограничения в рамках перечня лицензиру­
емых видов деятельности.

Предусмотрено применение следующих основных форм под­держки инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь:

• предоставление субсидий для финансирования инвестицион­
ных проектов;

• предоставление гарантий правительства Республики Бела­
русь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестицион­
ных проектов;

• предоставление инвесторам налоговых, валютных и тамо­
женных льгот: действуют автоматические налоговые каникулы по
продукции собственного производства СП с долей иностранного
капитала более 30 %; предусмотрен льготный порядок ввоза на
территорию Республики Беларусь имущественного вклада инос­
транного инвестора в уставный фонд СП; льготный порядок рас
поряжения валютной выручкой СП, полученной от экспорта про
дукции собственного производства и др.;

• правовые гарантии: стабилизационная оговорка (нераспрос
транение на СП и их участников — иностранных инвесторов изме
нений законодательства Республики Беларусь, ухудшающих по
ложение СП, в течение 5 лет с момента регистрации коммерческой


организации с иностранными инвестициями); гарантии от неком­пенсированной национализации;

• создание в Республике Беларусь территорий со специаль­
ным правовым режимом, стимулирующим развитие инвестицион­
ной деятельности — свободных экономических зон.

СП на территории Республики Беларусь для получения пред­усмотренных законодательством льгот должно соответствовать следующим критериям:

1. Признаваться коммерческой организацией с иностранными
инвестициями:

• общий объем иностранных инвестиций (не зависимо от коли­
чества иностранных участников проекта) должен быть эквивален­
тен сумме не менее 20 000 дол. США; если иностранный инвестор
приобретает долю участия в ранее учрежденном юридическом ли­
це без иностранных инвестиций, то объем иностранных инвести­
ций должен превышать 20 000 дол. США. При этом минимальный
размер иностранных инвестиций не ограничивается, а минималь­
ный размер взносов в уставный фонд устанавливается в зависи­
мости от организационно-правовой формы предприятия с инос­
транными инвестициями;

• в качестве основной цели деятельности организация должна
преследовать получение прибыли;

• создаваться в следующих организационно-правовых фор­
мах: ООО, ОДО, ОАО, ЗАО.

 

2. Иметь долю иностранного инвестора в уставном фонде в
размере более 30 %.

3. Соблюдать законодательно установленные предельные сро­
ки формирования уставного фонда.

Система финансовых льгот сориентирована на стимулирование внутреннего производства, в силу чего льготы предоставляются по выручке от реализации продукции собственного производства.

Деятельность СП регулируется также общими законодатель­ными актами, включая законодательство об инвестиционной дея­тельности, о предприятиях, антимонопольное законодательство, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и др.; СП пользуются и другими видами льгот, предоставляемыми на общих основаниях.

В развитых странах к созданию СП допускаются как юриди­ческие, так и физические лица. Создание СП основывается на гражданско-правовом договоре, заключенном по законам страны одного из участников такого договора. Для стимулирования дело­вой активности и привлечения иностранного капитала в этих странах применяются различные льготы, которые можно сгруп­пировать следующим образом:

• финансовые налоговые стимулы — налоговые каникулы,
снижение ставок налогообложения, налоговые кредиты, ускорен­
ная амортизация, освобождение от таможенных платежей;


• финансовые неналоговые стимулы — субсидии, займы, кре­
диты и гарантии по кредитам;

• нефинансовые стимулы: создание благоприятной политичес­
кой, социальной обстановки, вложения в развитие инфраструкту­
ры, предоставление бесплатных консалтинговых, юридических и
других услуг.

Как правило, льготы делятся на безусловные (автоматичес­кие), т.е. получаемые при создании СП, и условные, которы предприятия получают при выполнении необходимых условий -реинвестирование прибыли иностранным инвестором, инвести ции в определенные сектора экономики и др.

В большинстве стран существуют сектора экономики, закры тые для иностранного капитала, или участие в которых инострац ных инвесторов ограничено, могут вводиться и другие ограничь ния, например, в отношении национальной принадлежност] Председателя Правления, найма иностранной рабочей силы, США создание СП находится под жестким контролем антимонс польного ведомства. Иностранные инвестиции попадают под дей ствие различных международных правовых актов — Соглашение о двойном налогообложении, Соглашения о поощрении и взаим ной защите инвестиций, Соглашения о создании международна агентства по гарантированию инвестиций.

Инвестиционный климат — совокупность условий в стр; не-реципиенте, влияющих на деятельность в ней национальных иностранных инвесторов. При выборе страны, в которую инсх транный инвестор хотел бы инвестировать свои средства, пр< исходит оценка конкретных экономических, политических, соц! альных, правовых условий функционирования.

В современной экономике существует большое количество м< тодик, применяемых для оценки инвестиционного климата crpi ны. Среди них следует выделить методику оценки инвестицио! ного риска информационной службы БЕРИ (BERI index — Bus.^ ness Environment Information Risk index), методику оценки кре­дитоспособности стран Всемирного банка, методику оценки кон­курентоспособности стран Всемирного экономического форума, методику оценки инвестиционного риска журнала "Евромани" (Интегральный показатель надежности) и др.

При оценке индекса конкурентоспособности стран, проводи­мой Всемирным экономическим форумом, анализ ведется по следующим направлениям: степень открытости экономик (уровень тарифов и квот в стране, курс иностранной валюты


валютные ограничения, ограничения на импорт капитала), пра­вительство (особенности государственной экономической поли­тики, налоговой системы, степень бюрократизации экономики, уровень государственного вмешательства в экономику, наличие теневого сектора, уровень налогообложения), кредитно-финан­совая система (развитость инфраструктуры финансового рын­ка, доступность банковского кредитования, особенности финан­сового регулирования и надзора), инфраструктура (общий уро­вень развития инфраструктуры, расходы государства на под­держание и совершенствование объектов инфраструктуры, сто­имость услуг инфраструктуры), технология (математическое и научное образование, количество ученых и инженеров, науч­но-исследовательских учреждений, уровень защиты интеллек­туальной собственности), качество менеджмента, рабочая сила (квалификация рабочей силы, социальная защищенность, уро­вень оплаты труда), институты (качество государственного уп­равления, наличие организованной преступности, политичес­кое доверие). В соответствии с данным рейтингом пятерка наи­более конкурентоспособных стран мира представлена следую­щими государствами: Сингапур, США, Гонконг, Тайвань, Ка­нада.

Методика оценки кредитоспособности Всемирного банка ос­нована на оценке возможностей стран погашать свои долги и соот­ветственно вероятности наступления финансового кризиса в стра­не. В основу рейтинга положены три основных показателя: отно­шение общей суммы внешнего долга к ВВП (не более 50 %); отно­шение общей суммы внешнего долга к годовой экспортной выруч­ке (не более 275 %); отношение выплат по погашению и обслужи­ванию внешнего долга к годовой экспортной выручке (не более 30 %). К числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности, относятся страны, в которых три показателя в среднем в течение трех лет превышают расчетные уровни. К чис­лу государств, имеющих средний уровень кредитной безопаснос­ти, относятся страны, в которых три показателя находятся на уровне не более 60 % расчетных величин.

Методика оценки инвестиционного риска журнала "Еврома-ни" предполагает расчет интегрального показателя надежности страны на основе оценки эффективности экономики страны, Уровня политического риска, общего показателя задолженности, Доступности банковского кредитования, доступности краткосроч­ного финансирования, доступности долгосрочного ссудного капи­тала, вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств, кредитоспособности, вероятности невыполнения обязательств по выплате долга. В первую пятерку стран по показателю надежнос­ти экономики входят: Япония, США, Швейцария, Франция, Гол­ландия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.