Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободные экономические зоны: условия создания, особенности функционирования предприятий с иностранным капиталом. Оффшорные зоны




Свободные экономические зоны (СЭЗ) — это часть территорш страны, на которой установлен особый льготный режим предприни мательской деятельности, с целью стимулирования на данной тер ритории предпринимательской активности и решения внешнеторго вых, научно-технических, социальных, общеэкономических задач.

Подобный льготный режим устанавливается государствен для достижения следующих целей [2].

Экономические цели:

• привлечение иностранных и отечественных инвестиций, сти
мулирование деловой активности;

• расширение выпуска экспортной продукции, организации
импортозамещающих производств;

• увеличение налоговых, валютных поступлений в государ
ственный бюджет.

Научно-технические цели:

• внедрение новых и новейших отечественных научно-иссле
довательских разработок;

• интенсификация национальных научных исследований, пс
вышение эффективности использования научного и новейшег
технологического оборудования;

 

• привлечение новых технологий производства из-за границы.
Социальные цели:

• комплексное развитие отсталых регионов;

• увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятое
ти населения;


. обучение и подготовка квалифицированных инженерных и управленческих кадров;

• насыщение национального рынка высококачественными то­
варами.

Для достижения целей создания СЭЗ в них устанавливается особый правовой режим, т.е. устанавливаются льготы для инвес­торов и определяются условия предоставления этих льгот. В це­лом в СЭЗ могут устанавливаться следующие виды льгот:

• внешнеторговые льготы — упрощенный порядок проведе­
ния внешнеторговых операций, снижение или отмена экспор­
тно-импортных пошлин;

• финансовые льготы — снижение налоговых ставок или отме­
на отдельных налогов на определенный период деятельности,
предоставление субсидий, установление низких цен на комму­
нальные услуги, снижение арендной платы;

• инфраструктурные льготы — создание на территории СЭЗ
улучшенной инфраструктуры;

• административные льготы — упрощение процедуры регис­
трации, низкие требования к финансовой отчетности компаний,
упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан.

Государство может создавать на своей территории различные типы СЭЗ. Тип СЭЗ определяется на основе двух критериев: цель создания СЭЗ и основной вид льгот, которые предоставляются на данной территории и которые являются главным стимулом для инвесторов. В мировой практике применяются следующие основ­ные типы СЭЗ (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Типы СЭЗ в мировой экономике

Специальные таможенные территории (СТТ) (по Киотской конвенции от 18.05.1973) — часть территории страны, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находя-


щиеся за пределами таможенной территории, в связи с чем к ним не применяются меры контроля над импортом (таможенные пош­лины и налоги на импорт). При этом если товары перемещаются с территории зоны на таможенную территорию страны, они подле­жат прохождению всех таможенных процедур. Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности. Выделяют­ся следующие виды СТТ:

• свободные торговые зоны, или зоны внешней торговли
(СТЗ) — это ограниченные участки территории морского порта,
аэропорта или расположенные в непосредственной близости oi
них, которые выведены за пределы национального таможенногс
пространства. Здесь могут осуществляться операции по складиро­
ванию, хранению, сортировке, упаковке, маркировке товаров и др.
В СТЗ предусматривается также возможность демонстрации това­
ров в выставочных центрах с целью дальнейшей их оптовой прода­
жи. Перемещение товаров через зону может принимать различные
формы: транзит на территорию третьих стран; поставки товаров
из-за границы для некоторой их доработки и поставки на террито­
рию данной страны; поставки товаров отечественного производ­
ства с целью их доработки и поставки в зарубежные страны;

• экспортопроизводящие зоны — используются для стимули­
рования экспортного производства: на предприятия, зарегистри­
рованные в зоне без таможенного контроля, поступают оборудо­
вание, материалы, комплектующие; далее создается продукция,
которая впоследствии экспортируется также без вмешательства
таможенных органов.

Зоны развития предпринимательства: зоны, в которых уста­новлен специальный льготный режим хозяйствования с целью ин­тенсивного развития на данной территории предпринимательс­кой, как правило, инновационной деятельности. Разновидностью зон развития предпринимательства являются технологические зо­ны — создаются вокруг научного ядра, обеспечиваются развитой инфраструктурой с целью создания на определенной территории высокой концентрации предприятий высоких технологий. Выде­ляют также научно-производственные зоны, промышленные зо­ны и др.

Пример. С целью развития производств компьютерной и другой полупровод­никовой техники в США была создана сеть технопарков, получившая название Силиконовых долин (the Silicone valies). Это около 40 крупных районов разви­тия наукоемких технологий, разбросанных по территории США: Силиконовы • предгорья (г. Сакраменто), Силиконовый берег (г. Джексонвилл-Дейтон), Си ликоновое ранчо (г. Сан-Антонио), Силиконовый рукав (г. Луизиана). В систс му льготного режима на этих территориях входит техническое содействие, вклю чая доступ к сооружениям и оборудованию, финансовая помощь, включая надо говыс скидки, льготное кредитование, доступ к венчурному капиталу, помощь обеспечении научными и производственными кадрами


Оффшорные зоны — территории с льготным режимом для фирм и учреждений, занятых оказанием различных видов финан­совых и нефинансовых услуг. Оффшор (offshore — вне гра­ниц) — это компания, которая не ведет хозяйственной деятель­ности в стране своей регистрации и владельцами которой являют­ся нерезиденты.

Составным элементом льготного режима оффшорных зон является низкий уровень уставного капитала, отсутствие тамо­женных сборов для иностранных инвесторов, свободный вывоз прибылей, отсутствие валютных ограничений, конфиденциаль­ность финансовой информации, минимальные ставки налогооб­ложения, как правило, обязательные платежи включают не­большой сбор за государственную регистрацию и небольшой па­ушальный налог. При этом следует учитывать, что льготное на­логообложение оффшорных компаний в стране регистрации действует только в отношении деятельности вне страны регис­трации. Требования в данном случае сводятся к следующим: владельцами компании должны быть нерезиденты данной оф­фшорной юрисдикции; оффшорная компания не имеет права проводить деловые операции, иметь какое-либо имущество и ис­точники дохода на территории этой юрисдикции; управление компанией, включая подписание контрактов, проведение об­щих собраний и заседаний совета директоров должно осущес­твляться за рубежом.

Пример. Оффшорные компании приносят оффшорным юрисдикциям высо­кие доходы. Так, доход Лихтенштейна от 40 тыс. оффшорных компаний, заре­гистрированных в данной стране, составляет 30 % поступлений в бюджет; 28 тыс. оффшорных компаний, зарегистрированных на Кипре, приносят стране доход в 2 млрд дол. США; примерно такой же доход приносят 30 тыс. оффшорных ком­паний Антильским островам.

Для полноценной работы оффшорной компании в любой дру­гой стране требуется межстрановое соглашение об избежании двойного налогообложения данной страны со страной оффшор­ной юрисдикции, в противном случае оффшорная компания под­вергается налогообложению страны, где она ведет свою деятель­ность.

Комплексные зоны — тип СЭЗ, которые сочетают торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции и стимулы, привлекающие соответствующие типы дело­вой активности.

Пример. По пути создания системы комплексных СЭЗ пошел Китай. Первая такая зона была организована около г Шеньчжень в 1979 г., затем были созданы СЭЗ Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань и др. В систему льготного режима в этих СЭЗ входят (в соответствии с Положением о создании особых экономичес­ких районов в провинции Гуандун) снижение налога на прибыль, отмена налога


на экспорт и лицензирование экспорта, льготные ставки арендной платы. Целью создания комплексных СЭЗ в Китае являются привлечение иностранного капи­тала, увеличение валютной выручки от экспорта, расширение внешнеэкономи­ческой деятельности, эффективное использование природных ресурсов, ускоре­ние экономического развития региона, увеличение занятости.

В Республике Беларусь также есть определенный опыт разви­тия СЭЗ. В соответствии с законодательством [3] свободная эко­номическая зона определяется как часть территории Республики Беларусь со специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ различных функциональных типов: производственные, науч­но-технологичные, экспортные, торговые, туристическо-рекреа-ционные, страховые, банковские или смешанные СЭЗ. Резиден­том СЭЗ становится зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое или физическое лицо в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Регистрация в СЭЗ осущес­твляется на конкурсной основе; для регистрации в качестве рези­дента СЭЗ необходимо предоставить следующие документы:

1) заявление учредителей;

2) копии учредительных документов;

3) копии документов, подтверждающих государственную ре­
гистрацию юридического лица/предпринимателя-заявителя; '.

4) выписка из торгового реестра;

5) гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса
(для создаваемого юридического лица);

6) копии документов, удостоверяющих личность учредителей,
документы, подтверждающие внесение взносов за государствен­
ную регистрацию;

7) инвестиционное предложение для участия в конкурсном от­
боре проектов.

В Республике Беларусь действуют СЭЗ трех основных типов:

• зоны развития предпринимательства: действуют два техно­
парка — научно-технологический парк "Могилев", научно-техно­
логический парк на базе БГУ, создается система промышленных
зон (промышленная зона "Шабаны" в Минске и др.);

• специальные таможенные территории: действуют магазины
беспошлинной торговли в крупнейших аэропортах, организуются
свободные таможенные склады;

• комплексные СЭЗ: созданы шесть крупных СТТ — СЭЗ
"Гомель-Ратон", СЭЗ "Минск", СЭЗ "Брест", СЭЗ "Витебск"
СЭЗ "Гродноинвест", СЭЗ "Могилев".

В целом, если исходить из спектра предоставляемых льгот, указанные СЭЗ являются скорее комплексными; однако, поскольку целью создания СЭЗ являет;


ся активизация внешнеэкономической деятельности (это подтверждается и осо­бенностями конкурсного отбора проектов для регистрации в СЭЗ), доминирую­щим типом стимулов являются внешнеторговые льготы, поэтому эти СЭЗ отнесе­ны к СТТ.

Резиденты СЭЗ (на примере СЭЗ "Минск") получают следу­ющие льготы [4]:

1.Ставка НДС снижена на 50 % (10 %), ставка налога на при­
быль снижена на 37,5 % (15 %).

2. Налоговые каникулы по налогу на прибыль от реализации
продукции собственного производства на 5 лет начиная с первого
прибыльного года.

3. Возможность применения ускоренной амортизации.

4. Льготы по арендной плате.

5. Безлицензионный экспорт за пределы Республики Бела­
русь и ввоз на территорию Республики Беларусь продукции соб­
ственного производства резидентов СЭЗ.

6. Не осуществляют отчисления в дорожный фонд, в фонд
поддержки сельхозпроизводителей.

7. Установлен следующий порядок таможенного регулирова­
ния (таможенный режим "свободная таможенная зона"):

«не требуется таможенного оформления для отечественных или российских товаров, ввозимых на территорию СТЗ, с осталь­ной территории РБ или РФ;

• требуется таможенное оформление для товаров, ввозимых
на территорию СТЗ из-за пределов территории РБ или РФ в ад­
рес резидента СЭЗ; таможенные пошлины и налоги при этом не
взимаются;

• требуется таможенное оформление товаров, вывозимых с
территории СТЗ за пределы территории РБ или РФ в режиме эк­
спорта; вывозные таможенные пошлины и налоги не взимаются в
отношении продукции собственного производства резидентов
СЭЗ;

• требуется таможенное оформление товаров, вывозимых с
территории СТЗ на территорию РБ или РФ; ввозные таможенные
пошлины и налоги не взимаются в отношении товаров, страной
происхождения которых признана РБ, и взимаются в противном
случае (сертификат происхождения СТ-1 БелТПП).

Права и льготы, предусмотренные специальным правовым ре­жимом, не распространяются на торгово-закупочную деятель­ность, розничную торговлю и общественное питание.

Литература

1. Функ Я.И. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь: Коммент. разд. [V Инвестиционного кодекса Республики Беларусь. М.. Изд. деловой и учеб, лит., 2002.


2 Друзик Я. С Свободные экономические зоны в системе мирового хозяй­ства: Учеб. пособие. Мн.: ФУАинформ, 2000.

3. О свободных экономических зонах: Закон РБ от 07 12.1998 213-3 (с
изм. и доп. от 24.07.2002 №134-3 // Нац. реестр правовых актов Республики Бе­
ларусь. 2002. № 87. Ст. 2/883.

4. Об утверждении положения о свободной экономической зоне "Минск":
Пост. Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 №749 (с измен, и
доп. от 16.04.1999г.)//Собр. декретов, указов Президента и пост. Правительства
Республики Беларусь. 1999. № 12. Ст..330.

5. Ушаков Д.Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщи­
ков. М.: Юристъ, 2002.

6 Абрамчук С.Н. Государственное регулирование свободных экономичес­ких зон в Республике Беларусь. Брест: Изд. дом С. Лаврова, 2001.

7. Гончаров А.А. Оффшорный бизнес. Мн.: НО ООО "БИП-С", 2001.

8. Кирин А.В. Регулирование иностранных инвестиций в экономически раз­
витых странах. М.: Издат-во Моск. ун-та, 2001.

9. Вашкевич А. С. Иностранные инвестиции и предпринимательская деятель­
ность в Республике Беларусь. Мн.: ИПА "Регистр", 2001.

 

10. Костюнина Г.М. Международная практика регулирования иностранных
инвестиций. М.: Анкил, 2001.

11.Государственное регулирование инвестиций / Ред. В.П. Орешин. М.: На­
ука, 2000.

Вопросы для самоконтроля

1.Перечислите общие принципы формирования государственной политики
привлечения иностранных инвестиций в Республике Беларусь.

2. Какие ограничения вводятся в Республике Беларусь для деятельности
иностранного капитала?

3. Какие виды льгот и гарантий для иностранных инвесторов и предприятий
с иностранным капиталом действуют в Республике Беларусь? в других странах?

4. Каким критериям должно соответствовать совместное предприятие, чтобы
признаваться коммерческой организацией с иностранными инвестициями?

5. Что такое инвестиционный климат страны и какова методика его оценки?

6. Перечислите основные проблемы, возникающие в процессе деятельности
совместного предприятия в Республике Беларусь.

7. Какие новые виды экономического риска появляются в процессе деятель­
ности совместного предприятия?

8. В чем причины притока в принимающую страну устаревших технологий в
процессе организации иностранных филиалов?

9. Что такое свободные экономические зоны?

10. Охарактеризуйте основные типы свободных экономических зон, действу­
ющих в Республике Беларусь.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.