Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 19. Макроэкономическая нестабильность: инфляция. Методы государственной антиинфляционной политики




Вопросы для повторения.

 

1. В чем недостаток объяснения причин безработицы неоклассической школой?

2. Какова взаимосвязь безработицы и ВВП?

3. Что такое естественный уровень безработицы?

4.Какой закон устанавливает количественную. Связь между уровнем безработицы и ВНП?

5.Какие существуют концепции регулирования безработицы


 

Инфляция – нарушение воспроизводственных пропорций, проявляющееся в устойчивой тенденции к повышению общего уровня цен.

Уровень инфляции (темп роста цен) является показателем инфляции:

 

p = Р – Р-1, где

Р-1

Р – средний уровень цен в текущем году;

Р-1- средний уровень цен в прошлом году.

Инфляцию, вызванную изменениями совокупного спроса и выражающуюся в росте совокупного дохода, принято называть инфляцией спроса. Если причиной инфляции служит падение совокупного предложения, что выражается в уменьшении объема совокупного дохода, то ее называют инфляцией издержек производства.

Обратимся к формуле обмена:

M x V = Р x Q.

Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос, правая часть дает стоимостную оценку совокупного предложения. Экономика функционирует таким образом, что спрос всегда выравнивается с предложением. Любое возрастание предложения денег (М) или скорости сделок (V) приводит к подъему спроса. С другой стороны, увеличение предложения может обеспечиваться как за счет повышения объема производства (Q), так и из-за роста общего уровня цен (P). Если спрос будет расширяться слишком быстро, либо сверх определенного уровня, то для обеспечения равенства (I) предложение может увеличиваться за счет роста ценовой составляющей.

Практика показывает, что совокупная мощность увеличивается приблизительно на 4% в год, отсюда объемы производства увеличиваются приблизительно такими же темпами. Если экономика функционирует в условиях полной занятости, то возможности возрастания объемов производства, ограничиваются способностями роста совокупной мощности (производительности). Когда наблюдается частичная занятость, то производство может превышать 4% в год. Однако и в этом случае имеются пределы.

Таким образом, инфляция спроса возникает в том случае, когда ежегодные темпы повышения совокупного спроса превосходят темпы роста производства. Подобные ситуации могут складываться при любом уровне занятости; поскольку в условиях полной занятости экономический рост ограничивается 3—%, то вероятность проявления инфляции возрастает.

Наиболее очевидной причиной инфляции предложения, или стагфляции служит уменьшение совокупного предложения, т.е. инфляция издержек производства.

Причиной инфляции издержек является резкое повышение совокупных издержек производства, что возникает под воздействием экзогенных (внешних) факторов (неурожай, стихийное бедствие и т.п.). Однако эти причины носят временный характер и не могут объяснить стагфляцию в течение длительного времени.

Ряд экономистов пытаются объяснить причины стагфляции структурными несовершенствами рынка, прежде всего отсутствием должного уровня конкуренции:

— в условиях высокой конкуренции на рынках отдельных товаров происходит постоянное изменение цен, и когда одни товары дорожают, другие дешевеют;

— если конкуренция недостаточна, то наблюдается известная «жесткость» цен в направлении их понижения, т.е. повышение цен на одни товары не приводит к адекватному снижению цен на другие товары. В результате общий уровень цен на товары начинает неуклонно повышаться;

— стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Монополия может добиваться высоких прибылей за счет уменьшения объемов производства и повышения цен;

— многие полагают, что причиной стагфляции могут служить инфляционные ожидания. В условиях инфляции спроса владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая возможное падение своих доходов из-за инфляции. Это приводит к инфляции издержек производства и уменьшению совокупного предложения.

Теоретический спор о причинах стагфляции имеет большое практическое значение. Если, например, причина —монополии, государство проводит антимонопольную политику, если несовершенство рынка —оно должно направить свои усилия на улучшение структуры рынка.

Различают открытую и подавленную инфляцию. Первая проявляется в росте цен, вторая —в исчезновении товаров.

Открытая инфляция —возникает тогда, когда спрос превышает предложение. Открытая инфляция может быть:

— ползучей (цены изменяются на 3-10% в год);

—галопирующей (10-100% в год);

—гиперинфляция, когда происходит полное расстройство денежного обращения (более 100% в год).

Подавленная инфляция возникает, тогда когда цены контролируются государством. Поэтому отклонение спроса от предложения на цену рыночного равновесия влияния не оказывает. Государственная цена оказывается ниже равновесной, притупляет стимулы для увеличения производства, возникает дефицит.

Инфляция бывает сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой. Различают три разновидности механизма развития инфляции:

1. Механизм адаптивных инфляционных ожиданий. Доходы потребителей, как правило, делятся на две части: потребляемую и сберегаемую. Потребители, твердо поверив в неизменность тенденции к повышению цен, сокращают свои сбережения, увеличивая потребление. Тем самым нагнетается текущий спрос, нарушается рыночное равновесие, и таким образом сами же потребители провоцируют очередное подорожание товаров и услуг. Ситуация может ухудшаться, если производители и торговцы, рассчитывая на повышение цен, начнут тормозить продажу, припрятывать товары, надеясь в течение времени сбыть их дороже.

Механизм адаптивных инфляционных ожиданий имеет еще одно пагубное действие. Он заключается в том, что дефицит сбережений уменьшает объем кредитных ресурсов, это препятствует росту капитальных вложений, производства, предложения.

2. Механизм инфляции затрат. В его основе лежит взаимосвязь издержек и цен. Если в экономике идет общее повышение цен, становится неизбежным падение реальных доходов занятых. Чтобы сохранить неизменным благосостояние трудящихся, требуется увеличение денежных доходов. Инициаторами тут обычно выступают профсоюзы. В результате их нажима начинается рост заработной платы. Происходит он разными путями, включая многообразные варианты государственной индексации дохода занятых. Заработная плата является составляющей издержек производства. С ростом заработной платы, одновременно увеличиваются издержки производства, оказывая повышающее давление на цены. Подорожание товаров делает необходимым очередной пересмотр ставок заработной платы и т.д.

Если государство пожалеет потребителей, т.к. они не виноваты в инфляции, и обойдется с ними по справедливости, то завтра, вероятно, произойдет очередное снижение их благосостояния.

В условиях, когда в экономике разворачивается инфляция «зарплата-цены», задачей государства становиться недопущение неконтролируемого, скачкообразного ускорения инфляции издержек. Для этого необходимо, чтобы противоинфляционная компенсация была неисчерпывающей, индексацию доходов осуществлять не автоматически, а только после вмешательства профсоюзов.

3. Механизм подавленной инфляции. Случается, что государство, обеспокоенное инфляционным неравновесием рынков, обращает внимание не столько на породившие его причины, сколько на последствия. Государство пытается погасить, подавить формы ее проявления.

Поскольку обязательным признаком подавленной инфляции являются те или иные способы административного регулирования цен, постольку ей неизбежно сопутствуют деформации рыночного механизма. Их глубина и продолжительность зависит от того, в каких формах осуществляется это регулирование. Если, допустим, практикуется всеохватное централизованное планирование цен, то впору говорить уже не о деформациях, а о разрушении рыночной системы.

Отсюда не следует, что административный контроль над ценами представляет собой абсолютное зло и вообще не имеет права на жизнь. Административный контроль над ценами плох не сам по себе, а в том случае, когда это становится не исключением, а правилом (он нужен там, где есть монополии).

При подавленной инфляции появляется мощный экономический стимул, вызывающий перемещение товарных масс и официальной экономики в теневую, образуется дыра, в которую проваливается многое из того, что контролируется государством.

Подавленная инфляция лишает изготовителей столь необходимых им ценовых стимулов, что препятствует развертыванию инвестиционного процесса, расширению производства и предложения.

Причины инфляции надо искать среди факторов, дезорганизующих денежное обращение, вызывающих инфляционное неравновесие рынков.

1. Инфляция случается тогда, когда представляющий государство центральный банк проводит неправильную денежную политику из-за чего в обращении появляется избыточная масса денег, не обеспеченная товарами. Если взять страны с развитыми рыночными хозяйствами, то, судя по практике, без денежной политики трудно предотвратить надвигающийся спад производства или остановить прогрессирующее снижение курса акций на фондовой бирже. В этих ситуациях центральный банк, как правило, начинает увеличивать предложение денег. Денежный рынок реагирует понижением их «цены» (ставки банковского процента). Происходит удешевление кредита. Он становится более доступным для предпринимателей, которые, одолжив деньги в банке или на бирже, сэкономив часть прибыли, направляют их на финансирование капитальных вложений, увеличивают производство и продажи.

Центральному банку приходится увеличивать денежную массу и в том случае, когда у него берет взаймы правительство, покрывающее таким способом дефицит государственного бюджета.

В указанных случаях количество денежной массы в обращении увеличивается. Если скорость, с которой расширяется денежная масса превышает темпы роста производства, начинается инфляция.

2. Инфляция неизбежна и в том случае, когда расходы государства превышают его доходы.

3. Инфляция возникает и там, где идет процесс милитаризации. Когда ВПК велик, проявляются по крайней мере три ощутимых инфляционных эффекта:

— военный сектор создает постоянное напряжение в расходной части государственного бюджета. Возрастает дефицит;

— военная экономика поглощает материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы. Возникает неоптимальное распределение ресурсов, их дефицит, а следовательно, и рост цен;

— заработная плата работников ВПК увеличивает спрос, не увеличивая предложение товаров.

4. Интенсивность инфляционного процесса зависит от того, существует на рынке конкурентный режим или там господствует монополия. Для того, чтобы сохранить свое доминирующее положение, монополии стараются не только установить и удержать высокие цены, но и сократить размеры производства и предложения.

5. Инфляцию могут вызвать неверные действия государства в сфере налогообложения. Предприниматели, у которых отбирают в бюджет изрядную часть прибыли, сталкиваются с нарастающими трудностями при финансировании капитальных вложений. Более того, постепенно утрачиваются сами стимулы к инвестированию. Все чаще возникают ситуации, когда ту часть прибыли, что осталась после уплаты налогов, выгоднее положить в банк в расчете на процент, нежели на приобретение новой технологии и т.п.

6. Существует некий уровень безработицы (до 10%), при котором уровень заработной платы стабилен. Когда безработица падает ниже этого уровня, заработная плата растет и наоборот. Подъем заработной платы оборачивается движением вверх общего уровня цен, поскольку стоимость единицы труда составляет значительную долю цены любого товара.

6. Импортируемая инфляция.

Первыми жертвами от инфляции становятся потребители, которым приходится страдать от неминуемого падения уровня жизни. Это происходит в разных формах.

1. Одна из них —сокращение ценности личных сбережений. Хуже всего тем, кто держит сбережения в виде наличных денег хранит их на банковских счетах или вкладывает в облигации: каждый новый виток цен неумолимо сокращает массу товаров, которую они способны приобрести. Несколько в лучшем положении оказываются владельцы акций, надеющиеся пусть и на инфляционное, но все же на повышение дохода. Наименьший ущерб несут те, кто успел поместить сбережения в недвижимость и материальные ценности —дом, земельный участок, золото и т.д.

2. Во время инфляции потребителю никак не увернуться от снижения текущих реальных доходов, ухудшения не завтрашних (как в случае со сбережениями), а сегодняшних параметров благосостояния. Тому есть, как минимум, три причины:

во-первых, сколько совершенной ни была бы система противоинфляционной компенсации, ей никогда не угнаться за движением цен;

во-вторых, предугадать будущее повышение цен, особенно когда в экономике бушует неуправляемая инфляция, крайне сложно. Государство, озабоченное бюджетными проблемами, обычно склонно недооценивать степень инфляционной опасности, поэтому противоинфляционная компенсация редко бывает достаточной;

в‑третьих, подобная компенсация в принципе не может быть полновесной. Иначе будет инфляция «издержки — цена».

Таким образом, инфляция негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям —через сбережения и текущее потребление.

Ухудшению качества жизни немало способствует эффект инфляционного налогообложения. Этот эффект проявляется в той экономике, где существует прогрессивная система подоходного налогообложения. Если происходит открытая инфляция, то налогоплательщик, регулярно получая денежные компенсации, становится обладателем все более высокого номинального дохода. Одновременно он перемещается из одной группы налогоплательщиков в другую.

Непременный спутник открытой инфляции—быстрое социальное расслоение общества. Для бедных подорожание товаров оборачивается прямым снижением жизненного уровня, для богатых к сокращению сберегаемой только части. Попытки государства убавить неравенство с помощью противоинфляционных компенсаций чреваты появлением новой несправедливости. Поскольку выплаты носят избирательный характер (беднякам, пенсионерам и т.п.), а основные налоги приходятся на средний класс, то последние несут наибольшие относительные потери реальных доходов.

От инфляции немало страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции неминуемо происходит эрозия стимулов к труду. Это объясняется тем, что, являясь одной из главных причин товарного дефицита, подавленная инфляция тянет за собой нормированное, натуральное распределение предметов потребления. Поскольку увязать нормы с эффективностью труда невозможно, практикуются различные формы уравнительного распределения.

Инфляция поражает систему цен. Происходит деформация рыночного механизма. Чем сильнее инфляция, тем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности, их динамику. Это значит, что в инфляционной экономике цены перестают давать верные сигналы капитальным вложениям, дезориентируют их.

В период открытой инфляции цены в издержках обычно растут быстрее номинальных доходов (заработной платы). С точки зрения предпринимателей зарплата растет медленнее, чем цена на средства производства. Поэтому ему выгоднее держать в производстве устаревшее и сравнительно дешевое оборудование, нежели заменять его новым и все более дорогим. Это обстоятельство отрицательно сказывается на техническом состоянии производства.

Варианты антиинфляционной политики.

Реакция государства на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой:

1) формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения;

2) выработка системы мер, способных ей противоборствовать.

В этом случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты, или же усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. Одновременно со смягчением последствий от инфляции должна быть продумана система мер, гасящая источники инфляции.

Умеренная инфляция (до 10% в год) не считается опасной, поэтому современные правительства в этом случае выбирают тактику непротивоборства с ней, пытаясь заглушить ее негативные последствия для населения.

При сильной инфляции, погасить которую за короткий срок невозможно, государство вынуждено оценить величины ожидаемых потерь из-за ухудшения рыночной конъюнктуры. Эти потери в значительной степени несут потребители, у которых снижается жизненный уровень. Поэтому правительство обычно проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:

- индексация доходов;

- компенсация потерь от инфляции.

Коэффициент индексации должен строиться с учетом темпов инфляции. Поскольку инфляция не прекращается, индексацию время от времени приходится повторять. Достоинством адаптивной антиинфляционной политики является смягчение социальной напряженности, создание предела падения жизненного уровня. Но достигаются эти результаты тяжелой ценой. Затягивается период выхода из инфляционной волны. Компенсации проводятся в государственном секторе за счет бюджета, который уже находится в состоянии дефицита. Дефицит бюджета углубляется. Причины инфляции не устраняются, сглаживаются временно лишь ее последствия.

Борьба с инфляцией имеет место лишь тогда, когда снимаются вызвавшие ее причины. Инфляция связана с деформациями на товарном и денежном рынках, который приводят к устойчивому повышению совокупного спроса над совокупным предложением. Поэтому антиинфляционная политика государства должна обязательно включать два блока:

1) регулирование совокупного спроса;

2) регулирование совокупного предложения.

Эволюция рыночного мировоззрения сформировала два направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.

Дж.М.Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутый дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Фирмы, связанные со смежниками, дают соответственно тоже заказы. В результате создается мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий. Спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит в конечном счете к падению цен, к сокращению инфляции.

Особенностью кейнсианских рецептов является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный государственный расход. Общественные работы, которые Дж.М.Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, также становились дополнительным расходом.

Дефицит государственного бюджета как неизбежное следствие кейнсианских программ, ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Последнее - самая разрушительная форма инфляции, ибо мгновенно распространяется и имеет самый большой спектр действия. Дж.М.Кейнс считал целесообразным другой путь - прибегнуть к государственным займам, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни.

Монетаристские антиинфляционные концепции появились несколько позже, когда кейнсианское регулирование экономики было достаточно апробировано.

Монетаристы во главе с Мильтоном Фридменом (г.Чикаго) обратили внимание, что кейнсианские рецепты не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию - освободить на какой-то срок экономику от хозяйственных диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Поэтому страна, следуя за кейнсианской политикой, досрочно выходит из кризиса, но при этом старые диспропорции в значительной мере сохраняются. В дальнейшем на них накладываются новые, и страна за сравнительно короткий срок вновь вползает в кризис и инфляцию. Поэтому кейнсианцы причины инфляции до конца убрать не могут.

Недостаточность кейнсианских программ с годами делалась более очевидной в связи с тем, что во многих странах стал значительно расти государственный долг, и уменьшить его не предоставлялось возможным.

Кроме того, преждевременный выход страны из кризиса по кейнсианским рецептам оборачивается сокращением периода устойчивого сбалансированного роста. В США вплоть до 70-х годов в послевоенное время кризисы повторялись через каждые 4 года, в то время как раньше их периодичность измерялась более длительным сроком.

В странах с неразвитой инфраструктурой экономика не может задействовать мультипликационный эффект любого регулятора, используемого банком или государством, так как нет возможности использовать оздоравливающий передаточный механизм взаимодействия предприятий.

В начале 70-х годов инфляция приняла острые формы, в отдельных странах она стала перерастать в гиперинфляцию. В этих условиях ждать, когда задействуют стимулы предложения, невозможно. Необходимы срочные, “пожарные” меры, гасящие ее источники. Такая политика опирается на сокращение совокупного спроса.

Новое течение, предлагающее радикальный способ борьбы с инфляцией, получило название монетаризм (от слова монета). Ее родоначальник - Мильтон Фридмен, представитель чикагской школы. Он был советником Рейгана при проведении им стабилизационной программы. Ее реализация позволила всего за шесть месяцев выйти из кризиса, но и войти в состояние подъема, который продолжался как никогда долго, целых 11 лет. Заслуги М.Фридмена дали ему Нобелевскую премию.

М.Фридмен считает, что инфляция есть чисто денежный феномен и развязан он неграмотным вмешательством государства в ход экономических процессов. В условиях дефицита государственного бюджета, последний нельзя парегружать. Надо было искать рецепты, которые не требовали от государства дополнительных расходов. Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал дополнительных инвестиций.

Для этой цели они рекомендуют продавать все, что можно - ресурсы, информацию и т.д. Вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, то возможна разумная приватизация. Рынки следует либерализовать, убрать всяческие барьеры притоку капиталов.

Безусловно, что факторы, воздействующие на рост предложения, должны дать эффект не сразу, а по истечении довольно значительного срока. Поэтому процесс подтягивания предложения относится к долгосрочной антиинфляционной стратегии. Самое мощное наступление на инфляцию связывается с ограничением спроса. Эти меры быстро ударят по инфляционной волне. Поэтому использование этого блока относится к мерам тактического свойства.

Сократить совокупный спрос возможно в результате денежной реформы конфискационного плана. Ее цель - уменьшить количество денег у населения. Это сразу значительно сократит спрос. Такое действие относится к самым сильным средствам. Но возможны и не столь радикальные меры, уменьшаюшие возможность населения предъявлять спрос. Это замораживание сбережений, которое снижает уровень их ликвидности, поощрение покупок недвижимости и драгоценностей. В этом случае сбережения не должны усиливать давление спроса на потребительском рынке.

Сокращение совокупного потребительского спроса связывается с уменьшением бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ и поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства.

Итак, задействовано два антиинфляционных блока: стимулирование предложения и сокращение совокупного спроса.

Монетаристы считают, что меры, сдерживающие спрос, тяжело переносятся населением. Поэтому антиинфляционная программа должна дать эффект за относительно небольшой срок, иначе она станет слишком изнурительной.

Монетаристы применяют рецепты, противоречащие теории Кейнса. Они предлагают ввести дорогой кредит. В этом случае для малоэффективного производства он становится недоступным. Оно разориться. На рынок входят теперь самые сильные производители, которых правительство поощряет более низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют рынок, цены начинают падать. Монетаристские рецепты были широко использованы в США (рейганомика), в Великобритании (тэтчеризм) и в других странах. В развитых странах борьба таким методом с инфляцией привела к последующему сравнительно длинному и эффектному подъему.

Итак, монетарные программы осуществляются в три этапа:

- на первом проводится конфискационная денежная реформа;

- на втором сокращается бюджетный дефицит и удорожает кредит;

- на третьем снижаются налоговые ставки.

На первом и втором этапе используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем - рычаги, стимулирующие рост товарной массы (см. схему).

Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики.

Безусловно, подобные рецепты стабилизации отличаются сильным радикализмом. Однако успехи от их применения требуют больших жертв и испытаний. Первые шаги реформы углубляют спад и усиливают безработицу. Жизненные лишения, которые давят на население, становятся гораздо ощутимее в странах с невысоким жизненным уровнем. Возможности его дальнейшего падения легко уходят вниз от планки прожиточного минимума, что делает сомнительным выживание такого вида рыночной экономики. Она делается подверженной социальной нестабильности, что ведет к частой смене правительств и возможных политических переворотов. На таком фоне ухудшается криминальная обстановка, что угнетающе действует на экономический рост. Инвестиции не вкладываются, иностранный капитал из страны уходит, что еще больше сокращает предложение, усугубляя ситуацию. Монетарные программы в таком случае не приводят к желанному эффекту даже в том случае, если удается перебороть гиперинфляцию. Падение спроса так понизило емкость рынка, что становится невыгодным организовывать новое производство, ибо новая продукция может не найти спроса. В такую ситуацию попала Боливия. По-видимому, для таких стран антиинфляционная программа не должна опираться на рецепты, резко усиливающие спад производства. Должны быть найдены и другие комбинации мероприятий, обуздывающие инфляцию. Считается возможным на короткий срок проводить политику замораживания цен и заработной платы. В этом случае правительство получает передышку, что позволяет основательнее отработать соразмерность различных рычагов и с их помощью подавить уже открытую инфляцию. На долго задерживаться на политике замораживания цен и заработной плату не рекомендуется, ибо подобная политика переводит открытую инфляцию в ее подавленую форму, разрушает механизм саморегуляции и снижает возможности справиться с проблемой.

Инфляция последних лет проходит на фоне чрезмерного бюджетного дефицита, который инфляцию и порождает, и резко усиливает, поэтому необходимо этот дефицит убирать. Здесь возможны два пути: увеличить доходную часть бюджета за счет роста налогов или сократить расходы государства. Если нельзя отказаться от государственных расходов, приходиться ужесточать налоговый процесс, однако эту меру можно использовать лишь в очень короткий период. В условиях дефицитной экономики бремя налога легко перекладывается на цену, что только подхлестывает инфляцию. В долгосрочной перспективе большие налоги угнетают инвестиции, что тормозит рост предложения. Борьба с инфляцией становится бесперспективной, тем более, что государство лишается возможностей роста налоговых поступлений в бюджет из-за замедления инвестиционных процессов.

Современные правительства в борьбе с инфляцией ориентируются больше на другое направление, уменьшающее бюджетный дефицит, - сокращение государственных расходов. Для нашей страны - это прежде всего военные расходы, сокращение дотаций для неэффективного производства и, к сожалению, приходиться идти на сокращение социальных программ.

 

Вопросы для повторения:

1. Охарактеризуйте сущность и источники инфляции. Какие способы измерения инфляции существуют.

2. Какие виды инфляции вам известны. Проиллюстрируйте ответ на примерах.

3. Назовите общественные издержки инфляции. В чем выражается эффект Фишера.

4. Покажите достоинства и недостатки альтернативных методов государственной антиинфляционной политики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.