Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод самозащиты Ранка




 

Исследование различных моделей убеждающего воздействия привело Ранка к осознанию факта их потенциальной опасности для индивида, т.к. он зачастую просто не подозревает объектом каких манипуляций и внушений становится. Для противодействия такого рода воздействиям Ранком была разработана схема преувеличения / преуменьшения, основные элементы которой представлены на рисунке Х.Х.

Основная идея Ранка заключается в констатации того факта, что обычно воздействующий использует две основные стратегии для достижения своих целей: преувеличивает некоторые аспекты пропагандируемой идеи или рекламируемого продукта при одновременном преуменьшении других.. Иногда они уподобляются иллюзионистам, пытаясь отвлечь внимания от одних сторон и привлечь внимание к другим.

Воздействующий может использовать следующие стратегии:

1. Преувеличение собственных сильных сторон.

2. Преувеличение слабых сторон конкурента.

3. Преуменьшение собственных слабых сторон.

4. Преуменьшение сильных сторон конкурента.

 

 


Рисунок Х.Х. Схема преувеличения / преуменьшения Ранка.

Приводится по: Larson C.U. Persuasion: Reception and responsibility. – Belmont, Clf: Wadworth Publishing Company, 1992, p. 15

 

На тактическом уровне воздействующий может использовать повторение, ассоциации и композицию для преувеличения сильных сторон своего предложения. Он также может использовать недосказанность, отвлекающие маневры, запутывание для преуменьшения слабых сторон своего предложения или сильных сторон конкурента.

Стратегии воздействия, как правило, являются пошаговыми, включая определенные тактические действия. Так в ситуации выборов кандидат стремится очернить своих конкурентов и преувеличить собственные отличия от них в лучшую сторону. В случае использования тактики повторения он постоянно будет «стучать себя в грудь», рассказывая о достоинствах. При ассоциировании он будет стремиться формировать ассоциации с авторитетными другими. Примером чего является постоянное апеллирование к поддержке президентом. В случае композиции, как отмечает Маклухан (McLuchan), «причесывание» одной информации относительно другой. Используемые средства наглядной агитации направлены на создание позитивного образа самого себя и сопровождаются негативными картинками конкурента – показ криминального или коммунистического прошлого и т.п. В случае недосказанности имеет место не афиширование своего материального благополучия и порочащих связей. В случае использования отвлекающих маневров речь идет об отвлечении внимания от своей проблемности за счет преувеличения катастрофических последствий надвигающегося экономического кризиса с подчеркиванием, по возможности, того, что при его избрании катастрофических последствий можно будет избежать. Наконец при использовании запутывания многие кандидаты начинают использовать туманные фразы, включающие не понятные, но производящие на обывателя неизгладимое впечатление термины, например, дефолт, секвестр и т.п.

Ранк предлагает ряд советов для распознания используемых в убеждающем воздействии тактических приемов. В случае столкновения с пропагандистской скороговоркой мы должны сохранять холодность, отстраненность и скептицизм в отношении происходящего. Для достижения этой цели предлагается следующий инструмент самоанализа, представленный на рисунке Х.Х.

 

Преувеличение собственных достоинств 1. 2. 3. Преувеличение недостатков других 1. 2. 3.
Преуменьшение собственных недостатков 1. 2. 3. Преуменьшение достоинств других 1. 2. 3.

Рисунок Х.Х. Карта подсчета схемы преувеличения / преуменьшения Ранка.

Приводится по: Larson C.U. Persuasion: Reception and responsibility. – Belmont, Clf: Wadworth Publishing Company, 1992, p. 23

 

Анализируя при помощи приведенной карты подсчета осуществляемое по отношению к вам воздействие, следует внимательно фиксировать в ней сколько раз используются повторение, ассоциации, композиционные уловки, недосказанности, отвлечения внимания и запутывания. По мере проведения подсчета вы увидите особенности используемых стратегий и тактик и, возможно, повысите степень критичности по отношению к происходящему. Собственно говоря, использование любых аналитических инструментов и средств прояснения возможных скрываемых контекстов способствуют возрастанию критичности, а, следовательно, и устойчивости по отношению к производимому воздействию. Общая схема такого рода остраненного анализа нами уже рассматривалась в разделе, посвященной атрибутивной терапии. Этому способствует даже сохранение простой установки на возможность присутствия скрываемых моментов. Эта схема вполне уместна и по отношению к оценке осуществляемого социально-психологического воздействия. Другое дело, что сохранение критичности к происходящему не должно превращаться в стилевую особенность, т.к. в этом случае возникает потенциальная возможность «нахождения врагов» там, где их просто нет.


Рассмотренный в разделе проблемный пласт социально-психологического воздействия создает необходимую основу для перехода к следующей, более сложной плоскости человеческих взаимоотношений межличностному взаимодействию. На протяжении всего раздела мы пытались провести линию о субъект-субъектном характере воздействия. Оно никогда не бывает односторонним. У человека всегда есть выбор – поддаваться или не поддаваться, быть пассивным или активным в отношении происходящего. Какие сложности встают перед людьми в процессе налаживания продуктивных взаимоотношений мы рассмотрим далее.

 


Глоссарий
Внушение – процесс воздействия на психическую сферу человека связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного, активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта» Латтитюд – предложенная Шерифом модификация аттитюда, обозначающая диапазон позиций, принимаемых или отвергаемых индивидом в отношении данного вопроса. Введение латтитюда обусловлена стремлением повысить прогностический потенциал аттитюда за счет оценки имеющихся в опыте человека устойчивых предпочтений в отношении определенных событий и фактов. Психологическое прививание – снижение эффективности воздействия посредством предварительного информирования адресата о его содержании. В случае прививания, по аналогии с биологической прививкой, содержание воздействия «смягчается», за счет «опускания» наиболее острой и болезненной информации.
Вопросы для обсуждения
1. В чем своеобразие социально-психологического воздействия? 2. Какие виды социально-психологического воздействия выделяются и в чем их специфика? 3. Какие основные теоретические подходы к социально-психологическому воздействию существуют и в чем они отличаются друг от друга? 4. Какие особенности присущи организованному социально-психологическому воздействию? 5. Какие личностные и ситуативные факторы определяют эффективность социально-психологического воздействия? 6. Какие механизмы лежат в основании манипулятивного воздействия и на чем старается «играть» манипаулятор? 7. Что означает психологическое прививание и как оно осуществляется?
Для дополнительного чтения
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебное пособие для вузов. – М: Аспект Пресс, 2001. 2. Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. Учебное пособие для вузов. – М: Аспект Пресс, 2000. 3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М: Аспект Пресс, 2001. 4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997. 5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб: Питер, 2000. 6. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 7. Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 1997. 8. Перспективы социальной психологии. / Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 9. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.  
Основной источник
1. Аронсон Э, Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения. Повседневное использование и злоупотребление. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.  




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.