Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметная и методологическая специфика социально-гуманитарного знания




Отличия гуманитарной науки от естественной:

1) частичное совпадение субъекта и объекта познания

2) идеологическая нагруженность социального познания, т.е. явная или неявная представленность в нём различных социальных интересов

3) динамичность изучаемых объектов

4) идеальный (т.е. нематериальный) характер многих объектов социального познания

5) затруднённость количественных и экспериментальных методов познания

Все эти особенности делают гуманитарное знание, если и не более сложным, то во всяком случае иным, чем естественнонаучное. И наработанные в последнем эталоны научности и строгости знания не во всём применимы к познанию социальному. В силу отмеченных особенностей в социальном познании открывается куда больший простор для различного толкования одних и тех же событий, значительно прочнее в нём держатся многочисленные иллюзии и заблуждения, но делать отсюда вывод о некой неполноценности социального познания было бы большой ошибкой. Социальные науки развиваются в принципиально ином русле нежели естественные: ведь это знание не только о сущем, но и о должном (не только о том, что есть, но и том, что должно быть). В естествознание если что не так, ищут изъян в теории, природа не может быть виновата. В познании же гуманитарном «виноватой» может оказаться и сама реальность. Да и главный объект социального познания (чел) не зря же столько веков считался венцом творения - наиболее сложный объект мироздания. Нельзя не учитывать и то, что явственную потребность именно в научном познании человека и общества человечество ощутило по историческим меркам совсем недавно.

Научное знание есть сложная система с разветвленной иерархией структурных уровней. Вычленяют три основных уровня: локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией; знание, составляющее целую научную область; знания, представляющие всю науку. 2 уровень: в науке всегда осуществляется интегративная фукц., то есть любая научн. дисц. интегрирует охватываемые ею знания. 3 уровень: Наука существует не только для того, чтобы отображать действительность, но и для того, чтобы рез-ты этого отражения могли быть использованы людьми. На науку оказывает влияние определенная форма культуры, в которой она формируется. 1 уровень: В науке различают эмпир. и теорет. уровни исследования. Это различение имеет своим основанием: 1. методов познавания активности 2. характер достигаемых результатов. Эмпир. исследование предполагает выработку программы исследований, организ. наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер. данных, их классификацию, первичное обобщение. Теорет. познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы... Исторически эмпир. познание предшествует теорет., но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания.

Эмпир. исследование выявляет все новые данные наблюд. и эксперим., ставит перед теорет. мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет. знание ставит перед наблюдением и эксперим. все более сложные задачи. Постановка проблемы и исследов. программа. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка пробл. в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает и исследов. программу, строит план своей деятельности. Наблюдение и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ. свойств и отношений объекта познания. Оно м.б. непосредств. и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв. с исследов. программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий. Эксперимент одновременно принадлежит и к познавательной, и к практической деятельности людей, использует теоретич. знания, являясь частью эмпирики. Виды экс.: исследовательский или поисковый, проверочный или контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или количественный, подтверждающий, опровергающий или решающий. Мысленный - особый вид между теор. и эмпирич.
Гипотеза. Ни одна н теория не родилась в готовом виде. Сначала она сущ. как гипотеза. При этом сама гип. возникает не сразу, она проходит опред. стадии формирования. Сначала это предположение, догадка, вытекающая из наблюд. новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям. Гипотеза есть предположение, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира. Обоснование и доказ. гипотезы проводится на основании анализа накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с установленными новыми фактами и теми фактами, кот. могут быть установлены в будущем. Иначе говоря, обоснов. гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и предвидении новых. Гип. выступает как опред. обобщение имеющегося знания. Но она принципиально носит вероятностный характер. Степень ценности гипотезы определяется уровнем ее вероятности. Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития опред. области реальности. Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в рамках данной теории выявл. противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину теории составляют входящие в нее законы. В теории выделяют такие сущ. моменты: исходную эмпирич. основу; различного рода аксиомы; логику теории, допустимые правила лог выводов; совокупность выведенных утверждений с их доказательствами; законы наук, а также предвидение. Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории

Все уровни локального знания взаимосвязаны: теоретическое знание опирается на эмпирическое, эмпирическое знание оказывается несвободным от теоретических представлений, оно обязательно погружено в некий теоретический контекст, философские представления пронизывают оба уровня, ученые всегда работают на основе некоторых теоретических предпосылок, которые определяют общую позицию в исследовании.

Методы научного исследования имеют три аспекта: предметно-содержательный, операциональный и аксиологический. 1. метод содержателен, эта та же теория, но направленная на познание и преобразование объекта. 2. зависимость метода от субъекта, уровень научной подготовки спец, его умение и опыт. 3. степень эффективности, надежности, экономичности метода.

Вопрос о выборе метода. Методы специальные относятся к лок знаниям, к соответствующим теориям (метод спектрального анализа, стат моделирования, метод Монте-Карло и тд), общенаучные методы - ко второму уровню знаний. Их объективной основой становятся общеметодологические закономерности познания (метод экспер и набл, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному и тд). Универсальные методы характеризуют чел мышление и применимы во всех обл познавательной деятельности. Их основа - общефил понимание и мировоззрение, это принципы мышления типа диалектической противоречивости, принципа историзма итд.

 

Специфика методологии социогуманитарного знания заключается в главенстве интегративных, синтезирующих тенденций. Они позволяют за отдельными субъективными впечатлениями усмотреть закономерность, избежать шаблонности в объяснении тех или иных переживаний, эмоциональных состояний, чувств. Но главное, эти методы дают возможность воссоздать целостный образ (хотя это и не гарантировано: не случайно мы используем слова "позволяют", "дают возможность" и т.п.). Целостное видение многомерно, схватывает не только линейные связи, по горизонтали, но и точечные, по вертикали. Целостность достигается через способность видеть как бы сверху, с высоты, что позволяет уловить одновременность этих связей, не только их последовательный, но и одновременный характер, когда в одном присутствует все: в миге — вечность, в точке — полнота бытия. Как говорил японский поэт Сэн-Цань (VII век): "Нет ни прошлого, ни будущего, ни настоящего — все в одном, одно во всем". Мир, возникший когда-то из точки, — сингулярен, он присутствует в каждой точке, и в этом основа его единства. Недаром перед смертью Будда произнес: "Состоящее из частей подвержено разрушению, трудитесь прилежно".

Предметом изучения в социальной философии ялвяется не поддающиеся наглядному описанию (не фиксируемые эмпирически) элементы, которые мы обозначим как формы и социальные связи. Социальная философия – размышления об обществе как системое вне- и над- индивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью вместе с другими людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.