Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формационный и цивилизационный подходы в современной социальной философии




Формационный подход: Маркс – периодизация истории человечества на основе смены способов производства и общественно-экономических формаций. Формация – социально-экономическая форма общественно-производственной деятельности. Тип и строение общества. Нация должна пройти путь от первобытного строя до современного состояния. /Мамардашвили/. Социальный организм. СХЕМА РАЗВИТИЯ ЛЮБОГО ОБЩЕСТВА. РОССИЯ не имела многого и пришествия коммунизма не доказала. Технический базис общества. Исторические личности. Ремесленные орудия труда и машины. Изменение вертикали «ремесленник – орудие труда». Новое – информационное общество, ценность научного специалиста. Отношение личной зависимости, вещная зависимость, свободная индивидуальность. Абсолютизация социально-экономических законов.

Общественные формации - формы связи людей, выработанные в процессе социальной эволюции. Не существует логических препятствий для того, чтобы называть общественными формациями любые социальные образования от воспроизводящей социальной системы и до саморазвивающейся человеческой личности. Однако в философском обиходе и в обыденном сознании понятие формаций связано с выделением основных ступеней общественного развития. Например, догматический марксизм "ограничил" социальную эволюцию пятью - первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая - формациями, стремясь подогнать конкретное развитие стран под эту схему. Были в марксизме и другие подходы; можно отметить у самого К.Маркса схему трех исторических ступеней: общество, основанное на личной зависимости людей (т.е. докапиталистическое); общество, основанное на вещной зависимости людей; и общество, существующее через зависимости, образующиеся индивидуальным развитием людей. В западной философии и социологии действует близкая по смыслу схема: традиционное общество, затем индустриальное и постиндустриальное. Вместе с тем существует серьезный методологический смысл для сохранения за каждым общественным образованием логической возможности быть понятым как формация. Эта возможность является противоядием макроанализу общества, стремящемуся зачастую растворить явления и события микроуровня в характеристиках больших формаций, свести, например, бытие личности или деятельность науки к характеристикам способа производства и т. п.

Цивилизационный подход: Сен-Симон, О.Конт, М.Вебер, А.Тойнби.Цивилизация – культура – термин просветителей. Высокий разумный уровень развития общества. Цивилизация = культура (сообщество воспитанных и образованных людей, гражданские законы, моральные правила, жизнь зависит от общества, религиозное благочестие).Цивилизация – религия (Тойнби) – Западная, Восточно-православная, Исламская, Индуистская, Дальневосточная. Африка -?.Цивилизация – программа развития общества с целями, вектор – закрепленный в социальных институтах, материальном совершенстве. Цивилизация есть овеществление культуры, совокупность инструментов для развития общества. Шпенглер – цивилизация – закат культуры. Духовная деятельность омертвляется и подавляется техническими альтернативами. Энгельс: Цивилизация – историческая ступень развития. Цивилизации в этом контексте предшествуют дикость и варварство. Экономика: присвоение даров природы (охота, собирательство). Потом – возникновение скотоводческих племен, отделение ремесла от земледелия. Товаро-денежные отношения. Рынок – регулятор экономической жизни. Появление собственности. Монополии. Ограниченность продуктов и инструментов труда. Развитие производства и экономических отношений. Определение преобладающего вида хозяйственной деятельности. Отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, якобы повелевающих людьми. Сложное переплетение разнообразных законов. Цивилизационный подход предполагает право каждого народа на социальный эксперимент – не проходят «график развития». Реализация своей культурной программы. Учет исторических особенностей и условий.

Цивилизационный подход. Тойнби составил схему цивилизационного процесса, в к-ром выделил несколько стадий:

Возникновение цивилизации, связанное с успешным ответом на некоторый первоначальный для данной цив-ции вызов (гибель минойской цив-ции и центром на о-ве Крит была вызовом к началу цив-ции эллинистической).

Рост цив-ции, к-рый возможен только, если она будет успешно отвечать на дальнейшие вызовы времени. В каждом растущем общественном организме Тойнби выделяет творческое меньшинство, к-рое и находит ответы на вызовы мира, и абсолютное большинство, к-рое не видит вызовов, а, следовательно, не может найти на них ответ.

Надлом – исчерпание правящей элитой своего творческого потенциала

Распад – появление универсального государства, к-рое рано или поздно гибнет.

Тойнби не абсолютизировал этот подход и считал его ограниченность. Будущее мира Тойнби связывал с ликвидацией цивилизационной обособленности (объединение возможно в духовной сфере) и с отрицанием предыдущих форм исторического бытия, переходом человечества в некую постисторическую фазу в своем развитии.

Сейчас принято различать цивилизации традиционные и техногенные Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культур. традиций. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку и ориентирована на его сохранение. В традиционных культурах идея господства силы и власти понималась, как непосредственная власть одного человека над другим. Традиционные культуры не знали автономии личности и прав человека. Древний Египет, Китай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эпохи средневековья - образцы традиционной цивилизаций. Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Важным признаком техногенной цивилизации является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенные цивилизации чрезвычайно динамичным обществом, вызывая радикальное изменение социальных связей-форм человеческого общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.