Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма




Целесообразно начать изучение этого вопроса с выяснения и уточнения содержания самого понятия «гуманитарная культура». Сразу же следует заметить, что словосочетание «гуманитарная культура» в литературе встречается относительно редко. Если оно всё же в ней фигурирует, то в довольно узком значении, и, как правило, не определяется.

В определённом смысле можно говорить о «двух культурах» – рационально-технической, естественно-технической (научно-технической) и гуманитарной. Первая из них носит преимущественно утилитарно-прагматический характер, ориентирована на преобразование, «обработку» природы, её веществ, материалов и энергии, на технико-технологическую и экономическую результативность, производительность и эффективность. Она определяет характер технико-технологического отношения человека к миру, обеспечивает научно-технический прогресс, успешное развитие и функционирование материального производства, лежит в основе материальной культуры. Вторая в основном неутилитарна и неинструментальна, ориентирована главным образом на «обработку», изменение, облагораживание и «очеловечивание» социального мира, общества, общественных отношений и самих людей, а также на процессы хранения, трансляции и потребления высших духовных ценностей, отличается подлинной духовностью, единством Истины, Добра и Красоты. Английский ученый, писатель и гуманист Ч.Сноу в книге «Две культуры» говорит о «научной» и «гуманитарной» культуре и противоречии между ними, выражает справедливую озабоченность о спасении высших духовных ценностей и тем самым человека. Здесь же он указывает на столкновение научной и художественной интеллигенции [87,с.20].

Гуманитарная культура потому так и называется, что она антропоцентрична, в своем фокусе имеет именно человека, его сущностные силы, подлинную духовность, человеческие отношения и межличностное общение.

Гуманитарная культура является особым духовно-практическим, ценностно-смысловым способом освоения, преобразования мира, прежде всего, социального. Она представляет собой определенный тип и стиль миропонимания, мировосприятия, мироотношения и миропреобразования.

Гуманитарная культура есть всеобъемлющее, «сквозное» явление, то есть в той или иной мере присутствует в самых различных сферах общественной жизни. Однако она всё же имеет свою специфическую, относительно самостоятельную первоначальную, «источнико-живительную», «генерирующую» область. Она прямо и непосредственно включает в себя философию, обществознание, человековедение, право, мораль, искусство, мифологию, педагогику, религию, филологию, «человеческие» общественные отношения, облагороженное общение, нравственно-эстетическое поведение людей, гуманитарное образование, воспитание и просвещение. Порой вся эта область как раз и называется гуманитарной.

Гуманитарная культура есть «живая душа», мера человеческого в человеке, важнейшая интегральная характеристика степени духовного развития общества и личности, постижения ими ценностно-смыслового содержания своей жизнедеятельности, выражает гуманистический характер образа мыслей, чувств и действий.

Ядром и системообразующим фактором гуманитарной культуры является её аксиологический компонент (высшие духовные ценности), а основополагающим, ключевым принципом (ценностью) и целью - гуманизм.

Ценности гуманитарной культуры как бы венчают всю систему и иерархию человеческих ценностей, занимая здесь ведущее место. Они являются всеобщими, общечеловеческими, «абсолютными» и жизненноориентирующими ценностями. Как говорилось ранее, в них концентрируются и кристаллизируются социально-исторический опыт, духовные достижения человеческого рода, чаяния и желания людей, образцы жизнедеятельности, должное и желаемое.

Гуманитарно-культурные ценности составляют духовно-бытийный фундамент человеческого сообщества, возвышают человеческий дух, обеспечивают сохранение и развитие самой главной ценности - человека. Они имеют не только общественное, но и индивидуально-личностное значение.

Резюмируя, можно сказать, что гуманитарная культура общества - это целостная, интегральная характеристика его духовности и «человечности», способ и мера свободной реализации сущностных сил человека в культурно-историческом процессе, в гуманитарной области и её результатах, есть творение самого человека, производство, распространение и потребление высших духовных ценностей, а также степень духовно-практического преобразования мира, прежде всего, социального, сообразно этим ценностям.

Гуманитарная культура какой-либо социальной группы или отдельной личности в основном характеризует меру овладения и усвоения ими общественной гуманитарной культуры, участия в качестве её социального и нравственного субъекта, в деле «очеловечивания» и одухотворения общественных отношений, в производстве, воспроизводстве и потреблении высших духовных ценностей.

В целостной гуманитарной культуре следует выделять культуру мышления, чувств, языка и речи, общения и поведения, а также культуру общественно-исторического самосознания. А если брать её в более широком плане, то в ней можно выделить и телесно-физическую культуру.

Гуманитарная культура выполняет целый ряд функций (гуманистическую, мировоззренческую, аксиологическую, социально-познавательную, общественно-преобразующую, социально-преемственную, образовательно-воспитательную и др.). Среди них основополагающей, ключевой и определяющей, конечно, является гуманистическая. Она противостоит всему антигуманному и бездуховному, абсолютному рационализму, сциентизму и техницизму, технократическому мышлению, сциентистско-технократической парадигме технического, инженерного образования.

Долгое время считалось, что научно-технический прогресс, «онаучивание», «технизация» всей нашей жизни – это благо. Теперь же многие усомнились в этом. «Люди, несмотря на расширяющийся комфорт жизни, - писал В.В.Налимов, - неожиданно начали утрачивать мотивацию, основное экзистенциальное начало человека. Опасность нарастает и обретает зловещий, т.е. экспоненциальный характер. Теперь со всей очевидностью становится ясно, что научно-технический прогресс далеко не благо» [ 60,с.20].

Люди всё больше понимают, что гуманитарно-культурный дефицит - самый опасный дефицит. Сциентистское и технократическое мышление, которые носят дегуманизированный характер, которым чужды общечеловеческие ценности, представляют серьёзную опасность для человечества.

Следовательно, сейчас крайне актуализировались аксиологические, ценностно-ориентационные и смысложизненные вопросы. А в силу этого гуманитарная культура, направленная всей своей сутью против сциентизма и техницизма, ныне становится просто необходимой, она призвана «окультурить», гуманизировать всю систему общественных отношений, способствовать превращению человека в высшую ценность и цель общественного развития, в подлинного социального и нравственного субъекта, в творца культурно-исторического процесса.

А.Швейцер справедливо замечал: «Для культуры имеют значение три вида прогресса: прогресс познания и практики, прогресс приобщения человека к обществу, прогресс духа. Опьянённые прогрессом теоретического познания и практики, наблюдающегося в наше время, мы забыли позаботиться о прогрессе духа человека» [129, с.329, 334].

Конечно, не следует сдерживать научно-технический прогресс, отказываться от новой техники и технологии, от научной рациональности, компьютеризации и информатизации человеческой жизнедеятельности, однако всему этому надо придать социально ориентированный, гуманистический и гуманитарный характер. Учёным, техническим специалистам и инженерам необходимо освободиться от сциентизма и техницизма, в своей деятельности ориентироваться на гуманитарную культуру и её ценности.

Следовательно, гуманитарная культура - это сама жизненность и судьба человечества, важный фактор гуманизации материального производства, научно-технического прогресса, научной, технической и инженерной деятельности. Именно с ней, а не со сциентизмом и техницизмом, следует связывать переход человечества от техногенного общества к обществу гомогенному, гуманистическому.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.