Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-воспитательный процесс




Гуманитаризация высшей технической школы и инженерного образования - веление времени

В настоящее время не только Россия, но и другие страны, техногенная цивилизация в целом, переживают серьезный кризис в системе образования. Суть этого кризиса, на наш взгляд, заключается в дегуманизации образования. Это вызвано прежде всего существующими рыночными отношениями и новыми информационными технологиями, господствующей до сих пор старой образовательной парадигмой с её культом естественных и технических наук, сциентистско-технократическим, утилитарно-прагматическим подходом к выпуску специалистов с высшим образованием, при котором главным качеством и критерием является их трудовая функция и конкурентоспособность, а не их личностное, духовно-нравственное, многостороннее развитие. В данном случае выпускники вузов интересуют государство и работодателей именно как «рабочая сила», «трудовой ресурс», «человеческий фактор», «агент», «полезная вещь», «особый товар», имеющий денежный эквивалент. Иными словами, здесь человек рассматривается лишь как средство получения прибыли, как функциональный элемент экономической и технологической системы, а не как личность, высшая ценность и цель общественного развития.

Откровенно утилитарно-прагматическая, субъектно-объектная и репродуктивная парадигма образования, идущая от эпохи Просвещения (ХVIII век), привела к отрыву образования от подлинной культуры и духовности, обучения от воспитания, научного знания от ценностей, Истины от Добра и Красоты. В результате этого начали в основном «производиться» и выпускаться в массовом масштабе «образованцы», «специалисты», «рабочая сила» и «трудовой ресурс».

Сейчас требуется иная, культуро-гуманистическая, ценностно-смысловая парадигмаобразования, которая носит антропоцентристский, личностный, аксиологический, субъектно-субъектный, креативный и диалоговый характер. В ней гуманистические идеи и идеалы являются ключевыми, основополагающими, а категории «культура», «ценность», «личность», культурные и мировоззренческие универсалии – ведущими, она интегрирует Истину, Добро и Красоту. В итоге образование, обучение, учение, воспитание, знания, навыки, умения и опыт учащегося (школьника, студента и др.) рассматриваются в широком социокультурном, ценностно-смысловом контексте, то есть образование понимается как культурная, коммуникативная, диалоговая и творческая деятельность педагога и учащегося, как процесс понимания, сотрудничества и сотворчества.

В свете данной парадигмы главная цель образования – формирование культурного человека, интеллектуального и воспитанного, духовно, нравственно, эстетически и телесно-физически развитого, обладающего гуманистическим, диалоговым и творческим мышлением, умеющего совершенствовать себя, строить гармонические отношения с миром, природой, обществом и другими людьми, толерантно относиться к различным культурам, народам и конфессиям, способного участвовать в гуманизации социальной действительности своими благородными действиями и поступками.

Конечно, всё это ни в коей мере не отменяет необходимости овладения студентами своей основной специальностью, приобретением глубоких знаний в области естественных и технических наук, однако их освоение должно осуществляться в контексте гуманитарной культуры.

Культуро-гуманистическая парадигма образования предполагает процесс гуманизации и гуманитаризации средней и высшей школы, профессионального образования, требует формирования прежде всего гуманитарной культуры личности.

Как уже неоднократно отмечалось, ныне очевидно, что гуманитаризация высшей технической школы становится настоятельной необходимостью, а гуманитарная подготовка инженеров является важнейшим показателем (критерием) не только их культурности и интеллектуальности, но и профессионализма, компетентности, гарантией гуманизации техники, технологии и инженерии. Между тем сциентистско-технократическая парадигма пока господствует в российском техническом вузе. В этой связи ещё раз подчеркнем, что в определениях понятий «инженер», «инженерная профессия» и «инженерная деятельность», как правило, отсутствуют какие-либо указания на их социокультурные аспекты, на гуманитарно-культурную составляющую.

Известно, что до сих пор не выработана относительно четкая и общепринятая концепция гуманитаризации высшей технической школы и инженерного образования. Гуманитаризация высшей технической школы должна носить системный, комплексный характер и основываться на культуро-гуманистической концепции образования, должна представлять собой процесс гуманитарного окультуривания всей вузовской системы, призванного охватить все её элементы, стороны и отношения. Её основной и стратегической целью является выпуск культурных специалистов и инженеров, обладающих высокой культурностью и интеллигентностью, высоким профессионализмом, творческим, рефлексивным, социально и гуманистически ориентированным мышлением.

Гуманизация в процессе гуманитаризации вуза является всеопределяюшей её целью, коренным, системообразующим принципом и фактором. Она означает прежде всего «очеловечивание» всей вузовской системы, отношений между преподавателями и студентами, введение педагогики сотрудничества и сотворчества, максимальной индивидуализации учебно-воспитательного процесса, создание благоприятных условий для свободного самоопределения студентов, реализации их творческого потенциала, развития у них гуманистического мышления. Другими словами, гуманизация вузовской системы предполагает создание соответствующей культурной среды, способствующей самоактуализации личности студента, превращение её из средства в цель, из объекта в субъекта культурной деятельности. Главным принципом здесь является: «Человек - мера всех вещей и самого себя». При этом весь учебно-воспитательный процесс должен рассматриваться в культурном и аксиологическом контексте, а студентам следует понять личностный смысл и ценность образования для себя как свободной и творческой личности.

Нужно подчеркнуть, что в свете социокультурной концепции и парадигмы образования важное место и роль во всём учебно-воспитательном процессе принадлежит самому студенту, его самодеятельности. Однако это предполагает новую технологию, активные формы и методы обучения.

В процессе обучения студент должен осваивать культуру, усваивать не только информацию и знание, но и приобщаться к высшим духовным ценностям и мудрости, понимать смысл всего происходящего, формировать у себя рефлексивно-критическое, творческое, вопрошающее, диалоговое и гуманистическое мышление.

Гуманитаризация высшей технической школы предполагает прежде всего формирование у будущих специалистов, инженеров гуманитарной культуры - необходимой составляющей их профессиональной культуры.

Полагаем, что инженерно-техническая культура – интегральная, качественная характеристика меры овладения специалистами своей профессии, инженерным делом, технической и организационно-управленческой деятельностью, достижениями науки, техники и технологии на основе гуманитарной культуры, есть важнейшая характеристика социально-профессиональных качеств личности специалиста.

Основными элементами этой культуры являются соответствующее образование, профессиональные знания, умения и опыт, а также определенные ценности, нормы и идеалы, социально и гуманистически ориентированное мышление.

В данном случае нас интересует гуманитарная культура личности. Гуманитарная культура личности - это её «живая душа», мера в ней собственно человеческого, подлинная её духовность, гуманность, интеллигентность и воспитанность. Она характеризует степень овладения личностью богатством, идеями и ценностями общественно-гуманитарной культуры, меру реализации его сущностных, духовных и физических сил в гуманитарной деятельности и её результатах, участия в культурно-историческом процессе в качестве его свободного и ответственного субъекта, «очеловечивающего» социальную действительность и общественные отношения.

Напомним, что в гуманитарную культуру личности входят культура мышления, чувств, языка и речи, общения и поведения, общественно-исторического самосознания, телесно-физическая культура.

Важно подчеркнуть, что гуманитаризация высшей технической школы является общим делом. Конечно, ведущая роль здесь принадлежит социально-гуманитарным кафедрам. Однако заметный вклад в него могут внести естественно-научные, специальные и технические кафедры. У преподавателей этих кафедр есть большие возможности в деле аксиологизации, гуманизации своих дисциплин, в том, чтобы сделать естественно-научные, технические знания «человечными», культурно, ценностно нагруженными.

На взгляд автора, в целях придачи гуманитаризации высшей технической школы системного, комплексного характера следует проводить серьёзную и эффективную работу по следующим основным направлениям.

 

1. Научно-методическая деятельность:

- вести научные исследования по проблемам гуманитаризации технического вуза и инженерного образования;

- регулярно проводить социологические исследования по изучению вопросов гуманитарного образования студентов, широко привлекать к этой работе самих студентов, на основе анализа полученных данных оперативно вносить коррективы в учебно-воспитательный процесс;

- проводить по этим вопросам внутривузовские и межвузовские научно-методические, практические конференции и семинары;

- усиливать всю научно-методическую работу, расширять исследования по проблемам педагогики и психологии высшей школы, новой технологии обучения:

- изучать, обобщать и распространять положительный зарубежный опыт в деле гуманитаризации технического вуза и инженерного образования, в области педагогических инноваций;

- разрабатывать на основе комплексных, междисциплинарных исследований «модель» современного специалиста, инженера нового типа, обязательно включая в неё гуманитарно-культурную составляющую; готовить и издавать учебные и методические пособия, посвященные гуманитарно-культурной проблематике, раскрывающие гуманистические и экологические аспекты самых различных дисциплин;

- итоговыми практическими документами всей научно-методической работы должны стать основанные на социокультурной парадигме образования комплексно-целевые программы по гуманитаризации вуза и учебные планы (на весь период обучения).

 

2. 0рганизационно-управленческое направление:

- администрации вуза, ректорату и деканатам в своей практической, организационно-управленческой деятельности руководствоваться социокультурной, культуро-гуманистической парадигмой образования и программой по гуманитаризации высшей школы;

- им же осуществлять работу по гуманизации и демократизации управления, расширению вузовского самоуправления, педагогики сотрудничества и сотворчества;

- укреплять и расширять связи кафедр социально-гуманитарного профиля с общетеоретическими, общетехническими и специальными кафедрами с целью осуществления совместной работы по гуманитаризации вуза и инженерного образования (проводить общие заседания, семинары, конференции, обсуждать учебные программы и планы, издавать совместные учебные пособия, монографии и пр.);

- ректорату организовать, координировать и контролировать всю работу по гуманитаризации вуза, заслушивать отчеты о ходе реализации гуманитарной программы на различных собраниях, заседаниях ученого совета, совета кафедр социально- гуманитарных наук и др.

 

3. Кадровая политика:

- целенаправленно и систематически подбирать и формировать высококультурный, интеллигентный профессорско-преподавательский корпус, использовать для этого аттестацию, профессиональную диагностику, профессиографию, тесты, метод экспертных оценок и т.п.;

- постоянно и в обязательном порядке повышать общий культурный уровень и гуманитарную подготовку самих преподавателей, а в первую очередь - преподавателей специальных и технических дисциплин, не имеющих педагогического образования, использовать для этого ИПК, ФПК, стажировки, семинары, самообразование.

Понятно, что кадровая политика, строго говоря, относится к организационно-управленческой деятельности. Однако хотелось бы всё же выделить её в относительно самостоятельное направление гуманитаризации высшей технической школы.

 

А. Социально-гуманитарные дисциплины - основа гуманитарной подготовки студентов:

 

- максимально гуманитаризировать и гуманизировать содержание этих дисциплин, расширяя и углубляя в них социокультурные, аксиологические, смысложизненные, личностные вопросы и аспекты;

- изыскать возможность увеличения удельного веса данных дисциплин в общем объеме учебного времени;

- создавать, по возможности, новые кафедры (культуры, этики, эстетики, психологии, педагогики и др.);

- вводить преподавание новых предметов, читать специальные и элективные курсы по истории мировой и отечественной культуры, по этике, эстетике, риторике, религиоведению, культуре делового общения, социальной экологии и пр.;

- осуществлять профилированное преподавание этих дисциплин;

- активно и целенаправленно вводить в учебный процесс программы по социально-управленческой, психолого-педагогической подготовке будущих специалистов, включая тематику, связанную с особенностями рыночной экономики, с менеджментом, прикладным человековедением и зарубежным опытом организации производства;

- читать лекции по проблемам истории и философии науки и техники, вопросам психологии научно-исследовательского творчества, эвристики, инженерной психологии, технической эстетики и профессиональной этики, которые прямо имеют свою профессиональную направленность;

- использовать в преподавании новую технологию, активные формы и методы обучения, эвристический и индивидуальный тип обучения, ориентированный на самодеятельность, самостоятельную работу студентов;

- применять современные формы и методы контроля и оценки знаний студентов, в том числе тестирование и рейтинг;

- повысить уровень подготовки студентов и аспирантов в области иностранных языков;

- кафедрам физкультуры необходимо осуществлять эффективную работу в деле повышения уровня телесно-физической культуры у будущих специалистов, инженеров.

 

Б. Естественные, специальные и технические науки:

 

- изменять содержание и направленность этих наук в плане гуманитаризации и гуманизации, сделать их «человечными», выделять и освещать в их содержании культурологические, социально-гуманитарные, философские, мировоззренческие, эргономические, инженерно-психологические и экологические аспекты;

- читать спецкурсы по истории и теории науки и техники, методологическим вопросам технических наук, затрагивая персоналии, жизнедеятельность, творчество, научные, духовно-нравственные, смысложизненные поиски выдающихся ученых, изобретателей и инженеров;

- индивидуализировать образовательный процесс, использовать личностно-ориентированную технологию, активные формы и методы обучения, культурологический, социотехнический анализ технико-производственных ситуаций, развивать у студентов их творческий потенциал, формировать у них способность к моральному выбору при решении технико-технологических и инженерных задач;

- добиваться того, чтобы студенты в своих курсовых и дипломных работах обязательно освещали их социально-гуманитарные, инженерно-психологические, эргономические и экологические аспекты;

- организовать и осуществлять производственную практику студентов таким образом, чтобы в отчетах о ней обязательно присутствовали социально-гуманитарные и экологические аспекты производства, научно-технического прогресса и инженерной деятельности:

- преподавателям постоянно повышать свой общий культурный уровень, осваивать гуманитарную культуру и её ценности, освобождаясь от сциентистского и технократического мышления, используя для этого различные формы повышения квалификации, гуманитарное самообразование и самовоспитание.

 

 

5. Культурно-воспитательная и просветительская работа во внеучебное время:

- проводить культурно-воспитательные мероприятия (художественные вечера и выставки, читательские конференции, посещение музеев, знакомство с историческими, культурными памятниками и пр.);

- развивать художественную самодеятельность студентов, стимулировать научно-техническое творчество, прикладные виды искусств и т.п.;

- освещать культурологическую и гуманитарную проблематику в вузовской печати, по телевидению и радио, используя для этого преимущественно диалоговую форму;

- осуществлять гуманитарное самосовершенствование, самообразование и самовоспитание.

 

6.Создание гуманитарно-культурной среды, эстетизация быта и предметного мира:

- целенаправленно формировать гуманитарно-культурную среду, нормальные социокультурные, социально-психологические, санитарно-гигиенические и бытовые условия многогранной жизнедеятельности вуза, для труда, учебы и отдыха;

- гуманизировать и эстетизировать предметный мир, техносферу, приобретать соответствующую мебель, красивые оптимальные, с точки зрения эргономики, технические средства, приборы и т.п.;

- проводить систематизированную работу по эстетическому оформлению зданий, аудиторий, общежитий и столовых, формировать соответствующий интерьер;

-заниматься эстетической экологией, следить за чистотой вузовских территорий, стадиона и дворов, осуществлять работу по их эстетизации и озеленению.

 

7. Финансовое, материально-техническое направление:

- предусмотреть твердое финансирование всей деятельности вуза по его гуманитаризации;

- создавать современную материально-техническую и информационную базу вуза, хорошие библиотеки с традиционными печатными и книгами в электронной форме, оснастить кабинеты кафедр социально-гуманитарных дисциплин отвечающими современным требованиям техническими средствами обучения и коммуникации (компьютерами, видеотехникой, множительной техникой и др.).

Таким образом, ещё раз подчеркнем, что гуманитаризация высшей технической школы носит системный характер, является настоятельной потребностью и ключевым, основополагающим, магистральным направлением преодоления её кризиса и коренного преобразования, а гуманитарная подготовка технических специалистов, инженеров становится важным показателем не только их культурности и интеллигентности, но и профессионализма, компетентности, гарантом гуманизации инженерной деятельности.

Важно подчеркнуть, что высшая техническая школа России, исходя из культурной традиции, призвана выпускать не просто специалистов, бакалавров, магистров и инженеров, а производить и воспроизводить научно-техническую интеллигенцию.

Общеизвестно, что проблемы интеллигенции, её сущности, места и роли в социокультурной жизни России относятся к традиционным проблемам. На протяжении многих десятков лет проблемы интеллигенции были широко представлены в обширной философской, научной и публицистической литературе. Однако заметим, что сейчас, в условиях коренной модернизации российского общества, эти проблемы существенно актуализируются, становятся предметом острых дискуссий. Порой даже говорят о «смерти интеллигенции», её «неинтеллигентности», обвиняют интеллигенцию во всех «смертных грехах», во всех трагических событиях истории России ХХ века. В то же время нередко заявляют о том, что российская интеллигенция – это «наше всё», «соль Земли», «всечеловечность», служение нравственным идеалам, решающая сила духовной трансформации нашего общества. Короче говоря, оценки социального статуса интеллигенции весьма противоречивы.

В советской энциклопедической и справочной литературе, как известно, интеллигенция рассматривалась как особая социальная группа и прослойка, как синоним совокупности образованных людей, профессионально занятых умственным трудом.

Важно подчеркнуть, что и сегоднч, в постсоветский период данное понимание интеллигенции господствует в самых различных публикациях. В частности, в «Кратком словаре по социологии» сказано: «Интеллигенция (от лат. intelligens - понимающий, знающий, умный) – социальный слой людей, профессионально занятых умственным (преимущественно высококвалифицированным) трудом» [38,с.92].

В другом словаре более позднего издания читаем: «Интеллигенция (от лат. intelligens- понимающий, мыслящий) – слой образованных и мыслящих людей, выполняющих функции, которые предполагают высокую степень развития интеллекта и профессиональной образованности» [124, с.177]. В целом, можно сказать, что в этих определениях речь идет об интеллектуалах, специалистах.

Однако в русской традиции, допустим, в сборнике «Вехи» (1909 г.) представлено понимание интеллигенции как этической категории. В этом плане интеллигенция является не просто «службой ума», а «службой совести», характеризуется такими нравственными качествами, как гражданственность, совестливость, стыдливость, гуманность, порядочность, доброта, честность, скромность, трудолюбие, благородство, умение понимать другого человека, защита интересов народа, оппозиция к власти и др.

Весьма интересны на этот счет рассуждения А.Ф.Лосева, который в своих работах как раз придерживался данной позиции, признавая за интеллигенцией особую социокультурную миссию, совершение ею «общественно-личностного исторического подвига» во имя «общечеловеческого благоденствия»[53, с.509].

Интеллигенту, по мнению А.Ф.Лосева, присущи:

1) понимание индивидуальной жизни как сгустка исторических отношений;

2) жизнь ради всеобщего благоденствия;

3) стремление к ликвидации несовершенства жизни;

4) превращение своей жизни в актуальный или потенциальный подвиг [52,с.46].

Таким образом, когда речь идет о моральном облике интеллигента, имеются в виду не элементарные требования библейских заповедей и не прописные истины учебников о «коммунистической этике», а мораль как высшая гражданственность, как ежеминутная готовность к бою и «духовная творческая вооружённость для него» [52, с.46].

Заслуживают также пристального внимания рассуждения А.Ф.Лосева об интеллигентности как важнейшем интегральном культурном качестве личности. Он считал, что интеллигентность не есть ни большое накопление знаний, ни владение какой-нибудь профессиональной специализацией, ни участие в общекультурном прогрессе, ни просто моральное поведение и др., ибо все эти качества и способности являются выражением интеллигентности, а не самой интеллигентностью.

А.Ф.Лосев характеризует интеллигентность, как функцию личности, её культурность и воспитанность, ориентацию на общечеловеческое благоденствие, как переделывание действительности в целях её совершенствования, сознательную работу духа над своим собственным совершенствованием, как культурное дело и общественно-личностный исторический подвиг, критичность мышления и др. [51, с.314-322].

«Подлинный интеллигент, - пишет А.Ф.Лосев, - всегда прост и незатейлив, всегда общителен и откровенен, он не склонен аналитически вдумываться в свою интеллигентность. Интеллигент тот, кто… всегда целесообразно трудится; но он всегда настолько прост душой, что даже не чувствует своего превосходства над людьми неинтеллигентными. В этом смысле интеллигентности нельзя научиться, но она требует длительного воспитания и самовоспитания»[51, с. 320-321]. И здесь хотелось бы специально обратить внимание на мысль о том, что интеллигентность личности формируется в результате воспитания и самовоспитания, благодаря самостоятельной и систематической работе над собой.

«Интеллигентный человек, - замечает В.А.Бачинин, - это духовно богатая личность, обладающая высокой внутренней и внешней культурой. Первой и важнейшей его особенностью является его активное отношение к жизни. Он не безразличен к тому, что происходит вокруг него. Спектр его отношений к миру, к жизни и людям чрезвычайно многогранен и разнообразен. И чем богаче его интересы и потребности, тем этот спектр ярче» [7, с.20-21]. Как видим, данное определение во многом созвучно идеям А.Ф.Лосева, в нём акцент делается на духовное богатство личности и её активное и многогранное отношение к миру. Духовное богатство здесь берётся в широком смысле слова, включая и этическое начало, ибо в контексте «интеллигентность» трактуется как категория нравственная.

Необходимо подчеркнуть, что ведущее место в духовном мире личности А.Ф.Лосев отводил гуманитарной культуре, духовности, особенно религиозной, гуманности, философской, нравственной, эстетической и языковой культуре. В этой связи он большое внимание уделяет истории философии как школе мысли, славословию, философии языка, имени, культуре речи.

Из всего вышесказанного становится очевидным, что понятие интеллигентности в первую очередь связано с интеллигенцией. Однако далеко не всякий интеллектуал, образованный человек обладает интеллигентностью.

Интеллигентность в традиционном смысле слова – это высокая гуманитарная культура, воспитанность, высоконравственные качества личности, высокая культура диалога и общения, гражданственность и добропорядочность. Именно эти черты отличали всегда лучшую часть русской интеллигенции, включая, безусловно, и самого А.Ф.Лосева.

Не отрицая правомерности понимания интеллигенции как особой социальной группы, представители которой профессионально заняты высококвалифицированным умственным трудом, однако хотелось бы всё же указать на односторонность этого понимания и добавить к нему гуманитарно-культурную составляющую. Короче говоря, интеллигенция призвана быть духовной элитой общества, «передовой фалангой человечества» (А.И.Герцен), «службой гуманитарной культуры». Интеллигенция должна противостоять «антикультуре», бездуховности и антигуманизму, культивировать среди населения страны высокие духовные ценности (истину, добро, красоту, гуманизм, веру, надежду, любовь, честь, достоинство и пр.), сохранять всё человеческое в человеке, т.е. выполнять свою социокультурную функцию.

Понятно, что в данном случае нас прежде всего интересует научно-техническая интеллигенция. Само понятие «научно-техническая интеллигенция» возникла в период Советской власти для обозначения лиц, которые в результате обучения в специальных учебных заведениях и накопления знаний в ходе практической работы были в состоянии выдвигать и разрабатывать научно-технические идеи, воплощать их в технике и технологии, а также генерировать новое научное и техническое знание и способствовать его внедрению в различных областях общественной жизни.

В соответствии с данным определением к научно-технической интеллигенции относили научных и инженерно-технических работников, причем удельный вес последних значительно превосходил удельный вес научных специалистов. Так, в 1985 г. ученых в составе научно-технической интеллигенции было в 21 раз меньше, чем инженеров.

В настоящее время основную массу научно-технической интеллигенции по-прежнему составляют инженерные кадры, однако к ней необходимо относить также и профессорско-преподавательский состав специальных и технических кафедр вузов технического профиля, поскольку преподаватели высшей технической школы, осуществляя подготовку новых научных и инженерно-технических специалистов, занимаются, как правило, и научными исследованиями.

Особо следует подчеркнуть, что научно-техническая интеллигенция в российском обществе призвана выполнять, помимо всего прочего, социокультурную функцию, которая заключается в гуманизации современного производства, техники, технологии, деловых и служебных отношений, а также в создании благоприятного климата в трудовых коллективах. Выступая связующим звеном между наукой, техникой и культурой, научно-техническая интеллигенция является, таким образом, социокультурным феноменом. Кроме того, она способствует сохранению культурного уровня страны, реализуя основное назначение интеллигенции, как особого явления русской истории и культуры.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем заключается общий кризис техногенной цивилизации?

2. Каково своеобразие глобальных проблем? Назовите основные глобальные проблемы современности.

3. Какие вам известны культурные парадигмы, предлагаемые для выхода из глобального кризиса техногенной цивилизации?

4. «Человек компьютерный»: это человек или «постчеловек», человек нового типа?

5. Что такое гуманитарная культура общества? Каковы её основные ценности?

6. Общечеловеческие ценности – иллюзия или реальность?

7. Назовите основные направления гуманизации техники, технологии и инженерии.

8. Каковы социокультурные основания инженерной деятельности?

9. Что такое этика учёного? Какова специфика этики учёного технического профиля?

10. Что такое «этика инженера»? Каковы её основные нормы, принципы и ценности?

11. В чем заключается сущность гуманизации и гуманитаризации высшей технической школы и инженерного образования?

12. Что такое гуманитарная культура личности и какова её структура?

13. Инженерная культура: что это такое? Каково её социальное значение?

14. Что такое «интеллигенция»?

15. В чём заключается специфика научно-технической интеллигенции? Какова её роль в Российском обществе?

16. Какого человека можно назвать культурным и интеллигентным?

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1.Философия: учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной-. М.,2003. – Гл. 34. Философия кризиса.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.- М.,1999.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М.,1991.

4.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.

5.Кризис современной цивилизации: выбор пути. - М.,1992

6. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человека // Вопр. философии. 1992. № 3.

7. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.- М. 1990

8. Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству.- М.,1999.

9.Новая постиндустриальная волна на Западе. - М.,1999

10. Орешников И.М. Гуманитарная культура и инженер: учеб. пособие.- Уфа, 1992.

11. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? -Саранск,1992.

12. Орешников И.М. Философия науки и техники: учеб. пособие для аспирантов. -Уфа, 1999.

13. Печчеи А. Человеческие качества.- М., 1980

14.Русская интеллигенция. История и судьбы.- М.,2000

15.Сохранит ли человечество человеческое? - М., 1989

16. Тоффлер Э. Третья волна. - М., 1999.

17. Фромм Э. Душа человека.- М.,1998.

18. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986

19.Философия техники: статьи // Вопр. филос. 1993.- № 10.

20. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и перспективы мирового порядка.- М., 1999.

21 .Швейцер А. Культура и этика.- М., 1973.

22. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.- М., 1992

 

Заключение

Заканчивая работу, хотелось ещё раз обратить внимание читателя на главные её особенности.

Предлагаемое учебное пособие – одна из первых попыток философского, социокультурного и системного исследования и изложения крайне актуальных проблем техники, технологии и инженерной деятельности.

Автор стремился прежде всего показать, что гуманитарная, в том числе и философская культура имеет для современного специалиста технического профиля, инженера и научно-технического работника не просто узкое, частное, сугубо личностное, а большое социальное, практическое и профессиональное значение. Другими словами, она является необходимым элементом и важнейшим критерием их интеллигентности, профессионализма и компетентности. В связи с этим гуманизация и гуманитаризация высшей технической школы и инженерного образования – веление времени, магистральное направление их реформирования.

Рассматриваемые в книге проблемы и вопросы являются исключительно сложными, а многие из них ещё и дискуссионными, спорными, нуждаются в дальнейшей разработке, должны стать предметом систематических и коллективных исследований философов.

Главное назначение пособия – помочь студентам и аспирантам уяснить ряд узловых, наиболее принципиальных философских вопросов техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности, понять их сущность, место и роль в современном обществе, а в результате этого способствовать формированию у них философской культуры.

Читателю, желающему более глубоко и детально разобраться в названных вопросах, следует проработать рекомендуемую в пособии литературу.

Автор надеется, что ему удалось осуществить свой замысел.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.